реферат скачать
 

Экономическое районирование России

территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции,

экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить

при районировании.

Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного

фактора.

В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает

новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная

комплексность хозяйства регионов.

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие

хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное

сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их

территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры

входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные

отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е.

в разных экономических районах они проявляются по-разному.

Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения

на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все же главные факторы в

условиях рыночных отношений - это условия функционирования региональных

рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие

для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная

движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным

и внутри региональным регулированием.

Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е.

цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны

для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на

принципах районирования разного значения – экономических, социальных,

экологических, организационных. При этом экологические принципы

районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем

становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества.

Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых

ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление

охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное

значение для экономического районирования приобретает учет социальных

факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов,

возможностей повышения жизненного уровня населения.

III. Современная схема экономических районов.

Современная схема экономических районов России сложилась в результате

коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-

экономических преобразований, научно-технического прогресса и

территориального разделения труда.

Причины изменения обусловлены:

- сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные

сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-

производственные комплексы;

- совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий

наиболее эффективных отраслей промышленности;

- рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении

сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

- обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых

промышленных районов европейской части России, где сосредоточен

производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;

- обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде

свободных экономических зон.

Современный методический подход к разработке схемы экономических

районов должен основываться на качественном анализе:

- учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-

технического прогресса территориальных форм концентрации производства и

т.д.;

- анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических

условий районо образования на отдельных территориях.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть

народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию,

прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно

связан с другими частями страны общественным территориальным разделением

труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Современное экономическое районирование России включает три основных

звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические

районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы –

административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый

вид экономического районирования отвечает определенным задачам

территориального развития.

Высшее звено районирования – крупные экономические районы –

используются центральными республиканскими органами власти для

общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе.

Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно

завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в

общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией,

большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным

потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную

специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного

экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее

хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми

отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в

руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная

форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных

районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют

собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их

основе образуются начальные специализированные территориальные

производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке

и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства

и социально-культурного строительства, в размещении и специализации

предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции,

местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного

питания.

Экономические районы могут объединяться в макро регионы или

экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами

экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного

освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их

использования.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны –

Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний

Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности

производства и потребления важных видов продукции группы районов в

экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три

укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье

и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и

Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических

районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-

Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,

Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская

область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав

экономических районов иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

|Экономический район|Состав |Площадь, |Население, |

| | |тыс.км2 |млн.чел. |

|1 |2 |3 |4 |

|Северный |Архангельская с Ненецким |1466,3 |5,9 |

| |автономным округом, | | |

| |Вологодская и Мурманская | | |

| |области Республика Коми и | | |

| |Республика Карелия | | |

|Центральный |Брянская, Владимирская, |483,0 |30,0 |

| |Ивановская, Калужская, | | |

| |Костромская, Московская, | | |

| |Орловская, Рязанская, | | |

| |Смоленская, Тверская, | | |

| |Тульская, Ярославская всего | | |

| |12 областей и г.Москва | | |

|Волго-Вятский |Нижегородская, Кировская |265,4 |8,5 |

| |области, Республика Марий | | |

| |Эл, Республика Мордовия и | | |

| |Чувашская Республика | | |

|Центрально-Чернозем|Белгородская, Воронежская, |167,7 |7,9 |

|ный |Курская, Липецкая и | | |

| |Тамбовская обл. | | |

|Северо-Кавказский |Ростовская обл., |355,1 |17,7 |

| |Краснодарский и | | |

| |Ставропольский края, | | |

| |Республика Адыгея, Дагестан,| | |

| |Кабардино-Балкария, | | |

| |Карачаево-Черкесия, | | |

| |Ингушская и Чеченская | | |

|Северо-западный |Санкт-Петербург, |196,5 |8,0 |

| |Ленинградская, Новгородская,| | |

| |Псковская обл. | | |

|Поволжский |Ульяновская, Саратовская, |536,5 |16,9 |

| |Самарская, Волгоградская, | | |

| |Астраханская, Пензенская | | |

| |обл., республика Татарстан и| | |

| |Калмыкия – Хольяк Тангч | | |

|Уральский |Курганская, Оренбургская, |824,0 |20,5 |

| |Пермская (с Коми Пермяцким | | |

| |автономным округом), | | |

| |Свердловская, Челябинская | | |

| |обл., республики | | |

| |Башкортостан и Удмуртия | | |

|Западная Сибирь |Алтайский край, Республика |2427,2 |15,0 |

| |Алтай, Кемеровская, | | |

| |Новосибирская, Омская, | | |

| |Томская (с Ханты-Мансийским | | |

| |и Ямало-Ненецким автономным | | |

| |округами) обл. | | |

|Восточно-Сибирский |Красноярский край, Иркутская|4122,8 |9,2 |

| |и Читинская обл., Республика| | |

| |Бурятия, Тува, Хакасия | | |

|Дальне-Восточный |Приморский и Хабаровский (с |6215,9 |7,6 |

| |Еврейской автономной обл.) | | |

| |края, Республика Саха | | |

| |(Якутия), Амурская, | | |

| |Камчатская (с Корякским | | |

| |автономным округом), | | |

| |Магаданская (с Чукотским | | |

| |автономным округом) и | | |

| |Сахалинская обл. | | |

|Калининградская |Калининградская |15,1 |936,0 |

| | | |тыс.чел. |

IV. Проблемы экономического районирования.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где

развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая,

крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,

Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где

сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,

Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская,

Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой

производственной базой, в основном на Севере.

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза

резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной

напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по

федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли

коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита

населения.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов

России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и

Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская

область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять

мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа

предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа

– создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности

за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные

инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи,

ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование

решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов,

создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда,

развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий,

расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных

программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды,

развитие связей с другими регионами.

V. Варианты будущего районирования России.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой

устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и

отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое,

таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50

%) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного

производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь,

Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область,

Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется

новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального

аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий экономики каждого

отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,

внешнеэкономической политики;

2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень,

особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы

и использования природных ресурсов;

3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в

регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений

можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –

основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части

Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –

Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг

Западной Сибири;

3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия,

Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым

режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах

первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских

хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а

также переселение в эти регионы экономически активного населения –

демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового

зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными

условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,

аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой

финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти

регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание

механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного

пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются

поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных

образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора,

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства

народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения

приоритета и равенства условий для представителей различных

национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание

уровней развития.

Заключение.

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение

достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика

направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение

целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в

экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический

возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и

экономиче2ских связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

- Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских

агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей,

модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки,

приватизации.

- Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья,

Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и

российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в

сельской местности, развитие местной производственной и социальной

инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация социально-экономического положения в регионах с

экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой

специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

- Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и

промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет

нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по

комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих

экологических стандартов.

- Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в

регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование

свободных экономических зон, а также технополисов как региональных

центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения

экономического и социального прогресса.

- Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих

мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом

потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.

- Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем –

транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих

региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

- Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения

отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия

потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и

Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России

будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-

экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с

региональным самоуправлением.

Список литературы:

1. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина,

С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.,

Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство

«Кафедра - М», 1999.

3. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой –

2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.

-----------------------

Российская Федерация

21 республика

49 административных областей

6 краев

1 автономная область

Москва и Санкт-Петербург

Административные районы и города

10 автономных

округов

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.