реферат скачать
 

Франция

картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е в мире по сбору

винограда). Основная часть урожая используется для производства вина, из-за

перепроизводства вина проводится политика ограничения виноградарства.

Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением северных

районов Франции). Главные районы производства винограда и виноделия:

провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турен, район г. Бордо, Гасконь. В

южных районах распространена культура оливы (1,8 тыс. тонн оливкового масла

в 1974 году). Производство овощей и фруктов развито повсеместно. Эти

отрасли служат основой хозяйства многих районов (долины рек Рона, Гаронна и

Луары, провинции Руссильон, северное побережье провинции Бретань),

снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую

очередь Париж. Основная продукция плодовых – яблоки (сбор 3,5 млн. тонн в

1973 год, из которых свыше 40% пошло на изготовление сидра), груши,

персики, цитрусовые (о. Корсика).

Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

| |Площадь, тыс. га |Сбор, тыс. т. |

| |1953-57 |1974 |1953-57 |1974 |

|Пшеница |4135 |4140 |9335 |19100 |

|Ячмень |2283 |2712 |6405 |9972 |

|Овес |2277 |666 |4604 |2059 |

|Кукуруза |500 |1907 |1212 |8885 |

|Сахарная свекла |344 |504 |11461 |21932 |

|Картофель |1040 |318 |16052 |7592 |

|Виноград |1400 |1772 |9677 |13322 |

Животноводство

Имеет мясомолочное направление, усилилось значение свиноводства и

птицеводства. По производству мяса Франция уступает в Западной Европе

только ФРГ, а по производству молока занимает 1-е место. Разведение

крупного рогатого скота особенно развито на северо-западе и в горных

районах на альпийских пастбищах; свиноводство – в Бретани, Эльзасе, на

севере и юге западе – в районе, где кукуруза или картофель, а также отходы

пищевой промышленности служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет

значение главным образом на юге Центрального массива Франции и в Южных

Альпах. В Парижском и Северном районах интенсивность животноводства выше,

чем в других районах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг.

3. Лесное хозяйство

Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975 году)

принадлежит частному сектору, меньшая – коммунам (17%) и государству

(11%). Заготовка древесины 31,3 млн. плотных м3 (1974 год).

Рыболоводство

Главный район лова – Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. тонн (1974

год). Главные рыболовные порты – Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный

промысел (до 70% мирового сбора устриц).

Внешняя торговля

Объем внешнеторгового оборота Франции за годы после 2-й мировой войны

существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Франция среди

капиталистических стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте

капиталистических стран доля Франции составила (1975 год) свыше 6,9%,

импорта – свыше 6,7%. На мировом рынке Франции принадлежит видная роль

экспортера машинного оборудования и транспортных средств (автомобили, суда,

самолеты) – около 30% стоимости экспорта в 1974 и свыше 40% в 1975 году,

продуктов сельского хозяйства (зерно, скот, молочные продукты, вина) – 19%

(15% в 1975 году), а также черных металлов и алюминия, химикатов, изделий

легкой промышленности. Основные статьи импорта: машины и оборудование,

целлюлоза, каменный уголь, нефть, цветные металлы, хлопок, шерсть,

древесина, хвойных и тропических пород.

Около Ѕ внешнеторгового оборота Франции приходится на страны ЕЭС;

главный торговый партнер Франции – ФРГ, торговля с которой, как и США,

ведется с большим пассивом. Растет торговля Франции с бывшими

социалистическими странами, в том числе с Россией. В начале 1970-х гг.

французское правительство приняло меры по улучшению торгового и платежного

балансов (программы экономии топлива и сокращения импорта нефти; кредиты

для расширения производства экспортных товаров и т.д.). В результате

внешнеторговый баланс Франции в некоторые годы сводился с активным сальдо,

однако платежный баланс обычно сводился с дефицитом вследствие значительных

расходов на фрахт, иностранные патенты, транспорт, денежные переводы

иностранных рабочих за границу. Платежный баланс в млрд. франков: - 3,0 в

1973, - 28,7 в 1974, - 0,3 в 1974 году, - 27,5 в 1976 году.

Советско-французская торговля развивается на основе долгосрочных

межправительственных соглашений об экономическом, техническом, промышленном

сотрудничестве, широко используются сделки на компенсационной основе. В

1975 году была принята Декларация о дальнейшем развитии дружбы и

сотрудничества между Францией и Россией, подписаны соглашения о

сотрудничестве в области энергетики, авиационной промышленности и

гражданской авиации в области туризма. В 1977 году была достигнута

договоренность о разработке новой долгосрочной программы углубления

советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности

на период до 1990 года. Франция ввозит из России главным образом жидкое

топливо, лесоматериалы, хлопок, подсолнечное масло и другие потребительские

товары, станки и машины, прокат черных металлов, изделия легкой и пищевой

промышленности. В 1976 году товарооборот между Францией и Россией

оценивался в 1,7 млрд. рублей.

Франция является одним из главных районов международного туризма.

Ежегодно страну посещает 10-15 млн. иностранных туристов. Валютные

поступления от иностранного туризма ;3,2 млрд. (1975 год). Денежная единица

– франк (FF).

География транспорта

Транспортная сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром –

Парижем. Доля отдельных видов транспорта во внутреннем грузообороте (т/км,

в %): железнодорожного 34,9. автомобильного 36,7, внутреннего водного 6,9,

морского каботажа 3,9, трубопроводного 17,6 (1972 год). Перевозки

пассажиров (км, в %): железнодорожным транспортом 12,6, автомобильным 82,8,

водным 0,2, морским 0,5, воздушным 3,9 (1972 год). Длина железнодорожной

сети общего пользования 34,3 тыс. км., в том числе 27,2% электрифицированы

(1975 год). Франция занимает одно из первых мест мире по протяженности

автодорог (длина 1479 тыс. км; 1975 год) и величина автопарка (17,8 млн.

машин, в том числе 14,5 млн. легковых, 1974). Важнейшая автострада – Лилль-

Париж-Лион-Марсель. Длина внутренних водных путей 7,2 тыс. км. (в том

числе 4,7 тыс. км. каналов, 1973 год). Главные водные магистрали – Сена

(которая через Уазу и Северный канал связана с Северным районом, а через

Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией и Эльзасам) и канализованная р.

Мозель (путь для экспорта лотарингской руды и металла и импорта угля и

кокса); на эти пути приходится свыше 4/5 перевозок. Осуществляются работы

по реконструкции системы каналов Рона-Рейн. Главные речные порты: Париж,

Страсбург, Руан, Лилль. После 2-й мировой войны 1939-1945 гг. началбыстро

развиваться трубопроводный транспорт (протяженность сети 5231 км, 1974

год), важнейшие трубопроводы: нефтепровод Марсель-Лион-Страсбург-Карлструэ

(ФРГ), продуктопровод – Гавр-Париж, газопроводы, соединяющие месторождения

Лак и в Нидерландах с Парижем, Лионом и другими городами.

Во внешних связях велика роль морского торгового флота (тоннаж 8,5 млн.

брутто рег. тонн в 1975, в том числе свыше Ѕ тоннажа –танкеры) и

авиатранспорта. Общий грузооборот морских портов 306 млн. тонн в 1074 году

. 2/3 объема морских перевозок приходится на 2 порта – Марсель и Гавр со

спутникам (соответственно 109 млн. тонн и 84 млн. тонн), сооружены новые

порты – Фос-сюр-Мер (район Марселя) и Антифер (у Гавра); другие крупные

морские порты: Дюнкерг, Кант, Бордо, Руан, Кале, Булонь. Главные аэропорты

в Париже (Орш, Бурже, Шарль де Голль) перевезли 17,3 млн. пассажиров.

Экономические районы

Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают

государственную проблему более равномерного размещения производства, в

чстности вопросы децентрализации (например, ограничение роста Парижа и

другие) и подъема хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по

уровню и темпам развития, с хронической безработицей и оттоком населения.

Для решения общегосударственных территориально-хозяйственных проблем страна

разделена была (в 1956 году Генеральным комиссариатом по планированию при

Совете Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в

каждом), а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены

генеральные зоны экономических исследований и планировки территорий или

крупные экономические районы.

1. Парижский район

Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей

промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей

сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого

Парижа дает свыше ј промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое

экономисекое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр –

главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после

Париже сгусток промышленности.

Северный район

Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по

текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству

оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и

стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет

производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов,

стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и

кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в

3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт,

электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов

размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ,

Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые

крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

Восточный район

Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая

промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля,

калийной и каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по

берегам рек Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.).

Вогёзы и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции

(около Ѕ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги.

Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный

центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы

«Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики

(Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.

Лионский район

Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и

Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему

промышленного производства. Основные отрасли промышленности:

гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1-

е место во Франции), машиностроение, химия (особенно промышленность

органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы Клермон-

Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из химического

волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство спортивного

инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие);

в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города – Лион,

Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

5. Западный район

Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и

Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе

Коньяк). Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство переработка рыбы,

устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно

вырос в результате государственно-монополистической политики

децентрализации и подъема аграрных районов. Самый крупный город,

промышленный узел и центр тяготения для большей части района – Кант.

6. Юго-Западный район

Промышленно-аграрный район занимает главным образом Аквитанскую

низменность с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной частью

Центрального массива. Район имеет значительные сырьевые ресурсы; занимает 1-

е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам

(в Ландах). Развита авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные

предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности. В Пиренеях,

вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической

промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в

сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза – промышленные и торгово-

транспортные центры района.

7. Среднеземноморский район

Промышленно-аграрный и курортный район. С начала 60-х гг. население

быстро растет. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство,

специализированное на производство винограда, овощей фруктов, в горах – на

овцеводстве. Развита пищевая промышленность. Выдающееся значение в

экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и

Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс

Марселя (города-спутники, порты – Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с

нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос),

судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.

Охрана окружающей среды.

География отдыха и туризма

Во Франции свыше 3000 охраняемых территорий (1975 год). Значительное

число заповедников или национальных парков сосредоточено в горах (например,

национальные парки Вануаз и Пельву в Альмах, заповедник Кеувель в

Перинеях). Имеются заповедники, в которых охраняются преимущественно птицы

(например, Камарг в дельте Роны – фламинго, утки, чайки, кулики; Ле-Сет-Иль

на островах северо-запада страны – чистики, чайки, бакланы, кулики).

Парижский бассейн – всхолмленная равнина с умеренно влажным климатом,

густой сетью полноводных рек, значительными площадями сельскохозяйственных

полей на месте сведенных широколиственных лесов.

Армориканская возвышенность – холмы и низкогорье с влажным климатом,

вторичными кустарниковыми зарослями и лугами, небольшими массивами

широколиственных лесов, пашнями и фруктовыми садами.

Аквитания – всхолмленная равнина с широким распространением

аллювиальных отложений, теплым влажным климатом, крупными массивами

сосновых лесов на западе, широколиственных лесов в сочетании с

виноградниками и садами на востоке.

Центральный французский массив – среднегорья с влажным климатом,

горными широколиственными и хвойными лесами, пустошами, горными пастбищами.

Вогезы – среднегорья с влажным климатом, крупными массивами

еловопихтовых лесов.

Лангедокская и Ронская низменности – плоские, местами сильно

заболоченные равнины со среднеземноморским климатом, чередованием

субтропических кустарников, лесов и возделанных земель.

Пиренеи – высокогорья с влажным преиущественно умеренным климтом,

полноводными реками, широколиственными и хвойными лесами, высокой

поясностью ландшафтов.

Корсика – наиболее выраженные во Франции среднеземноморски ландшафты.

Кроссворд

| |Ф | |

| | |И |Н |И |С |Т |Е |Р |

| | | |

| |Р | |

| |Б | |Е |Т |А |Н |Ь | |

| | | |

| |А | |

| |Н | |

| |А |В |И | |Ь |О |Н | |

| | | |

| |Ц | |

| |И | |

| |Я | |

1. Департамент в провинции Бретань, административный центр – Кемпер,

площадь – 6,8 тыс. км2, население – 805 тыс. человек по переписи 1975

года.

2. Провинция на западе Франции, входит в западный экономический район,

народы – бретонцы, французы.

3. Бывшее графство, его части на территориях Бельгии, Нидерландов и

Франции, находится в департаменте Кор.

4. Город на юге Франции, на реке Роне. Административный центр

департамента Воклюз. Текстильная и другие отрасли легкой

промышленности, бывшая резиденция римских пап.

5. Государство, граничащее на востоке с Францией, один из

государственных языков – французский.

6. Историческая провинция на востоке Франции, в бассейне реки Мозель.

Население 2,3 млн. человек (1975 год). Главный город – Нанси. Площадь

– 23,5 тыс. км2. Крупный железнодорожный бассейн, площадь – 1100 км2.

7. Историческая провинция во Франции, в бассейне реки Сены. Население –

1,5 млн. человек (1975 год), площадь – 26 тысяч км2. В Бургундию

входят департаменты Кот-д’Ор, Сона и Луара, частично Йонна.

Используемая литература

1. Большая Советская Энциклопедия: Т.28.- М.,1978

2. Энциклопедия для юношества

3. Туризм и отдых: Ежемесячный журнал.

Рецензия

-----------------------

40% работают

40% из этих работающих либо военные, либо препода-ватели

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.