реферат скачать
 

Миграция рабочей силы

устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников

на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть

принимающую страну, либо получить от компетентных органов

разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц,

имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов,

предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое

пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину,

пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего

они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая

иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и

национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с

помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных

стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении

прав человека, правительства проводят в рамках географических квот

лотереи на право иммигрировать между представителями из разных

стран из одного географического региона. В США, например,

географическая структура иммиграции, устанавливается

законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной

основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных

национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии

с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании

статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются

страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США.

Затем на основе специально разработанных формул определяется квота

каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.

Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять

лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом

году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на

все страны Африки приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все

страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной

Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее

зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз (только Багамы),

Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки

и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики,

Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы

участвовать в лотерее, сообщение о которой публикуется в газете

многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать

по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив

свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях,

обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники

лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и

делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в

лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно

требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону

документов, необходимых для выполнения иммиграционных

формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.

. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу

обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам

заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или

специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые

запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или

специальностей, в которых могут работать только граждане данной

страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для

любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены

места роботы требуется получать дополнительное разрешение

иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.

Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в

большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые,

правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка

иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех,

кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его

совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное

заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной

депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками

заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального

иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются

настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых

небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве

иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных

стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию

выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных

мер реэмиграции следующие:

. Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг

мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации

незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи

иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских

странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы

материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты

выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их

отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при

одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть

принимающую страну, в других – через некоторое время после его

фактического возвращения домой. Причем получение выходного

пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую

страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств,

накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде

в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на

работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не

возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на

практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в

результате необходимости создания электронной системы

государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.

Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма

низкой.

. Программ профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве

средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на

родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария)

рассматривают программы профессионального образования

иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в

развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более

высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их

вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к

участию в таких программах оказался довольно низким по той

причине, что приобретение специальности само по себе не

гарантировало получение работы по этой специальности на родине.

Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои

существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и

пытаться найти лучшую работу на родине.

. Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции.

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами

рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и

части государственных средств в создание новых предприятий в

развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для

реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов,

совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта

форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде

случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие

деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и

приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран,

Большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных

целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления

отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как

сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой

эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую

силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных

усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и

стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор

развития своих производительных сил. На практике существует несколько

явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются

спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких

мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так,

в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до

25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.

Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33%

занятых в автомобилестроении, в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих,

в Бельгии – 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость

от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без

привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование

некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной

промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период

относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами

провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их

распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся

значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики

ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих

промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном

идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.

Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности

и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и

вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую

неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей

силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать

темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие

иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.

С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы

предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в

трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие

средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов»

Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной

деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США

похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В

Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки

и многие из них остаются в этой стране.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время

поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон,

опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия

иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной

миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют

воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в

разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической

ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических

советников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение

трудоспособного населения из одних государств в другие сроком

более чем на год, вызванное причинами экономического и иного

характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции

(въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней

оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный

объем мирового производства возрастает вследствие более

эффективного использования трудовых ресурсов за счет их

межстранового перераспределения.

2. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по

статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных

переводов, которые представляют собой оценочный денежный

эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда

за границу и последующих посылок товаров и денег на родину.

Распределение положительного экономического эффекта, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за

рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в

странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются

основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником

эмиграции.

3. Государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства

принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на

основе межгосударственных и межведомственных соглашений между

ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из

бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной

рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к

возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран

используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев

нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований,

предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию

здоровья, на основе количественного и географического

квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и

иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через

оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание

рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание

экономической помощи странам массово эмиграции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.

2. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией

труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.

3. “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.

4. “Общая экономическая теория” В.И. Ведяпин, Москва, 1995 г.

5. “Рынок труда: занятость и безработица” Пристанева А.А., Киев, 1993 г.

6. “Обща теорiя занятостi, процентiв та грошей.” Стрепов А.П., Киев, 1994

г.

7. Вестник Московского Университета, серия 5 - География, 1997 г., №1

8. Вопросы экономики, 1997 г., №2

9. Страховое дело, 1997 г., №11

10.Финансовые известия, 1998г., 7 марта, №25

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.