реферат скачать
 

Нидерланды : экономика, внутренняя и внешняя политика в 90-е годы

Нидерланды : экономика, внутренняя и внешняя политика в 90-е годы

Физико-математический лицей №131

Нидерланды

Внутренняя, внешняя политика и экономика в 90-е годы

Работу выполнил

ученик 11Ж класса

Клетенков А. Д.

Казань, 2000

Содержание.

Введение 2

Часть 1. Внутренняя политика. 3

1. Государственные структуры. 3

2. Социальное страхование. 4

Часть 2. Внешняя политика. 6

2.1. Соглашения с Россией. 6

Часть 3. Экономика. 8

3.1. Макроэкономика. 8

3.2. Химия. 9

3.3. Электроника. 9

3.4. Автомобильная промышленность. 12

3.5. Нефтегазовая отрасль. 13

3.6. Энергетика. 14

3.7. Строительство. 14

3.8. Сельское хозяйство. 15

3.9. Супермаркеты. 18

3.10. Транспорт. 18

3.11. Экспорт. 20

3.12. Госбюджет. 21

Заключение 23

Список использованной литературы. 23

Введение.

Нидерланды – первая страна в мире, вступившая на путь

капиталистического развития. Буржуазная революция в этой стране прошла еще

в (VI веке. Меня поражает, как такое небольшое государство могло быть таким

могущественным в то время, когда такие крупные европейские страны, как

Россия, Франция, Германия (в то время еще германские княжества) были

аграрными странами с укоренившимися феодальными устоями .Ведь в XVII веке

Нидерланды были одной из передовых европейских держав с развитыми торговлей

и мореплаванием.

История Нидерландов насчитывает более 2000 лет. В 1 веке до н. э.

часть территории Голландии, заселенная германскими племенами, была

завоевана Римом. В средние века Нидерландские земли (Голландия, Зеландия,

Фрисландия) – в составе Нидерландов исторических. В результате

Нидерландской революции XVI в. на территории Нидерландов, освободившейся от

испанского господства, образовалась Республика Соединенных провинций. В

XVII в. Нидерланды приступили к широким территориальным захватам, главным

образом в Юго-Восточной Азии ((Нидерландская Индия ( - Индонезия), Америке

(Гвиана, Малые Антильские острова), Африке (Капская колония). В 1795 –1806

на территории Нидерландов, занятой французскими войсками , существовала

Батавская республика, в 1806- 10 Голландское королевство во главе с братом

Наполеона 1, в 1810- 13 Нидерланды в составе Франции. В 1815 Нидерланды

объединены с Бельгией в Нидерландское королевство (до 1830) , в котором

Нидерланды занимали господствующее положение. В 1881 образован Социал-

демократический союз Нидерландов, в 1894 – Социал-демократическая рабочая

партия (с 1946 Партия труда). В 1918- 1939 у власти стояли правые

коалиционные правительства, возглавлявшиеся лидерами Римско-католической

государственной партии (основана в 1901, с 1945 Католическая народная

партия), протестантской Антиреволюционной партии (1878) и Христианско-

исторического союза. С началом 2-ой мировой войны правительство Нидерландов

заявило о нейтралитете , но в мае 1940 Нидерланды были оккупированы

немецкими войсками .Страна была освобождена от немецкой оккупации в

сентябре 1944 – мае 1945. После войны начался распад голландской

колониальной империи. Попытка удержать в 1947- 49 удержать в колониальной

зависимости Индонезию окончилась провалом.

Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км , 40%

которой ниже уровня моря. Столица – город Амстердам с населением 680 тыс.

человек. Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Наряду с

голландцами в стране живут фламандцы и фризы, а также выходцы из бывших

колоний. По религиозной принадлежности население разделяется на католиков

(36%), последователей голландской реформистской церкви (18%), кальвинистов

(8%), мусульман (2,9%), буддистов (0,6%), не связывают себя с какой-либо

религией 32%. В Голландии очень высокий уровень урбанизации – 88%. По

средней плотности населения Нидерланды занимают 3-е место в мире ( 449 чел.

на 1 кв. км). Государственный язык – нидерландский.

Глава государства – королева Беатрикс, вступила на престол 30 апреля

1980 года. Согласно конституции наделена широкими полномочиями, но реально

ее власть ограничена парламентом. Фактически главой государства является

премьер-министр Б. Кок.

Часть 1. Внутренняя политика.

1.1. Государственные структуры.

1. Государственное устройство.

Нидерланды вместе с Нидерландскими Антильскими островами и островом

Аруба, которые являются самоуправляемыми территориями, образуют Королевство

Нидерландов. Королевство Нидерландов – конституционная монархия с

демократической парламентской системой. Ныне действующая конституция

принята парламентом 17 февраля 1983 года, и заменила конституцию 1814 года.

Глава государства – королева Беатрикс (династия Оранских-Нассау), вступила

на престол 30 апреля 1980 г. Согласно конституции наделена широкими

полномочиями, но фактически ее власть ограничена парламентом. Высшим

законодательным органом является парламент, исторически именуемый

Генеральными Штатами. Право законодательной инициативы имеет также

Государственный совет (совещательный орган при королеве). Правительство –

Кабинет министров.

2. Парламент.

Законодательная власть осуществляется монархом (номинально) и

Генеральными Штатами, состоящими из Первой и Второй палат. Впервые

Генеральные Штаты были созваны в 1464 г. Первая палата (75 депутатов)

избирается Провинциальными Штатами на основе пропорционального

представительства сроком на четыре года. Вторая палата (150 депутатов)

избирается путем прямых выборов по партийным спискам при всеобщем, равном и

тайном голосовании на основе пропорционального представительства на четыре

года. Только Вторая палата имеет право законодательной инициативы.

Право избирать и быть избранным установлено с 18-летнего возраста.

Нидерланды — одно из немногих государств, где иностранцы имеют возможность

участвовать в выборах, но только в местные органы власти и после пяти лет

постоянного проживания в стране.

3. Административное деление.

Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд

создана в 1986 г. на осушенных территориях), провинции — на городские и

сельские общины. Провинции имеют выборный орган самоуправления —

Провинциальные Штаты, избираемые на четыре года (выборы проводились в марте

1999 г.). Во главе Провинциальных Штатов стоит королевский комиссар. Жители

общин избирают на четыре года Совет. Его исполнительный орган — коллегия

бургомистра и муниципальных советников, возглавляемая бургомистром, который

назначается королевой.

4. Судебная система.

Судебная система страны состоит из Верховного суда, 5 аппеляционных,

19 окружных и 62 кантональных судов.

5. Вооруженные силы.

На цели обороны в Нидерландах выделяется 3,8% от ВНП (14,2 млрд.

гульд.) . Численность личного состава — 89,6 тыс. чел. (из них:

сухопутные войска — 52,5 тыс. чел.; ВМС — 22 тыс. чел.; военная полиция —

3,7 тыс. чел.), центральные органы — 0,9 тыс. чел. Вооруженные силы

оснащены 176 самолетами Ф-16, 20 пусковыми установками “Патриот”, 69

“Хок”, 745 танками “Леопард”, 863 орудиями полевой артиллерии, 6 ПУ “Ланс”

и 67 боевыми кораблями . Коэффициент обеспеченности страны вооружениями

собственного производства составляет 50%. В Нидерландах расположены: штаб

объединенных вооруженных сил НАТО на Центрально-Европейском ТВД (г.

Брюнсум), ряд органов управления и боевого обеспечения блока, склады

резервов, в т. ч. ядерных боеприпасов, размещена авиаэскадрилья ВВС США.

Голландская танковая бригада (около 5700 солдат) и ракетные подразделения

дислоцируются на территории Германии.

1.2.Социальное страхование.

1.2.1.

В 1997 году в Голландии создано около 100 тыс. новых рабочих мест,

прежде всего в сфере услуг, торговле и строительстве. По оценкам

правительства, в 1998 году тенденция сокращения безработицы сохранится. 25

тыс. голландцев работают в настоящее время в Германии, 7,5 тыс. - в

Бельгии, главным образом в Антверпене.

В первом квартале 1998 года в Голландии зарегистрировано 1367

банкротств (в январе-марте 1997 г. - 1446). Сократилось количество

ликвидаций среди транспортных предприятий (-27%), строительных фирм (-13%)

и предприятий в сфере розничной торговли (-7%).

В результате забастовок в 1997 году в Голландии было потеряно 15 тыс.

рабочих дней. Состоялось около 70 акций протеста трудящихся, из них 11

крупных. В Европейском союзе Нидерланды, наряду с Германией, Австрией и

Люксембургом, относятся к странам, наименее подверженным забастовочному

движению. Согласно решению Европейского парламента, все потребительские

товары, продаваемые в странах ЕС, должны иметь с 2000 года гарантию сроком

не менее двух лет. При обнаружении в них мелких дефектов, товары не будут

автоматически обмениваться у продавца, а будут ремонтироваться в фирменных

ремонтных мастерских. Указывается, что данное решение продиктовано

необходимостью сохранения рабочих мест в соответствующей сфере

обслуживания, стремлением к более экономному использованию сырьевых

продуктов и борьбой с негативными последствиями для окружающей среды от

утилизации промышленных отходов.

Количество безработных в Голландии на конец апреля 1998 года составило

318 тыс. человек или 4,6% трудоспособного населения страны (уровень

безработицы в среднем по ЕС - 10,3%, в США - 4,7%, Японии - 3,8%). В апреле

1997 года этот показатель был равен 5,8%. Это наименьший уровень

безработицы с 1980 года. Все трудоспособное население страны составляет в

настоящий момент 10,69 млн. человек. Согласно правительственным

исследованиям, 0,7% работающих в стране получают денежное вознаграждение

ниже официально установленного уровня. В настоящий момент минимальная

заработная плата в месяц составляет в Нидерландах 2220 гульденов 40 центов

(брутто). Основная доля нарушений зафиксирована в сфере торговли и

общественного питания среди работающих неполный рабочий день. В Нидерландах

наблюдается тенденция роста случаев незаконного найма на производство

нелегальной иностранной рабочей силы. Проверка Службы трудовой инспекции

выявила в 1997 году 1180 подобных нарушений, в два раза больше, чем в 1995

году.

Наибольшее количество нарушений зафиксировано в секторе общественного

питания (735) и сельском хозяйстве (172). Пособие по безработице

выплачивается в зависимости от стажа, возраста, состава семьи в размерах не

менее 70% от заработной платы в течение последнего полугода работы.

Надбавки на детей (в зависимости от их количества и состава семьи) - до 800

гульденов в квартал. Минимальная пенсия по старости (пенсионный возраст -

65 лет) для одиноких - 1091 гульд. в месяц, для семейных – 1566 гул.

Средняя брутто зарплата работника с высшим образованием равняется 6000

гульденов в месяц, квалифицированного рабочего 3000 гул. ВНП на душу

населения составляет более 30 тыс. гульденов в год (6 место в ЕС).

1.2.2. Уровень жизни.

В Нидерландах - одна из самых высокоразвитых систем социальной защиты в

мире. Стоимость медицинского обслуживания составляет в среднем 11% бюджета

средней семьи, квартплата и коммунальные услуги - до 25%, затраты на

продовольствие - 21%, транспорт и связь - 11%, одежду и обувь - 7%. Около

30% брутто зарплаты приходится на налоги и различные социальные выплаты.

Инфляция остается на низком уровне - около 3,3% в год. По средней

продолжительности жизни Нидерланды занимают одно из первых мест в мире - 76

лет. В стране высокая рождаемость (12,7 чел. на тысячу жителей) и один из

самых низких уровней смертности в Европе (8,5 чел. на тысячу жителей,

детская смертность - 7,7 чел. на тысячу.

1.2.3. Просвещение.

Образование в стране всеобщее, обязательное (12-летнее). Начальным

звеном системы являются базисные школы (с 4 до 10 лет). Полное среднее

образование осуществляется в гимназиях и реальных средних школах

(атенеумах) с 6-летним сроком обучения. По окончании этих школ учащиеся

получают право поступать в высшие учебные заведения. С 4 до 16 лет

образование является бесплатным. В стране имеется 17 высших учебных

заведений, в т. ч. 9 университетов.

Часть 2. Внешняя политика.

2.1. Соглашения с Россией.

Смешанная Комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской

Федерацией и Королевством Нидерландов была создана в 1993г. Первая сессия

Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге. Российскую часть возглавлял

заместитель министра МВЭС В. П. Шилин, Нидерландскую - Генеральный директор

экономических отношений Министерства экономики Ф. А. Энгеринг. На первой

сессии были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и порядком работы

Смешанной комиссии и утверждено Положение о Комиссии. Были затронуты

специфические вопросы, относящиеся к деятельности международных

экономических организаций, и состояние дел по нидерландской программе

технической помощи, а также отмечены определенные препятствия в торговле

между двумя странами, в частности, относящиеся к применению антидемпинговых

мер против российских товаров на уровне ЕС и существующим в России

санитарным и промышленным нормам. Одним из главных вопросов, интересовавших

нидерландскую сторону являлась позиция России по вопросу урегулирования

внешнего долга бывшего СССР.

Вторая сессия Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г. Российскую

делегаций возглавлял заместитель министра МВЭС М. Е. Фрадков, нидерландскую

- Ф. А. Энгеринг. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую

сторону являлась позиция России в отношении инвестиций в российскую

экономику. В ходе сессии нидерландская делегация посетила Нижний Новгород.

В октябре 1997 года прошел визит в Нидерланды главы Правительства России В.

С. Черномырдина. Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов,

голландская сторона приняла решение не формировать делегацию представителей

деловых кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г. официальным визитом в

Россию королевы Беатрикс. В заявлении указывается, что министерством был

проведен опрос местных компаний, имеющих торгово-экономические связи с

Россией, который выявил недостаточный интерес голландских предпринимателей

к предстоящим российско-нидерландским переговорам. Отмечается, что, по

мнению местных деловых кругов, в настоящее время между двумя странами нет

экономических проблем, требующих обсуждения на государственном уровне.

Однако подлинной причиной подобной позиции нидерландских фирм является, по

оценкам местных аналитиков, осторожный подход голландских предпринимателей

к развитию отношений с российскими партнерами в связи с обострением

финансово-экономической ситуации в России. Ассоциация западных кредиторов,

в состав которой входит и Союз нидерландских предпринимателей (СНП),

обратилась к Министерству финансов России с призывом возобновить переговоры

о погашении российской стороной незастрахованной коммерческой

задолженности, образовавшейся во времена Советского Союза. По мнению

ассоциации, решение данного вопроса будет способствовать росту доверия

Запада к реформам, проводимым российским правительством. Общий долг России

западным фирмам по незастрахованной коммерческой задолженности составляет

около 2 млрд. долл., в том числе 35 голландским компаниям - 80 млн. гул.

(без учета процентов). В связи с обращением, СНП выразил сожаление, что,

несмотря на двусторонние договоренности и неоднократные заверения

российской стороны о готовности решать имеющиеся проблемы, никаких

конкретных шагов в этом направлении ею не предпринимается.

Российская Федерация - основной экономический партнер Нидерландов в

Восточной Европе. Исходя из своей внешнеэкономической концепции Нидерланды

всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую

систему. Голландия позитивно относится к вопросу присоединения России к

Всемирной торговой организации. Это еще раз подтвердил премьер-министр В.

Кок во время переговоров с В. С. Черномырдиным 1 октября 1997 г. Нидерланды

исходят из того, что ВТО является крупной и универсальной организацией и

вступление в нее влечет за собой принятие на себя большого количества

обязательств во многих областях. Нидерландская сторона полагает наиболее

важным достичь на первом этапе переговоров России с ВТО принципиальных

договоренностей по двум вопросам: каким образом и в какой срок Россия

сможет выполнять основные обязательства стран-членов ВТО.В Европейском

союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую, прагматическую позицию в

отношении проникновения российских товаров на западный рынок.

В период 1992-97 гг. не было каких-либо оснований говорить о выявленных

фактах дискриминации российских участников внешнеэкономической деятельности

или существовании национальных правовых ограничений с голландской стороны,

сдерживающих развитие российского экспорта в Нидерланды, кроме существующих

в рамках ЕС в целом. Нидерланды признают, что Россия реально приблизилась к

рыночной экономике. Согласно заявлению голландского премьер-министра, по

мере того, как российская экономика все в более полной мере будет

становится рыночной, будут отменяться существующие в ЕС ограничения по

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.