реферат скачать
 

Германия в мировой экономике

являвшееся субъектом публичного права. Согласно закону перед ним стояла

задача санировать восточногерманские предприятия, приватизировать их и -

если потребуется - закрывать.

За сравнительно короткое время (до конца 1994 г.) Попечительскому

ведомству удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам почти все

находившиеся в государственной собственности производственные предприятия.

Однако в руках государства все еще остается большой фонд недвижимости,

которая постепенно будет распродаваться.

С самого начала - наряду с приватизацией крупных государственных

предприятий - большое внимание уделялось возрождению эффективно действующих

средних предприятий. Благодаря широкой финансовой поддержке со стороны

федерального правительства, земель и Европейского Союза был дан толчок

созданию новых предприятий, которые смогли компенсировать значительную

часть рабочих мест, утраченных в результате структурной перестройки на

больших комбинатах. На сегодняшний день здесь насчитывается 550.000 средних

предприятий, которые предоставляют работу для примерно 3,2 млн. человек.

Особенно заметен прогресс в создании эффективной инфраструктуры. Никогда

прежде в Европе инфраструктура не модернизировалось в таком объеме и за

такие короткие сроки:

- До конца 1999 г. были заново проложены или коренным образом

модернизированы 11.700 км автодорог федерального значения и 5 400 км

железных дорог.

- Фирма "Дойче телеком АГ" создала около 5,7 млн. новых телефонных точек.

- В области жилищного строительства - благодаря финансовой поддержке со

стороны государства - были отремонтированы или построены более 4,3 млн.

квартир. Таким образом, модернизированы или заново построены более 50 проц.

квартир, имевшихся в жилищном фонде на 1990 г.

- Заметный прогресс имеется и в структурной перестройке

сельскохозяйственных предприятий. По европейским меркам наиболее

конкурентоспособные структуры были созданы, прежде всего, в сфере

земледелия.

Ситуация на сегодняшний день. Условия для экономической деятельности в

новых федеральных землях - по международным меркам - привлекательны.

Свидетельство тому: около 1700 зарубежных компаний из примерно 50 стран

инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всем

мире концернов, например, "Дженерал моторз", США (автомобильная

промышленность), "Эльф акитен", Франция (энергетика), "Доу кемикл", США

(химическая промышленность), "Эдванст майкро дивайсез", США (производство

компьютеров), "Самсунг", Южная Корея (электроника) и "Квернер", Норвегия

(судостроение). К услугам иностранных инвесторов современная

инфраструктура. Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость

рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того,

иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам

финансовую поддержку.

Прогресс в деле экономического строительства отражают данные о

динамике экономического роста. До 1995 г. восточногерманская экономика

развивалась высокими темпами. Реальный экономический прирост составлял до

10 проц. в год. Высокие темпы роста достигались в первую очередь за счет

активной строительной деятельности, которая особенно сильно была заметна в

первые годы после воссоединения. На сегодняшний день ситуация пришла в

норму, что привело к падению темпов роста в строительном секторе. По

прежнему быстро растущий производственный сектор не смог полностью

компенсировать падение темпов роста в строительстве, и потому в 1998 г. ВВП

на востоке Германии вырос всего на 2 проц. и впервые с момента

воссоединения его прирост был ниже, чем на западе страны (2,8 проц.)

Стратегия в деле повышения экономической привлекательности

восточногерманских земель. Программа будущего 2000 обеспечивает в

среднесрочном плане необходимые рамки для финансовой поддержки

восточногерманских Земель. Несмотря на необходимость консолидации

федерального бюджета, средства, выделенные для программы "Подъем экономики

на востоке", заметно превышают уровень 1998 г. В федеральном бюджете на

2000 г на нее выделено около 38 млрд. марок 3,1 млрд. на поощрение

инноваций, научных исследований и разработок, 2,3 млрд. на региональную

экономическую поддержку, 19,1 млрд. на развитие инфраструктуры, 11,9 млрд.

на поддержку рынка труда, 1,7 млрд. на нужды организаций-преемниц

Попечительского ведомства и преодоление бремени, оставшегося в наследство

от ГДР.

Сюда следует добавить 14 млрд. марок в виде специальных федеральных

трансфертов, выплачиваемых восточногерманским Землям в рамках "Пакта

солидарности" для ликвидации последствий, обусловленных расколом Германии,

а также для поддержки сравнительно слабого финансового положения коммун.

Целью федерального правительства остается создание на востоке

эффективной экономики, способной самостоятельно выдержать рыночную

конкуренцию и предоставляющей достаточно шансов в сфере занятости и

доходов.

Несмотря на позитивные признаки и сокращение безработицы с 18,2 проц.

(1998) до 17,6 проц. (1999), уровень безработицы на востоке все еще вдвое

превышает западногерманский. Поэтому Федеральное Правительство продолжит

активную политику на рынке труда, чтобы облегчить безработным переход в

сферу занятости.

Важное значение для "Подъема экономики на востоке" играет финансовая

поддержка сфер будущего, которая сводится к следующему:

- поощрение инновационных способностей и научно-исследовательской

компетенции. Примером может служить специально для восточных Земель

разработанная программа "Иннорегио", с помощью которой оказывается

поддержка инновациям путем региональной кооперации между научно-

исследовательскими учреждениями, предприятиями и органами управления. На

эти цели до 2005 г. выделены в целом 500 млн. марок;

- повышение эффективности и целенаправленности финансовой поддержки с целью

укрепления промышленной базы малого и среднего бизнеса. Благодаря закону о

поощрении инвестиций на региональное экономическое развитие ежегодно

выделяется 6,6 млрд. марок. Поддержка малому и среднему бизнесу, а также

молодым предприятиям оказывается за счет программы ERP по созданию

собственного капитала, программы стартового финансирования Германского

компенсационного банка, фондов консолидации и экономического развития;

- развитие транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жилых районов.

Инвестиционная программа "Транспорт" на 1999-2002 гг. подчеркивает, что

развитие транспортных путей и в будущем имеет высокий приоритет.

Первоочередное значение транспортных проектов "Германское единство"

остается неизменным.

Финансовое содействие модернизации жилого фонда будет продолжено,

например, за счет соответствующей кредитной программы Кредитного ведомства

реконструкции и развития на сумму около 10 млрд. марок.

3.2 Экономический строй.

Федеративная Республика Германия является одним из ведущих

индустриальных государств. По совокупной экономической мощи она занимает

третье место в мире. По доле участия в мировой торговле она даже на втором

месте. Германия участвует в работе группы восьми ведущих индустриальных

государств ("восьмерка"), которые на своих ежегодных встречах в верхах

согласовывают экономическую и финансовую политику.

В 1999 г. валовой внутренний продукт - стоимость всех произведенных

товаров и услуг, предназначенных для конечного использования, - достиг в

Германии рекордной цифры: 3.877,1 млрд. марок. Тем самым, согласно

статистике, каждый работающий произвел товаров и услуг на сумму в 107.400

нем. марок. Если для сравнения взять за основу уровень цен 1995 г., то

стоимость валового внутреннего продукта возросла с 3346,0 млрд. марок в

1991 г. до 3732,3 млрд. марок в 1999 г.

Социальная рыночная экономика. После второй мировой войны

экономическая система Федеративной Республики развивалась в направлении

социальной рыночной экономики. Эта экономическая система означает как отход

от принципа "каждый против каждого" времен раннего "манчестерского

либерализма", так и отказ от государственного регулирования деятельности

предприятий и в сфере капиталовложений. Государству в условиях рыночной

экономики отводится, в первую очередь, регулирующая функция. Оно создает

общие условия, в которых и протекают рыночные процессы. В рамках этих

условий миллионы домашних хозяйств и предпринимателей свободно и

самостоятельно решают, что им производить и потреблять. Какие товары

производить и в каком объеме, и кто сколько за них получит - эти вопросы

решаются, прежде всего, в соответствии с законами рынка. Государство в

значительной мере отказывается от прямого вмешательства в процесс

формирования цен и зарплаты.

Предпосылкой для функционирования рыночного механизма является наличие

конкуренции. Без нее не может быть и рыночной экономики. Конкуренция

приводит к тому, что в своем стремлении получить прибыль люди развивают

деятельность, которая служит оптимальному удовлетворению спроса всех

потребителей. Она развивает стимулы к труду и заставляет предпринимателей

выделиться из массы за счет более низкой цены, лучшего качества продукции,

выгодных условий поставок и платежей или дополнительных услуг. Вместе с тем

конкуренция способствует разработке новых методов и новых видов продукции,

заставляет проводить рационализацию и экономно использовать минимальный

объем ресурсов.

Спору нет, открытая конкуренция сурова ко всем участникам. Поэтому

предприниматели то и дело стремятся сбить накал конкурентной борьбы либо за

счет договоренностей между конкурентами, либо путем слияния фирм. Слияния

не должны вести к возникновению или укреплению господствующего положения на

рынке. Это призван пресекать закон, нацеленный против каких-либо

ограничений в сфере конкуренции (закон о картелях) от 1957 г. Закон

запрещает сговоры и договоры, которые в результате ограничения конкуренции

влияют на состояние рынка. За это время в закон было внесено множество

изменений с тем, чтобы обеспечить его эффективность на фоне меняющейся

тактики тех, кто стремится ограничить конкуренцию. Соблюдение закона

контролируют Федеральное ведомство по делам картелей в Бонне и аналогичные

земельные антимонопольные ведомства. В результате процесса европейской

интеграции и глобализации экономики осуществление политики по развитию

конкуренции во все большей мере переходит в руки Европейской комиссии.

Согласно планам Федерального Правительства в начале 2000 г. вступил в

силу закон, регулирующий процедуру приобретения предприятий. Он базируется

на соответствующей директиве Европейского парламента и Европейского совета

(июнь 2000 г.). Положения закона регулируют те случаи, когда приобретаются

германские фирмы, акции которых котируются на бирже в европейском

экономическом пространстве. До сих пор в Германии не было соответствующих

обязательных правовых рамок. Существовал лишь добровольный кодекс процедуры

приобретения предприятий. Цель нового закона - обеспечение упорядоченной

процедуры, создающей надежную основу для участия в принятии решений при

слиянии фирм. Закон представляет собой существенный вклад в устойчивую

модернизацию экономической привлекательности Германии, повышает ее

конкурентоспособность и улучшает инвестиционный климат.

Целью Федерального Правительства было и остается развитие конкуренции

с тем, чтобы снять нагрузку с государственных бюджетов и обеспечить

эффективное снабжение населения всем необходимым. Активная конкуренция

может развиваться только тогда, если в рамках рыночной экономики имеется

здоровый слой малых и средних предприятий. В первую очередь новым,

инновационным предприятиям должны быть предоставлены хорошие шансы для

участия в конкуренции.

Для этого Федеральное Правительство намерено улучшить общие

экономические условия для деятельности мелких и средних предприятий,

ремесленников и тех, кто имеет или открывает собственное дело. Необходимо

упростить и свести воедино программы финансового поощрения мелких и средних

предприятий. В целях улучшения обеспечения предприятий собственным

капиталом следует облегчить доступ к рисковому капиталу. Необходимо и

дальше усиливать инновационный характер экономики, добиваясь более быстрой

реализации результатов научных исследовании, проводимых в вузах и в научно-

исследовательских учреждениях. Эффективность предприятия в очень большой

мере зависит от наличия высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому

хорошо зарекомендовавшая себя дуальная система профессионального обучения

получит дальнейшее развитие с целью повышения ее эффективности и

приближенности к производственной практике. Кроме того, необходимо

облегчить доступ к самостоятельной деятельности в сфере ремесел, обеспечив

возможность для параллельного приобретения звания мастера. С целью

сокращения излишней бюрократии следует расчистить бюрократические завалы.

Социальная рыночная экономика в условиях экологической ответственности

открывает для многих инновационных предприятий новые возможности для

создания рабочих мест. Путем поощрения экологических инноваций, с одной

стороны, и повышения налогов на потребление энергии, с другой, необходимо

создавать новые продукты и производственные технологии, имеющие хорошие

шансы на сбыт не только в Германии, но и во всем мире.

Роль социальных партнеров. В рамках тарифной автономии наемные

работники и работодатели - именуемые также социальными партнерами -

заключают коллективные договоры. В них устанавливаются размеры зарплаты,

продолжительность рабочего времени и отпусков, а также общие условия труда.

Поэтому большую роль в экономической жизни играют организации социальных

партнеров - профсоюзы и союзы предпринимателей. Главная их задача -

решительно, но в то же время благоразумно отстаивать интересы своих членов.

Вместе с тем они несут и большую общеэкономическую ответственность.

Возникающие между ними разногласия в области тарифной политики могут

оказать большое влияние на функционирование экономической системы.

Социальные партнеры в Германии всегда осознавали эту ответственность.

Стабильность экономической системы - не в малой мере и их заслуга.

Социальные компоненты экономической системы. До настоящего времени

социальный мир в Германии обеспечивался прочнее, чем в некоторых других

странах. Причина кроется, главным образом, в широко разветвленной системе

социальной защиты населения. В первую очередь социальная защита имеет

важное значение для лиц наемного труда. Если наемный работник состарился

или заболел, стал инвалидом в результате несчастного случая или оказался

без работы, пострадал от банкротства предприятия или решил освоить новую,

более перспективную профессию, система социальной защиты в значительной

мере смягчает вызванные этим финансовые трудности. При этом речь идет об

услугах, оказываемых в рамках солидарного сообщества. Те, кто имеет работу,

делают отчисления в различные фонды социального страхования. Социальная

система охватывает не только тех, кто работает. Это и дотации к квартплате,

социальная помощь малоимущим и компенсации жертвам войны. В Германии

расходы на социальное страхование составляют около трети стоимости валового

внутреннего продукта. В 1998 г. - главным образом в связи с присоединением

новых Земель - доля расходов на социальные нужды в ВВП составила 33,5 проц.

Однако ясно: столь высокая доля бюджетных социальных расходов и

необходимость их финансирования ухудшают конкурентоспособность германских

предприятий и перспективы в области занятости. Поэтому необходимо улучшить

ситуацию в этой области, не нанося ущерба социальной защищенности

населения.

Федеральное Правительство изыщет возможности для модернизации системы

социальной защиты. При этом все большее значение будет придаваться

повышению личной ответственности граждан с тем, чтобы финансирование

системы социальной защиты могло обеспечиваться и в будущем. Однако ее

основные элементы следует сохранить.

Общее экономическое развитие. И в условиях рыночной экономики могут

возникать нежелательные тенденции. Цель государства - обеспечить

устойчивость цен, высокую степень занятости и внешнеэкономическую

сбалансированность при постоянном и соразмерном экономическом росте.

Ответственность за то, чтобы экономика развивалась в духе этих целей, лежит

также на партнерах по переговорам о заключении коллективных договоров.

Центральная задача экономической политики - сокращение безработицы.

Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объема инвестиций и

в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Для достижения этого

требуются усилия не только со стороны государства, но и со стороны

предпринимателей и профсоюзов. В целях максимально широкого и стабильного

подхода к решению проблемы безработицы Федеральное Правительство выступило

с инициативой "союза во имя труда, профессиональной подготовки и

конкурентоспособности" между профсоюзами и предпринимателями. Цель -

создать заметно больше рабочих мест, открыть, прежде всего, перед молодежью

и теми, кто уже в возрасте, лучшие перспективы в сфере занятости. В этом

плане на сегодняшний день удалось добиться заметного продвижения вперед.

Задача сторон по заключению коллективных договоров состоит в том, чтобы

организовать труд с учетом необходимости повышения занятости и допускать

больше гибкости в плане зарплаты и рабочего времени. Предприятия призваны

активизировать усилия с целью увеличения инвестиций и активизации инноваций

и, прежде всего, создания новых ученических мест. Для этого Федеральное

Правительство улучшит соответствующие общие условия, в первую очередь с

помощью налоговой политики, которая в равной мере призвана снизить бремя

налогов и отчислений на социальные нужды, как для предприятий, так и для

граждан. Кроме того, следует модернизировать систему государственного

управления и начать проводить наступательную инновационную политику в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.