реферат скачать
 

Экономическая география и регионалистика

продукцию представляют собой многие овощные культуры, ягоды, молоко,

реализуемое в виде цельномолочных продуктов. Однако представления о

степени транспортабельности отраслей и отдельных видов продукции

изменяются в связи с совершенствованием технологических особенностей

транспорта и стоимости перевозок, наряду с изменениями себестоимости

производства сельскохозяйственных продуктов в результате повышения

производительности труда. Разнообразные сочетания природных и

социально-экономических факторов обусловливают выбор специализации

производства и способов организации земледелия и животноводства, с

которыми связаны территориальные различия в уровнях интенсивности всего

сельскохозяйственного производства. Важное значение при этом имеет

обоснование целесообразных соотношений земледелия и животноводства, при

которых обеспечиваются оптимальное использование природного потенциала

территории и поддержание экологического равновесия окружающей среды.

2. Укажите, какая мелиорация земель - водная, химическая или

лесонасаждения - требуется в нечерноземной зоне России, на европейском

юге, в Волго-Уральском регионе, Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

2. Мелиорация почв - улучшение свойств почв и условий почвообразования с

целью повышения плодородия; частный вид мелиорации ландшафта.

Насчитывается более 30 видов мелиорации (осушение, орошение, внесение

органических и минеральных удобрении и др.). Состояние мелиорированных

земель в России (9,6 млн. га на начало 1998 г., из которых 4,9 млн. -

орошаемых и 4,7 млн. - осушенных) вызывает особую тревогу из-за

неконтролируемых процессов снижения их продуктивности, повышения уровня

грунтовых вод, засоления; при этом в неудовлетворительном состоянии

находятся 0,74 млн. га орошаемых и 1,08 млн. га осушенных угодий. За

период 1991-1997 гг. переведены в богарные 1,48 млн. га мелиорированных

земель. Нечерноземной зоне требуется в первую очередь мелиорация с помощью

лесонасаждений, на европейском юге - водная, в Волго-Уральском регионе,

Западной Сибири и на Дальнем Востоке - химическая.

3. С помощью статистических справочников определите, по каким видам

продовольствия Российская Федерация потеряла продовольственную

безопасность. Какие федеральные административные округа и субъекты

Федерации сейчас обеспечивают себя продовольствием сами?

Известно, что в США 17,3% фермерских хозяйств производят 82,5% всей

сельскохозяйственной продукции, используя 45% пашни и владея 50% машин и

оборудования. Из 6,8 млн ферм в 1935 г. к середине 90-х гг. осталось менее

1,9 млн ферм. Собственностью банков и компаний является 41% фермерских

угодий США, сдаваемых в аренду за 1/3 урожая.

3. В международной практике принято определение продовольственной

безопасности, которое дано в Римской декларации Всемирного форума по

продовольственной безопасности, состоявшегося под эгидой ФАО 13-17 ноября

1997 г. В соответствии с этим определением «продовольственная безопасность

- это обеспечение доступа всех людей в любое время к продовольствию,

необходимому для здоровой и активной жизни. При достижении

продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном

количестве, их поставки являются сравнительно стабильными и каждый

нуждающийся человек может получить продовольствие. Расчеты показывают, что

при, казалось бы, огромных объемах импорта продовольствия его доля в общем

стоимостном объеме товарооборота продовольственных товаров составила в

2000 г. около 16%. Другими словами, она была ниже, чем все мыслимые и

немыслимые требования сторонников самообеспечения и полной

продовольственной независимости. В структуре импорта продовольственных

товаров и сельскохозяйственного сырья в наблюдаемый период доминировали и

продолжают доминировать три укрупненные товарные группы: сахар-сырец, мясо

и хлебные злаки. Их доля постоянно близка к 40% объема импорта. Удельные

веса огромного множества всех других групп продовольственных товаров от

макаронных изделий до фруктов, напротив, постоянно находятся в интервале

0,2-6%.

4. Какова ситуация в фермерском движении России? Где, в каких регионах

фермеры со своими небольшими наделами (более 50% хозяйств имеют менее 20

га земли) могут вести хозяйство с прибылью?

4. В мировой практике сельскохозяйственного производства хорошо себя

зарекомендовали фермерские хозяйства, получившие большое распространение в

развитых в экономическом отношении странах. В России своеобразным

прототипом ферм были крестьянские хозяйства, возникшие и просуществовавшие

очень короткий период - с начала реализации столыпинских реформ и до

коллективизации (1906-1917 гг.). В годы коллективизации эти хозяйства были

раскулачены, а их владельцы закончили свою жизнь в лагерях и на

многочисленных социалистических стройках. Лишь совсем недавно, в 1991 г.,

в процессе экономических преобразований произошло возрождение этой формы

хозяйствования. Однако пока крестьянские (фермерские) хозяйства не

получили в России большого развития. Они производят всего около 2% валовой

сельскохозяйственной продукции страны. Хотя общее количество отечественных

крестьянских хозяйств приближается к 300 тыс., в основном это маломощные

предприятия, едва сводящие концы с концами. Средний размер земельного

надела российского фермера в 1995 г. составлял всего 43 га, что явно

недостаточно для современного экономически крепкого и эффективного

хозяйства. Дальнейшее развитие фермерства в России сдерживает

незавершенность и половинчатость земельной реформы, отсутствие частной

собственности на землю с правом ее продажи. Последнее обусловливает

невозможность организации надежной системы финансирования крестьянских

хозяйств с помощью практикуемого и хорошо отлаженного за рубежом механизма

ипотечного кредита (получение банковских ссуд в залог земельного участка и

недвижимого имущества). Зачастую под крестьянские хозяйства отводятся

далеко не лучшие земли. Проведенная в кратчайшие сроки реорганизация

крупнотоварного производства и развитие мелкотоварного сектора с пока еще

примитивной технологией производства не могут решить проблему внутреннего

продовольственного рынка страны. Во всем мире идет процесс укрупнения

мелкотоварных ферм, так как мировой опыт показал, что крупное производство

более эффективно, чем мелкое. Так, в США при общем числе фермеров более 2

млн. на каждое хозяйство в среднем приходится 190 га (в России - 40 га).

Мировой опыт показывает, что крупные сельскохозяйственные предприятия

имеют большие преимущества: высокий уровень товарности, относительно более

низкие производственные затраты, высокий уровень производительности труда

и как следствие высокая экономическая эффективность. Несмотря на кризисное

состояние крупных сельскохозяйственных предприятий, в России они остаются

реальной основой возрождения сельского хозяйства на основе их интеграции с

перерабатывающими отраслями АПК. Фермерство и другие формы хозяйствования

должны развиваться параллельно с крупнотоварным производством, тем более

что для их становления и развития необходимы значительно большие размеры

капиталовложений, чем в уже действующие предприятия.

Наибольшее количество фермерских хозяйств сформировалось на Северном

Кавказе (больше 1/4) и в Поволжье (Саратовская и Волгоградская обл.).

Более 20% всех фермерских хозяйств создано в Сибири, относительно большое

их количество на территории Алтайского края, Новосибирской и Омской

областей. При этом в западных и центральных провинциях всех природных зон

число фермерских хозяйств значительно превышает их количество в восточных

провинциях этих же зон (в 5 раз и более). Сильно различаются и размеры

земельных участков фермерских хозяйств. Так, если в среднем по России

большая часть хозяйств имела площадь от 6-20 до 20-50 га, то в восточных

частях основных природных зон выше доля хозяйств размером до 200 га и

более.

Тема 13. Региональная политика государства

С 1993 г. Россия имеет уникальную в мировой юридической практике

конституцию. Это Федерация, в которой на 21 республику из 89 субъектов

приходится 46% (в том числе на Республику Саха - 20%) территории и 15,2%

(причем в 15 республиках доминируют русские) населения. Россия - страна,

где субъекты Федерации называются по-разному (республики, края, области,

города, автономии), имеют одинаковый правовой статус (ст. 5 Конституции

РФ), но при этом автономные округа входят в состав краев и областей (ст. 6

п. 4 Конституции РФ). Еврейская автономная область, Чукотский автономный

округ являются самостоятельными субъектами Федерации.

Россия - это асимметричная федерация, где помимо 21 республики есть еще 68

унитарных субъектов. Со всеми республиками (кроме Чеченской) подписаны

федеративные договоры. С более чем половиной унитарных членов подписаны

договоры о разграничении полномочий между Центром и субъектом Российской

Федерации. Федеративные договоры и договоры о разграничении полномочий

часто во многом индивидуальны и создают различия во взаимоотношениях между

Центром и субъектами Федерации, а также в межрегиональных отношениях как

юридического, так и экономического характера. Создаются проблемы между

краем, областью и входящими в их состав автономиями.

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в

Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. придал региональной политике

системный характер. А Указ Президента РФ «О полномочном представителе

Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. усилил контроль за

деятельностью региональных властей и обеспечил одинаковое действие всех

норм федеральной конституции на территории России независимо от

этнических, религиозных и иных особенностей субъекта Российской Федерации.

До 2002 г. многие субъекты Российской Федерации находились вне контроля

центральной власти; конституции ряда республик не соответствовали

федеральной конституции. За 2002-2003 гг. удалось привести законы

субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами. Тем

не менее остается много противоречий.

1. Чем можно объяснить отмеченные различия в отношениях между регионами и

Центром?

1. Все регионы России переживают период общего затяжного экономического

кризиса, и на их внутреннюю экономическую ситуацию в существенной степени

воздействует совокупность специфических факторов, многие из которых

являются для регионов общими. Во-первых, все регионы различаются по

стартовым условиям вхождения в рыночную экономику. Например, существенным

образом отличается положение южных и северных регионов, имеющих разную

структуру производства, различный уровень затрат на производство

сельскохозяйственной продукции, различного рода рентные преимущества.

Регионы различаются по темпам проведения приватизации и аграрной реформы,

развития рыночной инфраструктуры и предпринимательской деятельности, по

степени участия во внешнеэкономической деятельности и в решении

общегосударственных экономических проблем, например проблемы наполнения

государственного бюджета; регионы также различаются по объемам вложенных в

их экономику иностранных инвестиций. Географическое пространство России в

условиях переходной экономики как бы проявляет исторически сложившуюся

неоднородность экономического развития регионов, различия в

профессиональной подготовленности населения, в его менталитете, в

национальном составе. Практически все регионы России демонстрируют

признаки экономического неблагополучия, выступающего нередко в

специфических формах. К некоторым регионам применимо определение зон

социального бедствия. В них высок процент населения, проживающего ниже

уровня бедности, опасные, т.е. выше 4-5%, размеры безработицы. К числу

таких регионов можно отнести некоторые республики Северного Кавказа

(Чечню, Ингушетию, Дагестан), Калмыкию и некоторые районы Нечерноземья

(например, Архангельскую область).Экстремальность региональной ситуации

характерна практически для всей зоны Севера, старопромышленных областей

(Ивановская область), наиболее милитаризованных районов центра, Урала, юга

Сибири и Дальнего Востока. Экономическая ситуация осложняется углублением

инвестиционного кризиса, препятствующего формированию новой рыночной

структуры производства. Структурные изменения в экономике регионов пока не

приняли повсеместно необходимой рыночной направленности, о чем

свидетельствует, например, спад производства товаров народного

потребления. Особо тяжелое положение сложилось в районах с высокой

концентрацией производств конверсионных отраслей, переживающих весьма

болезненный период стагнации. Примером может служить Урал, где в советский

период была создана промышленная база оборонно-стратегического назначения.

На его территории расположено множество «номерных» поселений, нередко с

опасным в экологическом отношении производством. Из-за быстрого развития

отраслей добывающей и тяжелой промышленности на Урале наблюдается

значительное отставание в развитии легкой и пищевой промышленности,

сельского хозяйства. Специфический характер кризисной ситуации наблюдается

на Дальнем Востоке. Для него характерны существенный отток населения в

европейскую часть России, острая нуждаемость в инвестициях, необходимых

для преодоления преимущественно сырьевой направленности развития,

расширения производства товаров народного потребления, сферы услуг,

конверсии оборонных производств, составляющих значительную долю в

экономике. В силу экстремальных природных условий Дальний Восток нуждается

в специальном комплексе мер по закреплению кадров. На ситуацию в

российских регионах сильное воздействие оказывают доставшиеся в наследство

некоторые проблемы советской экономики: диспропорциональность развития,

сырьевая структура экспортных отраслей, существенная изоляция от мирового

хозяйства, неразвитость товарно-денежных отношений. На региональное

развитие также отрицательно повлиял распад СССР и связанный с ним разрыв

экономических связей, явившийся одной из серьезных причин экономического

спада.

2. Можно ли считать региональную политику государства справедливой и

эффективной, способной стимулировать экономический рост регионов?

2. На сегодняшний день региональная политика государства зачастую не

является справедливой и эффективной. Это видно на примере практики

заключения договоров между Российской Федерацией и ее субъектами. Несмотря

на эйфорию субъектов, которым удалось оговорить для себя ряд льгот и

преимуществ, такая практика ведет к неравенству субъектовмежду собой.

Например, Республика Татарстан включила в Договор 1994 года положение о

своей международной правосубъектности, в частности об установлении

межгосударственных отношений с другими странами и самостоятельном

осуществлении внешнеэкономической деятельности. Такого рода соглашения

заключены Татарстаном с Украиной, Венгрией, Турцией и другими

государствами. В связи с этим возникает проблема: насколько обязательными

для самой Российской Федерации являются такого рода соглашения и договоры,

заключенные ее субъектами с другими государствами; должна ли она нести

какую-либо ответственность за соблюдение этих соглашений ее субъектов? Это

касается, в частности, экономических соглашений. По Договору 1994 года

статус Республики Татарстан определен как государства, объединенного с

Российской Федерацией, т.е. ассоциированного члена Федерации. Республика

получила также уникальное право помилования осужденных, которое по

Конституции Российской Федерации принадлежит только Президенту Российской

Федерации (ст. 89). Такое исключительное положение одного из субъектов

Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой

все субъекты являются равноправными (ст. 5). Договором статус Татарстана

как субъекта Федерации, по существу, отрицается, поскольку ассоциированные

связи с Федерацией не равнозначны отношениям субъекта Федерации. Кроме

того, Татарстан по республиканской Конституции объявлен суверенным

государством. Однако теория государственного права отрицает возможность

для государства, являющегося частью другого государства, обладать

суверенитетом. Суверенитет неделим и невозможно существование на одной

территории нескольких суверенных властей. Это создает лишь иллюзию

верховенства власти. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации

суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию,

т.е. суверенный характер власти признается только за федеративным

государством. Договорные отношения между Центром и субъектами Федерации не

столько учитывают специфику отдельных субъектов, сколько ломают

общепризнанные каноны и устанавливают неравенство правового статуса

субъектов, а это, в свою очередь, ведет к конфликтности внутри Федерации.

Договоры между Центром и субъектами Федерации не являются новым типом

федеративных отношений. Субъекты, подписавшие подобные договоры,

приобретают иной статус по сравнению с другими субъектами и получают в

результате своего рода привилегированное положение, например в области

налоговых поступлений в федеральный бюджет, возврата части бюджетных

средств в бюджеты субъектов и т.д. В литературе приводились следующие

данные по этому поводу. При средней по стране доле федерального бюджета в

налоговых доходах 35,2% по отдельным субъектам эта доля колебалась: от 0%

- по Республике Саха (Якутия), 4,6% - по Республике Карелия до 47,8% - по

Ярославской области, свыше 45% - по Ульяновской и Самарской областям.

Одновременно через различные виды финансовой помощи бюджетам субъектов

Российской Федерации из федерального бюджета фактически возвращалась

определенная доля федеральных налогов, полученных с их территории. При

средней величине по стране 73,1% эта доля варьировалась: от 14,2% - в

Ярославской области, 14,8% - в Нижегородской области до 4690,9% - в

Республике Дагестан, 2599,8% - в Республике Алтай. Таким образом, в

составе России есть чистые доноры, т.е. кто несет на себе основную тяжесть

налоговых нагрузок.

3. Какие дополнительные меры Вы могли бы предложить для гармонизации

отношений регионов с федеральным Центром и для межрегиональных отношений?

3. Цели государственной региональной политики:

1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ

федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического

пространства;

2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной

социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.