реферат скачать
 

Экономическая география и регионалистика

- процедура предпроектной оценки воздействия намечаемых к созданию

хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС);

- создание специализированных банков региональной эколого-экономической

информации.

6. Правильная кадровая политика, при которой доступ к власти и управлению

природопользованием определяется профессионализмом и компетентностью. Вся

система управления природопользованием независимо от ее самооценки

испытывает острый дефицит квалифицированных специалистов, восприимчивых к

новым требованиям эколого-экономической политики и способных полностью

нейтрализовать экологическую безграмотность правительственных чиновников и

хозяйственных руководителей. Руководство страны длительное время

пренебрегало подготовкой кадров экологов - природопользователей, а когда

небольшое число их все же появилось, их часто оттесняли от прямой

профессиональной деятельности и от выхода в практику управления. В

последнее время положение несколько исправляется. Но вузовская подготовка

экологов-практиков остается несовершенной. Необходимо создание

специализированных факультетов, где был бы обеспечен развернутый макро-

экологический подход к образованию.

7. Международное сотрудничество и поддержка.

Экологический кризис и мощные источники техногенных эмиссий России

представляют ощутимую глобальную опасность. Экономическое и социальное

напряжение, региональные кризисы, экологические беженцы, трансграничные

переносы радионуклидов, кислотных оксидов, парниковых газов, дыма лесных

пожаров, ядерные свалки и склады отравляющих веществ, затопленные реакторы

и боеголовки - все это стало крупным национальным «вкладом» во всемирное

ухудшение экологической обстановки. Учитывая реальную экономическую

ситуацию в России, развитые зарубежные страны готовы оказать, а мы

вынуждены с благодарностью принять помощь для экологической стабилизации.

Существует несколько программ международного сотрудничества, в рамках

которых зарубежные партнеры оказывают финансовую, технологическую и

научно-методическую помощь для улучшения экологической обстановки и

рационализации использования ресурсов в различных регионах России (Русский

Чернобыль, Верхняя Волга, Северный Каспий, Байкал). Такое сотрудничество

соответствует рекомендациям РИО-92. Однако, несмотря на то, что Россия в

настоящее время находится в условиях значительной экономической и

социальной напряженности, что ей приходится решать беспрецедентные по

сложности задачи, она все-таки должна нести ответственность, в том числе и

весьма ощутимую материальную ответственность за трансграничное загрязнение

и нарушение квот на выбросы парниковых газов. Выполнение указанных

требований за короткий исторический срок кажется практически невозможным,

так много для этого социально-психологических, политических,

экономических, этических, религиозных и прочих препятствий. Большинство

специалистов единодушны в том, что процесс экологически ориентированного

развития не может быть ограничен только изменением мировой экономической

стратегии, хозяйственными и технологическими мерами; он должен

сопровождаться глубокой переоценкой человеческих устремлений, становлением

новой идеологии, новых норм поведения людей.

5. Выделите районы Российской Федерации, природный потенциал которых по

агроклиматическим условиям подходит для выращивания озимых зерновых.

5. В Российской Федерации возделываются озимые и яровые формы пшеницы.

Озимая пшеница по зимостойкости среди хлебных злаков занимает второе

место. Она хорошо произрастает в районах с умеренными и теплыми зимами и

достаточным количеством осадков. Наиболее благоприятным для ее выращивания

является Северо-Кавказский экономический район, особенно Краснодарский

край, где получают высокие стабильные урожаи этой культуры с отличными

сортовыми качествами. Здесь выращивают сорта твердых и сильных пшениц.

Широко возделывается озимая пшеница на правобережье Поволжья, районах

Нечерноземной зоны, в предгорьях Алтая.

6. Выделите районы Российской Федерации, где лесные ресурсы могут

воспроизводиться за минимальный срок.

6. Дальний Восток - это район, где лесные ресурсы могут воспроизводиться

за минимальный срок. На долю Дальнего Востока приходится 31% запасов

древесины страны.

7. Выделите районы Российской Федерации, где существуют проблемы с

водоснабжением.

7. Экстремально высокое загрязнение водоемов, превышающее допустимые нормы

в 100 и более раз, характерно для Свердловской, Пермской, Челябинской,

Мурманской, Оренбургской, Кемеровской и Волгоградской областей. Наибольший

объем сбросов загрязненных сточных вод (12 млрд. м3) приходится на долю

бассейна Каспийского моря (в том числе на долю бассейна Волги - 11,2 млрд.

м3). На втором месте - Карское море (бассейн Оби - 2,9 и бассейн Енисея -

2,7 млрд. м3), на третьем - Азовское (4,2 млрд. м3), на четвертом

-Балтийское (2,7 млрд. м3).

Важным показателем оценки водных ресурсов является водообеспеченность

(удельное значение естественного среднего годового стока на единицу

площади и в расчете на одного жителя). Водообеспеченность России в расчете

на единицу площади составляет примерно 250 тыс. м3/год, что намного выше

по сравнению с любой из республик ближнего зарубежья (исключая Грузию -

765 тыс. м3/год). По этому показателю Россия занимает в мире несколько

более скромное место, чем по суммарному объему речного стока, значительно

(в 3 раза) уступая Бразилии и Норвегии, заметно уступая Индии, и находится

почти на одном уровне с США, КНР и Канадой. Водообеспеченность в расчете

на одного жителя составляет в России 28,5 тыс. м3/год, что значительно

выше, чем в любой соседней республике ближнего зарубежья. Внутреннее

распределение водных ресурсов в России крайне неравномерно. Огромен разрыв

между регионами по показателю суммарного стока. Так, Дальний Восток имеет

на своей территории 1812 км3/год, а Центрально-Черноземный район только

21,0 км3/год. Отсюда резко отличается и удельная водообеспеченность.

Тема 5. Экономическое районирование и регионализм

Теория и практика экономического районирования достаточно полно и

аргументированно изложены во всех вузовских учебниках экономической

географии. Однако наша жизнь изменяется настолько быстро, что прежние

понятия во многом уже не отвечают новым условиям бытия. Поэтому и на

сегодня остается открытым вопрос о том, насколько теория экономического

районирования в своем прикладном значении соответствует условиям

переходного периода российской экономики к рынку.

Новым понятием является «регионализм», который в прошлом был известен лишь

узкому кругу ученых-географов и обозначал один из географических методов,

изучающих особенности частей какого-то общего понятия (процесса,

территории). Роль последнего нельзя понять без выяснения роли федерализма

и раскрытия содержания региональной политики.

1. Каково прикладное значение экономического районирования в решении

проблем инвестиций и структурной перестройки экономики регионов?

1. Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях

становления и развития рыночных отношений для осуществления

территориального управления, повышения его совершенствования при учете

исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во

всех регионах России. Экономическое районирование оказывает огромное

влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных

сил каждого региона и страны в целом. Экономические районы образуются и

развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В

связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие

и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет

к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные

регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Общественное разделение труда способствует массовому и эффективному

производству различных видов продукции и расширению рынка. Экономическое

районирование служит важным научным инструментом территориального

управления. Наша страна располагает богатым научным наследием теории

экономического районирования и обладает большим практическим опытом

экономического районирования.

2. Какие, на Ваш взгляд, новые формы территориальной организации

производства зарождаются и начинают действовать параллельно с

экономическими районами Российской Федерации? Чем вызвано создание

федеральных административных округов?

В результате делимитации и демаркации границы между Российской Федерацией

и КНР Россия уступила Китаю в 1996-1998 гг. 1248 кв. км своей территории.

2. Сетка экономических районов России была сформирована в условиях

советской экономики, которую принято характеризовать как

централизованно-плановую, административно-командную. В последние годы

произошел слом этой системы и на рыночных, либеральных принципах

формируется новая территориальная структура экономики России. В отличие от

прежней, советской экономики она является более гибкой, чувствительной к

изменению общественных потребностей (личных и производственных), более

динамична (т.е. подвержена частым изменениям), менее милитаризирована,

более диверсифицирована (т.е. предполагает отказ от исключительно

отраслевого принципа построения, допускает и стимулирует создание и

функционирование многопрофильных предприятий). Сетка экономических районов

должна отражать существующую территориальную структуру экономики страны.

Однако для сегодняшних условий России это нереально. Процессы

трансформации ее экономики протекают слишком стремительно и, по всей

видимости, вопрос о создании новой сетки экономических районов можно будет

поставить где-то на этапе завершения переходного периода, т.е. при

достижении необходимой степени устойчивости территориальной структуры

экономики как системы, сформированной совокупностью рыночных факторов.

Особенности новой сетки экономических районов России, судя по всему, в

большой степени будут определяться характером функций государственной

власти по отношению к экономике, которые также находятся в стадии

формирования. Они, возможно, будут определяться и функциями новых

региональных властных структур, появление которых происходит и неизбежно

будет происходить в ходе набирающих силу интеграционных процессов внутри

территорий России. Экономические районы призваны характеризовать

оптимальную территориальную организацию экономики страны. Данный вопрос в

советское время был в немалой степени дискуссионным. Представления о

содержании данного понятия применительно к условиям переходной экономики

на научном уровне пока не сформулированы.

3. Определите с помощью географических карт, учебников и статистических

справочников площадь Российской Федерации на момент образования СССР (1922

г.) и на момент его распада (1991 г.). Какие государства и территории

вышли за этот период из состава Российской Федерации?

3. На момент распада СССР в 1991 г. площадь России (РСФСР) составляла 17

075, 4 тыс. кв. км.

Из состава РСФСР в 1922 - 1991 гг. были выведены следующие территории:

- в 1924 г. - Туркмения

- в 1924 г. - Узбекистан

- в 1929 г. - Таджикистан

- в 1936 г. - Казахстан

- в 1936 г. - Киргизия

- в 1954 г. Крымский полуостров был передан Украинской ССР

Тема 7. Транспортный комплекс

Транспортный комплекс является частью комплекса инфраструктуры, который

объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Услуга -

особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в форме

деятельности.

Транспорт, доставляя продукты труда в места их потребления, продолжает

производственный процесс. Транспорт - это основной районообразующий фактор

в экономике.

Тема «Транспорт» довольно полно изложена в учебной литературе. Однако

следует отметить, что доля грузового транспорта в ВВП Российской Федерации

составляет 8%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой -

12%. Транспорт - наиболее капиталоемкая отрасль экономики. Доля инвестиций

в транспорт составляла в 80-90-х гг. около 13%, в 1996 г. - 4%. Российская

Федерация, имея 7% протяженности железных дорог мира, выполняет 20%

мирового грузооборота.

1. В большинстве стран мира такие массовые грузы, как уголь, нефть и

нефтепродукты, сжиженный газ, зерно, строительные материалы, руды и т.д.,

перевозит водный транспорт (морской 62% и речной 3% всего грузооборота).

Чем объясняется то, что 70% подобных грузов в Российской Федерации

перевозится по железным дорогам? Обоснуйте свой ответ.

1. Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта,

обеспечивающий межрайонные перевозки пассажиров. Его ведущее значение

обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над

большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности

основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в

границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной

способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского

транспорта). Железнодорожный транспорт отличают универсальность, высокая

провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная

железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов в каждом

направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от

воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных

условий (строительство железных дорог практически на любой территории,

возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие

от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения и др. Сеть

железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между

экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего

зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам

территориального «каркаса» хозяйственного ландшафта страны на макро- и

мезоуровнях.

2. Через Российскую Федерацию в советский период по Транссибирской ж.-д.

магистрали и по БАМу перевозилось 180 тыс. контейнеров транзитом Западная

Европа - Япония и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона и

наоборот. В настоящее время эта цифра сократилась до 20 тыс. в год. Чем

обусловлен, на Ваш взгляд, подобный спад перевозок?

2. Вследствие экономического кризиса в России наблюдается снижение

перевозок грузов и грузооборота железнодорожного транспорта. Если в 1985

г. отправление грузов составляло 2,2 млрд. т, а грузооборот - 2,5 трлн

т/км, то в 1995 г. соответственно 1,0 млрд. т и 1,2 трлн т/км. Железные

дороги России обеспечивают при этом примерно 35% мирового грузооборота.

Уменьшение грузооборота сказалось и на грузонапряженности железных дорог.

Средняя густота перевозок на 1 км эксплуатационной длины снизилась с 29,5

(1985 г.) до 26,8 млн. т/км (1991 г.).

3. Чем, на Ваш взгляд, вызвано создание новой железнодорожной магистрали

«Великий шелковый путь», которая короче пути по Транссибу на 2700 км и по

БАМу на 2200 км? Попытайтесь по карте проследить маршрут этой ж.-д.

магистрали.

3. С целью уменьшение затрат на перевозку грузов из Китая и ряда других

сопредельных стран началось строительство новой железнодорожной магистрали

«Великий шелковый путь».

Тема 8. Топливно-энергетический комплекс РФ

История советского периода одновременно была историей бурного роста

топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в результате чего в 80-е гг.

СССР занял второе место в мире после США по суммарной добыче топлива и

производству электричества. Однако развитие ТЭК не могло происходить без

проблем уже в силу своей значимости в экономике и политике. Здесь можно

выделить несколько групп проблем. К числу наиболее важных и злободневных

относится, во-первых, проблема рационального использования

энергоносителей, когда нашу практику топливопотребления, в сравнении с

такими странами, как США и Япония, можно назвать только расточительством;

во-вторых, проблемным остается вопрос оптимизации топливоснабжения

европейской части страны (сейчас на 85% это природный газ), где

сосредоточены основные его потребители. Наконец, неизбежная в этой

ситуации третья группа проблем призвана найти пути к решению задачи

устойчивого снабжения страны электроэнергией с учетом регионального

фактора и общей тенденции потребностей научно-технического прогресса

(НТП).

По мнению ряда энергетиков, конкуренция в электроэнергетике Российской

Федерации между энергопроизводителями невозможна из-за: больших

расстояний, недостатка пропускных мощностей и высокой энергоемкости

передачи энергии. Расчетные потери электроэнергии в зависимости от

пропускной мощности линий электропередач составляют от 10 до 30%. Для

прокачки газа по трубопроводам тратят 12% его добычи.

1. Пользуясь статистическими справочниками, определите структуру

пропускных мощностей электрических сетей.

1.

- Создание мощных тепловых электростанций преимущественно на дешевом

твердом топливе

- Использование дешевого и нетранспортабельного топлива (например бурого

угля)

* Строительство тепловых электростанций принципиально нового типа

(газотурбинных электростанций, парогазотурбинных установок,

магнитогидродинамических генераторов)

2. Попробуйте объяснить, почему доля угля в производстве электроэнергии в

Российской Федерации упала с 60% в 1990 г. до 19% в 2000 г., а 3/4

шахтного фонда страны затоплено. В то же время доля угля в США возросла до

56%, в ФРГ составляет 55, в Польше - 91, в Финляндии - 100 (весь

привозной), в Японии - 20% (весь привозной).

2. В последние годы в России возрос интерес к развитию малой и

нетрадиционной энергетики. Разработана программа развития нетрадиционной

энергетики России, согласно которой в начале следующего тысячелетия

планируется построить ветровые электростанции - Калмыцкую, Тывинскую,

Магаданскую, Приморскую, Западно-Приморскую и геотермальные электростанции

- Верхне-Мугимовскую, Океанскую, Паужетскую. На юге России, в г.

Кисловодске, планируется соорудить первую в стране

опытно-экспериментальную электростанцию, работающую на солнечной энергии.

Ввод в эксплуатацию указанных электростанций позволит к 2010 г. довести

долю нетрадиционной и малой энергетики в энергобалансе России до 2%.

Следует подчеркнуть, что, если в ведущих промышленных державах наметилась

устойчивая тенденция к сокращению энергоемкости создаваемой единицы ВВП,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.