реферат скачать
 

Развитие и размещение художественных промыслов на территории РФ

вышивальщицы Мстеры.

Вышивка цветными нитками по тканям, цветная гладь, или так называемый

«владимирский шов», в умелых руках мстерских мастериц удивляют сказочной

красотой. Шов выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета.

В настоящее время и изысканная белая гладь, и цветная вышивка

используются в изготовлении художественных изделий, нарядной одежды, белья,

предметов интерьера.

Современные мастера промысла успешно продолжают художественные

традиции мстерской вышивки, передают свой опыт молодым.

Изделия с мстерской вышивкой, демонстрировавшиеся на многих

международных выставках, покорили ценителей прекрасного во всем мире.

Произведения мастеров промысла украшают экспозиции ведущих музеев России и

других стран.

«Ивановская строчевышивальная фабрика»

Ивановская народная вышивка издавна отличалась богатством

орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения. Характерными для

промысла считаются орнаменты геометрические, состоящие из ромбов,

квадратов, треугольников, розеток, и изобразительные — с включением женских

фигур, всадников и птиц.

Промысел создан на базе Ивановской строчевой артели, организованной в

1943 году.

В ассортименте современных мастеров — женские блузы и платья, столовое

и постельное белье, занавеси, настенные тематические панно с ручной и

машинной вышивкой в стиле ивановской белой строчки по мелкой сетке.

Вышивка стала непременной чертой современной модной одежды. Усилилась

выразительность орнаментальных решений вышивки, увеличилась сложность

разработки фактуры, стали более разнообразными сочетания тканей и приемов

вышивки.

Изделия промысла неоднократно демонстрировались на отечественных и

международных выставках, отмечались премиями, медалями и дипломами,

экспортировались в Канаду, Италию, Болгарию, Германию.

«Тарусская вышивка»

Таруса славится своей неповторимой вышивкой. Ее отличают особая

выразительность и декоративность, лаконизм и законченность форм. Яркий,

насыщенный колорит, многоцветные узоры тарусской вышивки производят

праздничное впечатление. Для расцветки узоров применяются красные, зеленые,

синие и желтые нитки.

Современный ассортимент тарусской вышивки составляют изделия для

украшения интерьера — скатерти, салфетки, диванные подушки, полотенца,

постельное белье, а также блузки, легкое женское платье, костюмы,

косоворотки, гуцулки, мужские рубашки, ночные сорочки, сувениры.

Творческий коллектив фабрики постоянно обновляет перечень изделий,

высокохудожественные работы выпускает малыми сериями, использует только

натуральные ткани — лен и хлопок.

На выставках в Париже и Милане изделия вышивальщиц получили

международные награды. Русские узоры с маркой «Сделано в Тарусе» знают во

многих странах мира.

«Елецкие кружева»

Промысел «Елецкие кружева» — один из ведущих центров кружевоплетения

России, существующий с середины XIX века.

Легкое и тонкое елецкое кружево с решеткой из квадратных ячеек

отличается высоким уровнем исполнения. Характерные черты современного

елецкого кружева — изысканность, разнообразие декоративного, в том числе

растительного, орнамента.

Ассортимент продукции фирмы состоит из 250 наименований. Среди них как

серийные, так и уникальные по замыслу и исполнению работы. Любителям

кружева предлагаются созданные в лучших традициях елецкого кружевоплетения

изделия: воротники, шляпы, пелерины, шарфы, шорты, жилеты и жакеты,

свингеры, а также скатерти, панно, салфетки, дорожки и другие предметы,

украшающие современный интерьер квартир, офисов, ресторанов, холлов. В 1937

году елецкие кружева впервые экспонировались за рубежом — на выставке в

Вене, где получили высокую оценку. С тех пор изделия кружевниц неоднократно

демонстрировались на всемирных выставках — в Париже (1937), Брюсселе

(1958), Монреале (1967), Осаке (1970), и везде их ожидал успех. Елецкие

кружева заслуженно отмечены дипломами, медалями и другими наградами.

Многие отечественные и зарубежные музеи приобрели для своих экспозиций

высокохудожественные коллекции елецких кружевниц.

«Крестецкая строчка»

История одного из знаменитых новгородских промыслов — крестецкой

строчки — уходит корнями в конец XVIII века.

Мастерство крестецких вышивальщиц быстро завоевало популярность, и уже

в 1911 году на выставке в Петербурге, а позднее Порт-Саиде, Нью-Йорке,

Монреале и Осаке, а также в Италии получило заслуженное признание.

Промысел выпускает изделия, декорированные сквозными узорами ажурной

вышивки, выполняемой белыми или суровыми нитками по сетке вручную или

частично на машине. Если необходимо, некоторые участки ткани вырезают и на

этом месте создают требуемый орнамент. Изделия мастериц отличаются

изяществом тончайшего ажурного геометрического орнамента, состоящего из

сложного переплетения ромбов, розеток и звезд, вписанных в фон из крупных

сеток.

В ассортименте современного промысла представлен широкий выбор

столового и постельного белья, ажурные тематические панно, столешницы,

женские блузы, накидки, при вышивке которых органично применяются старейшие

технологические приемы — «вологодские стекла», «мыльный пузырь», узорные и

сновочные мережки, рассыпной гипюр.

Уникальная новгородская вышивка экспонировалась в более чем 60 странах

мира. Даже английская королева имеет комплект постельного белья, вышитый

руками талантливых крестецких мастериц.

Традиции народного промысла бережно сохраняются и по сей день.

«Снежинка»

Самобытный художественный промысел кружевоплетения возник в Вологде в

XIX веке, хотя местные мастерицы владели искусством ажурного плетения уже в

XVII веке. Профессиональные художники и квалифицированные кружевницы

Вологодской кружевной фирмы «Снежинка» продолжают давние традиции плетения

вологодского кружева. Скатерти, салфетки, дорожки, пелерины, воротники,

сделанные руками кружевниц, а также строчевышитые и вязаные изделия

являются произведениями подлинно народного искусства.

Узоры орнамента вологодского кружева, как парного, так и сцепного,

традиционно состоят из ажурных ромбов, квадратов, вееров и овалов,

объединенных с красивыми легкими розетками и плотными насновками.

За высокий художественный уровень и мастерство исполнения кружевницы

промысла удостоены высоких наград: гран-при, больших золотых медалей и

дипломов различных международных выставок и ярмарок. Изделия мастеров

кружевоплетения постоянно экспонируются за рубежом. Многие кружевницы

промысла удостоены почетных званий заслуженного художника Российской

Федерации, лауреата Государственной премии Российской Федерации имени И. Е.

Репина.

Фирма "Снежинка" готова заключить договоры с российскими и зарубежными

потребителями и предлагает покупателям ассортимент, состоящий примерно из

300 наименований: мерные кружева, кружевные и строчевышитые изделия с

применением различной вышивки, легкие платья, блузки, женские костюмы,

дневные и ночные сорочки, детский ассортимент, постельное и столовое белье,

а также модные, элегантные, комфортные вязаные изделия из льняной пряжи.

«Гипюр»

Нижегородский гипюр как особый вид строчевой вышивки сложился к концу

XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не

встречается в других районах России.

Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые

подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и

поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми

нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких

элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются

узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой.

Гибкая техника дает возможность создавать крупные сюжетные композиции,

посвященные историческим и юбилейным датам жизни нашей страны.

Предприятие выпускает постельное белье и предметы декоративного

убранства интерьера — полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, портьеры,

пользующиеся у покупателей неизменным спросом.

Изделия промысла были неоднократно представлены на отечественных и

зарубежных выставках, где отмечались дипломами и наградами.

«Томский умелец»

Художники фирмы, созданной в 1983 году, умело сочетают традиционные

способы производства изделий из дерева и бересты с новыми технологиями. Из

экологически чистых материалов — сибирского кедра и бересты — томские

умельцы изготавливают миниатюрные коробочки и шкатулки для драгоценностей,

пудреницы, портсигары, бижутерию, туеса различных размеров, предметы для

сервировки стола, кухонную утварь и многое другое — всего около 500

наименований.

В живописные томские узоры художники включают силуэты зверей, птиц,

лесных цветов, россыпи звезд.

Сложный многослойный прорезной узор, бархатные золотистые оттенки

бересты придают орнаменту объем и глубину. Редкой красоты резное кружево

делает эти изделия неповторимыми, нарядными и законченными.

Продукция фирмы "Томский умелец" пользуется большим спросом у

отечественных и зарубежных покупателей.

«Сыктывкарское предприятие НХП»

Предприятие организовано в 1973 году для возрождения, сохранения и

развития традиций прикладного искусства народа коми.

Любимым и традиционным материалом народных умельцев является дерево.

Современные мастера изготавливают резную деревянную посуду и домашнюю

утварь, солонки, пивные жбаны, хлебницы, шкатулки различной формы,

украшенные трехгранной выемчатой резьбой. Не менее самобытны изделия из

бересты и лыка — туеса, коробки, шкатулки, плетеные изделия, игрушки,

национальные музыкальные инструменты, а также плетение из еловых и

можжевеловых корней. Многие изделия из бересты декорированы тиснением,

прорезными узорами верхнего пласта, росписью растительного и

геометрического орнамента.

Традиционное национальное узорное вязание органично используется в

современном костюме и его дополнениях — поясах, перчатках, варежках,

чулках.

Изделия из замши, кожи, меха северного оленя — национальная одежда,

обувь, элементы костюма, сумки, пояса, кошельки, украшения со вставками из

поделочного камня, резной кости и бисера — отличаются богатством

орнаментальной и декоративной отделки.

Продукция промысла пользуется заслуженным успехом на международных и

отечественных выставках и ярмарках, экспортируется во многие страны мира.

«Феникс»

Объединившись в своих творческих поисках, художники и мастера

Кисловодска создали новый стиль фарфора, отличающийся многообразием форм,

богатством художественно-выразительных средств, особым колоритом. Новый

стиль появился в результате творческого переосмысления традиций художниками-

профессионалами, пришедшими на предприятие в начале 60-х годов.

В производстве кисловодского фарфора сложились четыре направления:

орнаментальная роспись подглазурными красками, люстровая и пейзажная

росписи, ручная лепка. Технология ручной лепки достигла в творчестве

кисловодских мастеров высокого технического и эстетического совершенства. В

основе декора ручной лепнины — растительный орнамент, условные

декоративность и пластика, виртуозное исполнение цветочных букетов и других

орнаментальных элементов, позволяющие близко подойти к натуре и при этом

избежать ее механического воспроизведения.

Серийное производство изделий с художественной лепкой не имеет себе

равных в России как по качеству продукции, так и по объему ее выпуска. ЗАО

«Кисловодский фарфор — "Феникс"» является единственным в России

предприятием, осуществляющим поточное производство изделий такого рода.

«Сысертский фарфор»

Художественный промысел, выпускающий фарфоровую посуду и скульптуру,

был организован на базе артели "Промкооператор", основанной в 1942 году.

Вначале артель изготавливала гончарную посуду, но с конца 40-х годов

приступила к налаживанию фарфорового производства, которое в Сысерти имело

свои традиции, так как небольшой фарфоровый завод существовал здесь в конце

XIX — начале XX века.

В настоящее время предприятие выпускает декоративную скульптуру на

темы уральских сказов, русских былин, а также чайные и кофейные сервизы,

вазы.

Изделия декорируются чаще всего подглазурной росписью солями, реже —

надглазурной росписью. В колорите росписи преобладают мягкие коричневато-

серые и легкие голубые цвета. Темы для орнамента художники черпают в ураль-

ских пейзажах.

Молодое поколение художников и технологов работает над

совершенствованием технологий, создает высокохудожественные авторские

изделия современных форм.

На промысле трудятся 480 человек, годовой выпуск продукции составляет

около 1,5 миллиона единиц фарфоровых изделий.

Коллекции сысертского фарфора неоднократно отмечались дипломами

различных выставок, многие изделия приобрели для своих экспозиций музеи

Российской Федерации.

«Гжель»

Производство гончарных изделий с многоцветной глазурью (майолика)

возникло в середине XVIII века. Позднее майолику сменил фарфор и полуфаянс.

В XIX веке гжельский промысел был центральным в России в производстве

фарфорофаянсовых изделий.

Объединение «Гжель» за долгие годы накопило бесценный опыт в

разработке и изготовлении керамических изделий для использования в быту и

оформления интерьеров. Сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные,

люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцовые

печи, камины и фрагменты каминов придадут любому интерьеру торжественный

вид или камерный домашний уют. Кобальтовая подглазурная роспись вечна, так

как защищена глазурью и обладает удивительным свойством благоприятно

воздействовать на человека.

Неограниченные возможности в производстве изделий из фарфора,

гончарных и шамотных масс являются залогом успеха в реализации любого

проекта по оформлению интерьеров и внешнего вида зданий. Керамические

изделия, обожженные при высоких температурах, когда происходит полное

спекание частиц глины, морозоустойчивы и водонепроницаемы.

Подарочные надписи, семейные гербы и фамильные вензеля на посуде и

художественных изделиях, керамические панно для фасада, фонтаны, садово-

парковые скульптуры — все это могут разработать и воплотить в материале на

самом высоком художественном уровне исполнения ведущие специалисты

объединения.

«Камелия»

Батик — древнее искусство ручной художественной росписи тканей,

благодаря которому появились кимоно в Японии, сари в Индии, сарафаны в

России. Русские художники, занимавшиеся росписью по шелку, в начале века

разработали технику «гутта», ставшую популярной во всем мире. Именно эту

технику применяют мастера фирмы «Камелия».

Художественной росписью оформляются главным образом изделия,

дополняющие костюм (головные и шейные платки, шарфы, палантины, галстуки),

а также панно и портьеры, придающие изысканность любому интерьеру. Легкие

платья и сарафаны, строгие блузы и летящие юбки расписываются

завораживающими диковинными птицами, райскими садами, многоцветными

тропическими рыбами.

Продукция фирмы отличается неповторимостью и разнообразием цветового

решения, декоративными цветочными композициями, сюжетной росписью в

традициях старого русского батика.

Творческая художественная мастерская была создана в 1992 году, и с тех

пор озерский батик покорил посетителей международных выставок. Коллекции

одежды из шелка демонстрировались на подиумах Москвы, Екатеринбурга, Санкт-

Петербурга, Новосибирска, а также многих городов Европы — Парижа, Праги,

Трира, Лейпцига.

В 1996 году в Вашингтоне фирма «Камелия» получила престижную

международную награду «Факел Бирмингама».

«Кунцево»

Фирма «Кунцево» создана на базе фабрики плетельных изделий, с 1995

года производившей текстильно-галантерейные изделия — головные платки,

шарфы, кашне с художественной росписью в стиле «батик».

Роспись тканей отличается разнообразной композицией и изысканным

колоритом. Своими достижениями фирма во многом обязана творческой группе

художников: Т. Я. Рождественской, Л. Л. Хромовой, А. И. Железнову, М. Ф.

Великановой и другим.

В настоящее время коллектив фирмы помимо текстильно-галантерейной

продукции выпускает женские костюмы из натурального шелка ручной росписи в

стиле «батик», принимает заказы на выполнение вышивок, эмблем, фирменных

лент, в том числе разнообразных деталей и нашивок для детской одежды.

«Русский батик»

Мытищинская фабрика художественной росписи тканей занимает достойное

место в современном русском искусстве текстиля. Практически за одно

десятилетие на фабрике сложился высокопрофессиональный коллектив художников

и мастеров, на основе традиций русского народного искусства сформировался

собственный почерк росписи текстильных изделий.

Художественная роспись ткани выполняется вручную по авторским рисункам

опытных художников фабрики с обязательным варьированием каждого рисунка в

цвете. Изделия выпускаются малыми сериями, в подарочном варианте.

Для изготовления женских головных платков традиционно применяются

только натуральные шелковые ткани. С XIX века в качестве отделки русских

шалей и платков используется бахрома ручного вязания, которая украшает

изделия и придает им композиционную завершенность.

Текстильные изделия выполняются в технике холодного батика с

использованием сетки-матрицы для нанесения резерва — контура рисунка на

ткань.

[pic]

Таковы основные предприятия народных художественных помыслов России,

включенные в состав Ассоциации «НХП». Но более убедительным примером

вовлеченности всех областей Российской Федерации в производство изделий

художественных промыслов послужит карта размещения предприятий на

территории нашей страны.

§ 2. Специфика художественных промыслов как отраслей специализации

Говоря о современных художественных промыслах, я упомянула об основных

традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть

максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на

характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных

промыслов как отраслей специализации.

Естественной функцией народных художественных промыслов является

выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий,

художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось

мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей

предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий.

Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении

фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться,

облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными

качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими

машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество

художественного «мусора» — безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни

к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это

скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой

промыслов — с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые

настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой

промыслами продукции.

Другая, не менее противоречащая традициям народного искусства

оплошность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного

языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть

раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от

народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной

художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений,

сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.

Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов

заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные

природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают

современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с

природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже

отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку

достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими,

выявлять их красоту.

Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной

практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо

специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются

рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С

проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан

вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-

ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.

Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе

различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования

ручного творческого труда невозможно само существование народных

художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта

означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В

этом и заключается специфика художественных промыслов.

Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все

же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных

производств.

Глава 3. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их

развития

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях

рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных

органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана

Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных

художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно

известные, составляющие национальную гордость России центры народного

искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью

по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую

финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по

дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские,

чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и

жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские

золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор,

уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного

художественного ткачества и вышивки.

Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ

художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его

уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским

научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. В

Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для

предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов.

Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным

и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной

поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих

коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных

художественных промыслах». В 1998 году была завершена работа над проектом

федеральной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных

художественных промыслов России на период до 2005 года».

Депутат Валерий Тарасов в запросе к заместителю Председателя

Правительства указал на необходимость срочной разработки правовых

нормативных актов, предусмотренных федеральным законом «О народных

художественных промыслах». К этой работе он предлагает привлечь членов

рабочей группы Комитета Государственной Думы по культуре, специалистов

ассоциации «Народные художественные промыслы России», НИИ художественной

промышленности, ведущих организаций промыслов. В. Тарасов руководил рабочей

группой Комитета по культуре, которая занималась дорабатывала проекта

федерального закона «О народных художественных промыслах», введенного в

действие с января 1999 года.

Законом предусмотрено утверждение в порядке, устанавливаемом

Правительством, двух подзаконных актов: Типового положения о художественно-

экспортном совете по народным художественным промыслам и Перечня видов их

производств и групп изделий народных художественных промыслов. «Договор на

разработку этих подзаконных актов, — пишет В. Тарасов, — Минэкономики

России заключило с институтом Информэлектро, который не имел отношения ни к

разработке проекта закона, ни вообще к народным художественным промыслам.

Проекты Типового положения и Перечня, разработанные институтом

Информэлектро, не соответствуют задачам, для которых предназначены эти

подзаконные правовые нормативные акты. И не могут служить основой для

формирования соответствующих подзаконных актов».

Такова борьба Ассоциации за процветание и развитие гордости российской

самобытной культуры.

Активное привлечение Ассоциацией художников промыслов к участию в

отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, к

выполнению уникальных работ для музеев и выставок способствует развитию

промыслов, росту профессионализма мастеров.

В последние годы событиями большого культурного значения стали

выставки народных художественных промыслов России в честь 220-летия

вхождения Северной Осетии в состав России, 900-летия Рязани, 100-летия со

дня рождения С. А. Есенина, 100-летия Нижегородской ярмарки, а также

экспозиции, организованные для дипломатических представительств и в

Мемориальном комплексе «Поклонная гора».

На республиканской выставке-ярмарке «Народные художественные промыслы

России — 850-летию Москвы», состоявшейся в 1997 году, было представлено

около 2000 художественных изделий более 100 промыслов многих республик,

краев и областей Российской Федерации. Неизменное восхищение посетителей

выставки и специалистов вызывали кружевное панно вологодских мастериц «Храм

Христа Спасителя», златоустовское клинковое оружие, украшенное золотой и

серебряной насечкой, высокохудожественные шкатулки, кубки, холмогорская

ажурная резьба по кости, многофигурные скульптурные композиции тобольских

косторезов, художественная лаковая миниатюра традиционных центров Палеха,

Федоскина, Мстеры, Холуя, хохломская и городецкая роспись по дереву, фарфор

Гжели, Кисловодска, Вербилок, керамика Скопина, богородская резная

скульптура из дерева, строчевышитые изделия различных регионов России.

Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров

Российской Федерации.

Для повышения творческой активности одаренной молодежи Ассоциация

ежегодно с 1990 года совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание»

и Политехническим музеем проводит смотр-конкурс «Молодые дарования».

В последние годы в связи с ростом национального самосознания в

творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к

истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные

техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Большое внимание

уделяется изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и

успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной

иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера

промыслов приняли активное участие во II Международной выставке

«Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной

Третьяковской галерее.

В обращении к участникам XII конференции Ассоциации (1997) Президент

Российской Федерации Б. Н. Ельцин отметил, что большая роль в сохранении и

развитии традиций декоративно-прикладного искусства, творческого потенциала

талантливых художников и мастеров принадлежит Ассоциации «Народные

художественные промыслы России».

Заключение

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной курсовой

работы. В ней были рассмотрены исторические предпосылки зарождения народных

художественных промыслов, описано их текущее состояние и проведен анализ

работы современной организации по защите и обеспечению развития современных

народных художественных промыслов.

И все же хочется в заключение выразить мнение простых людей, жителей

городов и деревень Российской Федерации. Каждый знает, что для повседневных

нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные

хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый

или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими

миниатюристами. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью,

серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные

федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру,

кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще

товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а

ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда.

Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.

Список использованной литературы:

1. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР,

М., 1959

2. Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

3. Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

4. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России,

М., 1989

5. ред. Станицкий А. В., Народные художественные промыслы СССР, М.,

1983

6. Воронов В. С., О крестьянском искусстве, М., 1972

7. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 27

февраля 1975

8. Бакушинский А. В., Искусство Палеха, М., 1932

9. В. Тарасов: для сохранения художественных промыслов и предотвращения

подделок под народное искусство нужны нормативные акты //Российская

газета, 1998

10. Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах» от 6

января 1999

11. Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»

-----------------------

курсовая работа

по курсу «Экономической географии и

регионалистики»

на тему «Развитие и размещение художественных промыслов

на территории Российской Федерации»

студентки Тузовой Марии Вячеславовны

1 курса 1 группы, специальности Финансы

и

Кредит, Финансово-Экономического факультета, дн. отделение

Министерство образования РФ

Самарская Государственная ордена “Знак Почета” Экономическая Академия

Кафедра Экономической и социальной географии

Самара 1999

Научный руководитель:

В. В. Воронин

подпись, инициалы, фамилия

Дата защиты

Оценка

Члены комиссии:

инициалы, фамилия

инициалы, фамилия

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.