реферат скачать
 

Китай в мировой экономике

Китай в мировой экономике

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Экономики промышленности и предпринимательства»

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Мировая экономика”

Китай в мировой экономике

Студент группы 8ИС-1

М.А. Комаров

Преподаватель

Е.А. Вахрушева

1999г.

Содержание

стр.

Вступление ……………………………………………………………. 3

I. Общие сведения о стране ……………………………………….… 4

1. Географическое положение ………………………………………... --

2. Население …………………………………………………………… --

II. Основные направления экономической политики КНР ………… 6

1. Направления политики…………………………………....………… --

2. Реформирование экономики ……………………………………….. 7

III. Характерные черты социально-экономической

структуры Китая …………………………………………………… 9

1. Формы хозяйствования ……………………………………………... --

2. Роль секторов в экономике …………………………………………. --

IV. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства ..

………………………………………………………………………. 10

1. Энергетика .………………………………………………………….. 11

2. Машиностроение ……………………………………………………. 12

3. Химия ………………………………………………………..……….. 13

4. Структура сельского хозяйства …………………………………….. 13

V. Китай в мирохозяйственных связях ………………………………. 14

1. Общая характеристика внешней торговли …………………………. --

2. Импорт капитала …………………………………………………….. 17

VI. Перспективы 1999г. ………………………………………………….. 19

Заключение ...…………………………………………………………... 21

Приложение ……………………………………………………………. 22

Список использованной литературы ………………………………… 25

Вступление

Мировая экономика — сложная, подвижная система, находящаяся в

постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю

четверть века. Нового уровня достиг процесс интернационализации,

глобализации производительных сил, в основе которого — переплетение

предпринимательского капитала.

На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства

способствуют процессы интеграции. 90-е годы ознаменовались образованием

зоны свободной торговли на Североамериканском континенте, прогрессируют

переплетение капиталов и концентрация торговых потоков в районе

Восточной Азии.

Огромные сдвиги произошли в развитии, производительных сил. Мировое

производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные

преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием

научно-технического прогресса (НТП).

Беспрецедентное развитие производительных сил соседствует с голодом

и ухудшением экономического положения в ряде регионов мира. Голод

ежегодно уносит свыше 20 млн. жизней. Растет безработица, миллионы

людей оказы-ваются не у дел. Только в промышленно развитых странах их

свыше 30 млн.

Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с

процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют

большинство государств мира.

Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная

Азия. В число крупнейших экономических держав мира вошел Китай, ВВП

которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Эти и другие проблемы мирового хозяйства, в частности, вопросы

экономического роста, положения национальных экономик, оказывают

серьезное воздействие на международную экономическую жизнь.

I. Общие сведения о стране

Территория — 9,6 млн. км2 .

Население —1221,5 млн. чел. (1995г.)

Столица — Пекин

1. Географическое положение. КНР — третье по территории государство

мира — расположено в центральной и восточной Азии. С востока на запад

страна протянулась на 5700 км, с севера на юг — на 3650 км. Страна

граничит с 16 государствами и территориями. Очень большая по

протяженности граница у Китая с государствами СНГ (1/3 всех границ КНР).

Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: протяженность морских

границ около 15 тыс. км (7 провинций — приморские).

В административно-территориальном делении страны выделяются: 22

провинции, 5 автономных районов (где проживают национальные меньшинства)

и 3 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь). В стране

предполагается создание особых административных районов. Таковыми будут

включаемые с 1997 г. в состав КНР Сянган (Гонконг), ныне находящийся под

управлением Великобритании, и Аомынь (Макао) с 1999 г. (сейчас это

владение Португалии).

2. Население. Китай является первой страной мира по численности

населения (20% всех жителей планеты). В начале XX в. средняя

продолжительность жизни населения здесь составляла менее 30 лет.

Наблюдались высокая рождаемость (35—40 промилле) и высокая смертность

(25—30 промилле), то есть был невысокий естественный прирост и население

Китая составляло около 400 млн. человек.

В 1950-е годы (после образования КНР) резко изменилась

демографическая ситуация. Рождаемость по-прежнему была высокой, но за

счет существенного улучшения медицинского обслуживания, снижения

смертности, повышения уровня жизни населения очень быстрыми темпами

начала расти его численность.

Население Китая сравнительно молодо (в возрасте до 15 лет — 1/3

жителей). Китай обладает самыми многочисленными трудовыми ресурсами, но

большая их часть по-прежнему занята в сельском хозяйстве, хотя ситуация

меняется.

Велика миграция рабочей силы по стране и за ее пределы. Существенна

доля "хуацяо" (эмигрантов из Китая, т.е. зарубежных китайцев). Общая их

численность превышает 60 млн. человек (по некоторым оценкам 45 млн.). Они

проживают на Тайване и в Гонконге (21 млн. и 6 млн.), в Юго-Восточной

Азии — в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре и т.д. Крупная

китайская община проживает в США, где насчитывается 13 млн. этнических

китайцев.

КНР — многонациональная страна, здесь проживает 56 народностей (не

считая племен). Однако 94% жителей — китайцы (самоназвание — хань). Они

сконцентрированы в восточной части страны. 2/3 территории страны (к

западу) занимают представители некитайских национальностей (чжуаны,

хуэй, уйгуры, "тибетцы, монголы, корейцы, манчжуры и др.).

Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и

буддизм (ламаизм). Некоторые жители исповедуют ислам. Но в целом

население Китая трудно назвать религиозным (Китай — социалистическая

страна).

Быстрыми темпами в Китае идет процесс урбанизации. До середины XX в.

доля городского населения не превышала 10 %, в 50-е годы — 20%, а в

середине 90-х годов уже составила более 50%[1]. Ускоренный рост числа

городов и доли городского населения связан в 80—90-е годы с

административными изменениями. Городом стал именоваться центр

промышленности, торговли или ремесла с населением свыше 3 тыс. человек,

в котором 85% населения занято вне сферы сельского хозяйства (т.е. был

снижен цензовый уровень понятия "город" и естественно сразу вырос

коэффициент урбанизации).

II. Основные направления экономической политики КНР.

Стратегические цели. Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом

на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической

политики.

1. Направления политики. Концепция экономических преобразований КНР

за два десятилетия неоднократно пересматривалась и изменялась.

Первоначально, в конце 70-х годов реформы осуществлялись под лозунгом

«плановая экономика — главное, рыночное регулирование —

вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию

планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен,

развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых

совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать

сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984—1990 гг. официальной моделью преобразований было

провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства.

Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования —

постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые

централизованно устанавливаются государством, переход к свободному

регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в

несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по

совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к

реальному уровню затрат. На втором этапе стала осуществляться

постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг

товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно

реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система,

внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном

порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

2. Реформирование экономики. Задача реформирования государственных

предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема,

стоящая перед экономикой КНР. Вводится акционерная система как более

высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий,

которая используется по мере накопления опыта самостоятельной

хозяйственной деятельности.

В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не

подлежат акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим

технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов, и сфера,

где действует госмонополия. Акционирование на предприятиях энергетики и

транспорта допускается при условии сохранения контрольного пакета акций

в руках государства. Акционирование остальных предприятий осуществляется

при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и

убыткам. Субъектами акционерной формы выступают государство, юридические

и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении приоритета

государственных интересов. К концу 1996 г. в КНР только 18% крупных и

средних госпредприятий ввели акционерную систему.

Чрезвычайно сложная и важная задача нынешнего этапа реформ в КНР

состоит в разработке и осуществлении социальной политики, направленной на

обеспечение интересов людей, занятых в народном хозяйстве. После событий

на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. стало очевидно, что игнорирование

социальных вопросов, возникающих в ходе проведения экономических реформ,

может заметно затормозить развитие реформенного процесса и серьезно

усилить социальную напряженность в обществе.

Основное внимание в КНР уделяется проблемам трудоустройства. В ходе

развития процесса акционирования, повышения эффективного производства на

предприятиях образовывается большая масса трудо - избыточного населения.

Один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий,

развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, в ближайшие

пять лет может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек,

занятых на производстве в городах страны.

В последние годы активизируется использование новых для Китая форм

аккумуляции инвестиционных ресурсов, таких, как выпуск облигаций

государственных займов, акций предприятий, облигаций местных органов

власти, банков, других кредитных учреждений. Торговля ценными бумагами

осуществляется через фондовые биржи. В настоящее время они действуют в

Шанхае и Шэньчжэне. По оценкам экспертов, в период 1991—1996 гг. годовая

эмиссия государственных ценных бумаг (казначейских обязательств и

облигаций госзаймов) выросла с 19 млрд. до 153 млрд. юаней, или в 8 раз.

Первоначально только резидентам КНР разрешалось выпускать и торговать

акциями предприятий (так называемые акции типа «А»). В начале 1992 г,

были выпущены специальные акции (типа «В») для продажи иностранцам.

Данные акции деноминированны в юанях, но продаются только за валюту,

только нерезидентам и имеют хождение только внутри КНР. Выпуск именно

двух типов акций отражал желание китайского руководства предотвратить

возможность манипулирования со стороны иностранного капитала китайским

фондовым рынком и ограничить его влияние над госпредприятиями КНР. Акции

нескольких крупных китайских компаний были выставлены на фондовой бирже

Нью-Йорка.

Большая роль в становлении фондового рынка КНР отводится Гонконгу,

который, вернувшись с июля 1997 г. под юрисдикцию КНР, получил статус

Особого административного района. Как финансовый центр Гонконг занимает

второе место в Азии после Японии по объемам капитализации фондового

рынка. Более 350 банков, финансовых компаний имеют свои

представительства или отделения в Гонконге. По доходности операций с

ценными бумагами, условиям привлечения средств в банки Гонконг занимает

одно из первых мест в мире.

III. Характерные черты социально-экономической

структуры Китая

Одной из важнейших составных частей реформы стало восстановление

многоукладной экономики. Курс на развитие многообразных форм

собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных

государственных документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х

годов в стране сложилось четыре вида собственности — государственная,

коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь

имеет многообразные способы хозяйствования.

1. Формы хозяйствования. Индивидуальные хозяйства работают на основе

использования общественной собственности (аренда, подряд) и личной

собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель

использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера

индивидуального предпринимательства распространяется на такие области,

как бытовое обслуживание населения, строительство, культура, операции с

недвижимостью, розничная торговля.

Частными предприятиями согласно законодательству КНР, являются

хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек.

Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В

программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие

частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики,

основанной на общественной форме собственности, и не может занять

господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного

сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок.

Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия

коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена

почти вся сельская местность и большая часть городов.

2. Роль секторов в экономике. Государственный сектор продолжает

занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в

валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности

занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов доля предприятий

государственного сектора встала постепенно сокращаться. Например, в

промышленности она составляла в 1979г. — 24%, а в 1994г. — 18,3% общего

числа промышленных предприятий КНР. Снижение удельного веса

государственного сектора в численности предприятий привело к

определенному уменьшению доли государственного сектора в общем объеме

промышленного производства. Если еще в 1990 г. на долю государственного

сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 1996 г. —

не многим более 40%.

Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1979 г. на его

долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой

промышленной продукции, а в 1996 г. эти показатели составили 53,2% и

39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996 гг.

увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время

предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и

в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до

30%.

Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них

приходится более трети бюджетных доходов, около 60% экспорта[2].

IV. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства

Одним из важнейших направлений экономической политики периода реформ

стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности

народного хозяйства. К концу 70-х годов в народном хозяйстве КНР

существовала воспроизводственная структура, при которой 33,7% ВНП

создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и

строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-

развитые страны имели в конце XIX — начале XX вв. В производственной

структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития

промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского

хозяйства за период 1953-1978 гг. составил 3,1%, а валовой продукции

промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.

1. Энергетика. Для экономики КНР характерно хроническое отставание

энергетики и транспорта. Несмотря на то, что за годы восьмой пятилетки

(1991—1995 тт.) общее производство энергоресурсов несколько превысило

плановые задания, разрыв между потребностями экономики и темпами роста

энергетики ликвидировать не удалось. Из-за нехватки электроэнергии, а КНР

в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей.

В ходе экономической реформы произошло увеличение роли

нецентрализованных источников финансирования, находящихся вне контроля

правительства. Распределение инвестиций определялось не народно-

хозяйственными приоритетами, а интересами ведомств, местной

администрации и рыночным спросом.

В конце 80-х — начале 90-х годов в КНР предпринимались активные меры

по ускорению развития отстающих отраслей. За период 1989—1993 гг. на

развитие топливно-энергетического комплекса и всех видов транспорта

было направлено 45,3% общего объема государственных вложений в

капитальное строительство за эти годы. Одновременно Китай принял и начал

осуществлять программу развития энергетической базы страны до 2000 г.,

реализация которой связана прежде всего с атомной энергетикой и

разработкой нефтяных месторождений континентального шельфа. Однако

работы в этих направлениях являются исключительно капиталоемкими.

К освоению нефтяных месторождений были привлечены крупные ТНК.

Интерес иностранных компаний к разработке шельфовых месторождений КНР

объясняется тем обстоятельством, что запасы нефти на шельфе, занимающем

площадь более 1 млрд. кв. км., одни из наиболее крупных в мире. Согласно

оценкам специалистов, они составляют 15—20 млрд. Разработка данных

месторождений дает возможность Китаю смягчить энергетическую ситуацию в

стране, а также значительно расширить экспорт нефти на мировой рынок. В

настоящее время по размеру нефтедобычи Китай занимает 5-е место в мире.

В структуре топливно-энергетического баланса КНР стали происходить

важные изменения в пользу таких компонентов, как нефть, природный газ,

гидроэнергетика. Доля нефти и газа в приходной части энергобаланса в 1993

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.