реферат скачать
 

Нефтяная промышленность

нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру

грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный

в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по

нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но

значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири

и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется

на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть

везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней

других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей

нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт,

а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному

морскому пути.

Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти

(исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода

диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения

потока нефти 10-12 км/ч.

Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной

промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть

магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей

добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть

нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям

управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой

дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные

связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая

ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих

предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и

экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически

связную сеть - единый объект экономического и режимного управления,

которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в

которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара;

Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин;

Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие

трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

|Показатель |Всего по России и |По России (АК |

| |странам СНГ |«Транснефть») |

|Протяжённость |62,3 |48,1 |

|нефтепровода | | |

|Тыс.км | | |

|Суммарная |16530,0 |13759,0 |

|вместительность | | |

|резервуаров | | |

|М3 | | |

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного

улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая

выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район

вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по

следующим направлениям:

1, восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -

Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);

2, запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск

до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а

также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск

(нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с

ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

3, юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило

ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут"

целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети

магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы

идут по следующим направлениям:

1.запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара -

Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара -

Лисичанск - Грозный - Баку;

2. юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент

-Чарджоу;

3. восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки

нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского

района восточного направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи

нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный -

Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта -

Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

Экспорт нефти.

В Южную Европу западносибирская нефть поставляется через

Средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе, Одессы, куда

приходит по трубопроводам из Западной Сибири (в том числе в Одессу

транзитом через Украину). В Центральную Европу западносибирская нефть

поставляется по нефтепроводу “Дружба” через Украину. В Северо-Западную

Европу - танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс, Клайпеда),

куда она поставляется по нефтепроводам. В ближайшие несколько лет география

поставок российской нефти претерпит изменения. Так как наряду с Западной

Сибирью появятся новые, ориентированные на экспорт районы добычи нефти на

Дальнем Востоке (экспорт в Юго-Восточную Азию), на севере европейской части

страны (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция).

Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. т

| |1990|1993|1995|1996|1997|

|Сырой нефти в страны вне|109.|47.8|96.2|105.|110.|

|СНГ |0 | | |4 |1 |

|Нефтепродуктов в страны | | |43.5|53.3|58.6|

|вне СНГ | | | | | |

|Сырой нефти в страны СНГ|123.|79.7|26.1|20.6|17.6|

| |0 | | | | |

|Нефтепродуктов в страны | | |3.5 |1.9 |2.0 |

|СНГ | | | | | |

При этом около 1/3 нефти поставляется в Белоруссию, где она

перерабатывается на 2-х НПЗ, расположенных в Новополоцке и Мозыре. В 1997

году в Белоруссии было добыто 1.821 млн. т нефти, это на 2.3 % меньше чем в

1996г. В 1997г. удалось замедлить темпы сокращения нефтедобычи. В

Белоруссии рассчитывают, что в 1998 году уровень добычи углеводородного

сырья стабилизируется за счет “max компенсации извлекаемых объемов нефти

новыми запасами и интенсивной нефтедобычей”. Белорусские предприятия по

транспортировке нефти “Дружба” в 1997 году транспортировали 76.625 млн. т

нефти, что на 3.3% больше, чем в 1996 году ( в том числе на экспорт 64.855

млн. тонн (104.3% к 1996 г.)).

1/3 нефти, экспортируемой в страны СНГ, поставляется в Украину.

Потребность Украины в нефтепродуктах по разным оценкам 24-28 млн. т в год.

За счет импорта она удовлетворяет потребность в нефти (нефтепродуктах) на

80-90%.

Объем транспортировки нефти предприятиями

Госнефтегазпрома Украины, млн. т

| |1990|1993|1996|1997|1998 |

|Всего | | |65.1|64.4|65.0 |

|Транзит российской | | |53.5|53.0|53.0 |

|нефти | | | | | |

|Поставки нефти для |52.2|16.9|11.6|11.4|12.0 |

|Украины | | | | | |

К 2000 году планируется довести годовую добычу до 5 млн.т в год. В

Херсоне, Лисичанске, Кременчуге и Одессе на привозной нефти работают НПЗ (

+ НПЗ в Дрогобыче).

Около 3 млн.т нефти экспортируется в Казахстан. При этом по

нефтепроводу Узень - Гурьев - Самара в РФ поставляется примерно такое же

количество нефти. Казахстан начал добывать нефть на полуострове Бузачи, где

невысокая глубина залегания, но высокая вязкость требует применения

специальной технологии с закачиванием в скважины горячего пара.

Продолжается добыча в старом нефтеперерабатывающем районе - Эмбенском.

Местные нефти перерабатываются на Гурьевском НПЗ. Поставки нефтепродуктов

восточным и южным областям осуществляются с Павлодарского и Чимкентского

НПЗ, работающих на западно-сибирской нефти, поступающей из Омска.

Как можно заметить, объем экспортируемой нефти резко сократился после

распада СССР. Поставки на мировой рынок к 1997 году достигли уровня 1990

года, тогда как поставки в страны ближнего зарубежья продолжают

сокращаться. Скорее всего это связано с тем, что России выгоднее продавать

нефть на мировых рынках, а так как уровень добычи падает, а спрос за

рубежом на российскую нефть есть, для поставок в страны СНГ просто не

хватает ресурсов.

Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности

обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для

производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье

более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество

его вдвое дешевле нефти.

Последствия интенсивной добычи.

Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная

добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так и

поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первые

настораживающие симптомы.

Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния, США).

Месторождение протягивается через юго-западные районы города Лос-Анджелеса

и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталов одноименного

курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2. Месторождение было

открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центром нефтедобычи Калифорнии. К

1968 г. из недр было выкачано почти 160 млн. т нефти и 24 млрд. м3 газа,

всего же надеются получить здесь более 400 млн. т нефти.

Расположение месторождения в центре высокоиндустриальнои и

густонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупным

нефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имеет большое значение в

развитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с начала

эксплуатации месторождения до 1966 г. на нем постоянно поддерживался

наивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтяными месторождениями

Северной Америки.

В 1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали

довольно ощутимые сотрясения поверхности земли - началось проседание грунта

над месторождением. В сороковых годах интенсивность этого процесса

усилилась. Наметился район оседания в виде эллиптической чаши, дно которой

приходилось как раз на свод антиклинальной складки, где уровень отбора не

единицу площади был максимален. В 60-х гг. амплитуда оседания достигла уже

8,7 м. Площади, приуроченные к краям чаши оседания, испытывали растяжение.

На поверхности появились горизонтальные смещения с амплитудой до 23 см,

направленные к центру района. Перемещение грунта сопровождалось

землетрясениями. В период с 1949 г. по 1961 г. было зафиксировано, пять

довольно сильных землетрясений. Земля в буквальном смысле слова уходила из-

под ног. Разрушались пристани, трубопроводы, городские строения, шоссейные

дороги, мосты и нефтяные скважины. На восстановительные работы потрачено

150 млн. дол. В 1951 г. скорость проседания достигла максимума - 81 см/год.

Возникла угроза затопления суши. Напуганные этими событиями, городские

власти Лонг-Бич прекратили разработку месторождения до разрешения возникшей

проблемы.

К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средством борьбы с

проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило также увеличение

коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению был начат в 1958

г., когда на южном крыле структуры стали закачивать в продуктивный пласт

без малого 60 тыс.м3 воды в сутки. Через десять лет интенсивность закачки

уже возросла до 122 тыс. м/сут. Проседание практически прекратилось. В

настоящее время в центре чаши оно не превышает 5 см/год, а по некоторым

районам зафиксирован даже подъем поверхности на 15 см. Месторождение вновь

вступило в эксплуатацию, при этом на каждую тонну отобранной нефти

нагнетают около 1600 л воды. Поддержание пластового давления дает в

настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70 % суточной добычи

нефти. Всего на месторождении добывают 13 700 т/сут нефти.

В последнее время появились сообщения о проседании дна Северного моря

в пределах месторождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн. т

нефти и 112 млрд. м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволов

скважин и самих морских платформ. Последствия трудно предсказать, но их

катастрофический характер очевиден.

Проседание грунта и землетрясения происходят и в старых

нефтедобывающих районах России. Особенно это сильно чувствуется на

Старогрозненском месторождении. Слабые землетрясения, как результат

интенсивного отбора нефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когда

произошло землетрясение интенсивностью 7 баллов в эпицентре, который был

расположен в 16 км от г. Грозного. В результате пострадали жилые и

административные здания не только поселка нефтяников на месторождении, но и

самого города. На старых месторождениях Азербайджана - Балаханы, Сабунчи,

Романы (в пригородах г. Баку) происходит оседание поверхности, что ведет к

горизонтальным подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия и

поломки обсадных труб эксплуатационных нефтяных скважин.

Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли в

Татарии, где в апреле 1989 г. было зарегистрировано землетрясение силой до

6 баллов (г. Менделеевск). По мнению местных специалистов, существует

прямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизацией

мелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятие

колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают, ведь здесь

сооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной из действенных мер

также является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отбор

нефти.[13. Стр. 134-137]

ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти (опек), организация, созданная в

1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой с целью

координации их отношений с зарубежными нефтяными компаниями. Позднее к ОПЕК

присоединились Алжир, Эквадор (вышел из ОПЕК в 1992), Габон (вышел в 1996),

Индонезия, Ливия, Нигерия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Такие

крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия,

Оман и бывший Советский Союз, никогда не были членами ОПЕК. Штаб-квартира

ОПЕК находится в Вене. В 1994 доля стран ОПЕК в мировой добыче нефти

составляла 41%.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» – картель,

объединявший компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф»,

«Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако» и контролировавший переработку сырой

нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, – в одностороннем порядке

снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги

и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам.

В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти,

и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен.

Однако в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил

добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за

счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973–1974 и еще в два

раза в 1979.

ОПЕК выглядела сильной в 1970-х годах, когда спрос на нефть

оставался высоким, а взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли

гигантским нефтяным компаниям и резко увеличили стоимость их нефтяных

запасов. Однако слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х

годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных

месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих

технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно

развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет

страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и

другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных,

однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за

рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами». Для

других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая

численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы

экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны

вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того,

как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в 1980-х годах Ирак и Иран

довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные

расходы.

В 1990 Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском

заливе (1990–1991). После поражения Ирака к нему были применены

международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака

экспортировать нефть и привели к еще большей неустойчивости цен на сырье,

вывозимое из стран ОПЕК.

Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран

ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены

на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по

сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того,

весной 1999 произошло оживление нефтяного рынка; цены на нефть впервые за

длительное время пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились

инициативы ОПЕК по снижению добычи нефти, поддержанные рядом других

нефтедобывающих стран. Вместе с тем государствам ОПЕК вряд ли удастся в

течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.