реферат скачать
 

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

газопроводной системы «Средняя Азия—Центр».

С начала 70-х годов основные районы строительства магистральных

газопроводов сместились на север страны, где были сооружены газопроводы

Медвежье—Надым—Ухта—Торжок—Минск с ответвлением Надым—Пунга— Пермь,

Уренгой—Сургут—Тюмень—Челябинск. В 1984 г. построена крупнейшая в России

газопроводная система «Западная Сибирь—Европа», основу которой составляет

газопровод Уренгой—Помары—Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км, давшая выход

российскому газу в страны Центральной и Западной Европы. Среди других

выделяется экспортный газопровод «Союз»: Оренбург—Волгоград—Ужгород

протяженностью 2750 км.

На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождений природного

газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по

протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского

месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского

месторождения на Норильск).[107]

Воздушнй транспорт

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего

характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной

организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных

зон, масштабами и направлениями международных поездок.

В 90-х годах произошло существенное изменение соотношения перевозок

пассажиров на внутренних и международных линиях. Так, в 1993 — 1994 гг.

пассажирооборот на внутренних авиалиниях России сократился на 49%, а на

международных — увеличился на 35%. Вследствие этого доля пассажирооборота,

выполненного в международном сообщении, возросла с 1992 г. более чем в 2

раза и составила в 1994 г. 26%.

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на

авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному,

Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит

пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При

этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до

Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи,

Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются

в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва.

На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково)

приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным

транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994

г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) —

второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцове),

Минеральные Воды, Сочи — в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут,

Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск —

в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.[108]

2 Размещение транспорта по экономическим районам.

Северо-Западный экономический район.

Северо-Западный район располагает всеми видами современного

транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных

перевозок.

В настоящее время транспортная система ориентированна на решение трёх

основных задач:

. выход к Балтике через Москву всей южной и юговосточной части России

и прилегающих государств СНГ.

. выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с

Черноморским.

. связь с Балтикой северных регионов России.

Именно решение этих трёх задач делает Северо-Запад наиболее

перспективной зоной мирохозяйственных связей России.[109]

Санкт-Петербург — крупнейший порт страны и мира, но перспективы

дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле»

крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и

ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность

Петербургского порта после его расширения оценивается в 25-30 млн. т.

грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в

перспективе в 100-120 млн. т. ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике

системы российских портов. Предполагается расширение уже существующих

небольлших портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов

в устье реки Луги и в районе города Ломоносова.[110]

Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности

железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От

Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через

Череповец—Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск—Оршу—Харьков).

Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (С-

Петербург—Петрозаводск—Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и

Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург—Таллин, С-

Петербург—Псков—Рига, С-Петербург—Псков—Вильнюс и далее — на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически

всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской

водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её

южными морями.[111]

По железным дорогам района перевозятся продукция лесной

промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В

вывозе преобладает продукция машиностроения, химической,

деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе —

топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы,

продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что

является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические

связи с Центральным экономическим районом.

Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение

региона. После прекращения существования СССР именно этот регион стал для

России практически единственным непосредственным выходом в западную

(атлантическую) сферу мирового рынка. И сразу выяснилось, что этот выход

совершенно недостаточно обустроен для успешного выполнения своей новой роли

— сказываются предпочтения прежних лет (по количеству портов, сухопутных

путей за рубеж, инфраструктурному обеспечению, обустройству государственной

границы). Но решать задачу неизбежно придётся, поскольку ни на черноморские

порты, ни на порты государств Балтии Россия всерьёз рассчитывать не может.

Необходимо особо подчеркнуть, что сформировать полноценный морской выход

России в Европу — это чрезвычайно важная задача не только для Санкт-

Петербурга и Ленинградской области, а для всей России. Но главную роль,

безусловно, должна играть сама Российская Федерация. Не исключено, что это

и есть важнейший в будущем ресурс развития.[112]

Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в

рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное

значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много

неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и

поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в

Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более

интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо

просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа.

В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-

Западу.[113]

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не

справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие

трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового

транспортного строительства. Широкую известность получил проект

высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города)

свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и

модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы

большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали

вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной

части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и

строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы

должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского

НПЗ).[114]

Северный экономический район.

Северный экономический район обладает выгодным географическим

положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, Печорскому; имеет

незамерзающий порт — Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со

странами мира. Поэтому транспортная система Северного экономического района

включает все виды современного транспорта.[115]

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:

железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть

грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный

транспорт.[116]

Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который

состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск,

Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в

пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги

Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района —

линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также

проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-

Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со

всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части

России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.[117]

Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое

значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные

судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега,

Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский

канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции.

Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется

перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля),

леса, руды, машин, строительных материалов.[118]

Приморское положение Северного района способствовало развитию морского

транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и

внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района,

проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов

вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск

доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад

вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся

крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные

связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный

лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск

— Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть

лесовозных дорог.[119]

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий

важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский —

Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и

другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод

«Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории

Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие

межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы

различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов,

цветных металлов, бумаги, картона.

В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские

товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.

Центральный экономический район.

ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской

части России, находится в узле важнейших транспортных путей —

железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.[121]

Поэтому район характеризуется развитым транспортным комплексом, во

многом определяющим экономическую роль района. Транспортная сеть

представлена всеми видами транспорта.[122]

По плотности железнодорожной сети (электрифицированной на подходах к

Москве) район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский

показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит

железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район

первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

Район также имеет и довольно густую сеть трубопроводов. Крупнейший

транспортный центр — Москва, которая является узлом 11 железнодорожных

линий; 15 автомагистралей; многочисленных воздушных трасс, связывающих

Москву с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья;

трубопроводов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ,

который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым,

Каспийским, Азовским и Черным морями.[123]

Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и

топлива (энергоносители, лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат

черных и цветных металлов, сахар, импортные промышленные и

продовольственные товары, хлопок) над вывозом транспортабельной готовой

продукции (машины, оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент,

изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь и т.д.).

Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы,

например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного

состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог;

улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация

крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной

железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург; совершенствование

трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной

системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить структурные изменения

транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств

автоматизации и управления.

Волго-Вятский экономический район.

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —

железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным.

Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого

приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского

региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности

транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный

удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и

сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится

около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы

региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция

машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают

древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных

магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий

транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами

России.[124]

Основными магистральные железнодорожными линиями, проходящими через

территорию района, являются: Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь;

Москва — Арзамас — Казань; Нижний Новгород — Саранск — Пенза; Санкт-

Петербург — Котельнич — Киров — Пермь. Имеется также ряд железных дорог,

обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. На железные дороги приходится

около 80% грузооборота района. По густоте железнодорожной сети особенно

выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики.

Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.

км.[125]

Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным,

Поволжским, Уральским регионами России.

Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали

с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает

благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его

взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского

бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел

является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную

дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,

строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского,

Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на

водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных

химических грузов, металлический лом, различные виды машин и

оборудования.[126]

Во внутренних грузоперевозках региона широко используется

автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым

покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний

Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской

местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.[127]

Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный

транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от

Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не

только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов

позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и

Поволжья.[128]

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности

определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо

(сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.