реферат скачать
 

Дальневосточный экономический район

2.2 Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит

сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены

в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю

приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего

Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами

занято примерно 40 %, под соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под

кормовыми — 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но

урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало

вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки, связанные с

повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям

выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне

удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Приханкайской

низменности выращивается рис, но его посевы пока невелики. Здесь, а также в

Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых

плантаций, достаточно продолжительный и теплый вегетационный период,

плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю

приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной

части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население Приморского

края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет

местного производства, но в целом по району потребности населения в этих

культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится

задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей.

По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и

Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области,

Чукотский автономный округ. Однако в целом по району животноводство развито

слабо, незначительна численность скота, его продуктивность ниже

среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного

производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая

часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими

молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный район располагает

возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения

сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, богата пушным

и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно

развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине.

Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-

черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке

сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области,

Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия

маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной

(Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще

далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть

продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России.

Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в

Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района.

Расширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше

всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее

поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских

молочных заводов.

2.3 Транспорт и экономические связи

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от

ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует

активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном

взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды

транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится

до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с

прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую

транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского

побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская

магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками

к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное

значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и

Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с

Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия

получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения

различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной

магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду,

Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих

Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа привело к

созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего

Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов

Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному

морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между

железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного

Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта

Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные

и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами

в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные

материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих

морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),

Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,

оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.

Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с

юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная

дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет

дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на

севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более

развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для

связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок

(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются

связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера

Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений

транспорт.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры,

предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального

развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание

строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию

участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина,

строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных

мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том

числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и

обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание

северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа

будет перенесен в Якутск.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами

станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит.

Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных

расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других

районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В

вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы,

концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень

комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия,

развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что

сказалось на структуре грузооборота.

Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза

составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это

относится к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов

(22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний

рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по

России этот показатель составляет 7,2 %.

Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах

Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной

степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной

продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной

направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей

промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн.

американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий

период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский

край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7

млн.долл., рост на 25 %).

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем

Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных

соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных

ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы

и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству,

расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в

хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые

экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров

регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских

кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри),

построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооружены

специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение

предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу,

якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и

газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм

"Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с

1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина.

Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных

месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом

экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть

проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например,

для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в

Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть

создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями

в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского

золоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы.

По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи Дальнего

Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются

сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов

региона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНР

составляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100

млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные

удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары

народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между

властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и

воспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее

время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям

железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по

качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе

потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате

собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в

разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и

Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали

ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов

России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и

важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в

целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительной

степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных

промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,

расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и

бесперебойно снабжать население продуктами питания.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону

сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность

выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал

внешнеэкономической специализации в условиях Дальнего Востока не

реализуется. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для

страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных

коррективах, основанных на отечественной оценке прогрессивности

внешнеэкономических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и

с учетом конкретных форм осуществления такой деятельности.

2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы

развития свободных экономических зон Дальнего Востока

В районе Дальнего Востока обострены экологические проблемы. В связи с

очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается

ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи

с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, особенно в

Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная деятельность, транспорт

ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что

влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую

обстановку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и

хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное

отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны

природы и рационального использования природных ресурсов.

Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока

можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений,

наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и

других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в

атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее

и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения

безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и

газа.

Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для

активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона,

в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия,

Китай. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей

территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических

зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-

экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами

для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока,

комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных

возможностей района и страны в целом, а также для развития

трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ "Находка" располагается в административных границах г.

Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет

выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен

вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный

внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток

внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского

региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее

время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют

льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления

экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой

защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в

банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих

иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют

право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне

товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых

ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка",

предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать

заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган

административного управления — административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности,

судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.