реферат скачать
 

Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

возобновимых природных ресурсов африканских стран. Так, в конце 80-х годов

из общей массы древесины, потребителей в таких странах Тропической Африки,

как Мали, Чад, Буркина – Фасо, ЦАР, Танзания, Уганда, Руанда, более 90%

было использовано в качестве топлива. [23]

В течение колониального периода хищническая эксплуатация природных

ресурсов была главной целью метрополий и привела к объединению естественных

богатств и ухудшению окружающей среды. Монополии не были заинтересованы в

долгостроящем изучении территории Африки. В настоящее время освободившиеся

страны не в состоянии обеспечить эффективное изучение своих недр и не

только из-за дефицита финансовых средств, но и ввиду отсутствия

квалифицированных кадров и необходимого оборудования. И в то же время для

обеспечения максимального освоения и использования минеральных ресурсов в

национальных интересах развивающейся страны Африки должны иметь

определенной минимум знаний о своих природных богатствах. Только при этом

условии возможно рациональное их использование: освоение в первую очередь

наиболее перспективных месторождений, диверсификация горнодобывающей

промышленности, комплексное освоение минеральных ресурсов и т.п. Именно

поэтому главы государств и правительств африканских стран в Лагосском

плане действий отнесли к основным целям "расширение информации о

минеральных ресурсах в Африке путем проведения соответствующей переписи

наличия потенциальных ресурсов, улучшения прогнозирования в области

потребления и проведения исследований, с тем чтобы рационально использовать

известные резервы. При экономической оценке ресурсов следует учитывать

структурные изменения, которые произошли в мире в результате

энергетического кризиса, появление новых видов технологии, а также

возросший объем внутреннего потребления этих же сырьевых материалов".

Указанная задача и прежде всего планирование, организация, надзор и

осуществление региональных геологических исследований и картирование

возлагаются африканскими государствами на геологические отделы

специализированных министерств. В большинстве африканских стран

геологические службы включены в состав объединенного управления рудников и

геологии. Важное значение имеет обеспечение оптимальных условий хранения и

использования геологических материалов и документации путем создания на

национальном уровне "центра документации" (банка информации).

Однако в большинстве африканских стран сбор и систематизация

необходимой информации практически не ведутся, а в ряде случаев даже

отсутствует унифицированная система для сбора такой информации.

Достижение политической независимости привело к тому, что страны во

все больших масштабных стали использовать свои истинные ресурсы,

рассматривая их как ведущий экономический рычаг для решения острых

первоочередных социально-экономических задач. "Экономика Африки зависит от

экспортируемого сырья в значительно большей степени, чем мировая экономика

– от получения его этого сырья из Африки", - замечает английский экономист

А. Хэзлвуд. Однако запасы ресурсов небезграничны. [45]

Исчерпаемость сырьевой базы горнодобывающей послужила объективным

истоком появления специфического и пока еще не получившего широкого

распространения на Африканском континенте аспекта сырьевой политики -

мероприятий по сбережению минеральных ресурсов в недрах путем сокращения ил

сохранения на определенном уровне добычи того или иного полезного

ископаемого. Так или иначе, этот аспект проявляется в сырьевой политике

правительств Ливии, Нигерии, Габона, Туниса и некоторых других африканских

стран. Правительства стремятся к рациональному использованию более или

менее ограниченных минеральных ресурсов для наиболее эффективного решения

насущных задач развития национальной экономики. Эта общая цель носит

стратегический характер, а политика сокращения добычи полезного ископаемого

или ее поддержания на определенном уровне рассматривается как необходимая

мера продления "эры нефти (природного газа)".

Например, в силу ограниченности запасов нефти, а также в соответствии

с политикой рационального использования нефтяных ресурсов африканские

страны – главное экспортеры нефти (Ливия, Нигерия, Алжир и Габон) не

формирует ее добычу. Так, истощение разведанных запасов заставляет

алжирскую компанию "Сонатрак" делать серьезные усилия для поддержания

добычи нефти на достигнутом уровне не только путем широкого привлечения

иностранных компаний в область разведочных работ, но и расширения на

контрактной основе применения вторичных методов добычи. Используя

интенсивные методы добычи "Сонатрак" намеревается повысить коэффициент

извлечения нефти с 17 (такой коэффициент заложен в проектах еще

французскими компаниями) до 36% к 1995 году.

Таким образом, африканские государства приходят к пониманию того, что

расточительная разработка минеральных ресурсов и безграничный экспорт

ценного сырья могут со временем обернуться серьезным препятствием на пути

индустриализации и в конечном счете значительным ущербом для национальной

экономики. В Лагосском плане действий африканские лидеры выражают

обеспокоенность относительно возникновения аналогичной ситуации в

африканской энергетике и рекомендуют странам – производителям ядерного

топлива "подумать над вопросам сохранения своих ресурсов для будущего". [1]

Еще одной проблемой нерационального природопользования является

использование природно-ресурсного потенциала в Африке односторонне, что

является следствием низкого уровня развития производительных сил, наследием

колониальной эпохи, итогом которой явился "сырьевой характер" освоения

африканской природы и ее потенциала. Отсюда однобокость использования его

структуры. В одних случаях разностороннего освоения природного потенциала и

сложной структуры его использования редки. Они представлены в более

развитых районах континента, в странах и районах с многоотраслевой

экономикой. [13]

Хотя и на территории Африканского континента сосредоточены крупные

запасы нефти, газа, гидроэнергии, древесины лиственных пород и т.д.,

большинство стран невелико по размеру и сколько-нибудь полный набор главных

природных ресурсов присутствует лишь в немногих из них, а освоение

имеющихся ресурсов, чтобы быть эффективным, требует межгосударственной

кооперации. [42]

Так, для глубокого изучения энергетических ресурсов, выявления путей

их наилучшего использования, защиты их от истощения африканские страны

должны теснее увязывать национальную энергетическую политику с общей

политикой социально-экономического развития страны и координировать свои

действия в рамках субрегионов и Африканского континента в целом. Необходимо

осуществлять такие мероприятия, как организация многонациональных

учреждений по планированию использования энергоресурсов и подготовке

кадров: строительство межгосударственных высоковольтных линий передач;

создание учебных и исследовательских институтов и опытных объектов,

занимающихся поиском новых источников энергии и отработкой методов

использования современной техники для повышения производительности уже

имеющихся источников; стандартизация оборудования энергетической

промышленности и т.п. ЭКА предлагает африканским странам расширить практику

заключения долгосрочных соглашений на различных уровнях в целях наиболее

эффективного использования своих энергоресурсов для нужд национального

развития. [45]

Иностранные монополии по-прежнему наносят непоправимый вред своей

деятельностью природным ресурсам африканских стран. Деятельность

современных ТНК направлена сегодня на продолжение эксплуатации природных

богатств Африки.

Транснациональные корпорации идут сейчас на прямые капиталовложения в

нефтедобывающую и горнодобывающую промышленность, не только с целью

получить высокие барыши на месте, но и надолго сохранить возможности вывоза

из африканских стран топлива, в котором они остро нуждаются. [30]

Создание государственного сектора открывает возможность использования

его в качестве эффективного инструмента ограничения и вытеснения

иностранных монополий.

Расширение экономических функций государства диктуется необходимостью

обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов как с точки зрения

текущего процесса воспроизводства, так и с точки зрения быстрейшей ломки

унаследованной колониальной структуры народного хозяйства и замены ее

новой. При этом возникает проблема двоякого рода – с одной стороны, нужно

выявить пути и методы определения наиболее рациональных темпов, масштабов,

направления и форм перестройки, а с другой – создать наиболее эффективный

хозяйственный механизм, позволяющий осуществить ее. [42]

Таким образом, для рационального природопользования Африки необходимы:

расширение вмешательства государства в экономику, ограничение влияния

монополий, экономическая интеграция на континенте, комплексное и наиболее

эффективное использование природных ресурсов.

4. Отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка

Развитие отраслей инфраструктуры является необходимым и первоочередным

условием экономического роста и индустриализации любой страны.

Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающих

производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от

выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

ТЭК непосредственно связан с инфраструктурой ,т.к. последняя включает в

себя теплотрассы, газопроводы и нефтепроводы, энергетику и т.д.

В условиях Африки необходимость развития инфраструктуры вызвана

несоответствием уровня ее развития потребностям прогрессивного

преобразования отсталого хозяйства. Самостоятельное развитие национальной

экономики предполагает интенсивное освоение природных ресурсов,

прогрессивные сдвиги в территориальном размещении производительных сил,

создание современной технической основы производства, развитие внутреннего

рынка, расширение внешнеторговых связей. Осуществление этих условий

преобразования отсталой экономики требует модернизации существующих и

создания новых, современных инфраструктурных условий в освободившихся

странах.

Основные отрасли производственной инфраструктуры (энергетика,

транспорт, связь и т.д.) представляют собой "узкое место" в экономике

африканских стран, что сдерживает развитие отраслей промышленности и

сельского хозяйства. Например, Африканский континент "страдает" от

сравнительно узкой сети линий электропередач, небольшой суммарной мощности

электростанций (в 20 странах производство электроэнергии на душу населения

составляет менее 100 кВт/ч в год, в 19 странах – от 100 до 600 кВт/ч). [47]

Довольно узко представлен в Африке трубопроводный транспорт, хотя на него

приходится 17% грузооборота, представлен он лишь в странах Северной Африки,

Нигерии и ЮАР и протяженность его составляет более 29 тысяч километров, что

является незначительной для такого большого по площади континента. В Африке

нет крупных энергосистем, экспорт электроэнергии развит очень слабо.

Большая часть сельского населения не имеет возможности пользоваться

электричеством. Зачастую именно отсталость инфраструктуры является

сдерживающим фактором развития промышленных предприятий.

Таким образом, развитие хозяйства и улучшение условий жизни населения

Африки должно быть обеспечено соответствующим развитием инфраструктуры.

Особенно велико значение энергетики, которая в Африке, несмотря на наличие

больших запасов "белого угля" (780 млн. кВт), нефти (9,2 млрд. т),

природного угля (9,3 трлн. м3), каменного угля (7,2 млрд. т) развита слабо.

В последние годы положение несколько изменилось к лучшему после введения в

строй некоторых новых гидравлических (на реках Вольта, Нигер и других) и

тепловых станций. Однако для многих стран и районов проблема

энергообеспечения хозяйства остается по-прежнему острой. Если Северная

Африка и ЮАР более или менее выделяются на континенте развитием энергетики,

транспорта, связи, то страны Тропической Африки в современных условиях

характеризуются слабым развитием, а часто и неразвитостью производственной

инфраструктуры. Например, установления мощность электростанций в таких

странах, как Мавритания, Мали, Нигер, Сомали, Того, Буркина – Фасо, не

превышает 100МВт.

Одна из главных причин экономически необоснованного сбалансированного

развития инфраструктуры – нехватка финансовых средств, особенно иностранной

валюты, за счет которой покрывается значительная часть капиталовложений в

транспорт, энергетику, ирригацию и т.д. В результате развивающиеся страны

в ряде случаев вынуждены урезывать необходимые расходы на развитие

инфраструктуры.

Очевидно, что увеличение суммы международных займов – одно из

важнейших условий подтягивания мощностей инфраструктуры к реальным

экономическим потребностям. Но это ведет к увеличению внешней задолженности

африканских стран, которая уже превышает 320 млрд. долларов. [21]

Слабая научная база планирования и прогнозирования – другая

немаловажная причина отставания инфраструктуры от потребностей

развивающегося хозяйства, следует подчеркнуть, что в результате

нерационального использования имеющихся финансовых ресурсов во многих

африканских странах при остром недостатке инфраструктуры часть ее

мощностей длительное время не используется.

Процесс преобразования отсталого хозяйства, осуществляемый в условиях

научно-технической революции, обуславливает появление современных

инфраструктурных объектов. Их создание не под силу слабому национальному

капиталу, который либо требует государственных субсидий, либо предпочитает

все расходы по развитию наиболее капиталоемкой инфраструктуры переложить на

государство. Частный иностранный капитал, как правило, непосредственно не

участвует в развитии инфраструктуры современного типа. Отчасти это

объясняется позицией большинства национальных правительств, политической

нестабильностью в развивающихся странах, а в ряде случаев – высокой

капиталоемкостью инфраструктурных объектов и медленным оборотом вложенных

на их развитие средств.

В ряде случаев иностранный капитал вкладывается в развитие

инфраструктуры, главным образом в ее энергетическую составляющую, которая

создает необходимые предпосылки дальнейшего расширения эксплуатации

сырьевых ресурсов Африки. Примерами могут служить построенные после войны

ГЭС Кариба на реке Замбзи, Оуэн-Фоллс на реке Виктория – Нил в Уганде, Эдеа

на реке Санага в камеруне, Акосомбо на реке Вольта в Ганс, ГЭС на реке

Конго в Заире и ряд других. [13]

В большинстве стран за государством закреплено право собственности на

основные капиталоемкие объекты производственной инфраструктуры

(железнодорожный транспорт, морские и воздушные порты, дороги, крупные

гидротехнические сооружения, современные электростанции и мелиоративные

системы). Законодательным путем ограничивается вмешательство частного

капитала в развитии ряда основных инфраструктурных отраслей. [42]

Развитие, модернизация и диверсификация отраслей инфраструктуры

требуют постоянных крупных государственных инвестиций. Создание

необходимой инфраструктуры во всех развивающихся странах продолжается и

будет продолжаться главным образом,. За счет новых государственных

капиталовложений. [32]

Итак, развитие инфраструктуры является непременным условием

перспективного роста экономики и должно идти параллельно с развитием

промышленности и других отраслей хозяйства, опережая его "на шаг". [13]

В борьбе за создание независимой экономики перед развивающимися

государствами Африки встает такая проблема, как узость внутреннего рынка.

Развитие хозяйства непрерывно связано с состоянием и особенностями

внутренних рынков. Они в значительной степени определяют движущие силы

экономических процессов, не только являются основой воспроизводства, но и

выполняют особую миссию в социальной сфере, вовлекая в производственные

отношения людей вне зависимости от их места в сословной иерархии. [20]

Образование внутренних рынков развитие внутрихозяйственных связей в

развивающихся странах Африки происходило одновременно с включением их в

качестве колоний и полуколоний в мировое хозяйство, нередко на основе

принудительно навязанных внешнеэкономических связей.

Не только малые и средние, но и крупные африканские страны подчас не

обладают достаточно емким внутренним рынком, который обеспечивал бы условия

для создания и эффективного функционирования современного

конкурентоспособного производства. Так, многие страны Африки при

определении оптимальных размеров строящегося нефтеперерабатывающего

комбината вынуждены ориентироваться на внешний рынок, на который бы

поступало 80% его продукции. [45]

Засилие иностранного капитала в экономике африканских стран,

обусловленное этим низкие темпы накопления, отсталость сельского хозяйства,

инфраструктуры, промышленности, нищета широких масс населения отражаются в

узости внутреннего рынка.

Во многих странах источники энергии (нефть, уран, природный газ,

электростанции) полностью или частично находятся в руках иностранных

монополий. Поскольку, за исключением электростанций, эти отрасли

ориентированы на экспорт, они связаны с внутренним рынком весьма слабо,

преимущественно в той мере, в какой занятые в них рабочие и служащие

являются потребителями. Например, такие страны, как Намибия, Нигерия и

Габон, полностью, а ЮАР большую часть добываемого урана экспортирует за

рубеж. Другой пример – нефтедобывающие страны вывозят 50-55% добываемой

нефти, общая добыча составляет 335 млн. тонн, а нефтеперерабатывающие

заводы Африки имеют суммарную мощность 141 млн. тонн, таким образом

потребление нефти меньше, чем ее экспорт.

Некоторые страны зачастую не имеют электрического сырья и вынуждены

импортировать его. Из-за слабого развития машиностроительной, химической и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.