реферат скачать
 

Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ

финансировании. Главной проблемой является старение населения: все меньшее

число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество

пенсионеров. Поэтому в Нидерландах собираются предпринять две акции:

установить максимальный размер взносов и создать накопительный фонд.

Создание этого фонда предполагает внедрение системы финансирования с полным

покрытием. Применительно к этой системе старение не является проблемой:

каждый человек копит свой капитал. Проблемой здесь становится инфляция,

которая для такой системы может стать катастрофой. В целом же система

пенсионного обеспечения отличается относительной прочностью и

стабильностью.

Глава 2.4. Социальные платежи в Швеции и США

Самые значительные отчисления на социальное страхование и обеспечение

(2-е место в структуре налогов своих стран) производят налогоплательщики

Нидерландов, Швеции и США.

Ежегодно одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются

социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Установлены

следующие виды начислений к заработной плате (в %):

. На пенсионное обеспечение – 13,0;

. На медицинское страхование – 8,43;

. На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) – 5,86;

. На пенсионную страховку – 0,2;

. На страхование от производственного травматизма – 1,38;

. На превентивную защиту сотрудников – 0,17;

. На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации

потерявших работу – 2,12;

. На гарантию заработной платы при банкротстве компании – 0,2;

. На страхование жизни – 0,61;

. На групповую страховку – 0,95;

. На пособия при увольнении – 0,28;

. На дополнительную пенсию – 3,1;

. На страховку от травматизма – 1,0;

. В гарантийный фонд – 0,06%.

Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном

работнике, а о владельцах фирмы, то несколько меняется структура социальных

платежей, но общий удельный вес их даже несколько выше, а именно 39,3%.

Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля.

Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов

федерального бюджета США, уплачиваются как работодателем, так и наемным

работником. В отличие от многих европейских стран (в том числе и от

России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он

делится пополам (за исключением платежей на формирование бюджета на

политику рынка труда). Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В

начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фонда заработной платы, причем

работодатель и наемный работник вносили поровну, по 7,5%. Но облагается не

весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тысяч долларов в год в

расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.

Тенденция здесь – к повышению ставок.

Таким образом, системы социального страхования и обеспечения развитых

государств помимо фискальной функции наполнения бюджета выполняют функции

регулирования социально-экономического развития. Опыт западных стран вполне

применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а

перенимать лучшее, обязательно учитывая особенности сложившейся ситуации в

экономической и социальной сфере России.

Глава 2.5. Пенсионная система Франции

Французская пенсионная система является одной из старейших в мире. Эту

систему сейчас называют системой распределения, когда социальные взносы

работодателей и работающих, собранные в течение года, распределяются среди

пенсионеров в том же году. Эта система носит государственный

централизованный характер, т.к. ее невозможно создать на уровне предприятий

или отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев

населения.

В целом организация пенсионного обеспечения во Франции довольно сложна:

в стране действуют более сотни базовых и свыше трехсот дополнительных

режимов выплаты пенсий. Рассмотрим пять важнейших типов режимов:

1. Базовые режимы для наемных работников промышленности, торговли и

сельского хозяйства. Пенсии по старости по общему режиму финансируются за

счет взносов предпринимателей, которые составляют в среднем 8,2%

выплачиваемой заработной платы.

2. Для работников отдельных отраслей (военных, государственных чиновников,

моряков, шахтеров, железнодорожников и др.) действуют специальные системы

пенсионного обеспечения. В целом пенсии государственных служащих (кроме

управленческих кадров) на 20% выше, чем наемных работников частного

сектора. Это объясняется тем, что взносы работодателей на выплату пенсий

по специальным режимам также существенно выше.

3. Помимо базовых, во Франции действуют обязательные режимы пенсионного

обеспечения, большая часть которых сосредоточена в рамках АРРКО – для всех

категорий трудящихся и АЖИРК – для административно-управленческих кадров.

Пенсии АРРКО финансируются за счет обязательных взносов работодателей,

которые установлены на 1999 год в размере 6% заработной платы. Взносы в

систему АЖИРК равны 12% от заработной платы, из которых 8% платят

работодатели и 4% - работники. В будущем эта ставка может быть увеличена до

14-16%.

4. Обязательные базовые режимы для работников, не относящихся к

категории лиц наемного труда, действуют под эгидой отраслевых национальных

касс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой

кассе специальными соглашениями.

5. Во Франции в последнее время начинают использоваться и различного рода

добровольные режимы: в рамках отдельных предприятий, отраслевых

пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые

являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей, например,

в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В

этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии

с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в

частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении

пенсионного возраста получают от них пособия.

Кроме того, с 1994 года во Франции действует Фонд солидарности по

старости, главной задачей которого является предоставление пенсионерам

отдельных льгот, не связанных с их взносами в систему социального

обеспечения, выплатами минимального пособия по старости лицам, не

получающим пенсию, и надбавок к пенсиям на содержание детей или супругов,

находящихся на иждивении пенсионеров, а так же обеспечение пенсионных

взносов (он составляет 2,4% любых доходов), и части акцизов и пошлин на

алкогольные и безалкогольные напитки. Если этих средств окажется не

достаточно, то правительство может обратиться к парламенту за разрешением

выделить суммы из госбюджета или других источников.

Опыт Франции в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь

полезный урок: любое механическое заимствование моделей социальной защиты

населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета

конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и

невозможно. Если даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и

развитой инфраструктурой считает для себя не приемлемым поспешное

реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной

должна быть политика российских властей в области социального

реформирования, в том числе и пенсионного обеспечения.

Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт

Пенсионное обеспечение – одна из серьезнейших проблем, которые

постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран.

Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими

для большинства государств причинами: демографическими изменениями,

выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения;

ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во

многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность

становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в

котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве.

Существующая система тарифов пенсионного страхования по старости,

инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей различных развитых

стран, не отвечает требованиям современного развития социального

страхования и обеспечения.

Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии,

Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным

комбинациям следующих мер:

плавное повышение пенсионного возраста;

снижение размеров отдельных видов пенсий;

увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования;

обособление институтов социального страхования социальной помощи;

ограничение практики досрочного выхода.

РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и

отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «Строительно-

монтажный поезд № 368»

Практическая часть данной работы написана мной на базе «Строительно-

монтажного поезда № 368» (СМП–368). Основным видом деятельности этой

организации является строительство. Кроме того, в СМП–368 созданы

структурные подразделения - лесоперерабатывающий цех, цех железобетонных

изделий, - осуществляющие выпуск различных видов материалов, как для нужд

основного производства, так и для реализации на сторону.

Среднесписочная численность персонала данного предприятия на 1-й

квартал 1999 года составляла 121 человек.

Учёт труда и заработной платы в СМП-368 ведётся в соответствии с

Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и

строительстве, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,

Отраслевым тарифным соглашением на 1999 год (по Министерству путей

сообщения РФ) и другими нормативными актами.

Трудовые отношения, в том числе и в области оплаты труда работников,

регулируются коллективным договором предприятия, в котором зафиксированы

все условия оплаты труда, принятые в строительно-монтажном поезде № 368.

Учетом личного состава персонала занимается отдел кадров. Основными

документами по учету численности персонала и его движении являются приказы

о приеме, увольнении или предоставлении отпуска.

Учет использования трудового времени ведется в табелях учета рабочего

времени, которые открываются по каждому подразделению предприятия (на

рабочих завода железобетонных изделий, рабочих отдела главного механика,

рабочих лесоперерабатывающего цеха) и по категориям работников (подсобные

рабочие, водители, бригада отделочников, административно-управленческий

персонал). Табель составляется мастером, бригадиром или другими

уполномоченными на это лицами и сдается ежемесячно в расчетный отдел

бухгалтерии.

Табель учета рабочего времени содержит в себе данные по отработанным

часам каждого работника. В табелях завода железобетонных изделий, ремонтно-

механической мастерской, лес/цеха и бригады строителей также указывают

коэффициенты трудового участия каждого из рабочих (КТУ).

Строительно-монтажным предприятием разработаны и утверждены должностные

оклады и тарифные ставки. В частности по приказу начальника СМП-368 (на

основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ) с

1.01.99г. были установлены часовые тарифные ставки по разрядам. Для

руководителей, специалистов и других служащих организации применяется

система должностных окладов, разработанная Министерством путей сообщения

России и утвержденная в штатном расписании организации. Для остальных

категорий работников применяется повременная оплата труда.

Теперь подробнее рассмотрим систему расчета оплаты труда, общую для

завода железобетонных изделий, лес/цеха, ремонтно-механической мастерской и

строительной бригады.

Объем расходов предприятия на оплату труда бригады строителей и

подразделений определяет главный экономист и приводит их в финансовых

показателях за месяц, которые утверждает начальник предприятия. Задача же

бухгалтера-расчетчика заключается в том, чтобы:

определить заработок работников по тарифу в соответствии с утвержденной на

предприятии тарифной системой (включает: тарифную ставку, определяющую

размер оплаты труда в час, тарифную сетку, отражающую соотношение в оплате

труда между различными разрядами работ, работников);

начислить к заработку по тарифу северную надбавку (50 %), районный

коэффициент (1,6), железнодорожную надбавку (20 %);

выявить разницу между уже утвержденным объемом расходов на оплату труда и

заработком по тарифу с начисленными надбавками;

полученный результат или приработок бригады (цеха) распределить

пропорционально коэффициенту трудового участия ее членов.

В начисленную оплату труда административно-управленческого персонала

включаются доплаты за работу в ночное время, в праздничные дни, доплаты за

классность (водителям), премии за выслугу лет, оплата отпусков, пособия по

временной нетрудоспособности.

В соответствии с законодательством из начисленной заработной платы

рабочих и служащих СМП производят удержания и вычеты: подоходный налог,

погашение задолженности по выданным авансам и удержания в Пенсионный фонд

России (в размере 1% с начисленной оплаты труда).

Расчет месячной суммы заработка и необходимого удержания из неё

бухгалтерия проводит в расчетной ведомости. Итоговые данные о начисленных

суммах, по видам начислений и категориям работников СМП-368 переносят

линейным способом в свод по заработной плате.

Фонд начисленной оплаты труда рабочим и служащим СМП служит базой для

начисления страховых взносов в государственные внебюджетные социальные

фонды.

Все расчеты по исчислению страховых платежей в государственные

внебюджетные фонды производит главный бухгалтер организации.

При расчетах с Пенсионным фондом России предприятие руководствуется

порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный

фонд России от 27.12.97г., Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов в

Пенсионный фонд и др.

Исчисление страховых взносов в ПФР производится бухгалтерией в

расчетной ведомости Ф-4 ПФ (см. приложение № 2). В соответствии с

ведомостью за 1998 год предприятием было начислено страховых взносов в

общей сложности на сумму 957034 рубля. Ежемесячный расчет производится

путем умножения месячного размера ФОТ (сюда включают суммы: начисленной

заработной платы, вознаграждений за выслугу лет, суточных и квартальных при

командировках, стоимости путевок в санатории и дома отдыха, оплаты

содержания детей в дошкольных учреждениях; при этом в базу для начисления

платежей справедливо не включают компенсацию за отпуск, выходное пособие

при увольнении, единовременные премии при выходе на пенсию) на пенсионный

тариф, уплачиваемый предприятием (28%) и работником (1%). В последнем

квартале 1998 года Строительно-монтажным поездом было начислено взносов по

ПФР:

. за октябрь: 234652 руб.* 29 % = 68049 руб.;

. за ноябрь: 235072 руб.* 29 % = 68171 руб.;

. за декабрь: 241976 руб. * 29 % = 70173 руб.

Всего начислено за отчетный квартал: 68049 + 68171 + 70173 = 206393 руб.

На оборотной стороне ведомости в разделе II бухгалтерия указывает суммы

оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы в ПФР, с начала года

и за 3 месяца отчетного квартала (234652 + 235072 + 241976 = 711700 руб.).

В III разделе ведомости отражают сведения о сроках фактического получения

средств на оплату труда (например, 20.12.98г. были получены средства за

октябрь 1998г.).

При расчетах с фондами социального страхования СМП руководствуется

Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и

учета средств государственного страхования, утвержденной Фондом социального

страхования РФ, Министерством труда, Министерством финансов РФ и

Госналогслужбой РФ от 02.10.96г. № 162, 2, 87, 07-1-07.

Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования (см.

приложение № 3) составляется бухгалтерией СМП нарастающим итогом с начала

года в 2-х экземплярах и представляется ежеквартально в Сахалинское

отделение ФСС РФ.

По данным ведомости в 1998 году Строительно-монтажным поездом было

начислено страховых взносов на сумму 176399 рублей, из которых за IV

квартал – 38433 рублей, в том числе:

. за октябрь: 234652 руб. * 5,4 % = 12672 руб.;

. за ноябрь: 235072 руб. * 5,4 % = 12694 руб.;

. за декабрь: 241976 руб. * 5,4 % = 13067 руб.

В 1998 году работникам предприятия были выданы санаторные путевки на

сумму 16700 руб., оплаченные за счет средств ФСС, при этом 10 % стоимости

внесли сами работники (см. приложение № 3, стр.3).

Взносы в Фонд социального страхования были начислены на оплату труда за

фактически выполненную работу (с надбавками), вознаграждения за выслугу

лет, оплату отпусков, оплату часов за работу в ночное время, сверхурочных.

Бухгалтерия СМП в соответствии с законодательством не начисляет страховые

платежи на:

o премии единовременного характера, не связанные с производственными

результатами; выплачиваемые за счет чистой прибыли;

o компенсацию за отпуск;

o выходное пособие при увольнении;

o суточные и квартирные при командировках;

o стоимость путевок в санатории и дома отдыха;

o сумму материальной помощи работнику;

o единовременные премии при выходе на пенсию, оплату содержания детей в

детских садах.

Из средств Фонда социального страхования в 1998 году работникам СМП

выплачивались пособия:

o по временной нетрудоспособности – 150587 руб.;

o по беременности и родам – 16583 руб.;

o единовременное пособие при рождении ребенка – 4007 руб.;

o по уходу за ребенком до 1,5 лет – 11070 руб.

В Приложении № 1 к Распоряжению ФСС РФ предприятие указывала сведения о

затратах по ежемесячному возмещению утраченного заработка за 1998 год,

оплачиваемых Фондом социального страхования (см. приложение № 4). Кроме

того, за счет средств ФСС РФ предприятием были оплачены путевки в детские

оздоровительные лагеря на сумму 14536 рублей, а также новогодние подарки в

размере 3078 рублей.

Всего в 1998 году было зачтено и уплачено взносов по ФСС РФ 209861 руб.

Учитывая, что СМП следовало уплатить за год всего 207546 рублей, то за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.