реферат скачать
 

Германия в мировой экономике

промышленности к эпохе информации. Добиться этого на одном лишь

национальном уровне уже невозможно.

2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС

вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия,

Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия,

Португалия и Финляндия. На практике это выглядит так:

- С 1999 г. по 2001 г. все безналичные расчеты могут производиться в евро.

Кроме того, евро может использоваться в деловой сфере, например, при

заключении договоров, если того пожелают партнеры.

- 1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в

качестве законного платежного средства.

- Самое позднее 1 марта 2002 г. старые валюты утратили свою силу в качестве

законного платежного средства, в Германии уже к началу 2002 г Наличные

деньги в немецких марках можно будет обменять на евро в любое время.

Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая

1998 г. имеет исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского

единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС

отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их

Центробанки станут частью Европейской системы центральных банков во главе с

Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".

Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы"

утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная

цель - обеспечение стабильности цен и по возможности (пока это не наносит

вреда стабильности цен) поддержка общей экономической политики в рамках

союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-

участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость между их

экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.

Евро имеет потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой,

инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по

величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.

Доля европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом

ВВП составляет 19,4 проц., в мировой торговле -18,6 проц. Для сравнения:

доля США в мировом ВВП -19,6 проц., в мировой торговле - 16,6 проц.; доля

Японии соответственно 7,7 проц. и 8,2 проц.

ЕС во все большей мере становится политическим союзом. Гражданин

одного из государств-участников ЕС одновременно является и гражданином

союза. Союзное гражданство дает, прежде всего, право при определенных

условиях свободно передвигаться и проживать во всех государствах союза,

активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский парламент и в

местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в каком-либо

государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза имеют

право на консульскую защиту (которую предоставляют посольства или

консульства других государств-участников ЕС) в третьих странах, если его

родное государство не имеет там своего представительства. Они имеют право

подавать петиции в Европейский парламент, а через назначаемого

Европарламентом уполномоченного по делам граждан жалобы на деятельность

органов ЕС.

В области правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают,

прежде всего, в борьбе с организованной преступностью, которая в

значительной мере оперирует в международном масштабе и представляет собой

растущую угрозу для внутренней безопасности в Европе. Торговцы наркотиками

и людьми не должны получать выгоду от объединения Европы. Еще одной важной

сферой является гармонизация политики в области предоставления убежища и

политики в отношении беженцев.

На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия

к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при

этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь,

снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое

сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах,

решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и

борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества

между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-to-

people".

Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало

собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка

прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого

начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры

для демократической Европы.

В настоящее время в СЕ входит 41 государство. Начиная с 1990 г. в СЕ

приняты 17 стран Центральной и Восточной Европы, а также Кавказского

региона. Заявки на вступление подали Азербайджан, Армения, Босния и

Герцеговина, Югославия, Монако и Белоруссия. Однако СЕ вызывает интерес и

за географическими рамками Европы. Статус наблюдателей в нем был

предоставлен США, Канаде, Японии и Мексике. Неевропейские государства

полностью или частично присоединились к конвенциям и соглашениям СЕ.

Наряду с дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ

концентрирует свое внимание, прежде всего, на приобщении к европейским

структурам новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С

помощью широких консалтинговых программ и программ по оказанию помощи,

которые частично финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ,

Совет Европы содействует развитию демократического процесса реформ и

гармонизации правовых стандартов в центрально- и восточноевропейских

странах.

Среди 174 конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в

частности, назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных

свобод, Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и унизительного

обращения или наказания (конвенция против пыток), Европейскую социальную

хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное соглашение о защите

национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека в области

биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в постоянно

действующий Европейский суд по правам человека, начавший функционировать 3

ноября 1998 г.

1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял новый пост комиссара СЕ по

правам человека.

Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом

Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией,

Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти

крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 проц.

(около 45 млн. марок в 2000 г.). Наряду с материальным вкладом значение

имеет и идейный вклад.

Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового

государства - имеют одинаковую важность. Наряду с этим Германия особенно

заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах-

членах.

Поэтому постоянный представитель Германии в СЕ является также

председателем "группы докладчиков по вопросам демократической

стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых

демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета

министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне

стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ

соотношения расходов и пользы.

Германия использовала председательство в Комитете министров (с начала

ноября 1997 г. по начало мая 1998 г.) для того, чтобы внести свои

приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее

продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации

детей.

Вехами в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о

защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и

языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время

в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу

в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы

повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ (официальные

языки СЕ английский и немецкий). В настоящее время наряду с заседаниями

Комитета министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по

желанию - переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой

поддержке германского МИДа издал на трех языках (немецком, английском,

французском) сборник всех своих конвенций. Долгосрочной целью остается

превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для этого,

однако, требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести

соответствующие поправки в устав организации.

Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском

производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской

инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных

вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5

декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25

государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный и третейский

суд расположен в Женеве.

Тот факт, что в области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие

обязательства, - которые, хотя и не носят обязательно-правовой характер,

оказывают весьма сильное, политически связующее влияние, поскольку они были

приняты в результате консенсуса, - отвечает интересам Федеративной

Республики. С целью непрерывного наблюдения за тем, как соблюдаются нормы

ОБСЕ в области прав человека, регулярно проводятся встречи, в ходе которых

критически и открыто, обсуждается положение с правами человека в

государствах-участниках.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был

создан по решению Хельсинкской встречи в верхах в 1992 г. при решительной

поддержке Германии, призван в максимально ранний срок обнаруживать

потенциальную зону этнической напряженности и, проводя прямые консультации

с заинтересованными сторонами, содействовать ее ослаблению и ликвидации.

На будапештской встрече в верхах (декабрь 1994 г.) удалось принять

кодекс поведения, в котором действующий запрет на применение силы

конкретизируется нормами демократического контроля вооруженных сил и их

использования как внутри государств, так и за их пределами, принято также

заявление о принципах нераспространения оружия массового поражения.

Часть 3. Экономическая система и политика.

3.1 Благоприятные условия для экономической деятельности.

В центре процесса глобализации. Германия и сегодня является страной с

высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой

социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить

этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке,

технике и на мировых рынках.

Тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые шансы

для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые

перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда.

Большим шансам, которые открываются в результате процесса

глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются

пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и

транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в

других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается

равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют

различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи

предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу.

Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше

гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше

рынка и меньше государственного регулирования - все это необходимо для

того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.

Предпосылки. В условиях международной конкуренции Германия как место

для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность,

хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к

труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих

ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную

валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих

преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах

стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов,

рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и

отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться

с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть

нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна

позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в

области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и

реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством

для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию

эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами,

которые отвечают запросам конечного потребителя.

Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности.

Ответ на вызов современности не может заключаться в протекционизме или в

управляемой сверху промышленной политике: торговые барьеры и субсидии

приносят больше вреда, чем пользы. Жизненно важное значение для германской

экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование

преимуществ международного разделения труда, создание европейского

экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за

пределами ЕС.

Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы

улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии.

Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных

рынках за счет налоговой реформы, наступательной политики в области

инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.

Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В

рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка

на доходы юридических лиц в размере максимум 25 проц. Кроме того, будут

сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального

страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 проц. Это в равной мере

улучшит положение, как предприятий, так и граждан.

Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и

средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления

инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам

научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских

учреждениях.

Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных

предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было

затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно

привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км

пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность

взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение

окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется

всем странам мира.

Мелкие и средние предприятия являются важнейшей опорой германской

экономической системы. Поэтому одна из приоритетных задач правительства

заключается в создании максимально благоприятных общих условий для малого и

среднего бизнеса. Наряду с уже упомянутыми налоговыми мерами будут приняты

и другие, прежде всего, в пользу мелких предприятий. Необходимо упростить и

сделать более эффективной помощь предприятиям.

Проекты по созданию новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во

многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того,

чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на трудном этапе. Поэтому

Федеральное Правительство улучшает институциональные предпосылки для

предоставления рискового капитала. Кроме того, в сотрудничестве с банками,

инвестиционными и страховыми компаниями будут изучены возможности для

создания фондов рискового капитала. Перед Германией стоит сегодня крупная

проблема занятости. Уровень безработицы превышает 10 проц., что общество в

целом может вынести только с трудом. Однако сократить безработицу силами

одних лишь политиков невозможно. Свой вклад в решение этой проблемы должны

внести также предприятия и стороны по заключению коллективных договоров.

Подъем экономики на востоке - задача всех немцев. В октябре 1990 г.

состояние экономики в восточной части Германии было ужасным. Весьма

эффективному, отвечающему требованиям международной конкуренции народному

хозяйству на западе противостояла государственная экономика на востоке,

которая была очень плохо подготовлена к предстоящей интеграции.

Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики в

конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших

совместных усилий от всех сторон: от деловых кругов, государства, но в

первую очередь от жителей восточной Германии, которые и по сей день играют

решающую роль в продвижении вперед процесса обновления. Прогресса удалось

добиться лишь потому, что жители новых Федеральных Земель должным образом

проявляли личную инициативу и готовность адаптироваться к новым условиям.

Часто им приходилось осваивать новое поле деятельности, неоднократно менять

место работы или даже быть безработными. После воссоединения был достигнут

заметный прогресс в деле выравнивания жизненных уровней на востоке и западе

страны. И хотя от отрасли к отрасли показатели различны, в целом уровень

заработной платы на востоке составляет уже 91 проц. от западного. С 1991 г.

доля ВВП на душу населения в Восточной Германии выросла с около 40 до более

60 проц. от западногерманского уровня.

Ключевую роль в структурной перестройке экономики новых Федеральных

Земель на первом этапе - после 1990 г. - сыграло Попечительское ведомство,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.