реферат скачать
 

Экономическая география и регионалистика

находящихся в этих отпусках. Так, в Адыгее численность работников,

находящихся в вынужденных отпусках по инициативе работников, составила

14,9% среднесписочной численности. Продолжительность этих отпусков на 1

работника 73 дня, в т.ч. частично оплачиваемых - 74 дня. Северной Осетии -

14,4%, продолжительность отпусков соответственно: 88 и 94 дня; в Дагестане

- 13%, 86 и 84 дня; в Эвенкийском национальном округе - 4,8%, 149 и 145

дней. В 2002 г. общее количество неотработанного времени работниками,

работавшими неполное рабочее время по инициативе администрации и

находившихся в административных отпусках, составило 464 млн. чел. дней

(3,9% табельного фонда рабочего времени всех работников), что равнозначно

ежедневному невыходу на работу почти 1,8 млн. чел.

в) Экономически активное население (около 67 млн. человек), включающее

безработных (8,9 млн.), превышает численность занятых в народном хозяйстве

(57,8 млн.). Таким образом, в народном хозяйстве занято 86% от численности

экономически активного населения и 40% всего населения. В целом в

структуре занятых уменьшилась доля не только трудоспособного населения, но

и работающих пенсионеров. При этом резко возросла численность занятых в

народном хозяйстве подростков. Снижение численности занятых в народном

хозяйстве наблюдалось во всех экономических районах. Особенно остро

проблема занятости стоит на Северном Кавказе, где наблюдается большой

приток мигрантов, прежде всего вынужденных, а также в Сибири и на Дальнем

Востоке по причине сокращения капиталовложений в ТЭК и уменьшения

количества рабочих мест. В переходный к рыночной экономике период

программа обеспечения занятости должна включать такие меры, как

использование свободных рабочих мест, привлечение работников для работы во

вторую и третью смены, развитие альтернативных форм занятости

(кооперативы, малые предприятия и др.). В отраслях материального

производства в 1998 г. было занято 66,3% экономически активного населения,

в непроизводственных - 33,7%. За период с 1970 по 1998 г. доля занятых в

непроизводственной сфере заметно увеличилась (с 22,6 до 33,7%). Однако

Россия еще заметно уступает по этому показателю развитым странам мира, где

он превышает 50%. Большая доля занятых в непроизводственных отраслях

свидетельствует о высокой производительности труда в сфере материального

производства, а также о высоком уровне благосостояния населения,

предъявляющего повышенный спрос на различные виды услуг, о большой роли

науки и научного обслуживания производства. Среди отраслей народного

хозяйства самая большая доля занятых (22,2%) в промышленности. В структуре

материального производства на нее приходится 33,4%; на втором месте

(21,9%) - оптовая и розничная торговля, общественное питание, на третьем

(20,6%) - сельское и лесное хозяйство; на четвертом - строительство

(12,0%). Далее следуют транспорт и связь (11,4%). По отношению к 1970 г.

доля занятых в сельском и лесном хозяйстве снизилась в 1998 г. с 24,5 до

20,6%. Несмотря на это, Россия по доле занятых в сельском хозяйстве в 3-4

раза превосходит промышленно развитые страны Запада (из-за недостаточно

высокой производительности труда в отраслях материального производства).

г) К 2000 г. по величине среднедушевых денежных доходов Санкт- Петербург

занимал 4 место в стране, Ленинградская область - 44, Новгородская - 23 и

Псковская область - 62 место среди субъектов РФ. При этом численность

населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила

соответственно 33,2%, 51,1, 24,0 и 51,2%.

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составлял к

2000 г.: в Москве - 23,3%, Брянской области - 45, Владимирской - 40,8,

Ивановской -64,9, Калужской - 47,1, Костромской - 38,1, Московской - 27,6,

Рязанской - 30,5, Орловской -35,9, Смоленской - 27,2, Тверской - 67,4,

Тульской - 31,2 и Ярославской области - 27,7%.

Отрицательные сдвиги в развитии экономики привели к снижению жизненного

уровня населения в Южном Федеральном округе. Так, к 2000 г. численность

населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

достигла в Республике Адыгея 54,8%, Республике Дагестан - 63,2, Республике

Ингушетия - 95,1, Кабардино-Балкарской Республике - 46,6,

Карачаево-Черкесской Республике - 64,6, Республике Северная Осетия-Алания

- 31,2, Краснодарском крае - 35,3, Ставропольском крае - 45,2 и Ростовской

области - 25,3%.

Резкий спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и

рост безработицы в Уральском регионе обусловили снижение жизненного уровня

населения. К 2000 г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного

минимума достигала: в Удмуртской Республике - 49,5%, Курганской области -

56,5, Свердловской - 35,6, Тюменской - 17,8 и Челябинской области - 32%.

Возросла численность населения в Сибири с денежными доходами ниже величины

прожиточного минимума, которая к 2000 г. достигла: в Республике Алтай -

61%, Алтайском крае - 56,4, Кемеровской области - 27,9, Новосибирской -

61,1, Омской - 38,5 и Томской области - 27,2%.,

Тема 4. Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его

экономическая оценка

Известно, что Россия является единственной в мире страной, которая

развивает экономику на собственных природных ресурсах, не прибегая к их

импорту, тогда как США, тоже отнюдь не бедная ресурсами страна, во многих

случаях ограничивают их добычу на своей территории и предпочитают

снабжаться за счет их импорта (нефть, руда, лес и т.д.).

К регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 70%

территории Российской Федерации. В зоне вечной мерзлоты находится 60%

территории Российской Федерации. Треть территории Российской Федерации -

зона повышенной сейсмоопасности. Часть территории Российской Федерации

находится в составе двух из существующих на Земле трех вулканических зон.

Все тихоокеанское побережье Российской Федерации - цунамиопасно. На

территории Российской Федерации расположен полюс холода Северного

полушария. Болота занимают 12% территории Российской Федерации. Пашни -

6,5% территории Российской Федерации, из них 60% - зона рискованного

земледелия.

В результате ратификации, без каких-либо оговорок, в феврале 1997 г.

Российской Федерацией Конвенции по морскому праву 1982 г. Россия лишилась

исключительного права на природные ресурсы российского сектора Арктики за

пределами 200-мильной экономической зоны.

1. Пользуясь физической картой Северного Ледовитого океана, попробуйте

определить, какая часть континентального шельфа российской Арктики теперь

является достоянием всего человечества.

В федеральной программе Российской Федерации «Мировой океан» 1997 г.

указано, что на шельф Северного Ледовитого океана приходится более 80%

потенциальных запасов углеводородов Российской Федерации.

1. В 1970-1990-х гг. прошлого столетия наблюдалось резкое замедление

темпов развития добывающей промышленности США. Причинами этого стали рост

издержек на геолого-разведочные работы и эксплуатацию месторождений

полезных ископаемых, ресурсосбережение в промышленности, более низкие

затраты на добычу минерального сырья в развивающихся странах. С целью

экономии средств и снижения загрязнения окружающей среды добыча и

первичная переработка минерального сырья постепенно выводились за пределы

страны. В результате произошло уменьшение доли сырьевых отраслей в

экономике страны, а также усилилась зависимость США от импорта многих

видов минерального сырья. Таким образом, проведенная в США структурная

перестройка экономики отчасти сняла остроту энергетических проблем, однако

коренного качественного изменения энергетической ситуации в американской

экономике пока не произошло. К началу XXI в. США продолжили политику

консервации собственных значительных запасов углеводородов и сделали

ставку на внешнюю импортную энергетическую базу. США стремятся усилить

свое влияние в нефте- и газодобывающих регионах мира.

2. Попробуйте определить, какая территориальная уступка в истории нашего

государства сравнима по ущербу с ратификацией (без оговорок) Конвенции ООН

по морскому праву 1982 г.

2. Созданные в прошлые годы инфраструктура и производственные мощности по

добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной

руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья пока

обеспечивают внутренние потребности экономики России, а также позволяют

поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок. Вместе

с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение

запасов к текущей годовой добыче), разработка которых экономически

целесообразна по критериям мирового рынка, Россия по основным видам

минерального сырья заметно уступает отдельным зарубежным странам. Только

по природному газу, золоту, серебру и алмазам этот показатель выше

общемирового. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет

всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту

обеспеченность весьма низкая - менее 20 лет. Кроме того, на территории

России отсутствуют отвечающие современным требованиям промышленности

разведанные запасы марганцевых, хромовых, циркониевых руд,

высококачественных каолинов, барита, слюды-мусковита. Потребность

промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане и ряде

других видов минерального сырья почти полностью обеспечивается поставками

из бывших союзных республик. По важному показателю ресурсонасыщенности

экономики страны - количеству потребляемых ресурсов или продуктов их

первичной переработки на душу населения - Россия значительно уступает

промышленно развитым странам. В частности, в середине 90-х годов в России

на душу населения приходилось: угля - 2,5 т (США - 3,5 т, Германии - 6,2 т

), алюминия - 10 кг (США - 15,5 кг, Германии - 26 кг), меди - 4,6 кг (США

- 7,3 кг, Германии - 13,7 кг), фосфорных удобрений - 16 кг (США - 157 кг,

Германии - 122 кг). В мировом масштабе, по оценкам зарубежных

исследователей, добыча и потребление минерального сырья будут возрастать,

хотя и более низкими темпами, чем в 70-80-х годах. Существенный урон

народному хозяйству наносит низкая комплексность (по отношению к мировому

уровню) в использовании добытых полезных ископаемых. В частности, потери

попутного газа и ценных компонентов нефтяных месторождений составляют до

30-50% учтенных в недрах запасов. Наиболее значительны потери на стадии

переработки добытых руд. В отвалах горнодобывающих предприятий

безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах. Так,

в настоящее время из добытых и прошедших обогащение хибинских апатитовых

руд отбирается и направляется на переработку для получения глинозема лишь

15% нефелинового сырья, что приводит к потере 2,5 млн. т глинозема в год.

Практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы. При плавке

медно-никелевых руд на Норильском металлургическом комбинате более 1 млн.

т остродефицитной для России серы выбрасывается в атмосферу. Здесь же не

извлекают достаточно полно платиноиды и кобальт. Крупные объемы серы

теряются при добыче природного газа. Ежегодно в стране происходит до 700

крупных разрывов нефте - и газопроводов. При этом теряется от 2 до 3% всех

добываемых в стране нефти и газа. Несмотря на весьма острые проблемы в

добывающей промышленности России, именно эта отрасль обеспечивает почти

треть валютных поступлений страны. Однако модель экономического развития,

ориентированная на приоритетное развитие сырьевых отраслей, имеет

тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса.

Ориентация на одностороннюю интеграцию России в мировую экономику через

развитие сырьевых отраслей будет способствовать консервации России в

качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств.

3. Как Вы считаете, какие преимущества может иметь Россия на мировом

рынке, располагая богатейшей ресурсной базой, и какую политику она должна

проводить для реализации своих преимуществ?

3. Успешное завершение экономических реформ, переход на рыночные отношения

с учетом местных особенностей, обуздание инфляции при наличии богатейших

природных, людских и материальных ресурсов позволит России в ближайшие

годы выйти на путь стабильного социально-экономического развития. Рост

производительности труда, повышение эффективности производства во многом

будут зависеть от углубления территориального разделения труда на основе

объективных различий в природных, исторических, национальных,

экономических и социальных условиях.

4. Какие изменения следует внести в нашу практику природопользования,

которая ведет к быстрому истощению запасов многих видов природных

ресурсов, загрязнению среды отходами производства и в конечном счете

деградации природы и общества?

4. Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в

чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является

жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической,

технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных

условий. Сформулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.

1. Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической

политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне

поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего

обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни,

на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения.

Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема

безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных

и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем,

промышленность России, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности,

очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние

здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят

очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это

становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще

больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.

Из многих документов - бюджетов, государственных докладов и программ

видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои

самые больные раны - Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все

же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную

политику, необходимо включить экологические цели в число главных

приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в

Правительстве и в Государственной Думе.

2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области

природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое

законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную

норму. При определении приоритетных направлений развития права в области

охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что

отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими»

актами, также нормами законодательства государственного, гражданского,

уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной

структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь

необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.

3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение. Годовая сумма затрат

на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого

экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и

средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных

реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся

ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много

лучшего. Резкий дефицит финансирования - путь к продолжению и усугублению

национального экологического кризиса. В сложившейся ситуации трудно

рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет

требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама

по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо

проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и

налоговой политики, которая способствовала бы активизации

предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению

инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически

ориентированное технологическое перевооружение.

4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее

важным практическим задачам экоразвития.

Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль

при переходном процессе либерализации экономики и приватизации

хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей

между населением, специалистами и системой управления разнообразен.

Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются

проблемные социологические обследования и методы социального

проектирования. Для этого необходима доступность, открытость и публичность

всей информации о техногенном загрязнении среды и обусловленном им риске

для здоровья людей. Практика показывает, что несоблюдение этого требования

сильно затрудняет и искажает оценку социально-экологической ситуации, а

при общественной настороженности по отношению к пробелам в информации

приводит к серьезным коллизиям. В частности, сокрытие данных о вредных

эмиссиях на предприятиях ВПК приносит неизмеримо больший вред, чем

раскрытие его тайн, чаще всего мнимых. Следует помнить, что

психологическая реакция людей на техногенные изменения в окружающей среде

входит в объективную оценку экологической ситуации.

5. Научно-методическая, информационная и нормативная обеспеченность

территориальных, эколого-экономических программ. Сегодня эта

обеспеченность недостаточна. Существует острая потребность в детальной

разработке научно-методических, справочных материалов, рабочих методик и

нормативов по широкому кругу прикладных проблем природопользования.

Наиболее важными из них являются:

- соизмерение производственных и природных потенциалов конкретных

территорий; количественная оценка природоемкости производства и

экологической техноемкости природной среды (территориальные экологические

нормативы);

- организация и проведение экологической паспортизации и экспертизы

хозяйственных объектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.