реферат скачать
 

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в

последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 89 тыс.

км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте (2% в 1998 г.),

так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального

транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения

которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.[45]

Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются

в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное

направление. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных

перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири —

от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости

движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью

перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в

сухопутных видах транспорта.[46]

Более того, речной транспорт практически превращается в специфический

вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов

составляют минеральные строительные материалы. Последние перевозить на

дальние расстояния экономически невыгодно, так как коэффициент транспортной

слагающей для минеральных строительных материалов максимален для всех видов

перевозимых грузов. Поэтому средняя дальность перевозки 1 т груза на речном

транспорте постоянно сокращается и в настоящее время с учетом всех видов

речных сообщений составляет менее 200 км.

В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъемностью 2— 3

тыс. т, сухогрузы типа «Волга—Дон», танкеры грузоподъемностью 5 тыс. т и

крупные баржи. С начала 60-х годов эксплуатируются суда типа «река-море»,

позволяющие плавать не только по рекам, но и в прибрежных акваториях морей,

что значительно сокращает объем перегрузочной работы на стыках река—море.

Данный тип судов используется не только на внутренних речных и морских

путях, но и для экспортно-импортных операций на линиях, соединяющих Волгу с

портами Финляндии, Швеции, Дании, Германии и других стран.

Среди перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-

строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). До 3/4 перевозимых

строительных материалов добываются средствами речного транспорта в руслах

рек. Следующими по важности грузами являются лесные. На их долю приходится

более 1/10 от общего объема перевозок. Почти 3/4 всех лесных грузов

перевозится в плотах, а 1/4 — в трюмах судов. Поэтому себестоимость

перевозки круглого леса на речном транспорте в несколько раз меньше, чем на

железнодорожном. При возможности речные пути максимально используют для

транспортировки лесных грузов в плотах. Относительно велики также перевозки

нефти, нефтепродуктов, каменного угля и зерна.[47]

Трубопроводный транспорт

В настоящее время трубопроводы относятся к узкоспециализированному

виду транспорта. Они предназначены для транспортировки жидких и

газообразных продуктов, в основном нефти, нефтепродуктов и газа.[48]

Преимуществами этого вида транспорта являются: наименьшая

себестоимость, возможность функционирования в течение всего года, высокая

производительность труда, минимальные потери при транспортировке,

возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически

вне зависимости от рельефа территории.[49]

По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-,

продукто- и газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды

трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.).

Развитие трубопроводного транспорта неразрывно связано с освоением

нефтяных и газовых месторождений, территориальной организацией нефте- и

газоперерабатывающей промышленности, размещением основных потребителей

нефти, газа и продуктов их переработки на внутреннем и внешнем рынках.[50]

Преобладание в производстве первичной энергии в России газа и нефти

(их доля достигает 4/5), огромный территориальный разрыв между нефтяными

базами, районами добычи газа и основными их потребителями (средняя

дальность перекачки 1 т груза по трубопроводам составляет более 2400 км)

привели к очень высокой доле трубопроводного транспорта в структуре

грузооборота всех видов транспорта — 60% (1998 г.). Из них около 2/3

приходится на газопроводный, и соответственно 1/3 — на нефтепроводный

транспорт.

С 1990 по 1998 г. удельный вес трубопроводного транспорта резко

увеличился (с 42,1 до 60%), прежде всего за счет сохранения объемов

перекачки природного газа на фоне резкого (в 2 раза) сокращения перевозок

грузов другими видами транспорта.[51]

Воздушный транспорт

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из

основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему

пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют

4/5, а грузов и почты — 1/5.[52]

Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш

(за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по

сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших

расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских

перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно

среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на

внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает

аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки

пассажиров в дальнем сообщении).[53]

Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки

срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов,

ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки,

рыбного промысла.[54]

Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов

Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом

часто является единственным средством сообщения.[55]

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую

роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют

грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты,

геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую

помощь и т.д.[56]

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего

характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной

организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных

зон, масштабами и направлениями международных поездок.[57]

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени

научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы

развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал

предложение.[58]

Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-

154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60—70-х годах и устаревшие морально и

физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30

лет).[59] В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы

составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ

основных фондов оценивается в 70%.[60] Поэтому остро стоит вопрос

технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы

отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие

летные и эксплуатационные характеристики.[61]

Прочие виды транспорта

Одним из прочих видов транспорта является электронный транспорт.

Передача электроэнергии на расстояние является специфическим,

узкоспециализированным и высокоэффективным видом транспорта.

Передача электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям

электропередач (ЛЭП), как правило, обходится намного дешевле перевозки

топлива на электростанции. Исключение составляют лишь транспортировка газа

по трубопроводам большого диаметра. Электронный транспорт даёт возможность

объединения разрозненных электростанций в энергосистемы, что значительно

повышает экономическую эффективность работы отрасли электроэнергетики в

целом.[62]

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

Наличие разнообразных видов транспорта на конкретной территории

принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит

от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий

конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня

развития всех элементов производительных сил. Это и определяет

классификацию районов:

1. Районы сплошного экономического освоения, следовательно, и с густой

транспортной сетью, объединяющей все или большинство видов транспорта.

2. Районы выборочного экономического освоения со слабо развитой

транспортной сетью, представленной одним или несколькими видами транспорта.

3. Районы интенсивного земледелия со слабо развитой транспортной

сетью.

4. Районы освоения лесных ресурсов со сравнительно редкой освоенной

транспортной сетью.

5. Курортные зоны.

Транспортная обеспеченность территорий определяет их место в

классификации транспортных пунктов и транспортных узлов.

Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные

пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции:

экономические, транспортные, технические, политические, культурные и

функции международных связей.

Транспортный узел — это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий

одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути

сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко

прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных

транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка

пассажиров.[63]

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и

местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по

назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по

транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные

узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-

речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-

автомобильные.[64]

Уровень развития транспортной системы экономических районов

неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по

плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз.

Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный,

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы;

наименее развитой — Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский,

Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре

грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие

полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки

осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика

доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные

ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах,

специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит

железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе

преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного

транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется

по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный

транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья,

топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей

промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.[65]

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и

зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы

страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и

обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с

использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление

«север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном

железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-

юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее

Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки

страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют

железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта.

Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная

сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они

образуют Единую транспортную систему России. По мере развития

производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная

система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении

рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня:

обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-

управленческой системы, использовании новейших достижении научно-

технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации

направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения

страны транспортными услугами.[66]

1 Развитие и размещение различных видов транспорта

Железнодорожный транспорт

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне

неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с

большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе

хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из

них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на

ведомственные.(1996 г.)[67]

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000

км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.[68]

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в

европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического

района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше

среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в

Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.[69]

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, —

радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного

узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа,

Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-

Петербурга, Архангельска и других городов.[70]

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая

плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и

их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах.

Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 70— 80-х годах

снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными

сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).[71]

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление

с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с

Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная

дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск —

Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-

Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для

России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали,

проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении

действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.[72]

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и

отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не

ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных

проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали:

Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений

Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит— Томмот—Якутск

для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.[73]

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного

хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются

поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов

с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели

тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через

территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о

Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные

магистрали, обслуживающие связи "восток—запад" России. Участок дороги через

Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии

пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов

Среднесибирской и Южносибирской железных дорог.[74] Всё это требует решения

ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством

для обеспечения надежных транспортных связей на направлениях Центр—Северный

Кавказ и европейская часть страны—Сибирь, проходящих по территории

Российской Федерации.[75]

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются,

так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во

многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта

разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".[76]

Автомобильный транспорт

Составной частью автомобильного транспорта являются автомобильные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.