реферат скачать
 

Особенности развития и размещения газовой промышленности России

компаний, то есть по сути государственных или ориентированных на

государство фирм, занимавшихся импортом газа, формированием газового рынка

и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих

странах. Кроме того, функционирование ограниченных национальными рамками

рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим

законодательством препятствовало расширению конкуренции.

В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры

магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в

целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения

объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его

уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только

платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли.

Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных

газопроводов для газоснабжения новых регионов (на Северо-Западе, юге

Западной Сибири и ряде других), а также газификации мелких и

рассредоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее на

внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возникнет

потребность в предельно высоких темпах роста объемов поставок газа (не

говоря уже о его дефицитности), что создает благоприятный фон для повышения

качества газоснабжения. Причем возможная неустойчивость внутреннего рынка

не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время

крупные инвестиции требуются для завоевания новых позиций для российского

газа на устойчиво растущем европейском рынке.

На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа

практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при

либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введение новых

форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России

носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг.

действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную

коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом

роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была

дифференцирована ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная

цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб.

м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украины (из-за

отсутствия региональной дифференциации, которая началась только в прошлом

году, такая вполне "европейская" цена действует и на Урале, и в Западной

Сибири). В Северной Америке оптовая цена на газ в среднем не превышает этот

уровень.[18]

Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб.

за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за

1 тыс. куб. м, то есть по сравнению с периодом до 1991 г. темп их роста

обгонял инфляцию, а относительно 1991 г. находится на уровне несколько ниже

нее. [19]По-видимому, для нынешних трудностей с неплатежами критически

важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на

газ и другие энергоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым

(европейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт (что зачастую

наиболее привлекательно для предприятий при ограниченности внутреннего

рынка), а также при конкуренции с импортируемыми товарами это становится

определяющим фактором.

Газовое законодательство как таковое в России практически отсутствует.

Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о

естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов

(Временное положение о доступе производителей газа в газотранспортную

систему, Правила поставки газа потребителям и др.). Основываясь на этих

документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно

охарактеризовать следующим образом.

Объективно необходима высокая степень целостности газовой

промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного

фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру

сетевого типа), так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией

ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится

на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на

расстоянии 2-5 тыс. км от потребителей).[20]

Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах,

осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу,

выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в

эксплуатации месторождения были переданы "Газпрому". Он же получил лицензии

на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. На часть

месторождений среднего масштаба и извлечение газа из более глубоких, чем

сеноманские залежи горизонтов, лицензии выданы не входящим в "Газпром"

структурам, то есть первые шаги к демонополизации добычи природного газа

уже предприняты. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных

месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом

сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается

естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей

газотранспортной системы.

Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит положение о

доступе производителей газа на территории Российской Федерации к

транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по

газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа

регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не

транспорт стороннего газа, а его покупка газотранспортными предприятиями

Газпрома для последующей перекачки в составе общего потока газа. В принципе

оба варианта - и покупка газа у производителей, и транзитная

транспортировка стороннего газа - могут рассматриваться как допустимые

формы взаимодействия монопольного собственника сети и других участников

рынка, но условия монополиста и прежде всего ценовые должны стать открытыми

и привлекательными для пользователей.

Целесообразно создать такую регулирующую систему, при которой

"Газпрому" будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении.

Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых

месторождений не входящими в него структурами (хотя, возможно, и с

финансовым и другими видами участия последнего и ассоциированных с ним

организаций) и поступлением этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок

конечного потребления, ценовые и прочие условия которого могут

формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа

самим "Газпромом".[21]

Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы

стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного

хранения газа. Формально надежное газоснабжение потребителей является

обязанностью Газпрома. И надо отметить, что при всех трансформациях

последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличения

количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось.

Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми - в системе

несколькими способами резервирования: от объектного резервирования

(резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные мощности в добыче

и на транспорте) до многониточной и закольцованной структуры газоснабжающей

сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль

последних многофункциональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую

загрузку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем

потребления газа отдельными потребителями, покрывать при необходимости

экстремальные потребности (связанные с резкими похолоданиями и другими

причинами, лежащими как внутри системы газоснабжения, так и вне ее),

обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на

объектах газоснабжения.[22]

К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных

хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их

функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными

диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями,

нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению.

Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа

Газпрома, так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих

видов поставок по крайней мере в течение достаточно длительного периода

будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих

функций, а также правила справедливого поведения оператора по отношению к

поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов

оборудования или аварийных ситуаций еще предстоит разработать.[23]

4 Проблемы и перспективы развития.

Единая система газоснабжения создавалась в условиях плановой

экономики, когда критерием успешной работы было выполнение директив по

наращиванию валовых объемов добычи газа, а также напряженных плановых

заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное развитие

системы и высокую надежность ее функционирования. Причем возможности выбора

поставщиков действительно эффективного и надежного оборудования, наилучших

подрядчиков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения

выделялись централизованно и на определенных этапах в соответствии с

обоснованными потребностями. В подобных условиях приходилось прибегать к

избыточному с чисто экономических позиций резервированию, включая установку

громоздкого парка резервных газоперекачивающих агрегатов, к форсированному

вводу мощностей на новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для

отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой

самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.[24]

В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение

емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки

российского газа. В этой связи вполне уместной считается увязка перспектив

развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом

описываются оптимистический и вероятный сценарии. Оптимистический сценарий

предусматривает рост цен на российские энергоносители, объемов потребления

российских энергоресурсов и инвестиций в российский ТЭК (поскольку большее

число проектов становится экономически эффективным), что в совокупности

позволит использовать его как "мотор" для выхода из кризиса и перехода в

стадию поступательного развития экономики".

Здесь необходим более дифференцированный и взвешенный подход. Что

касается нефти, то цены на нее формируются на основе довольно сложного

баланса интересов и сил, включающего и механизмы квотирования добычи. Цены

оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно

строятся на ценовых формулах, учитывающих цену "корзины" энергоресурсов, в

том числе мазута (как производной от цены нефти) и угля.

Представляется, что цена угля на мировом рынке может быть достаточно

стабильной ввиду наличия доступных больших запасов качественного угля. По

мнению многих экспертов, имеются также значительные резервы поддержания

стабильных цен и на нефть. В этих условиях ожидания всеобщего роста цен на

российские энергоносители могут не оправдаться. В отраслях с длительным

инвестиционным циклом, прежде всего в газовой промышленности, опасность

такого рода просчетов очень велика.

В то же время ситуация с природным газом гораздо благоприятнее, чем по

ТЭК в целом. Причины этого - крупные преимущества природного газа перед

другими видами топлива в экологическом отношении, возможность достижения

при его использовании более высоких технологических показателей (например,

кпд на электростанциях) и в целом особая технологичность природного газа,

который, как уже отмечалось, при транспортировке представляет собой готовый

к использованию продукт.

Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценового баланса

различных видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных,

но традиционно наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов

топлив контрагентов газовой промышленности при использовании современных

парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителями.

Поскольку в других сферах применение газа также дает значительный эффект,

то явно назревают изменения ценовой формулы в сторону увеличения его цены

для поставщиков, что, однако, не приведет к снижению спроса, но позволит

стимулировать реализацию новых проектов и тем самым обеспечит "гладкий"

переход к использованию во все большем объеме потенциальных потребительских

преимуществ природного газа. На наш взгляд, адекватная реакция на рыночные

сигналы со стороны оптовых покупателей газа будет облегчена при расширении

их коммерческой ориентации и либерализации европейской газовой

промышленности.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает

возможность за счет использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры

обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки

концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не

менее по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта

потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим

масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были

осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно

увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения

добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи

под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в

разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное

использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и

прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть

от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении

новых ресурсов, от возможностей привлечения инвестиций для такого освоения,

от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых

районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные

затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей

цепи газоснабжения. При этом практически при любом из вариантов конкретных

решений в добыче повысится уровень затрат, которые можно условно оценить в

15-25 долл. за 1 тыс. куб. м.

Для окупаемости строительства магистральных транспортных систем

протяженностью 4-4,5 тысяч и более километров (в том числе частично в

северных условиях, а частично в европейских странах -и то, и другое

является фактором удорожания) до основных экспортных потребителей

транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб.м.

Конкретные оценки в немалой мере будут зависеть от уровней налогов, условий

финансирования и сопряженных затрат (например, на обеспечение надежности и

резервирования поставок).[25]

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при

нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемости и даже могут стать

убыточными. В данном случае при расширяющемся европейском рынке и растущей

потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая

промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей

большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на

себя.[26]

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций проработаны

вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных

поставок газа по трубопроводам осуществлялось с использованием транзита

через третьи страны. Несмотря на то что транзит получил столь широкое

распространение, практически отсутствуют его международные юридически

обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно

не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о

Европейской энергетической хартии включает только обязательство не

препятствовать транзиту в случае внутригосударственных конфликтов.

В России также ощущается необходимость развития специфического,

ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона

о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно

противоречив, поскольку в него пытались включить не только общие для этих

отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются

значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам

продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших изменений

(введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной

энергетической комиссии, а также ставшей все более понятной обществу роли

ЕСГ в народном хозяйстве страны) представляется своевременными разработка и

принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

По-видимому, в среднесрочной перспективе доля газа в энергетике Европы

будет ограничиваться прежде всего соображениями безопасности. Экономика и

экология однозначно указывают на газ, но серьезную опасность европейцы

усматривают в энергетической зависимости от недостаточно прогнозируемого и

слабо регулируемого гиганта на Востоке. Надо сказать, что на этом весьма

успешно спекулирует ядерное лобби. Снять подобные опасения можно в первую

очередь за счет установления ясных правил игры и более широких связей и

переплетения интересов участников рынка на Западе и Востоке.[27]

Отметим, наконец, важную роль системного моделирования

функционирования и развития газоснабжения, вытекающую из объективной

сложности системы и выполняемых ею задач. На протяжении последних трех

десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, совершенствовались методы и

средства такого моделирования. Со второй половины 80-х годов они оформились

в целостную систему анализа и принятия решений по развитию ЕСГ. Для

нынешней рыночной ситуации, несмотря на усиление фактора неопределенности,

тем не менее характерна большая ясность критериев в отличие от номинальных

показателей плановой экономики.[28]

Даже в советских условиях применение методов системного моделирования

при конкретном анализе направлений развития ЕСГ давало возможность

существенной экономии инвестиционных ресурсов и повышения качества

принимаемых решений. Тем большие перспективы открываются перед этими

методами в нынешней ситуации.

Заключение.

Газовая промышленность является одной из основных отраслей топливной

промышленности, которая охватывает добычу природного газа, переработку

природного и попутного газа, подземную газификацию угля. Она принадлежит к

молодым отраслям индустрии, быстро и динамично развивающимся в последние

десятилетия.

Ресурсами природного газа особо выделяется Западная Сибирь, где

разведаны такие уникальные месторождения, какУренгойское (запасы 6 трлн.м2

открыто в 1966г.), Ямбургское (4.5 трлн.м2 1969г.), Медвежье (1,5 трлн.м2

1967г.), Заполярное, Тазовское, Вынгапуровское и другие. Они расположены на

севере Тюменской области в пределах зоны тундры, где природно-климатические

условия особенно суровы, и образуют Пур-Тазовскую и Надым-Пурскую

газоносные провинции. На Ямале открыты Бованенковское, являющееся вторым в

мире по ресурсам и Харасавайское месторождения.

На территории России ресурсы природного газа разведаны в Баренцево-

Печорской провинции (Вуктыльское, Войвожское и другие местрождения), на

Урале (Оренбургское газоконденсатное), в Поволжье (Астраханское

газоконденсатное и другие), на Дальнем Востоке (Саха-Якутия, остров

Сахалин) и Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский края,

Ростовская область).

Велики запасы природного газа в странах Средней Азии (Шатлыкское,

Майское, Ачакское в Туркменистане, Газлинское, Мубарекское в Узбекистане),

в Казахстане (Карачаганакское). На Украине открыты Шебелинское, Дашавское,

Рудковское и другие месторождения природного газа, в Азербайджане -

Карадагское месторождение.

В настоящее время в странах СНГ разведано большое количество газовых,

газоконденсатных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений.

Вторая особенность состоит в том, что ресурсы природного газа отличаются

высокой территориальной концентрацией. Только пять месторождений:

Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное и Оренбургское -

сосредотачивают около половины всех промышленных запасов стран СНГ.

Эксплуатация чисто газовых месторождений началась в годы Великой

Отечественной войны, когда были построены газопроводы от местных

месторождений до Саратова (от Елшанки) и Самары (из Похвистнево). В 1947г.

построен крупный газопровод Саратов - Москва, протяженностью 800 км, а в

1948г. Дашава - Киев - Брянск - Москва. В 1965г. в стране добывалось 128

млрд.м2 против 3,2 млрд.м2 в 1940г., то есть в 40 раз больше, в том числе в

России - 1/2 и на Украине 1/3. В середине 50-х годов густая сеть

газопроводов сформировалась на Северном Кавказе, где были построены

газопроводы Ставрополь -Москва, Краснодарский край -Серпухов - Ленинград и

другие. Выросло значение газовой промышленности Узбекистана, откуда прошли

газовые магистрали Средняя Азия - Центр, Средняя Азия -Урал и другие. В

1970г. добыча природного газа возросла до 198 млрд. м2.

Газовая промышленность СНГ имеет некоторые отличительные особенности

развития по сравнению с другими отраслями топливно-энергетического

комплекса. Во-первых, добыча природного газа отличается высокой

концентрацией и ориентируется на регионы с наиболее крупными

месторождениями, имеющими выгодные условия эксплуатации. Во-вторых, газовой

промышленности характерны быстрые темпы развития. Абсолютный прирост добычи

природного газа за 1976-1980 гг. составил 146 млрд.м2 1981-1985 гг. - 208

млрд.мЗ, 1986-1990 гг. - 172 млрд.мЗ В 80-е годы СССР вышел на первое место

в мире, обогнав США. В-третьих, добыча природного газа отличается

динамичностью размещения производства, что обусловлено быстрым расширением

границ выявленных ресурсов природного газа, а также относительной

доступностью и дешевизной вовлечения их в эксплуатацию. За небольшой период

главные районы по добыче природного газа переместились из Поволжья на

Украину и Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги в 60-е годы

были вызваны освоением месторождений Средней Азии, Урала и Севера. В 70-е -

80-е годы развернулась массовая разработка ресурсов природного газа в

Западно-Сибирском регионе. Как показывают данные таблицы 1.3., добыча

природного газа в России с 1970 г. по 1990 г. увеличилась в восемь раз, в

Туркменистане -почти в девять раз, а на Украине уменьшилась в 2,2 раза. В

90-е годы добыча газа сократилась во всех странах Содружества, за

исключением Узбекистана, где она возросла на 16%.

В размещении газовой промышленности произошел заметный сдвиг в

восточные районы. Главной базой России и стран СНГ по добыче природного

газа стала Западная Сибирь, которая дает в настоящее время свыше 60% всего

газа. В 1990 г. в Российской Федерации добывалось 78,6%, в Туркменистане

-10,8%, Узбекистане - 5%, на Украине - 3,5% всего природного газа. На

морских месторождениях добывается 12-13 млрд.мЗ или около 1,5% газа в СНГ.

Приложение.

Список использованной литературы.

1. Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской

промышленности//ЭКО,№5,1998.

2. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-

Дону: Феникс,1997.

3. Гурвич Е. Экологические последствия субсидирования энергетического

сектора// Вопросы экономики,№6,1998

4. Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов.

Ростов-нв-Дону, 1996.

5. Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

6. Крупнейшие компаниии: итоги года//Эксперт,№38,1998.

7. Куранов Г., Волков В. Российская экономика (январь-май1998г)//экономист,

№8,1998,стр.8,9

8. Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

9. Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и

социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

10. Промышленность в 1 квартале 1997г. (по материалам Госкомстата РФ)//

Экономист, №6,1998.

11. Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,№2,1998

12. Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, №1,1998.

13. Хрущев А.Т. Георрафия промышленности. М.: Дело, 1992.

14. Экономика России в 1996 г.// ЭКО, №5,97.

15. Экономическая география /под ред Данилова А.Д. (доп., перераб.) - М.:

Дело, 1990.

-----------------------

[1] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

[2] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-

Дону: Феникс,1997.

[3] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

[4] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и

социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[5] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской

промышленности//ЭКО,5,1998.

[6] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

[7] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов.

Ростов-нв-Дону, 1996.

[8] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-

Дону: Феникс,1997.

[9] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-

Дону: Феникс,1997.

[10] Хрущев А.Т. Георрафия промышленности. М.: Дело, 1992.

[11] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов.

Ростов-нв-Дону, 1996.

[12] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской

промышленности//ЭКО,5,1998.

[13] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[14] Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

[15] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[16] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской

промышленности//ЭКО,5,1998.

[17] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998

[18] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

[19] Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11.

[20] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и

социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[21] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской

промышленности//ЭКО,5,1998.

[22] Крупнейшие компаниии: итоги года//Эксперт,№38,1998.

[23] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

[24] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и

социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[25] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и

социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.

[26] Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

[27] Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997.

[28] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы

//Вопросы экономики, 1,1998.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.