реферат скачать
 

Нефтяная промышленность

млн. до 1 млрд. т в год, что перекрывает их расход вследствие добычи (в

1993 году было добыто 342 млн. т).

Однако в действительности дело обстоит иначе. Мы уже извлекли 41

процент, содержащийся в разрабатываемых месторождениях. В Западной Сибири

извлечено 26,6 процента. Причем нефть извлечена из лучших месторождений,

требующих минимальных издержек при добыче. Средний дебит скважин непрерывно

снижается: 1986 год - 14,1/ сутки. 1987 - 13.2, 1988 - 12,3, 1989 - 11,3,

1990 - 10,2. Темпы выработки запасов нефти на территории России в 3-5 раз

превышают соответствующий показатель Саудовской Аравии, ОАЭ, Венесуэлы,

Кувейта. Такие темпы добычи обусловили резкое сокращение разведанных

запасов (см. приложение 6). И проблема здесь не столько в медленной

разведке новых месторождений, сколько в нерациональной эксплуатации

имеющихся. Большие потери при добыче и транспортировке, старение технологий

вызвали целый комплекс проблем в нефтяной промышленности.

Проблемы нефтедобывающей отрасли.

Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая

степень выработки легкодоступных месторождений ( порядка 45% ).Решение этой

проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит

повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи ( при

постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации

месторождений.

В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей

нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных

нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным

станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему.

Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте.

Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США -

325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от

мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно

уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не

услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе

( правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему

происходят аварии.

Продолжительность эксплуатации нефтепроводной

системы России

|Срок эксплуатации |% нефтепроводов |

|Более 30 лет |26 % |

|20 - 30 лет |29 % |

|Менее 20 лет |45 % |

Причины отказов на российских магистральных

нефтепроводах

|Причины |% соотношение |

|Коррозия |14% |

|Брак при строительно-монтажных работах |29% |

|Брак предприятия-изготовителя |21% |

|Механические повреждения |19% |

И, конечно же, проблема, возникшая в 1997-1998гг. Общеизвестно, что

значительная часть российского бюджета формируется за счет продажи нефти за

рубеж. Плавное снижение цен на нефть началось весной 1997 года - к декабрю

1997 года на европейском рынке они упали со 168 $ за тонну до 131 $. 1

декабря 1997 года стало началом кризиса - тогда ОПЕК ( Индонезия, Иран,

Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Алжир, Габон, Ливия, Нигерия,

Венесуэла) принял решение об увеличении объемов добычи на 10%. Суммарный

объем добычи достиг max за 18-летнюю историю организации - около 3.8 млн. т

в день. Решение ОПЕК ускорило снижение цен на мировых рынках. В Европе к

концу декабря они снизились до 124$ за тонну, а через месяц составили 102$.

Для многих российских компаний это минимальный приемлемый уровень (нулевой

уровень рентабельности). К концу первой декады марта цены на лондонской

International Petroleum Exchange упали до самого низкого за последние 9 лет

уровня - 93.8$ за тонну. Тонна российской нефти в средиземноморских портах

стоила 83.3$. Себестоимость добычи 1 тонны российской нефти в среднем

составляет 35$ ( в странах Персидского залива - 15$). При этом около 60$ с

каждой тонны у российских компаний уходит на уплату налогов. Сейчас

российская нефтяная отрасль стоит на грани краха. Это связано с тем, что

при экспорте можно получить реальные деньги. Этим и попытались

воспользоваться при составлении проекта чрезвычайного бюджета на 4 квартал

1998 года. Этот проект предусматривает “временную” экспортную пошлину в 10

ЭКЮ с тонны нефти, а также повышенный в 4 раза налог на землю.

Нефтеэкспортеры пытаются сделать все, чтобы эти предложения были

отвергнуты. Как разрешится эта ситуация, пока неясно.

Проблема каспийской нефти.

В последнее время широко обсуждается нефтяной потенциал Каспийского

бассейна. По разным оценкам прогнозируемые запасы Каспия 15 - 40 млрд.

тонн. Но они относятся к категории прогнозных. Каждая из прикаспийских

стран имеет свою позицию по отношению к разделу Каспийского моря.

Азербайджан: Каспий нужно делить по принципу международного озера на

национальные сектора, включающие водную толщу и водную поверхность.

Казахстан: согласен делить только дно и не делить воду ( основа:

Конвенция ООН по морскому праву).

Туркменистан: принял закон о 12-мильной границе территориальных вод,

формально готов придерживаться прежнего статуса Каспия, но фактически

исходит из наличия своего сектора на Каспии.

Иран: нежелательность раздела в любой форме, придерживается ранее

принятых договоров.

Россия: как и Иран, считает, что суверенитет прикаспийских государств

заканчивается у береговой кромки и не распространяется ни на дно, ни на

водную поверхность.

Пока не принято новое соглашение, каждое прикаспийское государство

вправе производить разведку и разработку углеводородных месторождений в

любой точке Каспия, расположенной за пределами 10-мильной зоны.

Но проблема каспийской нефти состоит прежде всего в том, что в

среднесрочной перспективе (по разным оценкам от 10 до 15 лет) ни о каком

масштабном освоении нефтегазовых месторождений региона говорить не

приходится, так как разработка требует огромных инвестиций, которые в

ближайшем будущем вряд ли кто-нибудь сможет и захочет (!) предоставить.

В 21 веке нефтяная промышленность должна обратиться к проблеме

нетрадиционных углеводородов, в частности к тяжелой нефти и нефти

битуминозных песчаников и сланцев, геологические запасы которых оцениваются

1 трлн.т, 0.5 которых сосредоточена в США, Бразилии и Канаде, а остальные в

СНГ и Китае.

Развитие добычи нефти.

Добыча нефти ведется человечеством с древних времен. Сначала

применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов,

обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи

колодцев. Первый способ применялся еще в 1 веке в Мидии и Сирии, второй - в

15 веке в Италии. Но началом развития нефтяной промышленности принято

считать время появления механического бурения скважин на нефть в 1859 году

в США, и сейчас практически вся добываемая в мире нефть извлекается

посредством буровых скважин. За сотню с лишним лет развития истощились одни

месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность добычи нефти,

увеличилась нефтеотдача, т.е. полнота извлечения нефти из пласта. Но

изменилась структура добычи топлива. Долгое время находившуюся на первом

месте нефтяную промышленность обгоняла перспективная газовая. (Сейчас на

уголь приходиться только 15% тонн условного топлива, газ - 45% , нефть -

40%). У сходящей с лидирующих позиций нефтяной промышленности возникли

проблемы.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866

г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда

добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного

капитала. В начале 20 века Россия занимала первое место по добычи нефти. В

1901 - 1913 г.г. страна добывала приблизительно 11 млн. тонн нефти. Сильный

спад произошел во время Гражданской войны. К 1928 году добыча нефти была

снова доведена до 11,6 млн. тонн. В первые годы советской власти основными

районами нефтедобычи были Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп).

Также велась добыча на Западной Украине в Голиции. Закавказье и Северный

Кавказ давали в 1940 г. около 87% нефти в Советском Союзе. Однако вскоре

истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы

развивающейся промышленности. Назрела необходимость в поисках нефти на

других территориях страны. Были открыты и введены в строй месторождения

Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание

крупнейшей Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней

Азии Казахстане, добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945

г.г. нанесла сильный ущерб районам Северного Кавказа, что существенно

сократило объем добываемой нефти. Однако в послевоенный период с

параллельным восстановлением нефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа

были введены в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной

базы. И в 1960 году она уже давала около 71% нефти страны. Применялись и

технические новшества (поддержание пластового давления), что позволило

значительно увеличить добычу. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых же

цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Конец 60-ых годов ознаменовался

оснащением отрасли новейшими техническими изобретениями и

усовершенствованием технологийЗа период с 1961 по 1972 годы было добыто

свыше 3,3 млр. тонн нефти. Такой быстрый рост изменения соотношения между

потенциальными запасами (размер перспективных нефтегазоносных площадей

превышает 11 млн. км и разведанными, которые особенно сократились в старых

районах. В тоже время рост обеспечивали новые освоенные месторождения в

Западной Сибири (Средне - Обский район и Шатиский районы), Белоруссии,

Западном Казахстане, Оренбургской области и Удмуртии, на континентальном

шельфе Каспийского моря. Еще в 1970 году Волго-Уральский район давал около

61% нефти, однако уже в 1974 году на лидирующие позиции Новые перспективные

месторождения были открыты в начале 70-ых годов в Коми и Архангельской

области (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция),Восточные регионы

превратились в главные по добыче нефти. Это Западная Сибирь, Казахстан,

полуостров Мангышлак, Средняя Азия и Дальний Восток (Сахалин).стал

выдвигаться уникальный Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн.капитала.

Причины упадка нефтедобывающей промышленности.

За время развития совершенствовались технические способы добычи.

Однако этот процесс был значительно замедлен из-за экстенсивного пути, по

которому пошла советская нефтяная промышленность, когда увеличение объемов

добычи достигалась в основном не автоматизацией производства и внедрения

современных эффективных методов, а разработкой новых месторождений. Такое

развитие обусловило старение технологий, что стало одной из причин

настоящего спада. С конца 80-ых годов мы наблюдаем спад (за 1988 - 1991

годы объем добычи сократился более чем на 20%), главные причины которого

заключаются в следующем:

> крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда,

составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени

выработаны;

> резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые

запасы. За последнее время практически не открыто ни одного

крупного высокопродуктивного месторождения;

> сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так в

Западной Сибири, где степень освоения прогнозных ресурсов

составляет около 35 процентов, финансирование геологических

работ начиная с 1989 года сократилось на 30 процентов. На

столько же уменьшились объемы разведочного бурения;

> остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования

для добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет

износ более 50 процентов, только 14 процентов машин и

оборудования соответствует мировым стандартам, 70 процентов

парка буровых установок морально устарело и требует замены. С

распадом СССР усугубилось положение с поставками

нефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

> низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают

самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация

сохраняется и сегодня после серии повышений цен на нефть). В

итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и

финансового обеспечения отрасли;

> нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой

остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды

(авария в Коми). На решение этой проблемы отвлекаются

значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не

участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

> не определен единообразный собственник месторождений нефти и

газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным

организациям, а также частным лицам;

> задолженность республик за поставленную нефть и нарастающий

кризис неплатежей

Итак упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием

комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен

глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится

экономический кризис в стране и усилится процесс политического раздробления

в бывшем Советском Союзе, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и

впредь сокращаться.

Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные районы

размещения.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит

от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники

переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между

ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей

и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на

нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем

очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые

строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты

(мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые

непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в

транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности

от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах

массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам

потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее

транспортировкой и хранением:

. транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее

многочисленных производных;

. для транспортировки нефти могут быть широко использованы

трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют

перекачку светлых продуктов;

. хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;

потребитель получает возможность одновременно использовать

сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то

же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не

только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды

топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов

(Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск),

на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль,

Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы.

Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко

сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть

нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет

интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах

добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов

идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и

нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с

превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В

настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске,

куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в %

|Экономические районы |Нефтепереработка т. |

|Север |1,9 |

|Северо-Запад |---- |

|ЦЭР |16,6 |

|Волго-Вятский |7,7 |

|Центрально-Чернозёмный район |---- |

|Поволжье |17,5 |

|Северный Кавказ |7,1 |

|Урал |24,3 |

|Западная Сибирь |9,9 |

|Восточная Сибирь |11,1 |

|Дальний Восток |39 |

|Калининградская область |---- |

|Итого |100 |

Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не

всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.