реферат скачать
 

Билеты по экономической географии

сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское

производственное строительство и др.).

3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности),

связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие

заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции.

Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в

нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей

сфере АПК.

28.Развитие и размещение растениеводства.

|Посевные площади с/х культур (в |Валовый сбор и урожайность основных |

|хозяйствах всех категорий, млн.га): |с/х культур |

|1992 1995 |Валовый сбор (млн.т) 1992 1995 |

|Вся посевная площадь |Зерно |

| |106.9 63.4 |

|114.6 102.5 |Сах.свекла 25.5|

|зерновые 61.9 |19.1 |

|54.7 технические |Картофель 38.3 |

|5.9 6.5 |39.9 Урожайность (ц с 1 га) |

|в т.ч. подсолнечник 2.9 |Зерно |

|4.1 |17.2 11.6 |

|картофель и овоще-бахчевые |Сах.свекла 178|

|4.3 4.3 |176 |

|кормовые 42.5 |Картофель 113|

|37.1 |117 |

|Площадь чистых паров | |

|13.0 17.4 | |

Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития

зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое

хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница

озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье,

Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район,

Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры

– подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный,

Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла

(Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается

почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском,

Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей –

Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1.

Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты

труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским

хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к

источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных

условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-

технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского

хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском

хозяйстве продукции2.

29.Развите и размещение животноводства.

|Поголовье скота (в хозяйствах всех |Производство основных продуктов |

|категорий; на 1.01; млн.голов) |животноводства (в хозяйствах всех |

|1993 1996 |категорий) 1992 |

|КРС |1995 |

|52.2 39.7 |Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 |

|в т.ч. коровы 20.2 |5.9 |

|17.4 |Молоко, млн.т 47.2 |

|Свиньи 31.5 |39.3 |

|22.6 |Яйца, млрд.шт 42.9 |

|Овцы и козы 51.4 |33.7 |

|28.0 |Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94 |

В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого

скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды

скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство;

птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1.

Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании

земли, как главного средства производства.

Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой

базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на

развитие и размещение отдельных отраслей животноводства.

Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где

есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и

птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных

условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания,

выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания

животных.

30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК.

Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к

перерабатывающей отрасли.

Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная,

кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная

и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная

промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.

В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3:

1. растительное сырье,

2. животного происхождения,

3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных

напитков, соляная).

Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в

определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения

отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1:

1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная,

пивобезалкогольная);

2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);

3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);

4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная,

плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)

5. производство в конкретных районная (соляная, производство

минеральных вод).

31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы

развития транспорта.

Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).

К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на

коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан,

пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).

Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:

|Виды |Перевозки грузов |Грузооборот |Пассаж |Пас.об. |

| | |(млрд.) |(млн.) |(млрд.) |

|Транспорт - всего |4849 |100 |3456 |100 |

|автомобильный |1862 | |1441 | |

До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не

имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего

пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с

областным центром.

Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших

потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой

грузоподъемности).

Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места

назначения без перегрузки.

Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на

дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего

пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения

скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным

ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов).

Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное

назначение.

Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная

скорость, пропускная способность, ширина полосы.

Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной

способности дороги имеют 5 категорий.

Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей

конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся

транспортная сеть2.

33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта.

Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках

(56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется

относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью,

независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших

перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет

применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в

транспортном комплексе.

Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция,

металл, машиностроение, лес и др.

Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают

европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в

Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс,

Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.

В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой

разветвленностью. Важнейшая магистраль - Трансконтинентальная дорога

связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком.

Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные

дороги, проходящие через Казахстан.

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают

сохранятся так, как они связаны с недостатками развития и размещения

производства многих отраслей народного хозяйства РФ1.

34. Развитие и размещение водного транспорта.

Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской

транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств.

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть,

руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес.

Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания);

каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных

морей – большой каботаж).

Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но

после распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей,

нефтяных грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень

нерациональна2.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок

в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер

речных перевозок, малая скорость движения.

Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на

обустройство путей сообщения.

Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь,

зерно. Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая

магистраль Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское,

Ладожское озера, Нева.

Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и

строительство каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-

Донской, Московско-Волжский).

В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь,

Иртыш, Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути

сообщения)1.

35. Географическое положение, территория и границы России.

Административно-территориальное устройство.

Северная страна. Самая большая по территории - 17 млн. кв. км (весь

мир - 149).

АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы):

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10

автономных округов, 2 города федерального подчинения.

РФ - крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное

Европы Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского,

Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14

государствами, по морю с Японией и США2.

РФ имеет различные климатические зоны - пояса: арктический,

субарктический, умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных.

Управление страной осуществляется через конкретные формы

административно-территориального деления (республики, края, области,

районы).

Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах

изложенных в статье 5 конституции3.

Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно.

36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы

экономических районов.

Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г:

| |Террит. |в % |Население |в % |% город. |

| |(т.кв.км) |к итогу |Всего |к итогу |насел. |

| | | |(тыс.ч) | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Р Ф |17075 |100 |147609 |100 |72.9 |

|С |1466 |8.6 |5900 |4.0 |75.7 |

|С-З |196 |1.2 |8009 |5.4 |86.6 |

|Ц |483 |2.8 |29704 |20.1 |82.8 |

|В-В |265 |1.5 |8452 |5.7 |69.8 |

|ЦЧ |168 |1.0 |7873 |5.3 |61.3 |

|П |536 |3.1 |16907 |11.5 |72.9 |

|С-К |355 |2.1 |17616 |11.9 |55.3 |

|У |824 |4.8 |20421 |13.8 |74.4 |

|З-С |2427 |14.2 |15137 |10.3 |70.9 |

|В-С |4123 |24.2 |9143 |6.2 |71.4 |

|Д |6216 |36.4 |7514 |5.1 |75.8 |

|К о. |15 |0.1 |932 |0.6 |77.7 |

Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как

составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные

особенности-стремления к самостоятельному административному образованию);

административный (обеспечивает единство экономического района)1.

Современное районирование РФ включает в себя три основные звена:

крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики);

низовые районы (городские, сельские).

Экономические районы могут объединятся в макрорегионы или

экономические зоны. В РФ различают 2 зоны - Западная (Европейская часть

России и Урал) и Восточная (Сбирь и Дальний Восток)2.

В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр Европейской

части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг.

Сегодня можно выделить три типа регионов3:

1. трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский

края, Ростовская облясть)

2. обороно-промышленные (Москва, С. Петербург, Нижегородская

область, Урал, промышленные узлы Юга Сибири)

3. многоотраслевые и депрессивные (значительная часть Севера).

Существует отраслевое районирование (металлургические базы), районы

размещения машиностроения, сельско-хозяйственное районирование и др.

37. Территориально-производственные комплексы (ТПК) и, промышленные узлы

как объект территориального планирования. Районная планировка.

Размещение производительных сил происходит в соответствии с законами

природы и экономическими законами1.

Формы организации: ТПК, промышленные районы, пункты, агломерации.

Существуют три типа ТПК влияющие на формирование экономического

района2:

районные ТПК образующие «костяк» целого района,

ТПК, являющиеся производственной основой части района,

ТПК, основой которых выступает промышленный узел.

ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и

оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда,

межотраслевые и отраслевые связи, а следовательно и на совершенствование

границ района. Целостность района заключается в специализации хозяйства,

его внутренних связях, т.е. в основе районо образования лежит процесс

формирования промышленных узлов, ТПК3.

38. Проблемы совершенствования экономического районирования и

административно-территориального устройства России.

Экономические районы изменяются в процессе развития производительных

сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен.

Под районной планировкой понимают - теория и практика рациональной

организации территории экономических или политико-административных районов.

Типы районов: городские агломерации; районы сосредоточения промышленных

ресурсов; районы отдыха; сельскохозяйственные районы4.

Важнейшая задача районной планировки - комплексное территориально-

хозяйственное устройство проектируемого района.

Задачи сочетания рыночного регулирования и территориального

планирования требует изменения методологии районирования. Предполагается

выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить

в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С.

Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи

эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе

природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями

специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему

отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений1.

В условиях перехода к рынку задачи районного планирования возрастут в

силе2:

отсутствие плановых начал;

отсутствие го. Заказов по всем товарам составляющим минимальную

потребительскую корзину;

банкротство предприятий;

безработица;

возросшая самостоятельность предприятий; конверсия предприятий ВПК.

39. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.