реферат скачать
 

Особенности размещения предприятий сервиса

(проезд на работу и обратно) смены места жительства не происходит.

В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых

административных границ внутригосударственные миграции могут быть

межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликанскими.

Для понимания механизма взаимодействия сферы обслуживания и миграции

населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой

(организованной) и самодеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции

(формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в

районах вселения).

Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на отдельные виды, формы и

фазы миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между

ними.

Из всех видов и форм миграций только для неорганизованной сезонной

миграции работников, временно выезжающих из южных районов в более северные

районы на заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь

существенного значения. В то же время для успешного обеспечения такой формы

сезонной миграции, как отправка студенческих строительных отрядов, крайне

важно создать нормальный уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса

для обеспечения такой общественно необходимой формы сезонной миграции, как

поездки отпускников в районы и пункты массового санаторно-курортного и

туристского отдыха.

Таким образом, успешное регулирование сезонной миграции во многом

связано с развитием сферы обслуживания, особенно если миграция связана с

удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важную роль

играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли

сферы обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг

в потенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно

одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно

пропорционально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита

неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно

выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными

последствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках,

дачных местностях и т. д.

Важное значение имеет организация сферы обслуживания для более

равномерного распределения отдыхающих между сложившимися зонами массового

отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не

только самих учреждений отдыха - санаториев, пансионатов, турбаз и т. п.,

но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания.

Подробнее это будет рассмотрено в последней главе.

Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой

обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из

пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на

работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело

подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования

городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы

обслуживания, в значительной мере использующей маятниковых мигрантов,

требовалось в первую очередь развитие пригородного транспорта.

На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые

поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них

сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все

большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий

подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятниковой

миграции по культурно-бытовым связям оценивалась с точки зрения затрат на

организацию сферы обслуживания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь

ситуация меняется.

При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь

существенные «пики» нагрузок на железных и автомобильных дорогах, что есть

основания усматривать в существующих перебоях на транспорте при перевозке

народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с

транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции

важно учитывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи

с «автомобилизацией» маятникового мигранта. Все это требует пересмотра

существующих подходов к проблемам внутрирайонного размещения материального

производства и сферы обслуживания.

Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией,

включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в

город и из города в село.

При анализе взаимодействия развития сферы обслуживания и миграции

сельского населения необходимо учитывать тип сельского расселения, который

может быть двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип

расселения - центр административного района и крупное сельское поселение -

характерен для степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных

котловин. В настоящее время все эти населенные пункты уже имеют

сравнительно высокий уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из

них по причине недостаточного уровня обслуживания незначительна.

Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр

административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов,

периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные

поселения неоднородны: одни расположены ближе к центральной усадьбе, другие

более удалены. Как правило, чем ближе поселение к центральной усадьбе, тем

лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения характерен для

горных районов и районов лесной зоны, особенно после укрупнения колхозов и

совхозов.

О том, насколько разнятся уровни обслуживания сельского населения при

трехуровневом типе расселения, свидетельствуют исследования сибирских

ученых.

Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных

учреждений в поселениях разного типа.

|Учреждения сферы |Типы |

|обслуживания |сельских поселений |

| |Районный |Центральная |Периферийное |

| |центр |усадьба |поселение |

|Почта |92,5 |92,4 |78,6 |

|Аптека |83,0 |72,9 |50,9 |

|Больница |86,5 |71,2 |43,6 |

|Сберкасса |79,5 |56,2 |48,3 |

|Дом культуры |90,6 |55,4 |47,4 |

|Поликлиника |84,2 |59,2 |36,4 |

|Общественная баня |84,2 |38,3 |20,7 |

|Ателье ремонта и пошива |52,7 |34,2 |20,2 |

|одежды | | | |

|Парикмахерская |69,1 |32,4 |10,6 |

|Ателье ремонта обуви |47,2 |13,7 |6,3 |

|Стадион |37,5 |4,5 |3,6 |

Как видно из таблицы, по большинству видов услуг показатели по

центральным усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам,

а показатели по периферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показателям

по центральным усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных

периферийных) поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в

среднем по всем периферийным поселениям.

В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных

населенных пунктов, что нередко влечет за собой ослабление в них

производственных функций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и

ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов.

Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так

как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1

до 5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности

центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических

районов и союзных республик с долей сельского населения, проживающего за

пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только

Сибирь и Дальний Восток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).

Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных

пунктах среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их

высоким естественным приростом сельского населения. Если в целом по СССР

численность сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась

на 10,8 млн. человек, то в указанных регионах ситуация противоположная:

здесь за 15 лет численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн.

человек. Если в среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы

снизился с 63 до 53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а

в Азербайджане - на 3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского

населения практически не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля

сельского населения даже возросла.

В связи с общим сокращением прироста трудовых ресурсов в СССР и

необходимостью рационального использования в общественном производстве

подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского

населения возникает принципиально иная проблема - повышение мобильности

сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей»

республики и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы

Сибири и Дальнего Востока).

В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского

населения южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной

политики, расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для

внешкольной работы с детьми.

Выше речь шла о влиянии сферы обслуживания на миграцию

сельского населения. Не менее актуально рассмотрение вопросов миграции

городского населения. Известно, что 70-е годы характеризовались

существенным оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного

Казахстана в южные районы страны. Так, только за 1966-1970 гг.

РСФСР и Казахстан «потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс.

человек, тогда как на Украине за эти же годы положительное сальдо миграции

составило 346 тыс., а в Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате

специальных мер по улучшению условий жизни населения в районах Сибири,

Дальнего Востока уже в 1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное

сальдо миграции из Восточной Сибири, однако продолжался отток в Прибалтику,

на Северный Кавказ. В то же время практически было сведено к нулю

положительное сальдо миграции в Средней Азии. В настоящее время существенно

сократился отток населения из Западной Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.

Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия

со сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания

оказывает существенное влияние лишь на закрепление мигрантов, а

следовательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений

миграции городского населения по схеме «город-город», то здесь большее

значение имеют производственные, этнические и природные факторы.

Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую

местность. Пока этот процесс проявляется в очень слабой степени и

затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере

«автомобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения

качества обслуживания сельского населения, а также по мере возрастания

значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все

основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую

местность.

Таким образом, сфера обслуживания оказывает существенное влияние на

миграцию населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно

определяет направления и интенсивность миграции из села в город и из города

в село.

При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы

обслуживания влияет не столько на направления миграции, сколько на

приживаемость новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный

уровень миграции увеличивает общую текучесть кадров и связанные с нею

потери рабочего времени, постольку экономическая эффективность капитальных

вложений в сферу обслуживания того или иного района во многом определяется

той экономией, которую обеспечивает сокращение текучести кадров на

территориях взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов

вселения).

Вместе с тем при современном уровне развития производительных сил

страны возможности дополнительного выделения капитальных вложений на

развитие сферы обслуживания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для

рационализации миграционных потоков необходимо использовать всю

совокупность факторов, влияющих на территориальную подвижность населения.

Заключение

Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные

условия, экономическая и социальная география в целом и ее ветвь -

география обслуживания должны иметь отработанную систему задач и

показателей для изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы

обслуживания, между сферой обслуживания и материальным производством для

проведения типологии региональных комплексов и т. д. Ведь именно сочетание

взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет

территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания.

Для решения указанных задач, стоящих перед географией обслуживания, в

первую очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе

анализа массового статистического материала выявить и количественно оценить

основные взаимосвязи между местными природными, демографическими и

экономическими особенностями районов разного ранга, общим уровнем

экономического и социального развития и состоянием сферы обслуживания в

региональных комплексах. Подобная работа уже ведется, но она не имеет пока

единого организационного и методического руководства, и объектом изучения

выступают обычно отдельные отрасли сферы обслуживания в отдельных регионах.

Однако в современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие

исследования носили не выборочный, а сплошной характер, с охватом всей

территории страны. При этом объектом изучения должен быть весь региональный

комплекс отраслей сферы обслуживания, рассматриваемый как составная часть

всего народнохозяйственного комплекса.

Следует подчеркнуть, что материальной основой повышения уровня

обслуживания населения выступает и совершенствование размещения учреждений,

предоставляющих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно связано с

общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые

предложения по рационализации отраслевых и территориальных пропорций в

развитии сервиса могут положительно влиять, как было показано ранее, на

размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе

и на общую территориальную организацию его хозяйства в целом.

К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы

обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в

образе жизни населения и влияния этих различий на региональные типы личного

потребления, на миграционную подвижность населения и в конечном счете на

соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.

Только такой комплексный территориальный и отраслевой подход может

обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей)

для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслуживания в

экономических районах страны, может послужить основой типологий

территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по

взаимодействию этой сферы с материальным производством. Наличие таких

типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок

территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее

регионального планирования.

Изучение территориальной организации сферы обслуживания - это

относительно новое направление исследований в современной экономической

географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концепций,

методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в

число приоритетных проблем географии в целом. Эти результаты приобретают

особую актуальность для научного и практического решения задач ускорения

экономического и социального развития общества развитого социализма. И в

первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния

советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания

населения. Советская экономическая география и ее ветвь - география сферы

обслуживания вносят свой вклад в решение этой долговременной задачи,

поставленной самой жизнью и сформулированной в решениях партии и

правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший

социальный заказ географической науке.

Список литературы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.