реферат скачать
 

География морского транспорта России

География морского транспорта России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра экономической и социальной географии

Курсовая работа

по экономической географии на тему:

«География морского транспорта России. Его значение в обслуживании

внешней торговли и межрайонных связей»

студента 1 курса дневного отделения специальности «Финансы и кредит»-

2

Калаева Александра Александровича

Научный

руководитель: Воронин В. В.

Оценка:

Дата защиты:

Члены комиссии:

САМАРА - 2000г.

ПЛАН .

Введение. (стр.3-4)

ГЛАВА 1. Место транспортной системы в воспроизводственном

процессе страны.

1. Классификация транспортной системы России.

Место в ней морского транспорта. (стр.4-16)

2. География морского транспорта Российской Федерации.

Факторы её определяющие. (стр.16-19)

ГЛАВА 2. Характеристика современного состояния морского

транспорта.

1. Материально-техническая база морского транспорта.

Особенности её формирования. (стр.19-30)

2. Экономическая оценка деятельности морского транспорта

за 1993-1998 годы. (стр.30-35)

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития морского транспорта.

1. Современные проблемы морского транспорта. (стр.35)

2. Перспективы развития морского транспорта. (стр.36-39)

Заключение. (стр.39-40)

Список литературы. (стр.41)

Введение.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека -

потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта

(кроме, пожалуй , автомобильного , и то не всегда) не может самостоятельно

обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от

дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии

отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого

комплекса , как единая транспортная система России, является одновременно и

сложной задачей , и насущной для экономики страны потребностью, которая

соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития

человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим

интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно

означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и

территорий , особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в

течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

В недавнем прошлом основой единства транспортной системы считалась

общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с

проведением рыночных реформ, акционированием и приватизацией части

транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию.

При этом упор делается на то, что не единство, а конкуренция, в том числе и

между видами транспорта, является двигателем рынка. Нет единой схемы рынка,

и рыночный механизм нельзя абсолютизировать. Главное - положительный

конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его

благосостояние, социальная и экологическая защищённость, общепринятый

уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная

ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика,

важнейшей частью которой является транспорт.

1.1. Классификация транспортной

системы России.

Место в ней морского транспорта.

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух

подсистем: транспорта общего и не общего пользования (рис.1). При этом обе

части системы могут быть представлены предприятиями федеральной

(государственной), муниципальной или частной форм собственности.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль

материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая

связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего

пользования - это транспорт, который в соответствии с действующим

законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы

эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или

учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.

В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего

пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е.

для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он

выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими.

Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным

транспортом.

Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины),

принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными. В

транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная

протяжённость железнодорожных подъездных путей превышает протяжённость

железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в

основном небольшой грузоподъёмности и мощности0 принадлежат различным

ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного,

коммунально-бытового хозяйства и т.п.). В отличие от транспорта общего

пользования, промышленный транспорт представлен также специальными

транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги,

пневмотранспорт и др.

Транспортная система

транспорт общего пользования транспорт необщего пользования

Железнодорожный Транспорт отраслей

материаль-

Морской ного

производства (промышлен-

Внутренний водный ности,

строительства, сельского

Автомобильный хозяйства)

Воздушный Транспорт

организаций сферы

Трубопроводный обслуживания и

управления

Транспорт населённых пунктов

(общественный и индивидуальный)

Рис.1. Структурная схема транспортной системы.

Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых

случаях подразделяют транспорт на магистральный - синоним транспорта общего

пользования, а немагистральный - необщего (например промышленный транспорт

- это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный

транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные

города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае

небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то что они

входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями

магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего

пользования группируется следующим образом:

универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и

специальный.;

внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно

морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный

(внутренний водный).

Любой вид транспорта располагает своей собственной системой

показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и

неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности.

Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно

их можно разделить на следующие группы:

показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и

пассажирооборот, объём перевозок грузов и пассажиров, приведённый

грузооборот, объём отправления, объём прибытия);

показатели материально-технической базы (протяжённость сети путей

сообщения, её густота, суммарная грузоподъёмность или тоннаж транспортных

единиц, суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

пропускная и провозная способность элементов транспортной сети);

показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряжённость, средняя

дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование

грузоподъёмности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный

пробег);

показатели экономической эффективности и финансовые (себестоимость,

производительность труда, фондоотдача, фондоёмкость, доходы, расходы,

прибыль, рентабельность).

Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная

организация, т.е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на

различных иерархических уровнях.

Территориальную организацию, являющуюся продуктом длительной эволюции

транспорта под влиянием экономических и - не в последнюю очередь -

естественно-географических факторов, можно считать одним из показателей

потенциальных возможностей путей сообщения.

Видовые особенности транспорта проявляются в существовании линейных и

точечных структур. Первые характерны для железнодорожного, автомобильного,

трубопроводного и речного транспорта, вторые - для морского и воздушного

транспорта.

Структура транспортной сети России составляют наземные, водные и

воздушные пути (линии) сообщения, протяжённость которых составляет, тыс.

км:

[ 1 ]

Железные дороги

МПС.........................................................................

87,6

Железнодорожные подъездные пути

предприятий...........................95,0

Внутренние водные (речные) судоходные

пути...............................101,0

Автомобильные дороги с твёрдым

покрытием.................................750,0

В том числе общего

пользования........................................................463,0

Магистральные

нефтепроводы.............................................................65.

0

Магистральные

газопроводы...............................................................14

5,0

Воздушные

линии.......................................................................

..........800,0

В том числе

международные...............................................................

200,0

Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из

крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более

1,5 млн. км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного

подвижного состава, зданий и сооружений. Почти 6 млн. чел. обслуживает эту

отрасль. Ориентировочная стоимость основных производственных фондов

транспортно-дорожного комплекса Российской Федерации на конец 1994г.

составила более 400 трлн. р [ 1 ] .

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и

развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в

передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и

большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации

определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных

путей в главных сообщениях Восток-Запад, прекращением навигации на реках в

зимний период, удалённостью размещения основных промышленных и аграрных

центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50%

грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются

массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном (межобластном),

междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые

перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по

железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях

(около 90% общего количества пассажиров). Дальние пассажирские перевозки

составляют свыше 40% пассажирооборота.

Автомобильный транспорт. В России этим видом транспорта выполняется

более 86% всего объёма перевозок грузов внутри страны и более половины всех

перевозок пассажиров. При этом важное место занимает автомобильный

транспорт общего пользования.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны

обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими

видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и

подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в

необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечить доставку

«от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути

следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов,

особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по

видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость

меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов

и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного

строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта

являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1т груза

составляет 20-21км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном

грузообороте составляет около 9%.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро

реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто

быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя

дальность поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят

более 60% пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в

сельской местности - 100%.

Если рассмотреть качество дорожного покрытия, то 15% автомобильных

дорог общего пользования в России - грунтовые. Менее половины (47%)

автомобильных дорог с твёрдым покрытием - это цементобетонные и

асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебёночное или

гравийное покрытие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими

типами покрытий в 3-5 раз выше, чем на дорогах с усовершенствованными

капитальными типами покрытий.1

Внутренний водный транспорт. Речной транспорт исторически занимает одно

из ведущих мест в обслуживании промышленных центров приречных районов.

Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных

районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети

внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем

по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем

грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по

России этот показатель в 1998г. составил всего 2,1%.(см. табл. 1)

Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько

масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых

им функций.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока,

включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие

перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также

высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-

море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных

форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21

акционерная судоходная компания (речное пароходство). Речной флот

Российской Федерации обслуживает 68 республик, краёв, областей и

национальных округов. Протяжённость внутренних водных судоходных путей

составляет 101 тыс. км , при этом на 70% их длины гарантируется

определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в

результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского,

Волго-Вятского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная

разобщённость внутренних водных путей и создана единая глубоководная

транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и

Чёрное моря. Протяжённость единой глубоководной системы (ЕГС) составляет

6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости

составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота

внутреннего водного транспорта.

Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то

при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз)

первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной

или автомобильной дороги равной пропускной способности.

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и

нефтепродуктопроводы. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в

России находятся в весьма отдалённых от потребителей районах Севера и

Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе

транспортной системы страны постоянно возрастает, и в 1995г. составила по

грузообороту 30%, а по объёму перевозок около 7% (включая нефте- и

газопроводы). В 2000г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных

магистралей в перевозках до 11%. Трубопроводный транспорт, по существу, не

соответствует общепринятому определению понятия «транспорт»: здесь нет

подвижного состава, пути и т.п. Подвижной состав - это сам трубопровод.

Груз в нём перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой

металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100-140 км

устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При

перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии

до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и

линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.