реферат скачать
 

Экономическое районирование

использования имеющихся ресурсов района.

o Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района,

его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

o Административный принцип, определяющий единство экономического

районирования и территориального политико-административного устройства

страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного

развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда

России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и

практики экономического районирования России. В современных условиях

выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-

технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются

ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших

вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации

технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией

производств. К районообразующим факторам современных экономических районов

можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую

плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может

изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в

зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических

районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических

районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского,

ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского,

Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных

звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы

среднего звена – края, области, республики; низовые районы –

административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам

территориального развития. Высшее звено районирования – крупные

экономические районы – используется центральными республиканскими органами

власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном

разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и

относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие

важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной

территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-

ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную

специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного

экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее

хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми

отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в

руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма

комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов

вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в

таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные

специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые

районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых

программ развития районного хозяйства и социально-культурного

строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности,

бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или

экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами

экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон

четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Состав крупных экономических районов России.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного

освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их

использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России

и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных

целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных

видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в

укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр

европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне

два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических

районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-

Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,

Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус

самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов

России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и

Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область,

Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение

мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго

типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах

третьего типа – создание особо благоприятного режима для

предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов

и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры

– фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации.

Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение

важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание

фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие

производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение

фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ

возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие

связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где

развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с

крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,

ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где

сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,

Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская,

Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой

производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза

резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной

напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по

федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли

коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита

населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты

для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции

социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию.

Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы

размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения

транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей

промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается,

что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять

сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –

основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части

Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –

Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг

Западной Сибири;

3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия,

Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым

режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах

первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских

хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а

также переселение в эти регионы экономически активного населения –

демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового

зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными

условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,

аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой

финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти

регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые

получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,

с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –

Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –

Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

Стратегические задачи регионального развития.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая

региональная политика. Следует отметить особую важность регионального

аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий определены подходы к

особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом

главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,

внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной

сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения

реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание

механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного

пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере –

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная

политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения,

сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной

политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-

экономических возможностей регионов, преимуществ территориального

разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

o Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских

агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей,

модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки,

приватизации.

o Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья,

Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и

российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в

сельской местности, развитие местной производственной и социальной

инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

o Стабилизация социально-экономического положения в регионах с

экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой

специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

o Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и

промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет

нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по

комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих

экологических стандартов.

o Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в

регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование

свободных экономических зон, а также технополисов как региональных

центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения

экономического и социального прогресса.

o Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих

мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом

потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран

Восточной Европы и бывших республик СССР.

o Развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи,

информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные

сдвиги и эффективность региональной экономики.

o Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения

отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия

потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и

южных районов России. Большая часть задач региональной политики России

будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-

экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с

региональным самоуправлением.

Одной из важных задач в проведении экономических реформ России

являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и

автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного

договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия,

доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических

конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей

различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических

диспропорций, выравниванию уровней развития.

Комплексное развитие хозяйства Уральского экономического района.

Экологические проблемы.

Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке.

Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе

оказывают горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия,

химическая и нефтехимическая промышленность, тепло – и гидроэнергетика,

лесозаготовки. В настощее время Урал считается зоной экологического

бедствия – семь городов занесены в « черную » экологическую книгу России:

Екатеренбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский,

Челябинск. В атмосферу Урала толь горными и металлургическими предприятиями

выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств

почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. Куб. Метр.

Отходов горного и металлургического производства.

Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются

подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается

растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному

загрязнению.

Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических

реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных

экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для

этих целей во всей стране.

Территориальная организация хозяйства.

В Уральском Экономическом районе выделяются три подрайона:

Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и

Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская,

Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии , черной и

цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной

промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и

нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и

станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной

металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется крупный

газо-промышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в

сельскохозяйственном производстве Урала.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского

экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это

всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась

фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с

накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных

фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции

предприятия что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства

тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства

затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты

района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно

реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в

промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.