реферат скачать
 

Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %,

затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %,

затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и

крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного

инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления,

учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-

Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе

(Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят

заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске,

Новосибирске.

Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья

(нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе,

Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

4 Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но

повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими

процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка

деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта

отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных

металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения

наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие

кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она

включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов,

двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и

кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного

технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической

промышленности.[9]

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в

промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей,

занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники,

повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в

продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым

автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения

составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате

доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и

Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по

объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

Рисунок 1.

Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве:

Источник: Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г.

В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей

по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и

оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема

всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно

играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы

услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие

страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и

Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности

легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же

достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000

жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1

млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,

что является достаточно высоким показателем экономического положения

отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды

автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для

бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из

наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны

массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0

тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными

объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой

состав помимо выпуска машин также производство моторов,

электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на

самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»

помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на

выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в

Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,

Екатеринбурге.[6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но

и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне

центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке

кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность

выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе

более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах

страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных

типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,

однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных

районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными

районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный,

Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где

расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству

подшипников и комплектующих деталей.

- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-

Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск)

районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в

Серпухове.

- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального

( Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (

Миасс) районов.

- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в

Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-

Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

районах.

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в

Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По

особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные

виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.

Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших

садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен

лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов

резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно

для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это

определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок

тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в

типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили

зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных,

резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной

продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является

производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели

кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна

"Нива" участвует 225 заводов. [1]

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли

крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны

(Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов

пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи

металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для

сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе

выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других

отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского

хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме

пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных

почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных

районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий

межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые

тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в

других европейских районах.

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,

Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано

производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в

Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе

«Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах,

картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область).

Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке;

гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле,

Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]

Станкостроительная промышленность - техническая база всего

машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть

заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с

другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых

изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает

трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-

технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены

сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков -

полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных,

прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и,

наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении

станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла

роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах

станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая

специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое

развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией

большинство районов страны.

В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах

Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В

число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли

Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются

Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород,

Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[9]

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также

получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская

область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники

сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на

выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном

(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-

Черноземный (Воронеж) районах.[17]

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения

весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой

самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия

практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого

машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из

черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое,

электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной

промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации

инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и

развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где

помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские

институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как

правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных

городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в

Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-

300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70;

Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани

производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,

Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные

космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и

космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие

наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой

комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из

самых передовых в мире.[14]

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано

со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой

деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная

организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры,

используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли

потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого

ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы,

разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность

выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре

производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно

слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты

преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей

и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым

машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские

центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является

коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как

станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная

промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического

потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению

производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную

продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление

инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий,

ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

5 Место России в мировом производстве продукции машиностроения

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль

дает 15 % экспорта России. Но если взять Японию и Германию, то экспорт их

машиностроения составляет :

Таблица 3.

Производство машиностроительной продукции в отдельных странах мира

(начало 90-х).

|Страна |Доля машиностроения в |Доля машиностроения в |

| |стоимости обрабатывающей |экспорте страны, % |

| |промышленности, % | |

|США |36 |48 |

|Япония |37 |64 |

|Германия |38 |48 |

|Франция |33 |35 |

|Великобритания |32 |36 |

|Италия |32 |34 |

|Китай |26 |16 |

|Канада |25 |42 |

|Бразилия |24 |15 |

|Испания |22 |31 |

Источник: сайт Госкомстата www.gks.ru

В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком

кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли.

Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними,

так и внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной

специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен

производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными

аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной

деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания

техники в сфере эксплуатации.

Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные

виды оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на

внешних рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной

промышленности и тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой

стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России

осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это,

потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что

торговля вооружением и военной техникой очень сильно подвержена влиянию

внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие

достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего

Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия.

Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США,

Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов

Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со

стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым

могут последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для

«недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран

тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или

современные системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях

последуют незамедлительно.

У России есть возможность поставлять вооружение в Сирию, Алжир и

Египет, но потенциал импорта этих стран далек от емких рынков аравийских

импортеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.