реферат скачать
 

География отраслей машиностроительного комплекса РФ

География отраслей машиностроительного комплекса РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра экономической и социальной географии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «ЭКОНОМИЧЕЧКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

на тему «География отраслей

машиностроительного комплекса РФ»

Руководитель Воронин В.В.

САМАРА 2003

СОДЕРЖАНИЕ

|1. |Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и| |

| |особенности его размещения. | |

| | | |

|2. |Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ. | |

| | | |

|3. |Современные проблемы и перспективы развития и размещения | |

| |машиностроительного комплекса. | |

| | | |

| |Приложение | |

| | | |

| |Использованные источники | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.

Факторы и особенности его размещения

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного

хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что

машиностроение:

* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем

самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной

металлургии, а также целого ряда других отраслей;

* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

* выступает как районообразующий фактор;

* является отражением степени развития производительных сил в регионе;

* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от

состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым

комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение

занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов

для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения

отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий,

ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном

длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного

хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и

материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на

его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35%

всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных

промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит

недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию

машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного

производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах

значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и

металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий

(средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих

около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в

целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции.

Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и

высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место

по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале,

второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в

промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как

самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное

машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное

машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность;

приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество

специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно:

в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно,

научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства

материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее

приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная

промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной

техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор

научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется

техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число

непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно

объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во

всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение,

электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в

машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в

отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и

сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с

выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования

для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом

изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить

труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей

народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную

роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями

хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри

нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает

влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на

тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы

развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов,

оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного

комплекса:

. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.

. Объемы капитальных вложений, источники финансирования.

. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.

. Базовый уровень развития науки и техники.

. Пути сообщения и транспортная сеть.

. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.

. Формы организации производства

. Масштабы, структура и география потребления продукции.

. Транспортабельность сырья и готовой продукции.

. Экологическая обстановка в регионе.

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции,

квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или

возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в

целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так

как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная

среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение

предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К

ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без

широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее

сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)

концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной

базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,

Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий

фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством

такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-

шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с

этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции

обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы

уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого

машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс

характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.

Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим

достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам

страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть

высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно

трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная

промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург),

производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения,

таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического

оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных

металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-

за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия

многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной

продукции.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно

вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы

государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного

комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ

государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Таблица 1.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения[1]:

|Фактор размещения |Доля отраслей, размещенных с |

| |учетом данного фактора, % |

|Тяготение к: | |

|Районам с развитой научной базой|42 |

|Районам сосредоточения трудовых |24 |

|ресурсов | |

|Районам потребления продукции |22 |

|Металлургическим базам |12 |

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между

отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее

формирование происходит под влиянием экономических, организационных и

технических факторов:

. Уровень развития науки и техники в стране;

. Темпы развития отраслей народного хозяйства;

. Материальный и культурный уровень населения страны;

. Место страны в системе международного разделения труда;

. Уровень специализации и кооперирования.

Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения

|Отрасли |Ресурсы |Районы |

|промышлен-ности и | |потребления |

|производства | |продукции |

| |сырьевые |Топливно-энергет|трудовые | |

| | |ические | | |

|Машиностроение: | | | | |

|Тяжелое |Решающее |Отсутствует |Слабое |Слабое |

|Локомотивостроение |Сильное |Отсутствует |Слабое |Отсутствует |

|Судостроение |Отсутствует|Отсутствует |Слабое |Решающее |

|Автостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |

|Станкостроение |Отсутствует|Отсутствует |Сильное |Сильное |

|Приборостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |

|С/х машиностроение |Слабое |Отсутствует |Слабое |Решающее |

| |Отсутствует| | | |

| |Отсутствует| | | |

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие

влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также

под воздействием принципов и факторов:

. Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

. Использование продукции машиностроения не ограничивается одним

районом;

. Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны,

так и в отношении зарубежных стран;

. Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов

в районах развитого машиностроения (вторичное использование)

. Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия

лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

. Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к

потребителю; механические – к комплексу факторов;

. Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

. Широкое использование различных форм специализации;

. Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри

района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий

машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие

группы:

|Группа |Принцип размещения |Характеристика |

| |группы | |

|Группа1 |Отрасли, |Подъемно-транспортное, металлургическое, |

| |размещающиеся в |энергетическое машиностроение. Производство |

| |районах |характеризуется небольшими сериями или |

| |металлургических баз|единичными экземплярами. Продукция |

| | |металлоемкая, но малотрудоемкая. |

|Группа2 |Отрасли, |Оборудование для нефтяной, химической |

| |размещающиеся в |промышленности. Строительные, дорожные, |

| |районах потребления |сельскохозяйственные машины. Производство |

| |продукции |характеризуется большими объемами. Продукция |

| | |средней металлоемкости. Транспортабельна |

|Группа3 |Отрасли, |Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, |

| |размещающиеся в |оборудование для легкой, пищевой и |

| |центрах, с наличием |полиграфической промышленности. Производство |

| |квалифицированных |продукции массовое, характеризуется высокой |

| |кадров |трудоемкостью и фондоемкостью. |

|Группа4 |Отрасли, |Радиотехническая и электронная промышленность, |

| |размещающиеся в |приборостроение, некоторые производства |

| |районах высокой |электропромышленности. Для продукции характерна|

| |технической культуры|высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |

| |(наличие НИИ, | |

| |экспериментальных | |

| |баз) | |

По формам специализации машиностроительных производств выделяют:

1. отрасли технологической специализации

. производство литья;

. производство кузнечно-прессовых изделий

2. Отрасли подетальной специализации

. Производство запасных частей

. Производство подшипников

. Производство металлических конструкций

3. Производство ремонтных работ

4. Отрасли предметной специализации

. Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

. Производство технологического оборудования для промышленности и

строительства.

Специализация в машиностроении способствует:

. Усложнению связей и развитию кооперации;

. Росту объемов производства;

. Пространственному разобщению производства отдельных машин и

оборудования, их агрегатов и узлов;

. Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий,

роботов;

. Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

. Изменению степени транспортабельности продукции.

Размещение машиностроительных производств осуществляется по

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.