реферат скачать
 

Развитие и размещение художественных промыслов на территории РФ

изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным

художественным промыслам.

Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не

отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в

годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться

на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели

художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают

новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой

кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты,

которые существуют и развиваются и по сей день.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях

рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных

органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана

Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Глава 2. Размещение художественных промыслов на территории РФ

§ 1. Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории РФ

Говоря о предприятиях, занимающихся производством изделий народных

художественных промыслов, невольно касаешься их исторически сложившихся

особенностей размещения на территории РФ. В Федеральном законе,

упоминавшемся в первой главе данной работы, дается определение места, на

котором размещается тот или иной промысел:

«Место традиционного бытования народного художественного промысла -

территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в

соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел,

существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться

необходимые сырьевые ресурсы.»

Согласно этому определению, я и решила рассмотреть основные

предприятия России, занимающиеся художественной промысловой деятельностью.

Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и

соответствующие им предприятия, предлагается следующая таблица, после

которой следует краткая характеристика каждого производства.

|Вид художественного промысла |Основные предприятия |

|Роспись по дереву |«Семеновская роспись по дереву»|

| | |

| |«Городецкая роспись» |

| |«Хохломская роспись» |

| |«Хохломской художник» |

|Резьба по дереву |«Богородский резчик» |

| |«Идеал» |

| |«Беломорские узоры» |

|Художественная керамика |"Аксинья" |

| |"Дымковская игрушка" |

| |"Скопинская художественная |

| |керамика" |

| |"Турина Гора" |

|Резьба по кости |"Холмогорская резьба по кости |

| |им. Ломоносова" |

| |"Уэленская косторезная |

| |мастерская" |

| |"НХП-Магадан" |

|Художественная обработка камня |ТОО "Самоцветы" |

| |"Уральский камнерез" |

| |Государственное унитарное |

| |предприятие |

| |"Калининградский янтарный |

| |комбинат" |

| |"Альк" |

|Художественная обработка металла|"Северная чернь" |

| |"Павловский завод им. Кирова" |

| |"Возрождение" |

|Декоративная роспись на металле |"Метальная лавка" |

| |"Жестовская фабрика |

| |декоративных изделий" |

|Лаковая живопись |Холуйская лаковая живопись |

| |"Финист" |

|Вышивка |"Мстерская вышивка" |

| |"Ивановская строчевышивальная |

| |фабрика" |

| |"Тарусская вышивка" |

|Кружевоплетение |"Елецкие кружева" |

| |"Крестецкая строчка" |

| |"Снежинка" |

|Узорное ткачество |"Гипюр" |

|Художественные изделия из |"Томский умелец" |

|бересты, лозы и соломки |"Сыктывкарское предприятие НХП"|

|Изделия из фарфора и фаянса |"Феникс" |

| |"Сысертский фарфор" |

| |"Гжель" |

|Роспись по ткани |"Камелия" |

| |"Кунцево" |

| |"Русский батик" |

«Семеновская роспись»

С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная

ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в

1930-е годы возникло производство семеновской токарной матрешки. В

настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в

1970 году на базе фабрики «Сувенир».

Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол,

стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется

анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности

изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи —

букетик цветов в руках у матрешки.

Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные и

инкрустированные соломкой изделия, подставки, бочата, кадочки, ковши,

бураки.

Семеновская игрушка — один из наиболее известных русских сувениров.

Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных

выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны.

«Городецкая роспись»

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел

Нижегородского края, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях,

расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью, скобчатой

резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские

прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки

(круглые коробки) и детские стульчики.

Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные

гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы,

купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие

счастье.

Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с

необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.

Художники часто используют в росписи сюжеты из городской жизни.

Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников,

сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными

часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).

Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают

развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт

молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований

изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки,

детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в

которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи

известен не только в России, но и во многих странах мира.

«Хохломская роспись»

Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки

дерева. Именно здесь во второй половине XVII века в Семеновском округе в

деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских

народных промыслов — изготовление деревянной токарной посуды с декоративной

росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной

посуде относятся к 1659 году.

Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи

сложились в XIX веке, а с начала XX века промысел сосредоточился в двух

центрах — в городе Семенове и поселке Семине.

В 1931 году в городе Семенове было основано предприятие по выпуску

изделий с хохломской росписью, на базе которого в 1971 году создано крупное

художественное объединение «Хохломская роспись».

В ассортименте объединения более 200 наименований изделий. Это

многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для

вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, поставки, бочата.

Творческая лаборатория, организованная в 1964 году ведущими

художниками промысла, ежегодно разрабатывает 20-25 новых видов изделий. В

объединении ведется работа по совершенствованию технологий, создаются новые

композиции хохломского орнамента.

На промысле работает более 400 художников, из них 200 человек —

высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность

искусства хохломы и разрабатывающие авторские уникальные изделия. К

творческой работе привлекается все больше талантливой молодежи.

Молодому поколению художников передают секреты мастерства настоящие

профессионалы. Многие из них удостоены почетных званий лауреатов

Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, заслуженных

работников культуры, заслуженных и народных художников Российской

Федерации.

"Хохломской художник"

Всемирно известная хохломская роспись родилась в крестьянском быту

лесных деревень Заволжья.

Традиции искусства росписи деревянных изделий продолжают развиваться

на Ковернинском ТПО «Хохломский художник», которое возникло в марте 1919

года на родине хохломского промысла.

Выработанная веками оригинальная техника «золотой» окраски изделий

сохранилась до настоящего времени. Классическое сочетание золота с

киноварью и черным цветом, составляющее основу колорита хохломских изделий,

мастера тактично дополняют коричневым, желтым и зеленым цветами. Художники

промысла используют кистевые приемы письма без применения трафарета или

предварительного нанесения рисунка. Наиболее характерным является тонкое

«травное письмо».

Ассортимент изделий насчитывает более 140 наименований. Это поставки,

бочата, чаши, братины, наборы для супа, салата, резные ковши, а также

расписная мебель — журнальные столики, табуреты. Изделия, выпускаемые

объединением, украшают интерьеры жилых помещений, их дарят близким с

пожеланием счастья, они стали популярными русскими сувенирами.

«Богородский резчик»

Богородская резьба по дереву — знаменитый народный промысел

Подмосковья, зародившийся в середине XVII века в селе Богородское,

расположенном вблизи от знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

Многим с детства знакома богородская игрушка из белой не-окрашенной

древесины липы. Особенно интересны изделия с движением — на планках, с

балансом и кнопкой. Такие незамысловатые, но всегда остроумные по

конструкции приспособления преображают игрушку, как бы оживляют ее, делают

выразительной и привлекательной.

Игрушка «Кузнецы» стала символом промысла. Стоит подвигать планками —

и тут же начинается бойкая работа, в такт застучат по наковальне молоточки.

Изображение этой игрушки является в настоящее время зарегистрированным

товарным знаком предприятия «Богородский резчик».

В 1913 году в селе Богородское при поддержке земства была организована

Кустарная игрушечно-резная артель, которая в 1923 году получила название

«Богородский резчик». В 1961 году артель была преобразована в Богородскую

фабрику художественной резьбы, а в 1993 году предприятие вновь получило

название «Богородский резчик».

В настоящее время 200 мастеров предприятия — резчиков по дереву,

росписчиков, сборщиков игрушек — выпускают более 500 наименований изделий:

произведения мелкой пластики, игрушки традиционных форм, декоративную

скульптуру. Ежегодно осваивается более 50 новых видов продукции.

Многообразны сюжеты и формы современной богородской резьбы. В последнее

время на предприятии возрождается сергиево-посадская традиция многоцветной

росписи резных изделий.

Народный промысел «Богородский резчик» знаменит не только в России, но

и далеко за ее пределами.

«Идеал»

Промысел сформировался на основе разрозненных артелей, существовавших

с 1937 года.

Производство изделий из капа и капокорня (наросты на стволах и корнях

березы, ольхи и липы) возникло на вятской земле в XVIII веке. Основное

художественное средство обработки одного из самых редких и красивых

поделочных материалов — выделение декоративных свойств его текстуры

лакированием и полировкой.

Современные мастера промысла изготавливают шкатулки, портсигары,

коробочки и футляры, владеют мастерством создания музыкальных шкатулок,

ларцов с «секретами» — потайными ящичками. Геометрическая резьба по дереву

украшает шкатулки, ларчики и современную кухонную утварь. Инкрустация

ржаной соломкой применяется при изготовлении шкатулок, коробочек и

декоративных панно. Изысканность геометрической резьбы, шелковисто-

перламутровый блеск соломы и тепло ее цвета придают изделиям неповторимую

прелесть. Кухонную утварь мастера промысла декорируют традиционной для

Вятки свободной кистевой живописью или орнаментами «сундучной» росписи. В

работах из можжевельника, отличающихся простотой и лаконичностью форм,

сохраняются природный цвет материала, его антисептические качества.

Изделия промысла с успехом экспонируются на отечественных и

международных выставках.

«Беломорские узоры»

Народные умельцы Русского Севера издавна славились искусством

обработки дерева, с XVIII века — архангельскими изделиями золотного шитья,

узорного ручного ткачества, ручного вязания, с XIX века — замечательной

глиняной игрушкой, получившей название «Каргопольская игрушка» (по названию

города Каргополя Архангельской области).

В 1968 году с целью возрождения, сохранения и дальнейшего развития

народных ремесел Русского Севера в городе Архангельске было создано

предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

В ассортимент предприятия включено около 300 изделий утилитарного и

декоративно-сувенирного назначения.

Творческий коллектив художников и мастеров постоянно работает над

обновлением ассортимента, создает новые образцы массовой продукции и

уникальные высокохудожественные произведения.

Изделия предприятия НХП "Беломорские узоры" неоднократно

экспонировались на выставках и ярмарках. Туристы, посещая город

Архангельск, обязательно покупают на память работы местных мастеров.

«Аксинья»

Предприятие, основанное в 1972 году, выпускает изделия художественного

фаянса из экологически чистых материалов с росписью в традициях казачьего

края.

Донской фаянс отличается яркой художественно-стилевой направленностью,

оригинальностью форм изделий, нарядной кистевой росписью растительного

орнамента. Предприятие изготавливает кофейные и чайные сервизы, наборы для

десерта, салатники, шкатулки, настенные тарелки, фруктовницы, сырные доски,

скульптуры малых форм, напольные вазы.

Особое направление в развитии промысла — расписной фаянс с ажурными

кружевными орнаментами, лепными жанровыми скульптурными композициями.

Семикаракорский фаянс постоянно экспонируется на отечественных и

международных выставках-ярмарках, пользуется устойчивым покупательским

спросом.

«Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства

России. Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название

игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район

города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к

декоративной скульптуре.

Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая

орнаментальная роспись обусловили непреходящее художественное значение

глиняных фигурок, уже переставших выполнять роль игрушек и прочно вошедших

в современный быт в качестве украшения жилого интерьера. Наиболее

характерны женские фигуры — "барышни", "кормилицы", "водоноски". Большое

место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской

жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому

фону. В основе росписи — геометрический орнамент из колец, овалов и клеток

и яркая контрастная цветовая гамма синего и желтого, малинового и зеленого,

черного и белого, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги —

потали.

Творческий потенциал коллектива промысла достаточно высок. Его славу

составили заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты

Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина,

потомственные династии ведущих мастериц.

Блестящие образцы дымковской игрушки экспонируются на отечественных и

международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны и мира.

«Скопинская художественная керамика»

Город Скопин — центр народного искусства Рязанской земли. Еще во

времена Киевской Руси в местах, где позже возник город Скопин,

изготавливали глиняную посуду из местной светложгущейся глины.

Мастера применяли разную технику исполнения — гончарство, ручную

лепку, литье в гипсовые формы с ручной доработкой, способ полусухого

прессования.

Своеобразна тематика росписи изделий. Наряду с воспроизведением

реально существующих птиц, животных и человека часто изображаются

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.