реферат скачать
 

Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Вторым по значению фактором стал научно- технический прогресс.

Усложняется машиностроительное производство, поэтому выделяются страны-

производители массовой продукции, производители сложной наукоемкой

продукции, развивается специализация и межстрановое кооперирование.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с

развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного

производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и

конкурентоспособность продукции; отсюда- высокая экспортность и большой

удельный вес в машиностроительного продукции в общей стоимости экспорта

(Япония- 64%, США, ФРГ- 48%, Канада- 42%, Швеция- 44%).[7]

Общее машиностроение далеко не однородно в развитых и развивающихся

странах. В первой группе стран преобладает станкостроение, тяжелое

машиностроение, производство оборудования, в другой- сельскохозяйственное

машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония,

Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска

продукции станкостроения.

В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная

индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-

промышленная и бытовая электроника.

Первая- удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого

количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран.

Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в

развитые страны.[11]

В самом машиностроении в последние годы развивается процесс

интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном

между промышленно развитыми странами, где сосредоточенно около 9/10

мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении

внедряются гибкие автоматизированные производства и системы

автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих

систем главная роль принадлежит Японии и США.[12]

Структура транспортного машиностроения также изменилась. Интенсивно

развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем заметно

переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава

в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди

производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.

Заметные изменения произошли и в автомобилестроении. На первое место

вышла Япония, обогнав США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания.

Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах

СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в

последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет

автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных

экономических зонах».

В основном роль отдельных регионов мира в размещении машиностроения

такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового

машиностроительного производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на

страны Восточной и Юго-Восточной Азии- 20%.

По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли,

стоимости продукции машиностроения среди развитых стран лидируют США,

Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам

машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.

В странах СНГ на долю машиностроительного комплекса приходится 30%

стоимости продукции промышленности. Эти страны занимает промежуточное

положение между экономически развитыми и развивающимися странами мира.[12]

В целом основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему

сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым

трудом был обусловлен энергетическим кризисом. Несмотря на это, доля

развивающихся стран (особенно стран «новой индустриализации») в

производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться

незначительной, и говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не

приходится.

Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ

1 Особенности размещения машиностроения России

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом

особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие

общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов,

собственного производства или возможности поставки конструкционных

материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к

отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает

влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых,

воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное

влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без

широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее

сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)

концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной

базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,

Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий

фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством

такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-

шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с

этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции

обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы

уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого

машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс

характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.

Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим

достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам

страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть

высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно

трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная

промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург),

производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения,

таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического

оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных

металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-

за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия

многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной

продукции.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно

вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы

государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного

комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ

государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Таблица 1.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:

|Фактор размещения |Доля отраслей, размещенных с |

| |учетом данного фактора, % |

|Тяготение к: | |

|Районам с развитой научной базой|42 |

|Районам сосредоточения трудовых |24 |

|ресурсов | |

|Районам потребления продукции |22 |

|Металлургическим базам |12 |

Источник:

Экономическая и социальная география; справочные материалы.

Дронов В.П., Макасовский В.П.

Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных

машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для

машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому

машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль

в хозяйстве районов не одинакова.

Таблица 2.

|Экономический район |Доля производимой продукции |

| |(%) |

|Северный |1.5 |

|Северо-западный |5 |

|Центральный |23 |

|Волго-Вятский |10 |

|Центрально-Черноземный |4 |

|Поволжский |18 |

|Уральский |20 |

|Северокавказский |6 |

|Западно-Сибирский |7 |

|Восточно-Сибирский |3 |

|Дальневосточный |2.5 |

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная

экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В

Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на

Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из

европейских районов поступает 67% продукции).[7]

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно

выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

2 Тяжелое машиностроение

Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением

металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое

машиностроение включает производство оборудования для металлургических

предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых

станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов,

локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого

машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке

крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели

отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,

самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и

узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,

поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В

составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое

машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье

и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %,

затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на

металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства

отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на

Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения

относятся:

- Центральный (Электросталь).

- Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)

- Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в

городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)

- Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр

тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий

турбогенераторы)

- новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод

"Автоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных

районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого

профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для

добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного,

прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи

руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических

печей (Екатеринбург, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в

Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет

Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре)

и т.д.[9]

Производство крупного энергетического оборудования возникло и

развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах

развитого машиностроения, которые специализируются на производстве

отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.

Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-

Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск)

районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или

индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах

сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти

все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них,

но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое

развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного

оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные

дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде,

Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе,

Коломне.[17]

Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,

производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном

(Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство

тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими

сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных

заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском

(Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном

(Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных

районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский

(Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск).

Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного

оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и

других полезных ископаемых.[9]

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий

судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого

количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные

заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с

разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов

обусловливает установку на них разнообразного типового и специального

оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты

кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками,

поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции

судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на

плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек

(Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского

судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр

- Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных

пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов,

речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.

Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске,

Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске,

Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших

речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень,

Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание

глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших

важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству

судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и

верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и

небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких

речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах

делает сооружение судов на них весьма эффективным.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей

машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и

реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в

послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных

паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами,

повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для

перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные

тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не

только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные

конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы,

древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями,

электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева

специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих

материалов.[9]

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном

районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи

поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром,

Людиново, Брянск).

Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане.

Пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в Усть-Катаве (Урал);

для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]

3 Общее машиностроение

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами

потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего

машиностроения производят технологическое оборудование для

нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной

промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением

заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в

порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей

промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах

сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения -

одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах

страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.