реферат скачать
 

Международное сотрудничество регионов Европейского Севера с зарубежными государствами региона Баренцево моря

процессов перемен являются определение потребностей и приоритетов, которые

выд-вигаются Россией. Направления приоритирумых мероприятий, предложенные

российс-кой стороной были определены в результате поездки группы

представителей Регио-нального комитета по российской части региона.

Суммарный перечень приоритетов представлен в Приложении 1. Предложения

мероприятий носят различный характер как по объёму так и по времени их

осуществления. Это влечёт за собой необходимость пересмотра перечня в

программный период. Хотелось бы надеяться, что перечень прио-ритетов может

оказаться полезным и для осуществления других программ, помимо Баренц

программы.

4 Связь с центральным уровнем и другими программами

4.1 Приоритируемые мероприятия согласно решений Баренцева совета

На центральном уровне Баренцевым советом через Министров иностранных дел,

Министров экологии, Министров торговли и экономики, а также Министров

коммуника-ции были вынесены решения о выделении некоторых приоритетов. Эти

приоритеты, которые в большинстве своём представляют инвестиционные

проекты, представлены в приложении 2. Несмотря на отсутствие возможности

реализации проектов в рамках существующих форм поддержки, следует оказывать

помощь при осуществлении предпроектов и в процессе прведения оценки

реальности проектных идей. В остальном помощь по финансированию должна

изыскиваться в различных инвестиционных фондах и международных банках,

таких как Европейский Банк Развития и Мировой Банк.

4.2 Двусторонние программы

В регионе существуют программы двустороннего сотрудничества между

губерниями реги-она. Ежегодно составляются программы, которые в основном

охватывают сотрудничество в области установления контактов, обучения,

окружающей среды, экономики и культуры. Со скандинавской стороны эта

деятельность финансируется региональными средствами и осо-быми финансовыми

фондами, которыми располагает национальный уровень для ведения деятельности

по отношению к Центральной и Восточной Европе.

Региональный уровень

Таблица 4: Двусторонние договоры сотрудничества

|СКАНДИНАВ. ГУБЕРН. |

|МУРМАНСК |АРХАНГЕЛЬСК |КАРЕЛИЯ |

|Финнмарк |х |х | |

|Лапландия |х |х | |

|Нурдланд | |х | |

|Норрботтен |х |х1) | |

|Тромс |х |х |х |

1) Касается только обмена в обл. культуры

Локальный уровень

Таблица 5: Побратимские договоры

|СКАНДИНАВИЯ |

| |РОССИЯ | |

|Губерния/соотв |Коммуна |Область/республи|Город |

| | |ка | |

|Норрботтен |Арьеплуг |Мурманская обл. |Умба |

| |Боден | |Апатиты |

| |Елливаре | |Кировск |

| |Хапаранда | |Ковдор |

| |Ёккмокк | |Ловозеро 1) |

| |Лулео | |Мурманск |

| |Паяла | |Оленегорск |

| |Питео | |Кандалакша |

| |Эверторнео | |Кола |

| |Эверкаликс | |Мурмаши |

| | | | |

|Лапландия |Рованиеми |Мурманская обл. |Мурманск |

| |Торнео | |Кировск |

| |Кемиярви | |Кандалакша |

| |Кеминмаа | |Апатиты |

| |Инари/Соданкюля | |Кола |

| |Колари | |Умба |

| |Салла | |Ковдор |

| |Посио | |Оленегорск |

| | | | |

|Финнмарк |Алта |Мурманская обл. |Апатиты |

| |Хаммерфест | |Кола |

| |Карашёк | |Ловозеро |

| |Вадсё | |Мурманск |

| |Сёр-Варангер | |Печенга |

| | | |Северодвинск |

| |Тана | |Терский |

| |Берлевог |Карелия |Беломорск |

| |Гамвик |Архангельская |Онега |

| | |обл. | |

| |Каутокейно | |Нарьян-Мар |

| |Вардё | |Архангельск |

| | | | |

|Тромс |Тромсё |Мурманская обл. |Мурманск |

| |Харстад | |Кировск |

| |Гратанген |Карельская респ.| |

| |Лаванген |Карельская респ.| |

| |Саланген |Карельская респ.| |

| | | | |

|Нурдланд |Рана |Карельская респ.|Петрозаводск |

1) Контакты завязаны

4.3 Национальные правила по отношению к северо- западной России

Финляндия

В Финляндии существует особая программа мероприятий, направленная на

Центральную и Восточную Европу. Основной целью программы является создание

предпосылок для экономического и промышленного сотрудничества, а также для

содействия развития общественного базового сетора в странах-получателях.

Далее, целью является также уменьшение или принятие профилактических мер по

феномену негативного влияния на Финляндию, например, вредных выбросов в

окружающую среду и риска аварий на приграничных атомных станциях.

Сотрудничество будет строиться на технических и экономических субсидиях, а

также на финансовой поддержке. Финляндией и Россией подписан также договор

о сотрудничестве, в т.ч. с Мурманской обл. и Республикой Карелия, так

называемое сотрудничество с приграничными районами. Целью является создание

юридических рамок для поддержки прямых контактов между региональными и

локальными администрациями. Ответстенным за сотрудничество с Мурманской

областью является губерния Лапландия.

В сотрудничестве отдаётся предпочтение следующим сферам:

Сотрудничество в сфере энергообеспечения

Сотрудничество по вопросам ядерной безопасности

Сотрудничество в области экологии

Сотрудничество в отрасли пищевой промышленности

Обучение руководителей предприятий

Развитие экономического и промышленного сотрудничества

Сотрудничество в сфере транспорта и телекоммуникации

Сотрудничество в социальной сфере и зравоохранении

Сотрудничество в сфере образования и культуры

Помощь в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств

(катастроф)

Фонд Финляндии

За период 1992-1994 г.г. на приграничное сотрудничество было использовано

300 млн. финских марок, из которых 78 млн. было использовано в Карелии,

23,5 млн. - в Мурманске и 1,2 млн.-в Архангельске. В Карелии помощь была

направлена в первую очередь в сферу сельского хозяйства и окружающей среды,

в Мурманске- на вопросы энергетики/ядерной безопасности и в Архангельске -

на окружающую среду. За период 1991/92-1993/94 общая сумма вложенных

средств составила 2 616 млн. шведских крон.

Деятельность Финляндии в Центральной и Восточной Европе осуществляется

через следующие международные финансовые институты: ЕBRD (Европейский

банк), группу Мирового банка, Международный валютный фонд (IMF), Северный

инвестиционный банк (NIB), компанию экологи- ческого финансирования NEFKO и

компанию проектного финансирования NOPEF. После вступления Финляндии в ЕС

часть средств в регион направля-ется через ЕС.

Норвегия

Программа деятельности в Центральной и Восточной Европе и странах СIS

является основным инструментом сотрудничества Норвегии с востоком. В

качестве дополнения Норвегия придаёт также большое значение Баренц

сотрудничеству. Баренц сотрудничество имеет более ограниченные

географические рамки, одновременно, в отличие от Программы деятельности, не

имеет временного ограничения. Баренц программа содействует Программе

деятельности тем, что выделяет проекты в северо-западной России, поддержка

в осуществлении которых может быть оказана через Пограмму деятельности.

Основополагающей целью сотрудничества Норвегии с востоком является

содействие основным процессам перехода на новые общественные структуры с

целью обеспечения устойчивого демократического и экономического развития.

Основным фактором сотрудничества является передача знаний и компетенции.

Норвегия пытается сосредоточить свои вклады на следующих секторах:

Вклад в содействие структурным изменениям в экономике восточно-европейских

стран

Мероприятия, содействующие демократизации

Экономическое сотрудничество (промышленность, энергетика, рыбная

промышленность и сельское хозяйство)

Охрана окружающей среды

Исследования и обучение

Социальный сектор и здравоохранение

Гуманитарная помощь

Всего на поддержание проектов в Восточной Европе за период июнь 1992-январь

1995 было использовано 860,3 млн. норвежских крон. Из общей суммы 290 млн.

крон было удовлетворено на использование в российской части Баренц региона

(Мурманск, Архангельск и Карелия). На период 1993-1995 норвежскому

региональному уровню предоставлено право вынесения решений в в вопросах

оказания помощи, касаемых Баренц сотрудничества.

Деятельность Норвегии в Центральной и Восточной Европе осуществляется через

следующие финансовые институты: ЕBRD (Европейский банк), группу Мирового

банка, Международный валютный фонд (IMF),Северный инвести-ционный банк

(NIB), компанию экологического финансирования NEFKO и компанию проектного

финансирования NOPEF.

Швеция

В Восточном сотрудничестве используются различные средства (инструменты).

Выбор средств напрямую взаимосвязан с выбором организации по осуществлению.

Целью шведской помощи Центральной и Восточной Европе является содействие

общей безопасности, углубление культуры демократии, поддержание социально

устойчивой экономической перестройки и поддержка экологически устойчивого

развития. Характер шведской помощи - это, в первую очередь передача

компетенции и техники. Шведская государственная поддержка Восточной и

Центральной Европе оказывается, в основном, по следующим направлениям:

Правовое дело

Общественное управление

Сотрудничество

Социальный сектор

Содействие демократизации

Экономическое развитие

Окружающая среда и атомная безопасность

Суверенитет и стабильность

Некоторые виды оборудования

Исследования

Культура, информация и обмен общего плана

Локальное управление и локальная демократия, а также физическое

планирование и др. виды планирования локального рода

Сфера, получившая основной объём помощи - экология. Сотрудничество с

Россией будет расти. В двустороннем сотрудничестве будет отдан приоритет

приграничным районам, куда относится Мурманск, Архангельск и Карелия. За

период 1991/92 -1993/94 общий объём помощи составил 2 724 млн. крон. Объём

шведской помощи не специфицирован по географическим районам, поэтому

получение данных, какая часть за последние годы была направлена на

российскую часть Баренц региона, не представлялось возможным.

Деятельность Швеции в Центральной и Восточной Европе, аналогично Норвегии и

Финляндии, осуществляется через следующие финансовые институты:

ЕBRD(Европейский банк), группу Мирового банка, Международный валютный фонд

(IMF),Северный инвестиционный банк (NIB), компанию экологического

финансирования NEFKO и компанию проектного финансирования NOPEF. После

вступления Швеции в ЕС часть шведских средств направляется в регион через

ЕС.

4.4 Программы ЕС

В рамках Баренц региона существуют также различные программы ЕС, которые

предусматривают либо гранично-региональное сотрудничество либо в первую

очередь направлены на российскую часть региона:

Программа Интеррег -2 Баренц

Программа охватывает период 1996-1999 годов и направлена на развитие

трансграничного сотрудничества между скандинавскими и российскими районами

Баренцева региона.

Программа отдаёт приоритет трём направлениям:

Экономическое сотрудничество

Человеческие ресурсы и компетенция

Внутренние функции региона

Общий объём программы 36 млн.экю. ЕС финансирует 11,5 млн.экю, остаточная

сумма финансируется Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией.

Программа Интеррег-2 Северного Калотта

Программа, охватывающая период 1996-1999 гг. направлена на северные районы

Ба-ренц региона. Программа разделена на пять подпрграмм (Северный калотт,

Торнеда-лен, граничные районы Лапландия/Финнмарк, граничный район

Норрботтен/Нурдланд и Саамская область). Программа отдаёт приоритет

следующим направлениям:

Сотрудничество в области экономики

Развитие логистики, сервисной сети и жизненной среды

Компетенция

Саами

По каждому направлению выделен определённый объём рамочных мероприятий.

Общий объём программы 40,5млн.экю. ЕС финасирует 12 млн.экю, остаточная

сумма финансируется Финляндией, Швецией и Норвегией.

Программа Интеррег II - Карелия

Программа, охватывающая период 1996-1999 годов, из всех губерний/их

соотвествий Баренц региона касается только республики Карелия. С финской

стороны программа охватывает губернии Оулу и Северная Карелия. Программа

отдаёт предпочтение трём направлениям деятельности:

Сотрудничество в области промышленности

Региональное сотрудничество

Коммуникация и экология

ТАСИС-программа для северо-западной России

Целью программы является содействие инициативе принимающей страны по

развитию общества, базирующегося на демократии, социально-экономическая

система которого сориетирована на свободный рынок. ЕС предоставляет

безвозмездные средства для использования финансирования различных форм

передачи знаний, а также в ограни-ченной форме для закупки оборудования.

Программа охватывает следующие приоритируемые сектора:

Развитие человеческих ресурсов

Производство продуктов питания, переработка и доставка

Энергетика

Телекоммуникация

Транспорт

По каждому направлению выделено определённое количество рамочных

мероприятий.

В период 1995-1997 годы 27 млн.экю будут направлены на использование в

Мурманскую и Архангельскую область и республику Карелия.

ЕС финансирует программу в целом. В качестве стран-участниц ЕС Швеция и

Финляндия вносят свой вклад в финансирование.

Различные программы поддержки

В программу ТАСИС Европейским Сообществом включены различные программы

поддержки (субпрограммы) такие как BISTRO, PCP, Democracy Programme,

Tempus,

LIEN и пр. Эти программы, подобно ТАСИС, могут финансировать мероприятия,

осуществляемые только на российской части Баренц региона.

Программа TACIS Cross-border

Программа ТACIS включает в себя трансграничную программу, называемую Cross-

border Cooperation (CBC). Цель этой программы - поддержка деятельности

регио-нального уровня между новыми независимыми государствами и странами

ЕС, граничащими с ними. Результаты проектов программы должны быть

благоприятны для каждой из сторон по обе стороны границы. К примеру, при

осуществлении проекта между Финляндией и Россией, Финляндия, являясь членом

ЕС, может получить средства из фонда Интеррег-Баренц, в то время как Россия

не имеет возможности получения каких-либо средств из фонда Интеррег.

Программа cross-border, являюща-яся составляющей программы TACIS, позволяет

решить проблему российского финан-сирования.

Приложение 1

Мероприятия, приоритируемые российской стороной

Важной основой при составлении программы послужил перечень желаемых к осу-

ществлению мероприятий, представленный российской частью Баренцева региона.

Предложения по мероприятиям, перечисленных ниже, были собраны в результате

пла-новой поездки, совершённой группой представителей Регионального

комитета в сен-тябре 1996 года. Области мероприятий разбиты в соответствии

со структурой Баренц программы.

Мурманская область

Общее образование

Развитие центра компетенции

Центр по обучению коренных народов (оленеводство, народные промыслы)

Стипендии для учителей

Обмен учащимися. Летние молодёжные лагеря

Экологическая конференция для учителей

Учебный материал по Баренцеву региону - культура, история и т.п.

Обучение в сфере лесного хозяйства

От училища к высшей профессиональной школе

Социально-этнический центр в Ловозеро

Высшее образование и наука

Атлас Баренцева региона с комментариями

ГИТ проект

Создание Баренцева дома-Скандинавского дома в Апатитах

Северная школа горного дела

Технологии в условиях сурового климата

Развитие промышленности и экономики

Сельское хозяйство, развитие периферийных районов и оленеводство

Производство семенного картофеля

Пастбища северного оленя в районе Печенга-Мурманск-Финнмарк

Рациональное производство свинины

Модернизация систем энергоснабжения тепличных хозяйств

Профессиональная школа оленеводов в Ковдорском районе

Мероприятия по решению экологических проблем птицефабрики см. также

раздел Природная среда и рабочая среда

Переработка продуктов питания

Убойный пункт северного оленя в Ловозеро

Промышленность и туризм

Реконструкция плавильного комбината в Никеле

Создание предприятия по разделке судов

Реконструкция алюминиевого плавильного комбината в Кадалакше

Создание средних и малых предприятий через особую программу развития

Природная среда и рабочая среда

Региональная программа действий группы по экологии базируется на

проблемах Мурманской области

Управление экологией - обучение

Мероприятия по утилизации радиоактивных отходов

Водоочистка

Экологические мероприятия на птицефабрике Мурманска

Систематизация/планирование природного заповедника в приграничном районе

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.