реферат скачать
 

Экономическая география и регионалистика

структуре промышленного производства района преобладают лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (20,9%), черная

металлургия (24%), электроэнергетика (8,7%) и топливная промышленность

(16,1%). За ними следуют цветная металлургия (8,5%), машиностроение

(4,9%), химическая и нефтехимическая промышленность (4,2%), пищевая

промышленность (9,0%), промышленность строительных материалов (1,2%).

В Уральском федеральном округе размещается мощный промышленный потенциал.

В 1999 г. здесь произведено 14,4% электроэнергии, 68,3% нефти, включая

газовый конденсат, 2,2% первичной переработки нефти, 91,5% естественного

газа (природного и нефтяного), 2,8% угля, 35,2% готового проката черных

металлов, 6,5% синтетических смол и пластических масс, 21,3%

металлорежущих станков, 10% грузовых и легковых автомобилей, 2,4%

холодильников, 8,6% вывозки древесины, 12% пиломатериалов, 6,9% кирпича

строительного, 5,9% цемента, 0,5% тканей всех видов, 1,8% обуви, 7,6% мяса

(промышленная переработка), 10,5% цельномолочной продукции (в пересчете на

молоко). Вотраслевой структуре промышленности региона преобладают отрасли

топливно-энергетического, металлургического и машиностроительного

комплексов, а также пищевой промышленности.

В 1999 г. в промышленности Юга Сибири произведено 6,4% электроэнергии РФ,

2% -нефти, 0,1% - природного газа, 7,5% - первичной переработки нефти,

43,8% - угля, 15,7% -готового проката черных металлов, 5,4% - аммиака

синтетического, 4,3% - синтетических смол и пластмасс, 16,9% - шин

автомобильных и прочих, 7,4% - металлорежущих станков, 1% - телевизоров,

2,7% - вывозки древесины, 6% - пиломатериалов, 5,6% - цемента, 5,2%

-строительного кирпича, 1,9% - тканей всех видов, 3,8% - обуви, 2,8% -

сахара-песка, 10% -мяса (промышленная переработка), 7,3% - цельномолочной

продукции (в пересчете на молоко). Промышленность региона и особенно его

ведущие отрасли - черная и цветная металлургия, химическая и

нефтехимическая промышленность, достаточно привлекательны для иностранных

инвесторов.

Роль и значение металлургии определяются в первую очередь тем, что она

служит фундаментом для развития машиностроения, а значит и всей экономики.

Металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива,

вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего

передела. Металлургия, как отрасль с большими объемами реализации на

внутреннем и внешнем рынках, связанная со многими смежными производствами

и отраслями, обремененная протяженными транспортными потоками весьма

чувствительна к непредсказуемым скачкам цен на энергоносители и тарифов на

железнодорожные перевозки, непостоянству таможенных тарифов. При этом

необходимо признать, что несмотря на все трудности последнего десятилетия,

металлургия оказалась в числе наиболее способных к выживанию отраслей,

прежде всего, благодаря ее интегрированности, автономности ресурсного

обеспечения и наличию научного и кадрового потенциала. Заметно улучшается

структура и качество выпускаемой продукции. Увеличились в относительном и

абсолютном выражении объемы выплавки стали прогрессивными способами. Более

половины производимой стали разливается непрерывным способом и

подвергается комплексной внепечной обработке. На многих предприятиях

черной металлургии разработаны и реализуются перспективные, в том числе

пятилетние планы развития, внедрены и внедряются прогрессивные технологии

на всех переделах, продукция сертифицируется по международно признанным

стандартам и нормативам. Специалисты прогнозируют в ближайшие годы рост

внутреннего потребления металлопродукции темпами, превышающими рост ВВП.

Если сумеют сохраниться эти тенденции, российский рынок металлургии станет

одним из развитых на территории нашей страны. Но на нем надо тоже многое

упорядочить, отходить от анархической конкуренции, дублирования поставок,

переходить к цивилизованному квотированию в некоторых секторах рынка.

Очень важно защитить наш рынок от внешнеэкономической экспансии.

Отмеченные положительные моменты в работе металлургического комплекса не

могут успокаивать. За последние годы уже не раз обозначался подъем и спад

в производстве и финансовом положении предприятий. Рентабельность и объемы

прибыли то возрастали, то снова опускались до минимальных величин,

нормально работающие предприятия переходили в разряд убыточных и

должников, а некоторые находятся в стадии банкротства и в режиме внешнего

управления. И даже, если будет наведен порядок в ценовой, тарифной и

налоговой политике, налажено повсеместно квалифицированное управление

предприятиями, то это еще не гарантирует долгосрочной устойчивой

положительной динамики, если не будут найдены способы стимулирования и

финансового обеспечения процесса восстановления производственного

потенциала в соответствии с современным техническим уровнем, его научного

и кадрового обеспечения.

3. Объясните преимущества и недостатки того и другого вариантов с учетом

их эффективности, степени удовлетворения потребностей региона,

комплексного характера использования сырья и соблюдения требований охраны

окружающей среды. Приведите конкретные примеры.

3. В самом общем виде можно выделить две формы локализации химических

производств в России. К первой форме - «повсеместной» (или, точнее говоря,

нечетко выраженной) локализации относятся отрасли и производства,

размещенные по обжитой части страны более или менее равномерно, без резкой

концентрации. Сюда можно отнести производства, выпускающие азотные,

фосфорные и сложные удобрения, лаки, краски, бытовые химикалии,

химико-фармацевтические изделия и т.п. Подобные производства, как правило,

не имеют тенденции к внутриотраслевому комбинированию и чаще всего

представляют собой технологически самостоятельные специализированные

предприятия, размещение которых возможно не только в Москве, Петербурге,

Нижнем Новгороде, но практически в любом городском центре средней

величины, имеющем хорошую транспортную связь для сбыта своей продукции.

Ко второй форме следует отнести производства и отрасли, образующие

сравнительно четко выраженные, чаще всего взаимосвязанные сосредоточения

предприятий. Сюда относятся большинство нефтехимических производств,

вырабатывающих полимерные материалы и полупродукты, неорганические

химикаты (Поволжье, Урал, Западная Сибирь и др.). Они основаны на широком

внутри- и межотраслевом комбинировании, а их локализация теснейшим образом

связана с сырьевой и энергетическими базами.

Специализация в химической промышленности усилилась в последние годы в

связи с разветвленным, хорошо развитым нефтетрубопроводным транспортом,

позволяющим ликвидировать разрыв единого технологического цикла получения

продукта на предпоследней стадии (изготовления полупродукта) и

организовать завершающие стадии получения конечной продукции (химикатов и

химических материалов) в других более, предпочтительных районах, а не

только и тех, где производится полупродукт в соответствии с предшествующей

технологической цепочкой. Экологический фактор - это сохранение чистоты

окружающей атмосферы, земли и водоемов. С учетом этого фактора в каждом

районе формируется наиболее рациональная структура производства химической

продукции по оптимальным технологиям. Автоматизация и электрификация

химического производства способствует сокращению трудоемкости, увеличению,

производительности труда и внедрению новых технологических методов

(плазма, лазер), реализации новых научно-технических и технологических

решений. Инфраструктурный фактор (подготовка и обустройство территорий к

промышленному освоению) учитывается и играет важную роль при размещении

промышленного производства, особенно в районах нового освоения.

Тема 10. Машиностроительный комплекс РФ

В настоящее время во всем мире существует четыре типа территориальной

организации машиностроительного производства:

** сборочные заводы, работающие на импортных деталях по лицензии и

выпускающие относительно небольшие партии машин или другого оборудования.

Например, сборочные заводы в странах бывшей СФРЮ, сборочные заводы в Иране

(фирма «Рено») и т.д.;

** американский тип машиностроения, когда в центре находится

сборочный завод, а по радиусу до 100 км расположена масса небольших

производств (с численностью рабочих 50-100 чел.), выпускающих

комплектующие (высокоспециализированные малые фирмы, зависящие от

основного производства). В результате возникает крупносерийное

производство;

** западноевропейский тип машиностроения - это

высококвалифицированный персонал, малый рынок сбыта, высокая репутация.

Маленький завод - до 300 чел., работающих с мощной научной базой, т.е.

своеобразное научно-производственное объединение в миниатюре, с мировым

первенством по производству одного вида промышленных изделий (Швейцария,

Швеция, страны Бенилюкса);

** российский тип машиностроения, который стал формироваться в

конце XIX в. Это огромный, емкий внутренний рынок, низкое качество готовой

продукции, слабая транспортная сеть, преобладание железнодорожных

перевозок (часто трехступенчатых: автомобиль-железная дорога-автомобиль, а

иногда и больше), малый экспорт, универсальность оборудования (что

увеличивает материалоемкость,трудоемкость и, следовательно,

себестоимость), развитое производство заготовок, а часто и всех стадий

производства в одном месте. Машиностроительный комплекс получает руду и

уголь, а выпускает все виды оборудования.

1. Какими причинами было вызвано появление российского типа

территориальной организации машиностроения? Укажите, в каких странах

существует подобный тип машиностроения.

1. Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование,

охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь,

машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по

технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся

промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и

оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» -

производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и

внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на

производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми

комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства

страны в целом. Выпуская орудия труда, он реализует достижения

научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и

автоматизацию производства. На него приходится более \'/4 стоимости

промышленно-производственных основных фондов и около \'/5 объема

выпускаемой промышленностью продукции. Структура отечественного

машиностроения - так, как она сложилась к настоящему времени, -

характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств

производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля

военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска

потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы. Спад

производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к

рыночной экономике, охватил прежде всего те отрасли, которые дают

преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время

машиностроительный комплекс обладает необходимым производственным

потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и

подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического

оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность

развития показывает, например, автомобильная промышленность. В России

машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в

территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно

имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным

образом удовлетворением внутренних потребностей. Вместе с тем практика

показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется

меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить

сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что

машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими

связями по сбыту готовой продукции. Машиностроение - необходимое звено

любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения

оно играет большую формирующую роль и в свое время послужило базой для

возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и

направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном

лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых

связано с использованием эффективных природных ресурсов.

2. Используя метод факторного анализа, выявите, какие отрасли

машиностроения Российской Федерации перешли на другой тип организации

производства.

2. Пока еще рано говорить о переходе машиностроения на другой тип

организации производства. На нынешнем восстановительном этапе

экономического развития пока не востребовано одно из важнейших назначений

машиностроения - формирование через взаимодействие с инновационной сферой

технико-технологического потенциала для перспективного роста отраслей

народного хозяйства, его будущей конкурентоспособности. Здесь

инновационная деятельность в узком смысле (создание новых образцов техники

или технологий, их внедрение в производство) в наибольшей степени

определяет конкурентоспособность продукции. Состояние развития

машиностроительного комплекса России предопределяется не просто

спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят

реструктуризацию на качественной основе с приращением

конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции. Спад

капитальных вложений в несколько раз превысил уровень, предельно

допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и

научно-технических заделов, а также для функционирования инвестиционного

комплекса. Одной из главных задач развития машиностроения является

коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как

станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная

промышленность, производство вычислительной техники. Необходимы также

разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск

конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности и

государственная поддержка производств с высокими технологиями. Без этого

не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики,

участия страны в качестве полноправного партнера в международном

разделении труда.

3. Как Вы считаете, за каким способом территориальной организации

машиностроения будущее Российской Федерации? Попытайтесь это обосновать.

3. Американский тип машиностроения для России является наиболее

перспективным. Это связано с тем, что среди предприятий машиностроения

России особое место занимают наукоемкие отрасли машиностроения. К ним

относят электронную, электротехническую, радиотехническую промышленность,

авиационно-космическую и другие отрасли-Предприятия этой группы

размещаются в районах с высокой технической культурой, где имеются

высококвалифицированные кадры, научно-исследовательские и проектные

институты и конструкторские бюро. Программа развития машиностроительного

комплекса на период перехода к рыночным отношениям предусматривает

реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,

широкую конверсию оборонных производств. Важную роль должно сыграть

внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии

машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на

производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также

машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского

хозяйства. Так, например, центры авиационной промышленности сформировались

в районах высокой технической культуры, располагающих высоким

научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах европейской

части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа

«Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» производят

в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются также

Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Тема 12. Агропромышленный комплекс и легкая промышленность РФ

Продовольственная независимость государства зависит от степени развитости

АПК и теряется при производстве менее 80% продовольствия по рациональным

нормам потребления.

Сельское хозяйство России, как главное звено АПК, переживает глубокий

кризис, вызванный сменой характера производственных отношений.

Продовольственная безопасность теряется при импорте 50% продовольствия, а

нынешняя Российская Федерация ввозит по некоторым видам до 60%. Кризисные

явления наблюдаются и в других звеньях АПК, так, пищевая промышленность в

значительной мере работает на импортном сырье. Такая же ситуация и в

легкой промышленности.

1. Выскажите свое мнение, каким факторам из числа определяющих развитие и

размещение сельского хозяйства Вы отдаете предпочтение - природным или

экономическим. Мнение обоснуйте.

Программа мелиорации земель для нашей страны, бесспорно, имеет очень

важное значение в силу большого разнообразия почвенно-климатических

условий.

1. Особенности экономико-географического положения в целом оказывают

существенное влияние на территориальную организацию сельского хозяйства.

Важнейшим среди них является положение сельскохозяйственных предприятий по

отношению к местам переработки продукции растениеводства и животноводства

и центрам потребления конечной продукции. Немаловажное значение имеет

транспортно-географическое положение сельской местности: при

неблагоприятных условиях ограничиваются возможности развития отраслей

растениеводства и животноводства, производящих малотранспортабельные виды

продукции. К основным отраслям сельского хозяйства, затраты на

транспортировку продукции которых составляют небольшую долю их стоимости,

можно отнести овцеводство каракульского и шерстного направлений,

хлопководство, льноводство, табаководство, возделывание масличных культур.

К относительно менее транспортабельным отраслям относятся зерновое

хозяйство, мясное животноводство, плодоводство. Малотранспортабельную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.