реферат скачать
 

География отраслей машиностроительного комплекса РФ

всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно

играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы

услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие

страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и

Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности

легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же

достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000

жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей. [6]

В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1

млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%,

что является достаточно высоким показателем экономического положения

отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды

автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для

бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из

наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны

массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0

тыс. долл. США.

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными

объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой

состав помимо выпуска машин также производство моторов,

электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на

самостоятельных предприятиях.

Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»

помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на

выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в

Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани,

Екатеринбурге.[6]

Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но

и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне

центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке

кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность

выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе

более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах

страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных

типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,

однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных

районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными

районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный,

Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где

расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству

подшипников и комплектующих деталей.

- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-

Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск)

районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в

Серпухове.

- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального

(Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского

(Миасс) районов.

- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в

Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-

Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар)

районах.

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в

Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [7]

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По

особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные

виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.

Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших

садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен

лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов

резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно

для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это

определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок

тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в

типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили

зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных,

резинотехнических, электрооборудования и т.д.). Наиболее сложной

продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является

производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели

кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна

"Нива" участвует 225 заводов. [1]

В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли

крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны

(Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов

пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи

металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для

сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе

выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других

отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского

хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме

пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных

почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных

районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий

межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые

тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в

других европейских районах.

Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске,

Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано

производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в

Чебоксарах.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе

«Ростсельмаш», а также на Таганрогском и Красноярском заводах,

картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область).

Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке;

гусеничные пропашные- во Волгограде, Владимире; промышленные- в Барнауле,

Челябинске, Брянске, Чебоксарах. [17]

Станкостроительная промышленность - техническая база всего

машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть

заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с

другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых

изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает

трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-

технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены

сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков -

полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных,

прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и,

наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении

станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла

роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах

станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая

специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое

развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией

большинство районов страны.

В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах

Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В

число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли

Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются

Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород,

Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.[7]

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения

весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой

самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия

практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого

машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из

черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое,

электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной

промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации

инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и

развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где

помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские

институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как

правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных

городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в

Москве- Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске- Як-42; Воронеж- Ил-86, Ил-96-

300; Казани- Ил-62; Ульяновске- Ту-204, Ан-124; Самаре- Ту-154,Ан70;

Саратове- Як-42, Омске- Ан-74; Новосибирске- Ан-38. В Москве, Казани

производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск,

Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные

космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и

космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие

наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой

комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из

самых передовых в мире.[14]

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также

получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская

область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники

сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на

выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном

(Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-

Черноземный (Воронеж) районах.[17]

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано

со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой

деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная

организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры,

используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли

потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого

ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы,

разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность

выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре

производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно

слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты

преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей

и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым

машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские

центры (Москва, Санкт-Петербург).[17]

3. Современные проблемы и перспективы развития и размещения

машиностроительного комплекса

Машиностроение - одна из ведущих отраслей экономики нашей страны,

которая состоит из большого количества под- отраслей и производств.

Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других

отраслей народного хозяйства.

В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России

характеризуется как кризисная. К 1996 г. суммарное падение выпуска

продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой

профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до

30%, кузнечно-прессовых машин до 11%. Практически полностью прекращен

выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения удобрений,

льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску

тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов - на 14%, грузовых

автомобилей - на 27%, троллейбусов - на 20% и т.д.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва

производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По

сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны

имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже

последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью

милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком

отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для

непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства

продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй

половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение

приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск

универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к

прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию

машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию

инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме

сырьевых, обладающих экспортным потенциалом). [2]

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло

выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше

среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство

бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой

рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих

изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при

ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено

покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении

автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых

предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения

издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных

производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Положение машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и

монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75%

продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным

производителем.[1]

Отличительной особенностью спада была относительная стабильность

развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при

падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое

оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной

техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал

превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной

техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные

проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной

причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной

активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился

объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и

в сельскохозяйственное машиностроение.[5]

В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких

отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности

стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов

на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов,

железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер.

Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока

не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ

связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но

необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки

доказана опытом АО «ГАЗ». Своевременно проведенная реструктуризация

производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы

тонны и автомобилей с дизельными двигателями дала возможность наращивать

объемы производства. Например, за 10 месяцев 1997 года темпы роста

составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.[1]

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день

производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но

со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко

сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения

(особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более

дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов,

болезненную для станкостроения. По сути, возникла угроза утраты Россией

собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях

выживания непрофильной для станкостроения продукции. Слабое частное и

иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора

на технологическое оборудование делает необходимой осуществление

государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а

порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так,

средства, выделявшиеся на эта цели позволили создать производственные

мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы «TNK»

(Япония) на АО «Липецкий станкостроительный завод». Эти узлы являются

основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в

основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по

производству синтетических алмазов на АО «Томал» позволяют полностью

перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья

взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный

потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год. Эти примеры показывают

высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений

развития станкостроительной промышленности.[8]

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику

сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса

адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства,

расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях

торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы

неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и

взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские

билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется

практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной

продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга. В настоящее время

наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам

продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это

относится к производству оборудования для черной металлургии и

горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и

агломерационного производства, буровые станки для нужд горнодобывающей

промышленности. Предприятия стали более активно вести работу по поиску

платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных

поставщиков аналогичного оборудования.[2]

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за

некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными

поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной

Европы. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по

лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли

вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.[4]

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует

ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. За

последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые

осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны

тиражировать устаревшие технику и технологии. [2]

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что

состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не

просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят

реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение

качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-

экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она

обусловлена тем, что нарастающий в последние годы вал неплатежей увеличил

долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе

увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Официальные

статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица

(занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности

уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-

петербургским центром «Труд-мониторинг» показало, что доля рабочих

машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или

отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла. Среди занятых на

машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости.

Об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у

них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.[8]

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где

численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в

целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной

промышленности и в производстве спецсредств связи.[16]

Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из

исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за

границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где

предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия,

некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже

сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если

этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и

социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего

построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

Итак, среди основных причин, которые привели к снижению темпов и

объемов производства по машиностроительному комплексу в целом и по его

отдельным жизненноважным видам, таким как станкостроение, железнодорожное

машиностроение, тракторостроение, необходимо назвать следующие причины:

. Общий экономический кризис, поразивший страну;

. Действующий затратный хозяйственный механизм с присущей ему

необязательностью поставок по кооперированным связям;

. Низкое техническое оснащение машиностроительных предприятий;

. Большой физический и моральный износ основных фондов на предприятиях

комплекса;

. Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому

регулированию при недостаточном учете и контроле;

. Отсутствие схемы развития и размещения машиностроительного комплекса в

целом;

. Невозможность быстрого освоения в РФ новых видов машиностроения,

производимых в союзных республиках бывшего СССР;

. Ограничение спроса на продукцию в связи с ее высокими ценами реализации в

других отраслях народного хозяйства;

. Недостаточная гибкость машиностроительных производств в условиях

формирования рынка;

. Необеспеченность оборудованием воспроизводственного процесса в экономике;

. Старение рабочей силы, занятой в отраслях машиностроительного комплекса.

Направления устранения негативных явлений, проявившихся в машиностроении:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного

характера:

- поддержание через государственный заказ на должном уровне

производства таких видов оборудования, которые обеспечивают

воспроизводственный процесс экономики страны;

- прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное

сырье для машиностроительного комплекса;

- изменение амортизационной политики;

- введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его

инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих

изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по

территории страны.

3. Совершеносвовать ремонтное производство по следующим направлениям:

- формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов,

разветвленной сети предприятий с подетальной агрегатноузловой и

предметной специализацией;

- расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными

сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико – экономического обоснования вариантов размещения отраслей

машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и

расчеты, характеризующие:

- балансы : производство и потребление конкретных видов продукции и

производственные мощности;

- транспортные связи;

- объем капитальных вложений;

- себестоимость продукции;

- производительность труда;

- потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

- связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и

комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от

реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование

машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования

машиностроительного комплекса являются:

- комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи

сырья до транспортировки готовой продукции;

- производство технических средств, соответствующих по своим параметрам

специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

- дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов

более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие

технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного

комплекса;

- развитие микропроцессорной техники;

- оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по

территории страны;

- использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и

размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что

машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего

развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным

распадом СССР и изменением структуры народнохозяйственного комплекса

России. Проведение коренного реформирования отрасли машиностроения

позволит России выйти на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией и

занять на нем выгодную позицию. Это послужит базой для стабилизации

экономики и подъема промышленности России в целом.

Использованные источники

1. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого,

энергетического и транспортного машиностроения //Вестник машиностроения.-

1997.-№ 4.-С.42-43.

2. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях

осуществления социально-экономических преобразований // Тяжелое

машиностроение .-1996.- С.3-5

3. Воронин В.В. Экономическая география РФ: Учебное пособие/ Самарская

государственная экономическая академия, Самара 1995г.-с.142-157

4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития

Российской экономики // Проблемы прогнозирования.- 1997.- №6.-С.81-89

5. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-1998.-№1.-С.53-61

6. Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru

7. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных

сил, М. 1994 г.

8. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации машиностроительного

комплекса. // Промышленность России, № 3 март 1999г.

-----------------------

[1] Источник: Экономическая и социальная география; справочные

материалы.Дронов В.П., Макасовский В.П.

[2] Источник: Журнал «Промышленность России» №6, июнь 99г.

-----------------------

Машиностроительный комплекс

машиностроение

металлообработка

«Малая» металлургия

Рисунок 1

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.