реферат скачать
 

Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

планово-регулирующих актов, совершенствование государственного аппарата,

проверка деятельности важнейших общественно-экономических учреждений,

контроль за работой по организации труда и рационализации производства.

[42] В странах Африки распространено планирование, которое было вызвано

тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами,

преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических

процессов невозможно. [20] В большинстве стран Африки до сих пор не

сложилась централизованная система систематического контроля за ходом

выполнения государственных экономических планов и программ: в лучшем случае

она ведется

на уровне отдельных министерств и ведомств и

обобщается центральным плановым органом лишь в конце планового периода и

для целей подготовки очередного плана развития.

В то же время есть все основания считать государственное плановое

регулирование хозяйственных процессов целесообразным, закономерным и

необходимым. Оно выступает как важный фактор ускорения экономического

прогресса. В настоящее время важно приближать формы и методы планового

регулирования экономики к реально существующим в африканских странах

условиям и возможностям. Речь идет, в частности, о необходимости

перенесения акцента во всем планировании с современных всеобъемлющих планов

национального развития на краткосрочные и частные программы, которые

являются более гибкими и эффективными плановыми инструментами, чем первые.

Определенные возможности имеются также и в деле совершенствования средств

государственного контроля и регулирования развития как государственного,

так и особенно частного секторов экономики с целью их более полного

подчинения задачам реализации национальной стратегии развития [6]

В последние годы, как показал опыт, планы социально-экономического

развития в странах Африки постоянно не выполняются. Более успешно

реализуются лишь отдельные правительственные программы. Постепенно

выяснилось, что государственный сектор во многих случаях неэффективен,

образовалось много убыточных государственных предприятий. [14]

Кроме этого, в связи с распадом СССР и крушением социалистической

системы прервались все связи 17 африканских стран социалистической

ориентации с бывшими членами СЭВ. Все это сказалось на без того хрупкой и

отсталой экономике и привело к затяжному кризису. Пытаясь переломить

неблагоприятную тенденцию деградации экономики большинства стран Африки

была предложена идея о необходимости "структурной корректировки", или

политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности,

отказа от государственного вмешательства в экономику и всемерного развития

рыночных основ хозяйствования. [21] В результате во многих государствах

начался процесс приватизации. В связи с этим меняется и характер

государственного регулирования, ранее направленного по преимуществу на

планирование развития государственного сектора. [14]

C середины 90-х годов приватизация становится генеральной линией

экономической политики большинства стран Африки. На развитие частного

предпринимательства возлагаются большие надежды как на "локомотив"

экономического процесса. [21]

2. Влияние иностранных монополий на формирование

и развитие топливно-энергетического комплекса

Не имея совсем или имея недостаточные ресурсы того или иного вида

промышленного сырья, развитые государства уже с конца прошлого века начали

ожесточенную борьбу за богатые источники топлива. [1]

Национально-освободительное движение африканских народов, активно

действующее в середине 20 века, не положило конец ограблению Африки

иностранными монополиями. Наоборот, широко развернулось контрнаступление

империалистических сил, которые никак не хотели выпускать этот континент из

своих рук. До настоящего времени они ищут выход из экономического, и в

частности энергетического, кризиса за счет усиления эксплуатации

африканских минеральных и людских ресурсов.

Лишившись с потерей колоний прямого владения источниками сырья,

иностранные монополии стремятся сохранить над ними косвенный контроль,

используя систему контрактов на их закупку, создавая смешанные

горнодобывающие компании, участвуя в сбыте готовой продукции. Они активно

внедряются в другие отрасли хозяйства Африки, в частности финансируют

строительство ряда крупных объектов энергетики и обрабатывающей

промышленности. По прежнему преобладают британские и французские

капиталовложения, сфера их приложения очень широкая. Очень быстро

увеличиваются инвестиции США, ФРГ, Японии, помещенные главным образом в

добычу нефти, стратегического сырья, электроэнергетику. Наибольшие суммы

капиталовложений приходятся на ЮАР, Заир, Нигерию, Габон, Кению, Ливию, Кот-

Д'Ивуар. [15]

Нефтедобывающая промышленность стран Африки, в основном сформировалась

во второй половине 60-х годов (несколько отставало лишь она в Нигерии). А

это означает, учитывая длительные сроки освоения крупных месторождений, что

большинство предприятий было заложено еще в период колониализма.

Разумеется, тогда не могло быть и речи об интересах африканских стран, на

территории которых были расположены эксплуатируемые месторождения.

Международные сырьевые корпорации в Африке разрабатывали только

уникальные по размерам, качеству, условиям залегания и расположению

месторождения полезных ископаемых. Они вовсе не были заинтересованы в

дорогостоящем систематическом изучении территории Африки. Только в тех

случаях, когда компании владели обширными концессиями в перспективных

районах, они осуществляли поисковые работы в пределах этих концессий.

Общее геологическое изучение больших территорий африканских стран было

переложено на колониальную администрацию, которая должна была выявить

богатые залежи полезных ископаемых для последующей хищнической эксплуатации

сырьевыми монополиями.

После достижения политической независимости странами задача

систематического геологического исследования на их территории легли на

плечи государства, которое в большинстве случаев не располагает

необходимыми финансовыми, техническими, материальными, научными и кадровыми

возможностями. Только немногие африканские страны, главным образом

нефтедобывающие, в состоянии взять на себя определенную часть затрат на

изучение и освоение ресурсов. Остальные страны вынуждены обращаться к

внешним источникам финансирования затрат на освоение своей минерально-

сырьевой базы, главным образом к иностранным монополиям. [1]

Благоприятная для иностранного капитала политическая атмосфера,

забота, которой окружили иностранные предприятия правительства

значительного большинства африканских государств, способствовали усиленному

притоку иностранного капитала в Африку. Приток частного иностранного

капитала постоянно растет. Массовый приток иностранного капитала привел к

быстрому развитию нефтяной промышленности. Добыча нефти на этом континенте

во второй половине 20 века росла большими темпами. Если в 1962 году она

составляла только 38 млн. тонн, то в 1963 году – уже 82 млн. тонн, в 1967

году – 151 млн. тонн, а в 1995 году – 335 млн. тонн.

Иностранные концерны делают крупные капиталовложения в большинстве

стран Африки. Особенно велики инвестиции в нефтедобывающую промышленность

(Ливия, Алжир, Нигерия, Ангола, Габон, Тунис), в освоение шельфовой зоны

Анголы, Габона, Кении и других стран.

Наряду с нефтяной промышленностью международный капитал строит в

Африке многочисленные предприятия по переработке сырья. Наиболее

динамической благодаря иностранным капиталовложениям отраслью

промышленности является нефтехимия. Если в 1961 году на Африканском

континенте действовало 7 нефтеочистительных предприятий, то в 1964 году –

свыше 10, а в 1995 году – более 40. [15]

Усиливаются позиции ТНК в геологоразведке и эксплуатации месторождений

энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран), а также некоторых других видов

полезных ископаемых (фосфаты, алмазы и т.д.), что является закономерным

отражением процесса межотраслевого движения монополистического капитала в

поисках сверхприбылей. География геологоразведочных работ (особенно по

энергоносителям) охватывает практически все страны Африки. В этой же сфере

ТНК используют новые формы экспансии, такие как промышленное

сотрудничество, включающее аренду и постановку оборудования, субподряды,

совместные исследования и разработки, кооперирование производства,

соглашения о "разделе продукции" и совместной организации сбыта и т.д.

Некоторые соглашения помимо указанных включают пункты о последующей

передаче производственных мощностей национальным компаниям, а также

подготовку местных кадров. Финансируется промышленное сотрудничество в

основном за счет кредитов и субсидий международных финансовых институтов.

[35]

Большинство африканских стран – импортеров нефти, связывая свои

надежды с обнаружением месторождений нефти, щедро раздают лицензии на

проведение поисково-разведочных работ. Иностранные компании не менее

африканских государств заинтересованы в расширении поисков нефти на

континенте, с тем чтобы ослабить свою зависимость от ОПЕК. Так, нефтяные

монополии США ведут интенсивные поисково-разведочные работы в таких

африканских странах, как Чад, Судан, Гана, БСК, ЦАР, Заир, Камерун. [30]

Иностранные компании, занимающиеся разработкой минеральных ресурсов в

африканских странах, приводят там зачастую политику использования дешевой

местной рабочей силы на подобных работах как недифференцированной массы

чернорабочих с неизменно низким уровнем заработной платы и низкой

производительностью. Все это в сочетании с незначительной численностью

наемных рабочих обуславливает ограниченную покупательную способность

местного населения, а следовательно, и узость внутреннего рынка

потребительских товаров. Хотя в некоторых развивающихся странах с

длительным сроком существования горнодобывающей промышленности или в

относительно более развитых на иностранных и местных предприятиях сложились

высококвалифицированные национальные кадры рабочих, инженеров и

администраторов, получающих сравнительно высокую зарплату, тем не менее

даже здесь влияние их на платежеспособный спрос очень невелико из-за

малочисленности этого квалифицированного персонала. [1]

В ряде случаев иностранный капитал вкладывается в развитие

инфраструктуры, главным образом ее энергетической составляющей, которая

создает необходимые предпосылки дальнейшего расширения эксплуатации

сырьевых ресурсов континента. Примерами могут служить построенные после

войны ГЭС Кариба на реке Замбези, Оуэн-Фоллс на реке Виктория – Нил в

Уганде, Эдеа на реке Санага в Камеруне, Акосомбо на реке Вольта в Гане,

Инга на реке Конго в Заире и ряд других.

В относительно наиболее развитых в экономическом отношении странах

Северной Африки, где вновь возникшая инфраструктура могла бы оказать

наибольшее влияние на оживление экономической жизни, иностранные

предприятия не строят железных дорог. Самые крупные иностранные

капиталовложения здесь осуществляются в области добычи нефти, которая

транспортируется в порты побережья по трубопроводам. Правда, в результате

этих инвестиций было построено несколько шоссейных дорог с твердым

покрытием, которые в будущем смогут способствовать экономической

активизации сахарских районов Алжира и Ливии.

Практическое влияние промышленных инвестиций на развитие

инфраструктуры предоставляется незначительным. Известное исключение в этой

области составляют нефтеочистительные предприятия.

Строительство нового нефтеочистительного завода влечет обычно за собой

строительство новых портовых сооружений, а также сети трубопроводов и

нескольких дорог. Однако нефтеочистительные заводы строятся на неосвоенных

и безлюдных территориях, что делает дороги, соединяющие эти заводы с

портами, бесполезными для других отраслей хозяйства. Да и причалы,

построенные в портах для танкеров, не могут быть использованными компаниями

в странах Африки довольно значительной транспортной инфраструктуры вопреки

видимости не приносит этим странам значительных выгод. [15]

Одна из особенностей экспорта иностранного государственно-

монополистического капитала в Африку – широкое использование

многонациональных консорциумов для реализации крупных проектов. Так, для

освоения уранового месторождения в Нигере (район Акута) создана "Компани

миньерд' Акута" ("КОМИНАК"), с участием комиссариата по атомной энергии

Франции (34% капитала), японской "Оверсис урейниум рисёрчис дивелопмент"

(25%) и другие монополистические группы.

В начале 80-х годов типичной формой деятельности иностранного капитала

в Африке становится смешанное предпринимательство.

Несмотря на то, что значительная часть нефтедобывающей и

горнодобывающей промышленности в странах Африки была национализирована,

прибыли западных монополий не уменьшились. В 80-е годы прибыли нефтяных ТНК

оказались значительно выше, чем во времена их полного контроля над добычей

нефти в Африке, т.к. ТНК пытаются обеспечить себе прочные позиции в сфере

конечной переработки, транспортировки и сбыта продукции, используя свое

монопольное положение потребителей сырья на мировом рынке, кадровые и

финансовые и технологические затруднения африканских государств.

Африканские страны установили контроль лишь над добычей и первичной

переработкой сырья.

Растущая экспансия иностранного капитала в страны Африки увеличивает

отток финансовых ресурсов, лишая африканские государства существенной части

создаваемого национального дохода. [20]

В действительности новые инвестиции иностранного капитала вносят очень

мало положительных моментов в экономическую жизнь африканских стран.

Подготовка нескольких сот рабочих, строительство электростанции, снабжающей

электроэнергией не только иностранное предприятие, но и близлежащий город,

ограниченное улучшение коммуникационной инфраструктуры – все это, вместе

взятое, не решает ни одной из стран; в то же время создается зависимое

положение экономики от одной или нескольких иностранных компаний.

Единственной серьезной выгодой, какую получают африканские страны от

иностранных инвестиций является рост национального богатства. Построенные

шахты, нефтяные скважины, НПЗ и вывезены за границу. Не исключена

возможность постепенного установления государственного контроля над этими

предприятиями. [15]

Чтобы избежать последствий деятельности ТНК, идущей вразрез с

национальными интересами стран пребывания, многие развивающиеся государства

ограничивают и постепенно вытесняют иностранный капитал из обрабатывающих

отраслей за счет расширения госсектора, во многих случаях первоначально на

основе создания смешанных предприятий. Цель этого – привлечь иностранных

инвесторов на приемлемых условиях и получить постоянный и долгосрочный

доступ к новой технологии. Вступая в соглашения о создании смешанных

предприятий, государство стремится сохранить в своих руках основные рычаги

управления, что удается далеко не всегда. Однако в принципе такого рода

соглашения, как отмечают авторы исследования "мировая промышленность после

1960 года: достижения и перспективы", позволяют государству контролировать

инвестиции в производства, вести обучение местного технического персонала

навыками использования технологии и участвовать в прибылях. [32]

Многие государства Африки активно борются за установление эффективного

контроля над своими национальными минеральными ресурсами, за расширение

участия в процессе их освоения, тем не менее транснациональные сырьевые

монополии все еще продолжают оказывать сильное влияние на характер их

горнодобывающей промышленности, на пути ее развития. Причина заключается в

сохраняющейся экономической, финансовой, технологической и кадровой

зависимости африканских стран от развитых государств и их монополий. [1]

Борьба стран Африки за новой тип экономических взаимоотношений,

лишенных черт неоколониализма, в нынешних условиях осложнена. Вновь

образованные государства максимально заинтересованы в привлечении

иностранных капиталов; они рассчитывают с их помощью ускорить процесс

экономического развития. Инвестиции должны пролагать путь росту

индустрии, развитию сельского хозяйства (в частности, ирригации), созданию

энергетической базы т.п. Осуществление таких мероприятий не всегда выгодно

иностранному капиталу как с экономической, так и с политической точки

зрения. Поэтому фактически страны Африки располагают ограниченными

возможностями в области планирования и осуществления новых

капиталовложений. [15]

На современном этапе африканские страны еще не в состоянии отказаться

от помощи развитых стран. Важно при этом, чтобы она не была основана на

кабальных экономических условиях.

3. Проблема рационального природопользования

Природные условия и ресурсы составляют важнейшее национальное

богатство развивающихся стран Африки, с использованием которого во многом

связано их настоящее и будущее развитие. Но тем не менее огромный природно-

ресурсный потенциал этих стран использовался и продолжает использоваться

недостаточно рационально, а зачастую и хищнически.

В качестве примеров такого рода можно привести многочисленные случаи

"снятия сливок" при разработке минеральных ресурсов, когда в первую очередь

осваиваются, а после истощения забрасываются самые богатые и удобно

расположенные месторождения. Так, в частности, произошло со знаменитым

урановым месторождением Шинколобве в Заире, разработка которого началась

еще в 20-х годах для получения радия, а после второй мировой войны была

возобновлена для добычи урановой руды. В настоящее время это месторождение

заброшено.

Еще более разительные примеры такого рода дает использование

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.