реферат скачать
 

Экономическая география и регионалистика

торговле. Должна быть создана и унифицированная правовая основа,

регулирующая внешнеэкономические связи стран - членов Союза с третьими

государствами. Необходим единый таможенный тариф и унифицированные меры

нетарифного регулирования внешней торговли по периметру Таможенного союза.

В настоящее время эта программа в рамках Союза внедряется, хотя и с

большими трудностями. Развитие и углубление торгово-экономического

сотрудничества с участниками Таможенного Союза - стран СНГ являются в

настоящее время одним из приоритетных направлений внешнеэкономической

политики Российской Федерации. Экономические интересы России на этом

экономическом пространстве обусловлены наличием емкого рынка сбыта готовой

продукции, включая машины, оборудование и другую наукоемкую продукцию, а

также существованием сложившихся в советское время обширных

производственно-кооперационных связей в различных отраслях

производственной сферы. В то же время Россия существенно зависела от

поставок из стран Содружества ряда важнейших видов стратегического сырья:

цветных металлов, редкоземельных элементов, хлопка, продовольствия и т.д.

Среди важных особенностей современного развития торгово-экономических

отношений в рамках Таможенного Союза нельзя не отметить стремление его

стран-членов к ослаблению зависимости от российского рынка и

переориентации внешнеторговых связей на промышленно развитые страны, на

некоторые исламские государства и другие направления. Однако становится

все более очевидным, что эти стремления не всегда находят адекватную

реакцию со стороны новых партнеров, в связи с чем иллюзии о быстром и

легком отыскании на мировом рынке альтернативы межреспубликанским

экономическим связям постепенно рассеиваются, что объективно способствует

укреплению реинтеграционных тенденций. Общее состояние российской внешней

торговли со странами Таможенного Союза в настоящее время нельзя признать

удовлетворительным как по объемам товарооборота, так и по его динамике.

Резкое падение товарооборота в 1992-1994 гг. было обусловлено разрывом

интеграционных и производственно-кооперационных связей, резким спадом

производства практически во всех странах Содружества, сопровождавшимся

обострением взаимных неплатежей из-за отсутствия необходимых валютных

средств. Некоторое оживление торговых связей в 1995-1997 гг. было

сравнительно краткосрочным и не привело к восстановлению объема

товарооборота даже на уровне 1992 г. (45,5 млрд. долл.). Финансовый кризис

в России повлек за собой новое сокращение товарооборота в 1998 г. до 25,1

млрд. долл., а в 2002 г. - до 19,1 млрд. долл. Торгово-экономические связи

РФ с Казахстаном обусловлены высоким уровнем интегрированности экономик

двух стран, достигнутом еще в советское время на едином

политико-экономическом пространстве Союза ССР. Наличие в Казахстане

крупных отраслевых комплексов (топливно-энергетического,

горно-металлургического и др.), а также достаточно высокий уровень

платежеспособного спроса на многие виды российских машин и оборудования

определяют экономическое значение и перспективы Казахстана как

потенциального торгового партнера России. В 1999 г. доля Казахстана в

торговле России со странами Содружества составила менее 14%. В экспорте

России в Казахстан на долю продукции топливно-энергетического комплекса

приходится более 30%, продукции машиностроительных отраслей - более 20,

продукции химии и нефтехимии - 12, проката черных металлов - до 12% и т.д.

Российский импорт из Казахстана также более чем на 30% состоит из

энергоресурсов (нефть - 18%, уголь - 10%), что обусловлено сохранившимися

межрегиональными интеграционными связями между нефтеперерабатывающими

предприятиями и потребителями нефте-продукции. Продукция черной и цветной

металлургии составляет в российском импорте из Казахстана около 23%, а

продовольственные товары - до 20%. Важнейшими статьями российского импорта

из Казахстана являются также руды, концентраты, цветные и редкоземельные

металлы. Так, доля Казахстана в общем российском импорте руд и

концентратов составляет: по хромовым рудам - 98%, вольфрамовым - 85, рудам

и концентратам железным - 83, марганцевым - 38 и никелевым - 36%. В

последние годы Казахстан существенно увеличил цены на поставляемые в

Россию товары, в связи с чем рост стоимости российского импорта

значительно превосходит рост стоимости российского экспорта. Подписанное

Соглашение о создании Таможенного союза дало новый импульс развитию

торгово-экономических связей РФ с Белоруссией. Товарооборот России с

Белоруссией в 1998 г. составил почти 9,2 млрд. долл., сравнявшись с

объемом товарооборота России с США. Доля Белоруссии в товарообороте РФ со

странами - членами СНГ в 1998 г. достигла более 37%, и Белоруссия вышла на

первое место среди торговых партнеров России по СНГ. В 1999 г.

товарооборот РФ с Белоруссией сократился и составил около 7 млрд. долл. и

доля в торговле со странами СНГ - около 37%. Основными товарами российских

поставок в Белоруссию остаются энергоносители. Так, доля нефти в структуре

российского экспорта составляет более 30%, газа природного - около 25% и

т.д. Продукция машиностроения также занимает существенную часть экспорта:

технологическое оборудование - почти 6%, электротехническое оборудование -

до 3% и т.д. Россия традиционно закупает в Белоруссии в значительных

объемах нефтепродукты, химические волокна, минеральные удобрения, тракторы

и другую сельскохозяйственную технику и оборудование, причем объемы

поставок из этой страны продукции товарной группы «Машины, оборудование и

транспортные средства» превышают объемы российских поставок.

Тема 3. Население и трудовые ресурсы

Некоторые российские и западные экономисты считают, что ухудшение

демографической ситуации в России (превышение показателей смертности над

показателями рождаемости) связано с переходом к рынку и проведением

соответствующих экономических реформ. Однако имеется мнение о том, что

демографическая ситуация в России внушала опасения еще в советский период.

В Европе положение не лучше. Часть экономистов придерживается точки

зрения, что ухудшение демографической ситуации в эпоху перехода от

индустриального общества к постиндустриальному - естественное явление.

Не менее сложной проблемой стал рост безработицы в постсоветской России.

Эта проблема многоаспектна, ибо продолжает существовать скрытая

безработица, процесс имеет общие и особенные черты в сравнении с

безработицей на Западе, значительные региональные различия.

1. Можно ли в условиях сложившейся демографической ситуации в России

прогнозировать показатели воспроизводства населения или Вы считаете это

невозможным?

В современных условиях возможно прогнозировать показатели воспроизводства

населения. Как подчеркивает А.Я. Кваша, демографический прогноз в наши дни

нельзя понимать лишь как ответ на вопрос: сколько будет жителей в таком-то

году в стране или ее части? Для социального и экономического планирования

важно знать перспективную численность возрастно-полового и семейного

состава населения, а также качественные характеристики населения, будущую

его образовательную и профессиональную структуру. Следовательно,

демографический прогноз в современном его понимании состоит из оценок

целого ряда взаимосвязанных социально-экономических и демографических

явлений, т.е. имеет комплексный и многосторонний характер. Добавим к

сказанному, что необходимо также учитывать влияние миграции и,

естественно, ту демографическую политику, которую проводит и намечает

проводить то или иное государство. Демографические прогнозы в зависимости

от того, относятся они к стране в целом или к ее части, имеют свои

методические особенности. А.Я. Кваша предлагает использовать ряд методов

при оценке будущего уровня демографических явлений. Во-первых, это так

называемый метод экспертных оценок, основанный на том, что за будущий

уровень явления берется его оценка квалифицированными специалистами,

которые исходя из своего опыта определяют характеристики демографических

явлений на перспективу. Но, как подчеркивает сам демограф, страдает

субъективностью. В ряде случаев опрашиваемые специалисты могут

ориентироваться не на реальные тенденции, а на то, что желательно иметь.

Однако данный метод может быть полезным. Другой метод - использование

приемов экстраполяции, т.е. распространения на будущее существовавших

тенденций. Однако он может быть использован при полной уверенности в том,

что в будущем не произойдет каких-либо серьезных качественных изменений. А

такие изменения, когда, например, происходил быстрый (в историческом

плане) переход от многодетности к малодетной семье, весьма вероятны.

Однако при устойчивости тенденций изменения демографических показателей

метод экстраполяции может дать определенные результаты, особенно для

небольших периодов.

2. Какой Вам видится система государственных мер, направленных на

улучшение демографической ситуации в России? Перечислите их.

В России сейчас крайне необходима разработка действенной демографической

политики, так как страна приближается к сильному демографическому кризису

с резким спадом численности населения. В основе его лежит низкая

рождаемость, не восполняющая уходящие поколения и низкая продолжительность

жизни. Стране нужна развернутая программа поддержки семьи и ориентация ее

на рождение 2-4 детей. Программа должна быть реализована в течение

ближайших 5-10 лет, чтобы избежать потери 30—40 млн. россиян к 2050 году,

как это прогнозируется специалистами ООН. Основные меры по поддержанию

роста населения должны быть направлены на облегчение процедуры создания

семьи, увеличение числа детей, их материальную поддержку и сохранение их

жизней и включают:

• Пособия на рождение ребенка с увеличением их размеров от первого к

следующим детям. Такие пособия делятся на единовременные - при появлении

ребенка - и ежемесячные - до достижения ребенком определенного возраста.

Эта мера наиболее популярна для населения, но реализоваться в достаточном

объеме она может лишь в наиболее богатых странах, располагающих

материальными ресурсами. Так, во Франции, столкнувшейся с сокращением

рождаемости уже в 30-х годах, такие выплаты составляют существенную часть

доходов семьи. При этом семья с 4-5 детьми может жить на среднем уровне

только на детские пособия.

• Продолжительные отпуска матерям по беременности и родам с их частичной

оплатой и сохранением рабочего места. Такие меры распространились в

странах с дешевой рабочей силой и средними доходами, в числе которых

страны бывшего СССР и Восточной Европы. Такие меры быстро теряют свою

эффективность, так как семья сталкивается вскоре с задачей достойного

содержания и обучения детей, а при средних доходах родителей в многодетной

семье это составляет серьезную проблему.

• Создание разветвленной сети детских воспитательных и оздоровительных

учреждений с льготами по оплате их услуг, особенно для многодетных семей,

что позволяет матерям иметь постоянную работу. Такие меры используют

государства, заинтересованные одновременно и в поддержании роста

населения, и в сохранении высокой занятости населения. Они использовались

и в СССР, но при переходе к рыночной экономике и сокращении социальных

расходов они теряют свою популярность, так как детские учреждения

переводятся на платную основу.

• Поддержка одиноких женщин и их внебрачных детей, обязательная выплата

алиментов брошенным и внебрачным детям, уравнивание их в правах с детьми,

рожденными в браке. Для развитых стран это уже решенная проблема, а во

многих развивающихся странах такие дети и их матери становятся изгоями,

нуждающимися в защите государства.

• Запрет на контрацепцию и прерывание беременности, их юридическое и

религиозное преследование. Такие меры хотя и поддерживают рост населения,

но являются пережитком, часто трагически отражаются на судьбе женщин. До

сих пор такие запреты существуют в большинстве мусульманских стран, хотя

во многих из них нет необходимости в поддержании рождаемости. В 30-40-е

годы был введен запрет на аборты в СССР, отмененный в 1956 году. Есть

запрет на аборты и в ряде развитых стран, таких, как Германия, Испания,

Португалия, Польша.

• Развитие здравоохранения, борьба с младенческой и ранней взрослой

смертностью, меры по увеличению продолжительности жизни, оздоровление

населения, пропаганда и меры по внедрению здорового образа жизни.

Все эти меры необходимо сочетать между собой, так как каждая из них

отдельно не дает ощутимого долговременного результата.

3. Как Вы считаете, почему в России, имеющей высокий процент безработных,

трудятся около 1 млн легальных и от 1 до 5 млн (по разным подсчетам)

нелегальных мигрантов? Какова ситуация в Вашем регионе?

- Отставание России с внедрением достижений НТП

- Перестройка внешнеэкономических связей и изменение их географии

- Разрядка международной напряженности

- Распад СССР

4. Проанализируйте с помощью статистического ежегодника:

а) естественное движение населения по регионам Российской Федерации и

выделите субъекты Российской Федерации с положительным естественным

приростом;

б) механическое движение населения по регионам Российской Федерации и

выделите регионы, где при отрицательном естественном движении населения

наблюдается рост численности населения;

в) структуру занятости населения Российской Федерации по отраслям

экономики в динамике за последние 10 лет с учетом удельного веса женщин.

Как изменилась структура занятости населения в результате реформ? В каких

отраслях экономики сократилась численность работающих женщин?

г) распределение населения Российской Федерации с денежными доходами ниже

прожиточного минимума. Выделите субъекты Российской Федерации с

максимальным и минимальным процентом бедного населения.

а) В целом на характер естественного движения населения в том или ином

регионе влияет вся сумма факторов, определяющих уровни рождаемости и

смертности - двух составляющих этого процесса. Однако из всего

многообразия причин, влияющих на территориальную дифференциацию

воспроизводства населения, особенно велика роль этнической структуры и

характера его миграционных перемещений. Наибольшая естественная убыль

населения наблюдается на территориях с высокой долей русского, украинского

и белорусского, т.е. славянского населения (Северо-Запад, Центральный и

Центрально-Черноземный экономические районы). Ныне это районы

максимального «демографического бедствия» с наиболее глубокими

депопуляционными процессами. Аналогичная демографическая ситуация

сложилась и в крупнейших городах страны, где исключительно высока доля

славян (Москва, Санкт - Петербург, крупнейшие города-миллионеры и многие

промышленные центры). Совсем иная ситуация определилась в ряде

национально-государственных образований, где еще имеет место естественный

прирост населения, главным образом за счет высокой рождаемости и

преобладающей установки населения на многодетную семью (республики

Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская,

Алтай и Тыва). К середине 90-х гг. естественный прирост сохранился также в

ряде северных регионов, где в возрастной структуре населения велика доля

молодежи (Ненецкий, Ханты - Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский,

Эвенкийский, Чукотский, Усть - Ордынский и Агинский Бурятский автономные

округа, Республика Якутия).

б) Фактическое число безработных превышает официальные данные, так как

далеко не все безработные регистрируются в службе занятости. Причем

большая часть не регистрирующихся безработных - женщины. Само по себе

сокращение абсолютной численности экономически активного населения не

является столь серьезной проблемой. Гораздо хуже, что количество занятых

сокращается более высокими темпами, чем численность экономически активного

населения, что порождает массовую, нарастающую изгода в год безработицу.

Массовая безработица - одна из наиболее острых социальных проблем России.

Ситуация с безработицей усугубляется и тем, что, помимо кризиса, ее

развитие сопряжено с серьезной отраслевой перестройкой отечественной

экономики, в частности, с закрытием многих предприятий ВПК и обслуживающих

их производств, а также большого числа экономически неэффективных и

неконкурентоспособных хозяйственных объектов. Однако реальные масштабы

безработицы могут дать только показатели скрытой безработицы. Скрытая

безработица в экономике страны по расчетам специалистов оценивается в

настоящее время в 5,5 млн. чел. По данным госстатистики, численность

работников, занятых: в режиме неполного рабочего времени по инициативе

администрации, в 2003 г. по экономике в целом составила 3,4 млн. чел. или

7,7% среднесписочной численности работающих. Причем основная их масса (3,3

млн. чел., или 96,4%) сосредоточена в промышленности, строительстве, на

транспорте, в связи, науке и научном обслуживании. В отдельных регионах

занятых в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации еще

больше. В 2003 г. она составила в процентах к среднесписочной численности

субъекта Федерации:

• Владимирской области - 13,8%;

• Свердловской области - 13,9%;

• Самарской области -4,1%;

• Ульяновской области - 15,7%;

• Челябинской области - 15,9%.

В этом же году численность работников, находящихся в отпусках по

инициативе администрации (без сохранения и с частичным сохранением

заработной платы), составила 7,6 млн. чел. или 15,8% среднесписочной

численности занятых. На долю вышеперечисленных отраслей приходится 6,4

млн. чел. или 85% всех находящихся в такого рода отпусках.

Среди регионов наибольший процент находящихся в отпусках по инициативе

администрации:

• в Челябинской области - 34,5% среднесписочной численности;

• в Ивановской области - 32,9%;

• в Владимирской области - 23,6%;

• в Нижегородской области - 24,7%;

• в Кировской области и Чувашской республике - 22,7%.

Однако более полную картину о неполной занятости дают данные о

продолжительности отпусков по инициативе администрации. Если в целом по

экономике России число дней такого рода, отпусков на 1 работника

составляет 40 дней, в т.ч. 37 частично оплачиваемых, то в таких областях

как Владимирская соответственно 54 и 31, Рязанская - 54 и 54, Смоленская -

64 и 52, Калмыкия - 90 и 89. Во многих регионах высокая продолжительность

вынужденных отпусков сочетается с небольшой численностью работников,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.