реферат скачать
 

Экономика США

Промышленность.

В национальном доходе стоимость продукции промышленности в 10 раз

больше стоимости продукции сельского хозяйства. Промышленность США имеет

большую, технически хорошо оснащенную материальную базу. Однако в условиях

неустойчивости хозяйства даже предприятия новейших отраслей работают с

недогрузкой; безработица постоянно растет.

При взгляде на карту промышленности США нетрудно заметить, что все

ведущие отрасли получили развитие во многих штатах. Но на таком фоне обычно

резко выделяются два-три штата.

Топливно-энергетический комплекс. Ведущая роль в энергохозяйстве

принадлежит нефти и природному газу. Свыше половины добываемой в стране

нефти и еще больше природного газа дает штат Техас с прилегающими к нему

территориями юга.

[pic]

На Западе наибольшее значение имеют разработки нефти в Калифорнии и на

Аляске. Из районов добычи нефть и природный газ поступают к центрам

переработки, часть которых расположена на Севере.

В результате научно-технического прогресса уголь потерял таких

потребителей, как флот, железные дороги и коммунальное хозяйство. Теперь

его используют преимущественно электростанции.

Уголь добывается в более, чем 15 штатах, но главные "угольные штаты"

страны - Кентукки, Западная Виржиния, Пенсильвания, в пределах которых

находится часть самого крупного в стране Аппалачского угольного бассейна. В

последнее время растет значения штата Вайоминг на Западе, где уголь

добывается открытым способом и содержит мало серы.

Очень быстро растет производство электроэнергии. В настоящее время США

является лидером в этой отрасли.

[pic]

Основную долю электроэнергии дают ТЭС, но на Западе ГЭС мощностью 1-2

млн. кВт вырабатывают больше половины потребляемой энергии. В

электроэнергетике быстро возрастает значение атомных электростанций.

Черная и цветная металлургия. Черная металлургия по-прежнему

концентрируется на севере страны, в таких штатах, как Иллинойс, Индиана,

Огайо, Пенсильвания, Мериленд. Почти 4/5 железной руды, добываемой в США,

дают месторождения, расположенные близ озера Верхнего. Еще недавно 2/3

черного металла давали заводы Питтсбурга, Кливленда, Чикаго и других

приозерных городов. Теперь удельный вес этих предприятий снизился

вследствие увеличения выпуска металла новыми и реконструированными

комбинатами, расположенными на Атлантическом побережье близ Филадельфии и

Балтимора. Эти мощные комбинаты оборудованы новейшей техникой и работают на

импортном сырье.

Заводы цветной металлургии тяготеют к районам добычи сырья или к

портам, через которые сырье ввозится. Поэтому очень многие из них находятся

на Западе и Юге. Выплавка алюминия ориентируется на гидроузлы, построенные

на реках Теннеси и Колумбии; на Мексиканском побережье алюминиевые заводы

расположены близ крупных ТЭС.

Машиностроительный комплекс отличает высокая наукоемкость, превышающая

наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Еще одной

важной особенностью комплекса является низкая капиталоекость производства:

производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около

20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе

используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь

сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического

уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют

интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-

техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы.

Среди отраслей машиностроения быстрее других растут

электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в

значительной мере работающие по военным заказам.

Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением

городов и агломераций. В еще большей мере это относится к трем мегаполисам

США, которые фактически образуют три главных машиностроительных района

страны. Несмотря на очень большое разнообразие предприятий, отдельные штаты

выделяются своей узкой специализацией.

Станкостроение сосредоточено главным образом в пределах Приозерного и

Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и

оборудование с Севера.

[pic]

Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие

получили автомобиле- и самолетостроение. Автомобилестроение - национальная

отрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпуск

автомобилей; каждый седьмой работающий американец производит или

обслуживает автомобили. Автомобильные заводы имеются в 125 городах,

расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей

производится в пределах Приозерного мегаполиса. Здесь находятся главный

"автомобильный штат" Мичиган и

"автомобильная столица" США - Детройт.

Химическая промышленность представлена во многих десятках центров, но

повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна.

Главный район нефте- и газо-химической промышленности США сложился в

пределах нефтегазоносного бассейна Мексиканского залива. Здесь действует

более 200 предприятий и находится "нефтехимическая столица" США - Хьюстон.

Легкая и пищевая промышленность. Среди отраслей легкой промышленности

наиболее развиты текстильная и кожевенно-обувная. Текстильная

промышленность в течение двух веков концентрировалась в североатлантических

штатах - так называемой новой Англии, с центром в Бостоне. Но в последнее

время произошла миграция этой отрасли в южноатлантические штаты, ближе к

районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и

синтетического волокна, рынкам сбыта.

Пищевая промышленность представлена мощными комбинатами, которые

размещаются в основных сельскохозяйственных районах и крупнейших городах

(особенно Севера и Запада).

На размещение промышленности США большое воздействие оказывают

факторы концентрации, трудовых ресурсов, транспортный, а в последнее время

- экологический и "наукоемкости".

Промышленные районы и пояса. В такой стране, как США, можно выделить

много промышленных районов разного ранга. Крупнейшие среди них три - Нью-

Йоркский, Лос-Анджелесский и Чикагский. Большинство промышленных районов

США входит в еще более крупные образования - четыре промышленных пояса.

Особенно велика роль старейшего Северного промышленного пояса,

который протягивается на 1,5 тыс. км от Атлантического океана до Миссисипи.

Он включает несколько старопромышленных районов и многие десятки, если не

сотни, промышленных центров. Хотя доля этого пояса в промышленном

производстве США снижается, он продолжает оставаться самой большой

индустриальной областью в мире. Юго-Восточный промышленный пояс,

сформировавшийся в последние десятилетия, специализируется на выпуске

трудоемкой и энергоемкой продукции, также сравнительно новый район

побережья Мексиканского залива (его обычно именуют "Галф" - "Залив") - на

нефтепереработке и нефтехимии. А в Калифорнии преобладают новейшие

наукоемкие отрасли.

Агропромышленный комплекс.

О природно-ресурсных предпосылках для развития сельского хозяйства на

территории США уже было сказано выше (см. пункт "Природные условия и

ресурсы"). Но теперь рассмотрим эту тему подробнее.

Страна обладает большими земельными ресурсами и выгодной структурой

земельного фонда; обрабатываемые земли, луга и пастбища занимают почти 1/2

основной территории США. На слабо всхолмленных плодородных Центральных

равнинах распашка иногда достигает 80-90%. Неблагоприятные для сельского

хозяйства земли преобладают только на Аляске, в высокогорных и пустынных

районах пояса Кордильер.

Агроклиматические ресурсы США также очень значительны. Температурные

условия позволяют выращивать здесь все сельскохозяйственные культуры

умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды и Гавайях -

тропические культуры. Обеспеченность влагой в восточной половине страны

достаточная. Но к западу от меридиана 100(C, который считается своего рода

климатической границей, устойчивое земледелие возможно только при

искусственном орошении. Вот почему 3/4 всех орошаемых земель приходится на

западные штаты.

Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике США. Он

включает отрасли, производящие средства производства для сельского

хозяйства (I сфера), само сельскохозяйственное производство (II сфера),

отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельскохозяйственного сырья и

произведенной из этого сырья продукции (III сфера), а также те отрасли

производственной и социальной инфраструктуры, которые непосредственно

воздействуют на создание этой продукции.

Производство условно чистой продукции в АПК увеличилось за период

1975-1986 гг. (в ценах 1986 года) с 317,6 млрд. долларов до 701,5 млрд.

долларов, однако его доля в ВНП (валовой национальный продукт) сократилась

с 20,0 до 16,6 % . Основной прирост производства условно чистой продукции

приходился на несельскохозяйственные отрасли АПК, а их доля в условно

чистой продукции всего комплекса возросла с 86,3 до 90,8%.

В отраслях АПК в 1986 году было занято 17,9% рабочей силы США,

причем, хотя занятость в АПК за период с 1975 по 1986 год возросла с 19,7

млн. человек до 21,0 млн. человек, ее доля в общей занятости населения США

сократилась с 21,0 до 17,9%. В основном рабочая сила сосредоточена в III

сфере АПК, куда на протяжении последних 10-15 лет происходил перелив

трудовых ресурсов из сельскохозяйственного производства. В 1986 году

соотношение постоянно занятых работников ферм к количеству занятых в других

отраслях АПК составляло 1:9.

Высокая степень интенсификации труда, острая внутриотраслевая и

межотраслевая капиталистическая конкуренция, высокая капиталоемкость

отраслей АПК, его масштабы и рост производительности труда позволили

американским фермерам и предпринимателям обеспечить сравнительно высокий

уровень сельскохозяйственного производства и производства продовольствия.

I сфера АПК. В 1984 году промышленность поставила в сельское

хозяйство США средств производства и оказала услуг на сумму 119,3 млрд.

долларов. Удельный вес этих затрат в структуре себестоимости всей

сельскохозяйственной продукции составил 85,5%.

Важную роль в I сфере АПК США играют отрасли сельскохозяйственного

машиностроения, сельскохозяйственной химии, комбикормовая промышленность и

семеноводство.

II сфера АПК(специализация сельского хозяйства). В товарной продукции

отрасли 2/3 составляют продукты животноводства. Значительная часть

выращиваемых в стране культур идет на корм скоту. Большинство фермеров

ведет хозяйство, специализируясь на определенных культурах или видах

животноводства. При выборе специализации учитываются как экономическая

потребность, так и микроособенности природных условий, что помогает снизить

себестоимость производства.

Профиль растениеводства в США в первую очередь определяют зерновые

культуры, которые занимают 2/3 всех площадей. Главная продовольственная

культура - пшеница, но кормовых культур (кукуруза, сорго) собирают

значительно больше. Среди масличных культур ведущее место принадлежит

соевым бобам, сбор которых в последние десятилетия сильно вырос. Они

используются и в пищу ( в виде соевого масла), и на ком скоту. Среди

волокнистых культур особую роль играет хлопчатник, который в XIX веке был

главной статьей экспорта. Среди сахароносных культур примерно одинаковое

место занимают сахарная свекла и сахарный тростник. Очень велика роль

фруктов и овощей.

Профиль животноводства США прежде всего определяет разведение

крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления. Широко

распространено также разведение свиней и домашней птицы. Производство

мясных цыплят (бройлеров) - наиболее индустриализированная отрасль

сельского хозяйства США, которую можно рассматривать скорее как отрасль

промышленности, расположенную в сельской местности. Ежегодно производят до

4 млрд. бройлеров. Их можно купить в любой столовой, закусочной.

Сельскохозяйственные районы. В США представлены, пожалуй, все

основные типы сельского хозяйства, встречающиеся в экономически развитых

странах; ученые выделяют в стране 13 таких типов. При этом огромное

разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта,

обеспечивающего массовые перевозки сельскохозяйственных грузов, создали

предпосылки для довольно узкой специализации не только отдельных ферм, но и

целых районов, которые в США принято называть поясами. Это пшеничный пояс,

сформировавшийся на Великих равнинах, с очень высоким уровнем механизации

ферм - настоящих "зерновых фабрик", нередко занимающих многие тысячи

гектаров. Это кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где

почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания

этой культуры. Это молочный пояс в Приозерье и штатах Северо-Востока. Это

хлопковый пояс, сложившийся по нижнему течению Миссисипи. Это пояс

животноводства на ранчо в Южной части Великих равнин и Горных штатах.

Главный район выращивания фруктов и овощей в США - Калифорния, которую

неслучайно называют страной 350 солнечных дней. Калифорния дает 1/2

мирового сбора лимонов, 1/3 сбора апельсинов. В США на нее приходится 9/10

сбора винограда, 1/2 сбора персиков, груш, слив, помидоров, 1/3

производства фруктовых и овощных консервов. Можно говорить также о

специализированных районах выращивания арахиса, табака.

III сфера АПК. В III сферу АПК включают пищевую и некоторые другие

отрасли промышленности (в них в 1986 года было занято 4,2 млн. человек или

около 20% всех работников АПК, и создавалось 26,3% всей условно чистой

продукции АПК), а также транспорт, оптовую и розничную торговлю,

предприятия общественного питания США (в этих отраслях в 1986 году было

занято 10,6 млн. человек или 50,5% всех работников АПК, и производился 41%

условно читой продукции АПК).

Роль III сферы в АПК США стабильно увеличивается практически по всем

показателям. Особенно существенно активизировалась деятельность компаний

пищевой промышленности, а также фирм, занятых в розничной торговле и в

системе общественного питания.

Агропромышленный комплекс США способен полностью удовлетворить

потребности населения в продовольствии, но высокие цены, по которым

монополии сбывают фермерскую продукцию, оказываются непосильными для

большей части трудящихся американцев. Например, затраты населения США на

продовольствие и напитки в сопоставимых ценах 1982 года увеличились за

период с 1980 по 1986 год на 13%. В ценах 1986 года эти затраты составили

498 млрд. долларов, что составило около 18% всех потребительских расходов

населения на товары и услуги.

География отдыха и туризма: главные районы.

По развитию международного туризма США значительно уступают Европе, но

тем не менее ежегодно страну посещают 30 - 40 млн. человек. При этом

наиболее развит советский туризм с Канадой. Очень большое развитие получил

внутренний туризм, сильно развита "индустрия гостеприимства", включая

автосервис.

США обладают очень большими и разнообразными природно-рекреационными

ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные

районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи,

горного - штаты Запада, особенно в пределах Скалистых гор, приозерного -

штаты Приозерья.

В США 50 национальных парков, которые ежегодно посещают более 50 млн.

туристов. Наиболее известные из них - Йеллоустонский, Йосемитский, Секвойя,

Глейшер, Большой каньон, Колорадо на Западе и Грейт-Смоки-Маунтинс в

Аппалачах. Кроме национальных парков, заповедников и природных резерватов,

система туристско-рекреационных территорий в США включает такие категории,

как "национальный памятник", "национальный мемориал", "национальный

исторический парк", "национальное поле битвы" и т.д.

Транспортный комплекс. Внутренняя торговля.

США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире

транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной

жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в первую

очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и

кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало

существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс

субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни

американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления

прослойки постоянно живущих в передвижных домах - трейлерах. На долю

транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50

до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта

оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в

1 трлн. долларов.

К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования

(ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный,

воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских

перевозок выполняет транспорт необщего пользования - грузовой транспорт

промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные

самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в

основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким

качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1%

железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути,

на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в

усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические

сооружения на ряде внутренних водных путей.

Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3

внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды

металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие

промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около

265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти

исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном

четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк

пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).

Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также

пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно

автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн.

единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн.

единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов

покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги -

частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и

авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее

ездивших в поездах.

Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и

продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-

западные штаты с городами Севера.

Водный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным

образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и

наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т.

Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по

грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов

специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).

Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением

трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал

неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства

вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов.

Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки.

Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на

Великие озера.

Морской торговый флот под американским флагом насчитывает более 730

судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше) общим дедвейтом порядка 24

млн. тонн. Значительное число судов, фактически принадлежащих американским

судовладельцам, зарегистрировано под "удобными флагами", т.е. под флагами

стран с низкой заработной платой экипажей, слабым влиянием профсоюзов и

т.п. - Либерии, Панамы и других стран.

Большое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет

регулярные рейсы между городами США, а также в другие государства. Почти

2/3 пассажиров, прибывающих в США из-за границы и покидающих страну,

пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.

Традиционно важным звеном капиталистического хозяйства Соединенных

Штатов является внутренняя торговля. Ведущее место этой отрасли в экономике

страны определяется ее высокой долей в ВНП. В 1986 году эта доля составляла

16,5% (в том числе оптовая торговля - 6,9%, розничная - 9,6%).

Владения и внешние экономические связи.

США принадлежит ряд территорий в Карибском море и Тихом океане.

Пуэрто-Рико (Содружество Пуэрто-Рико) - страна в Вест-Индии,

расположена на острове Пуэрто-Рико и небольших островах Вьекес, Кулебра,

Мона и др. С севера омывается водами Атлантического океана, с юга -

Карибского моря. Площадь - 8,9 тыс. км2, население - 3,28 млн. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Сан-Хуан. Официальные языки

- английский и испанский.

В Пуэрто-Рико расположены 13 американских военных баз, склады

ядерного оружия.

Виргинские острова - группа небольших островов в Карибском море,

самые крупные из которых Сент-Томас, Сент-Джон и Санта-Крус. Владение

Великобритании и США. Острова, принадлежащие Соединенным Штатам, имеют

площадь 352 км2, население - 11 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Шарлотта-Амалия. Официальный язык - английский.

На Виргинских островах располагается военно-морская база.

Гуам - остров в западной части Тихого океана, самый крупный в группе

Марианских островов, площадь - 549 км2, население - 124 тыс. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Аганья. Официальный язык -

английский.

Восточное Самоа - группа островов в восточной части архипелага Самоа

в Тихом океане, самый крупный - остров Тутуила (137 км2). Общая площадь -

197 км2 , население - 36 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Паго-Паго (остров Тутуила). Официальный язык -

английский.

США владеют также рядом небольших островов в Тихом океане, самыми

крупными из которых являются:

Уэйк, площадь - 8 км2, население - 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год); здесь располагается военно-морская база США.

Мидуэй, площадь - 5 км2, население 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год). Как и на Уэйке, здесь находится военно-морская база США.

Аттол Джонстон, площадь - 2,6 км2, население - 300 человек (данные на

1980 год). На острове размещается военная база США.

Кроме того, с 1947 года под управлением США находится подопечная

территория ООН, расположенная в западной части Тихого океана к северу от

экватора, - Тихоокеанские острова (Микронезия), в состав которых входят

Каролинские, Марианские и Маршалловы острова. Они включают в себя более 2

тыс. атоллов и островов, общая площадь которых составляет 1,8 тыс. км2,

население - около 140 тыс. человек (данные на 1985 год). Административный

центр- Колониа (остров Понапе). Официальный язык - английский.

США поддерживают внешнеторговые связи с государствами всех

континентов, но с социалистическими странами они невелики. Особенно большой

доход получают монополии США от неэквивалентной торговли с развивающимися

странами: американские товары сбывают в эти страны по высоким ценам, а

сырье и продукты плантационного хозяйства развивающихся стран закупают по

низким ценам. С развитыми капиталистическими странами США ведут

ожесточенную конкурентную борьбу (особенно со странами "Общего рынка" и с

Японией). В экспорте США около половины приходится на машины и

оборудование, а в импорте - 2/3 на сырье, топливо и полуфабрикаты. Долгое

время внешнеторговый баланс был активным и покрывал значительную часть

государственных расходов, среди которых ежегодно возрастают расходы на

военное производство и содержание военных баз. К началу 80-х гг. импорт

превысил экспорт, внешнеторговый баланс стал пассивным.

США - крупнейший экспортер капитала. Монополии вкладывают свой

капитал в различные сферы деятельности многих стран, а государство

предоставляет займы особенно большие тем странам, в которых господствуют

реакционные режимы.

Экономические районы США.

Об экономических районах США уже было сказано несколько слов в

разделе "Общая характеристика хозяйства". Рассмотрим теперь каждый район

более подробно.

Промышленный Север. Север продолжает оставаться ведущим экономическим

районом США, но его удельный вес в хозяйстве страны снизился в результате

развития Юга и Запада.

За исключением минерального сырья, Север производит большую часть

промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почти все промышленные

предприятия сосредоточены в восточной части района - в Приозерье и на

Северо-Востоке. В западной части (в прериях и долине Миссисипи) преобладает

сельское хозяйство. Около 4/5 населения живет в городах. В наиболее

урбанизированной приатлантической полосе расположен самый большой город

страны - Нью-Йорк.

Нью-Йорк - один из крупнейших портов мира, важнейший промышленный

узел, в котором сосредоточена деятельность промышленных и финансовых

монополий. Одновременно это культурный центр, первый в США по числу учебных

заведений институтов, библиотек, музеев, театров и кино. Среди его очень

разнообразных по специализации промышленных предприятий общенациональное

значение имеют машиностроительные и химические заводы, швейные и

полиграфические фабрики. Большая часть города расположена на островах. На

одном из них - Манхаттане- находятся деловые кварталы, застроенные

небоскребами, среди них и здание Организации Объединенных Наций, и самое

высокое, 110 - этажное здание. Но здесь, как и в других районах города,

много старых домов, особенно в негритянском квартале - Гарлеме.

Южнее Нью-Йорка находится другой крупный промышленный и портовой

город - Филадельфия. В нем больше, чем в Нью-Йорке, развиты металлургия,

нефтепереработка и нефтехимическая промышленность. В машиностроении

преобладают станкостроение и другие металлоемкие отрасли. Недалеко от

города находится один из крупнейших металлургических комбинатов страны.

Севернее Чесапикского залива расположен портовый, судостроительный и

нефтеперерабатывающий центр - Балтимор. Близ него построен самый мощный

металлургический комбинат США.

На берегу озера Мичиган размещена большая городская агломерация с

центром в Чикаго. Вместе с пригородами Чикаго производит много черного

металла, а еще больше разнообразных машин и электротехнической аппаратуры.

В нем сосредоточена пищевая промышленность национального значения. Городу

не хватает земли. Его центральная часть построена на искусственной насыпи,

фундаменты небоскребов покоятся на сваях. Велико значение Чикаго как

транспортного узла: от него расходится более 30 магистральных железных

дорог, к причалам порта подходят океанские суда.

Другой крупный приозерный город - Детройт - славится своим

автомобилестроением. В конце XIX века в его пригороде Генри Форд построил

первый в США автомобильный завод. Теперь ко множеству автомобильных заводов

в Детройте и соседних городах прибавились другие машиностроительные

предприятия.

Фермеры Севера производят половину товарной продукции сельского

хозяйства США. По сравнению с Югом здесь много больше крупных хозяйств,

использующих народный труд. Наряду с растениеводством широко распространено

разнообразное животноводство, которое по стоимости продукции намного

превосходит растениеводство.

Бывший рабовладельческий Юг. Среди различных промышленных предприятий

Юга очень много нефтеперерабатывающих, нефтехимических и алюминиевых.

Большинство из них расположено в Техасе, на прибрежной низменности соседних

штатов и в долине реки Теннеси, где государством построен каскад ГЭС и

много ТЭС. Промышленное строительство распространилось и на курортный район

Флориды.

В сельском хозяйстве юга сохранились еще мелкие арендаторы -

издольщики (кропперы), но с каждым годом их становится все меньше: негры

уходят с земли и переселяются в города. В восточных и центральных частях

Юга преобладает растениеводство, специализирующееся на производстве

технических и субтропических культур; на западе, в предгорьях Кордильер,

развито мясное животноводство.

На границе Севера и Юга расположен столичный округ Колумбия со

столицей - Вашингтоном (770 тыс. жителей). Город строился как

административный центр. Промышленность в нем представлена только

полиграфическими и пищевыми предприятиями, зато широко развита сфера

обслуживания, в которой занято много негров. Теперь в столице США живет

больше американцев - негров, чем американцев - белых.

Колонизируемый Запад. Запад - самый молодой, наименее освоенный район

страны. Но по степени развития новейших отраслей промышленности он занимает

ведущее место; широко развита и научно-конструкторская деятельность,

особенно связанная с военным производством. На Тихоокеанском побережье

быстро растут городские агломерации. Самую многолюдную из них возглавляет

Лос-Анджелес. В начале XX века он славился своей кино промышленностью,

обосновавшейся в красивом пригороде - Голливуде. Позднее на территории

города была обнаружена нефть, и в нем появились нефтеперерабатывающие

заводы. Теперь сильно разросшийся Лос-Анджелес - крупный порт, важный

машиностроительный и нефтеперерабатывающий центр, в котором сохраняется

крупнейшее в мире кинопроизводство. Имеет он и курортное значение.

Город Сан-Франциско расположен у входа в обширную бухту, по берегам

которой разместились его города спутники. В Сан-Франциско находятся самые

крупные на берегах Тихого океана судоверфи и многочисленные

машиностроительные предприятия. Хорошо развита консервная промышленность,

перерабатывающая овощи и фрукты, выращиваемые на Западе.

Сельское хозяйство района развивается в двух направлениях: на поливных

землях расширяется интенсивное растениеводство, а в горных частях

сохраняется полупастбищное скотоводство.

В состав Запада входят штаты Гавайи и Аляска. В хозяйстве США

роль Аляски определяется рыболовством, пушным промыслом и лесным

хозяйством. Теперь на Аляске стали добывать нефть и природный газ. Жители

Гавайев выращивают сахарный тростник и ананасы.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

В 60-70 гг. некоторые наиболее индустриализированные и

урбанизированные районы США оказались на грани экологического кризиса.

Расширение открытой добычи полезных ископаемых привело к росту

площади "бедлендов", наращивание тепловой энергии - к распространению

кислотных дождей, продолжении бурной автомобилизации - к превращению ряда

городов в настоящие "смогополисы". Стала угасать органическая жизнь в

Великих озерах, особенно в озере Эри. В американской литературе описан

уникальный случай, когда горела ... река, на которой стоит промышленный

город Клвленд, - до такой степени ее воды были насыщены нефтью.

В этих условиях в США был принят закон о национальной политике в

отношении окружающей среды. Были увеличены расходы на природоохранные

мероприятия. Стала внедряться новая технология. Значительную инициативу

начала проявлять общественность. Улучшилось экологическое образование и

воспитание молодежи. И в результате состояние окружающей среды стало

постепенно улучшаться. Чище стали Великие озера и впадающие в них реки, в

которых снова ловится форель, воздух над Нью-Йорком, Чикаго и другими

городами. Но в некоторых районах экологическая ситуация продолжает

оставаться сложной.

Литература

1. Экономическая география зарубежных стран (учебник для

9 класса). Под редакцией В.П. Максаковского. М., 1988.

2. География (учебник для 10 класса).

Под редакцией В.П. Максаковского. М., 1993.

3. Советский энциклопедический словарь.

Под редакцией А.М. Прохорова. М., 1987.

4. Современные Соединенные штаты Америки:

Энциклопедический справочник. М.,1988

5. Страны мира:

Краткий полит. - эконом. справочник. М, 1985

6. Атлас мира. Ответственные редакторы: С.И. Сергеева, В.М. Антонов. М.,

1990.

7. Атлас мира.

Ответственный редактор В.М. Антонов. М., 1990.

-----------------------

ВНИМАНИЕ!

Реферат сдавался мной (аноним) в мае 1997 г.

Усковой Татьяне Петровне в школе № 42 г. Москвы.

Оценка "отлично".

Шрифт - Peterburg.

[pic]

[pic]

Статуя Свободы

(США)

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.