реферат скачать
 

Франция

Под контролем государства находится примерно 2/5 экономики страны,

включая производство электроэнергии, газа, угольной и атомной

промышленности и желе0знодорожный транспорт.

Франция – индустриально-аграрная с высоким уровнем развития экономики

страна: доходы от промышленности в 5-6 раз превышают доходы от сельского

хозяйства, промышленные изделия составляют более 4/5 стоимости французского

экспорта. Вместе с тем сельское хозяйство продолжает сохранять здесь явно

большое значение, чем в Великобритании или Германии. Оно почти полностью

удовлетворяет потребностям страны в продовольствии, ввозятся в основном

лишь продукты тропического с/х.

Франция – крупный экспортер многих сельскохозяйственных продуктов.

Большое значение в экономике имеют торговля, финансовые операции, туризм.

6.1 Промышленность

Современная Франция – одна из наиболее развитых индустриальных

капиталистических стран. По размеру валового национального продукта и

объему промышленного производства она занимает четвертое место после США,

Японии и Германии. Однако по степени концентрации производства, размерам

предприятий и капиталовложений, а также по удельному весу промышленности в

экономике страны Франция продолжает значительно отставать от этих

государств. Франция занимает 5 место по объему промышленного производства и

49 по экспорту капитала.

Ведущая отрасль промышленности - пищевая. ВНП Франции оценивается

ориентировочно в 1.300 млрд. долларов и ставит Францию на 4 место в мире по

уровню экономического развития и экспорту. 9 французских компаний входят в

100 крупнейших компаний мира. Промышленность Франции - на 5-ом месте в

мире, обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций, 80% экспорта.

Государственный сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20%

оборота и около 30% экспорта. Средние и крупные предприятия (более 500

человек) занимают господствующее положение - 46% занятости, 56% рынка, 72%

экспорта.

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в

экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных

отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в

особенности в производстве электроэнергии, в химической,

нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство,

поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то

же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей,

производящих предметы потребления, например, текстильной, наблюдается

застой.

Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного

жителя в среднем приходится 4 тысячи кВт/час электроэнергии в год. Однако в

производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, Германии,

Великобритании и Канаде. Треть электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС.

Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях реки Изер.

Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее

эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется

строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в

основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в

угольных бассейнах, либо около крупных городов или у морских портов.

Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций.

Например, в устье реки Рона в Бретани работает самая мощная в мире

электростанция, использующая энергию морских приливов.

Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во

Франции особенно большое внимание уделяется использованию атомной энергии.

По использования атомной энергии Франция занимает третье место в Зарубежной

Европе после Великобритании и Германии. Важные центры атомной

промышленности – Пьер лат и Мар куль. Ядерное топливо дают главным образом

урановые руды, которые добываются в Центральном массиве, в Ванде и других

районах Франции. Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично

урановые руды ввозятся из стран Африки.

Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны

густой сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы

ГЭС и тепловых электростанций.

Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских

товаров. Большой популярностью во многих странах мира пользуется

французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и

коньяки.

Но после I Мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая

индустрия: автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а

также химическая промышленность. Быстрее всего развивается

электроэнергетика, нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и

автомобильная промышленность и электроника.

По масштабам промышленного производства Франция превосходит

Великобританию и Италию, но значительно уступает Германии.

Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной

промышленности, некоторых отраслей электрометаллургии, электротехники и

химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов.

Франция – третья в мире космическая держава.

В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия. В

горных районах – Центральном массиве, Савойе, Пиренеях – вблизи источников

дешевой гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся

специальные стали высокого качества.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около

2/5 стоимости промышленной продукции, - это машиностроение и

металлообработка. Особенно большое значение имеют транспортное

машиностроение и электротехника. Франция сыграла значительную роль в

развитии мирового машиностроения. За год выпускается 3,5 – 4 млн.

автомобилей, из них около 9/10 легковые. Французские компании имеют свои

автосборочные заводы в 30 странах мира. Легковые автомобили производятся в

основном на заводах двух компаний: государственного предприятия “Рено”,

дающего 2/5 машин, и крупной частной фирмой “Пежо-Ситроен”. В 1898 году

фирма, основанная братьями Renault выпустила первый автомобиль, а уже через

пятнадцать лет она превратилась в мощный концерн, производивший легковые и

грузовые автомобили, автобусы, тракторы, морские и авиационные двигатели.

Renault всегда имел свое яркое, легко узнаваемое лицо. В новое тысячелетие

старейшая французская промышленная кампания входит как транснациональный

стремительно развивающийся концерн. Кроме прочных позиций на всех

европейских рынках, Renault является ведущим авто производителем Турции,

Латинской Америки, укрепляет позиции в Марокко, Китае, Тайване и Малайзии.

/см. рис. 11, 12/

Французские конструкторы работают над новыми типами автомобильных

двигателей, использующий электроэнергию и газ.

Всемирную известность получили гражданский реактивный самолет

“Каравелла” и французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и

бомбардировщики “Мистер” и ”Мираж” и другие. По числу занятых в авиационной

промышленности и масштабам производства Франция занимает третье место среди

капиталистических стран, уступая лишь США и Великобритании. Главные

авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Богатые традиции и опыт имеет французское судостроение. С верфей

Франции ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1

млн. бр.-рег. тонн.

Также во Франции имеет большое значение строительство, сооружения

архитектуры, многочисленные мосты через реки. /см. рис. 13, 14/

Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и

электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским

фирмам. Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров,

стиральных машин.

Во Франции развиты и другие отрасли машиностроения – производство

станков и с/х машин, часов и оптических приборов. Франция в большом объеме

производит оружие и поставляет его в различные страны мира.

После II Мировой Войны во Франции резко возросло значение химической

промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с

каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. В этой отрасли работает более

400 тыс. человек. Крупнейшие химические предприятия есть во всех районах

Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы,

производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено

производство калийных удобрений, в Ландах – целлюлозы и скипидара. На

дешевой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы азотных

удобрений и взрывчатых веществ. Самый важный и универсальный центр

химической и резиновой промышленности – Париж и его города-спутники. Здесь

производятся пластмассы и автомобильные шины, но особенно характерна тонкая

химия – фармацевтика и парфюмерия, где используются квалифицированные

кадры.

Главная отрасль легкой промышленности Франции – текстильная. Хотя она

и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему

занимает одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды

занято 700 тысяч человек. Швейные и текстильные изделия составляют около

1/10 французского экспорта. Весьма широк ассортимент трикотажных изделий.

Чулки, носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны

мира. По выпуску кожаной обуви страна занимает 4 место в мире.

Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой

занято 150 тысяч человек. Французские швейные изделия отличаются

изяществом, элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за

пределами страны. Главный законодатель мод – Париж, где производится более

трети всей одежды и галантереи.

Чрезвычайно разнообразны отрасли пищевой промышленности. Особенно

славится Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и

бургунскими винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных

напитков.

6.2 Сельское хозяйство

Франция - крупнейшая аграрная страна Европы, второй экспортер в мире

после США: примерно 20% продукции экспортируется.

Крупные предприниматели владеют лучшими землями, применяют

агротехнику и наемный труд. Именно они дают основную массу товарной

продукции.

Все приморские владения делают Францию третьей после США и

Великобритании морской владелицей планеты. Однако, несмотря на

исключительные преимущества в использовании морских богатств, Франция в

Европейском Союзе - на третьем месте по рыбной ловле после Дании и Испании.

Более половины французской территории - земли, пригодные для сельского

хозяйства, а треть страны занимают леса, что составляет 25% лесных массивов

всего Европейского Союза.

В связи с концентрацией земельной собственности в производстве все

больше хозяйств прибегают к аренде земли.

Сельское хозяйство Франции отличается хорошим развитием многих

отраслей растениеводства и животноводства. Более 50% сельскохозяйственной

продукции приходится на животноводство, которое даёт около 3/5 стоимости

продукции сельского хозяйства и концентрируется главным образом на севере

страны. Франция - крупнейший производитель мяса и молочных продуктов в ЕС и

продолжает оставаться на первой месте в Европе по количеству крупного

рогатого скота.

Главная зерновая культура – пшеница. По ее сборам Франция занимает

четвертое место в мире после США, Индии и Канады. Велико значение ячменя и

кукурузы. На северо-западе страны сеют также овес и гречиху, на бедных

почвах Центрального массива – рожь, а в дельте Роны культивируют рис. Почти

повсеместно сажают картофель, на Северо-Французской низменности – сахарную

свеклу. В департаменте Приморская Сена возделывают лен, а в департаменте

Нижний Рейн – табак и хмель, а на Ривьере – цветы.

Франция известна своими виноградниками, здесь собирают 10-12 млн. тонн

винограда в год, 550 сортов винограда высаживаются на 1,2 млн. га (2,2%

площади всей страны). Франция является крупнейшим в мире поставщиком вина,

производство которого превышает 60 млн. гектолитров в год, вместе с Италией

по сборам винограда она занимает первое место в мире. К середине 90-х годов

Франция вышла на четвертое место в Западной Европе по производству пива.

Виноград выращивается во всех районах страны, кроме севера и северо-запада,

и используется главным образом для производства вин.

Во Франции велико производство овощей и фруктов. Многие хозяйства

имеют небольшие сады и огороды, но для Парижа и других городов фрукты и

овощи дают всего несколько районов, специализирующихся на возделывании той

или иной культуры. Для Нормандии и Бретани типичны яблоневые сады, Эльзас и

Лотарингия славятся своими вишнями и мирабелью, Лиман – орехами,

Средиземноморский район – персиками, абрикосами, миндалем и оливами. На

Ривьере и Корсике увеличиваются посадки цитрусовых.

Хорошо развито во Франции животноводство, которое имеет мясомолочное

направление. По производству молока Франция занимает третье место в мире, а

по производству мяса – четвертое место в мире. По поголовью крупного

рогатого скота Франция занимает первое место в мире. По поголовью свиней

она уступает только Германии, а по количеству овец – Великобритании и

Италии. Крупный рогатый скот разводят в областях с благоприятными условиями

для роста трав и неудобными для земледелия – на северо-западе страны и в

горах. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель,

кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой.

Главный животноводческий район Франции – северо-запад. Здесь

сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито

и коневодство. Основной район разведения овец – Центральный Французский

массив. И это же второй район по поголовью крупного рогатого скота и

свиней.

6.3 Транспорт

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая

протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

По стране змеятся 806 тыс. км дорог 7 тыс. км автострад и 50 тыс. км

магистральных дорог.

Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах.

Французские железные дороги отличаются высокой степенью электрификации,

большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильный.

Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения

автомобилями, по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог.

Большое внимание уделяется строительству автострад. Первая транс

французская автострада Лилль – Париж – Лион – Марсель – Ницца.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тысяч км –

судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке страны.

После II Мировой Войны во Франции быстро стал развиваться

трубопроводный транспорт. Длина магистральных нефте- и газопроводов

превышает 8 тысяч км. Нефть и ее продукты переработки перекачивают по

трубам из морских портов в глубинные центры – потребители жидкого топлива.

Самый длинный и самый мощный в Европе Южно-европейский нефтепровод

начинается у Марселя и оканчивается у Карлсруэ на юге Германии.

Транспортная сеть Франции имеет радикальную конфигурацию с едиными

центрами в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и

автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные внутренние водные

пути.

По числу авиапассажиров Париж можно сравнить в Европе только с

Франкфуртом-на-Майне и с Лондоном. Самая крупная авиакомпания Франции – “Эр-

Франс”.

Главная роль в международных перевозках грузов играет морской

торговый флот. Большую часть всего грузооборота составляет импортная нефть.

Наибольшее значение имеют два порта – Марсель и Гавр. Марсель

обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого

океанов. Гавр и Руан – морские аванпорты Парижа, причем через Гавр идут

главные связи Франции со странами Америки и Западной Африки, а через Руан –

в основном со странами северной и центральной Европы. Порт Дюннорк –

морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции

обслуживаются портами Бордо и Нант – Сен-Надер.

Культура. Традиции и современность

Наиболее устойчивые элементы традиционной культуры – характер

поселений, жилище и национальная кухня.

Важнейшим семейным праздником, соблюдаемым в разных слоях населения,

является крещение и первое причастие. Семейным праздником является и

рождество – 25 декабря, один из самых широко отмечаемых во Франции

праздников года. По старой традиции, в канун рождества вся семья и близкие

родственники собираются вместе за праздничным столом. Задолго до рождества

в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, заготавливают свинину,

кровяные колбасы. Изобилие блюд на праздничном столе считается залогом

благополучия и богатства семьи. На площадях и главных улицах Парижа

устанавливают огромные елки, сказочный рождественский персонаж Пер Но эль,

подобно нашему Деду Морозу, приносит детям подарки.

Новый год, так же как и рождество, - семейный праздник, но его обычно

отмечают не в “своем гнезде”, а у знакомых, родственников или в кафе.

Издавна очень широко в стране отмечался праздник Карнавала – самый

веселый праздник весны со множеством обрядов, национальной одеждой /см.

рис. 15/, исполнение которых якобы обещало урожай и благополучие.

Ярмарки, народные гулянья, шуточные состязания сопровождают и такие

большие религиозные праздники, как пасха, троица и другие.

Большое значение в народном календаре французов имеет “день всех

святых” – 1 ноября, поминальный праздник, который ныне носит скорее

общественный, чем религиозный характер. В этот день чтят память жертв войн

и поминают умерших родственников. В Париже 1 ноября совершается шествие к

могиле Неизвестного солдата, над которой горит неугасимый огонь.

Национальный праздник Франции – 14 июля. Это дата взятия народом

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.