реферат скачать
 

Бельгия

столицы. Это еще и Лес Марольес (Les Marolles), традиционно запущенный

Нижний город к юго-западу от Дворца юстиции. Пожалуй, нигде основные

социально-экономические проблемы многих жителей бельгийской столицы —

большая скученность населения, нехватка жилья и безработица - не

проявляются так наглядно, как здесь. Прогуливаясь по кварталу, изрезанному

лабиринтом тесных улочек и крутых лестниц, мимо всевозможных лавок, можно

услышать «брюсселлу-аз», городской диалект, возникший из смеси разных

языков.

В северной части Брюсселя, в лесопарке площадью 160 га, расположен

район Лакен (Laeken), где в XVIII в. был построен дворец с замечательной

Королевской теплицей. Он открывается в конце апреля-начале мая.

Атомиум (Atomium) — увеличенная в 160 млрд. раз модель атома железа

высотой 102 м символизирует атомный век. В круглых павильонах устраиваются

небольшие выставки. А в парке отдыха «Врю-парк» (Вгирагс) вас ждут 4 зоны:

ярмарка, макет «Мини-Европа» с моделями знаменитых зданий, бассейн со

всевозможными водными забавами и кинополис — колоссальный кинотеатр.

На востоке Брюсселя расположен парк (Pare du Cinquantenaire/Jubel-park)

с выставочными залами и даже триумфальной аркой. А вот посещению

Королевских музеев искусства и истории и Военного музея, а также автосалона

«Autoworld» надо посвятить как минимум полдня.

В окрестностях Брюсселя весьма интересен замок Тервюрен (Tervuren),

построенный Леопольдом II в гуще буковых лесов. Сегодня в нем размещается

Королевский музей Конго (Kolo-nialmuseum).

Люксембург

Великое герцогство Люксембург (фр. Grand Duchede Luxembourg) по площади

(2587 км2) равно среднему району России, а по населению (400 000 жит.) —

небольшому городу. И все же эта маленькая страна не раз играла едва ли не

решающую роль в европейской политике. Международное значение этого самого

маленького члена Евросоюза объясняется тем, что в его столице сосредоточены

многие интернациональные институты, организации и международные банковские

центры. Люксембургу в споре с соседями — Германией, Францией и Бельгией —

удалось сохранить свою особую культуру на границе романского и германского

культурного пространства. Это в особенности относится к языку. Люксембуржцы

не без гордости говорят на своем люксембургском языке «Лётцебюргеш»,

мозельско-франкском диалекте. А то, что наряду с языком деловых актов

(французским) полным равноправием пользуется широко распространенный здесь

немецкий, характеризует Люксембург как «солидную европейскую державу». И

тот факт, что почти четверть общего населения страны составляют иностранцы,

вполне вписывается в картину общества, отличающегося либерализмом и

открытостью и в то же время — очаровательно-провинциальным укладом жизни.

В Люксембурге (фр. Luxembourg), столице Великого герцогства и

резиденции его правительства, проживает почти треть населения страны

(вместе с пригородами - около 120 000 жит.) Наряду с административными,

исполнительными и законодательными органами самого Люксембурга, здесь

сосредоточены многие органы Евросоюза (в т.ч. Ревизионная коммиссия.

Европейский инвестиционный банк и Европейский суд). Большое число

обосновавшихся здесь банков - следствие разумной финансовой политики - а

радио - и телеретрансляционные системы и станция спутникового ТВ также

серьезные показатели значения города.

Верхний (старый) город в границах старых крепостных стен с юга и запада

ограничен долинами Петрюса и Альзета, а с севера и востока - городским

парком.

Отправная точка обзорной экскурсии по городу — расположенная в центре

площадь Конституции (Place de la Constitution). В просторечии пл.

Конституции называют «Гелле Фра» (Gelle Fra), что означает «Золотая дама».

Название это связано с тем, что вершину монумента в честь компании доброй

воли в Люксембурге в годы первой мировой войны венчает изображение богини

Победы. Прямо с площади можно пройти в казематы Петрюс (Casemates de la

Petrusse). Подземная оборонительная система с 54 опорными точками и целым

лабиринтом переходов и лестниц была пробита в скале испанскими и

австрийскими оккупационными войсками в 1644 г.

Красивый вид на парковый комплекс в долине Петрюса, куда можно

добраться по широкой лестнице, открывается с виадуков: мост Адольфа (Font

Adol-phe, 1900 г.) и старого виадука (1859). Виадуки ведут нас в оживленный

Привокзальный квартал с его шумными административными строениями мимо

зданий стального концерна «ARBED», Государственной сберегательной кассы, а

также вокзала с импозантной башней.

Собор Нотр-Дам (Cathedrale Notre-Da-me). В собор Богоматери -

просторный храм XVII в., со стороны тесной улочки, ведет раннебарочный

входной портал. К числу наиболее интересных деталей барочного внутреннего

убранства относятся богатые хоры, насыщенные мавританскими стилевыми

элементами. В 30-е гг. XX в. южная часть церкви была перестроена. В ней

находится особо почитаемое изображение Богоматери «Утешительница

скорбящих», покровительницы города. К этому образу в третью и четвертую

неделю после Пасхи организуется массовое паломничество. У входа в крипту-

усыпальницу великих герцогов стоят два бронзовых льва.

Рядом с собором, в здании бывшего Иезуитского коллегиума

(Jesuitenkolleg) О, ренессансном дворце с тремя флигелями, размещается

Национальная библиотека. А на противоположной стороне высится старый

Рефугиум Трирского аббатства св. Максимина 0. Это мощное здание из

природного камня, возведенное в 1751 г., служит сегодня резиденцией

Министерства иностранных дел. А за ним раскинулась уютная площадь Place

Clairefontaine, украшенная статуей великой герцогини Шарлотты. Отсюда

открывается живописный вид на собор.

Торговая улица Rue de Fosse ведет к площади Гийома (Place Guillau-те

II), прозванной «Кнюделер». Это слово означает узловатый пояс

францисканских монахов, аббатство которых размещалось на этом месте вплоть

до XIX в. В центре площади высится конная статуя Вильгельма II, который,

благодаря личной унии, был и королем Нидерландов, и великим герцогом

Люксембургским. В южной части площади находится здание муниципалитета -

ратуша в стиле классицизма (1830). Маленький, украшенный изваянием лисицы,

фонтан — напоминание о люксембургском поэте Мишеле Роданже, который перенес

коллизии сатирической поэмы Гёте «Рейнеке-Лис» на Люксембургскую почву.

Особый проход ведет отсюда к площади Парадов (Place d'Amies) О. Площадь

эта, окруженная кольцом уличных кафе и ресторанов, является местом

проведения всевозможных культурных мероприятий и центром общественной

жизни. Летними вечерами в павильоне в центре площади часто проходят

концерты. Рельеф на фасаде Cercle изображает передачу хартии вольности

графиней Эрмезиндой горожанам в 1244г.

Дворец великих герцогов (Palais Grand-Ducal), построенный в 1572 г., в

культурно-историческом отношении является, пожалуй, наиболее интересным

архитектурным комплексом страны. В стиле ренессанс в 1563 г. построено

левое крыло дворца, бывшая ратуша. Особенно красив недавно

отреставрированный фасад, мавританско-испанские арабески на котором

производят весьма экзотическое впечатление.

Ул. Rue de la Boucherie оканчивается на Marche aux Poissons, бывшем

Рыбном рынке и историческом ядре города. В более чем 100 залах

расположенного неподалеку Национального музея истории и искусства (Musee

National d'Histoire et d'Art) представлены экспонаты по истории и культуре

страны.

Церковь Сент-Мишель (St-Michel). На этом месте еще в 987 г. граф

Зигфрид приказал построить дворцовую капеллу. После многократных

разрушений, реставрационных работ и перестроек от нее сохранился только

портал эпохи ренессанса. В интерьере есть и барочные элементы, и

позднеготический орган.

Ле Бок (Le Bocfc; «Козел»). С этого отрога скалы с руинами первой

графской крепости открывается живописный вид на долину Альзета с нижними

пригородами Грунд и Пфаффенталъ. Остатки древней крепости с руинами

бастионов производят внушительное впечатление.

Казематы Бок (Casemate du Bock) были устроены в XVIII в. при

австрийской императрице Марии-Терезии. Во время романтичного путешествия по

лабиринту ходов в скале, занимающего примерно полчаса, вы сможете

познакомиться с жизнью защитников скальной крепости.

Шемин де ля Корниш (Chemin de la Comiche). С этой горной тропы

открывается еще одна панорама долины и расположенного напротив Plateau du

Rham.

Нижние пригороды Грунд (Grimd) и Пфаффенталь (Pfaffental). Зажатые в

узкой долине старинные домики образуют хорошо сохранившийся архитектурный

ансамбль XIV в. Деловитость Верхнего города смягчает здесь деревенская

идиллия. А вечерами все совершенно преображается.

Увлекательное местечко для прогулок - городской парк, лежащий на северо-

западе Верхнего города. Вилла Вобан (Villa Vauban), роскошное имение XIX

в., стоит на месте форта Вобан. Сегодня здесь размещается музей Пескатора

(Musee J.-P. Pescatore), носящий имя банкира, подарившего городу свое

богатое собрание фламандской и нидерландской живописи XVII-XIX вв.

Антверпен

Антверпен (Antverpen; фр. Anvers) вместе с пригородами насчитывает

свыше 468 000 жит. Столица одноименной провинции, Антверпен образует второй

после Брюсселя избирательный округ Бельгии. Огромным межрегиональным

экономическим значением для страны город обязан своему современному

портовому комплексу, считающемуся одним из крупнейших в мире, а также

автомобильной и химической промышленности. В прошлом развитие порта во

многом обусловило развитие самого города. Торговля и экономическая

открытость обусловили уникальную атмосферу свободы, создавшую идеальные

условия для развития искусства и культуры.

Чтобы по достоинству оценить роль Шельды в развитии города, прогулку по

Антверпену лучше всего начать с набережной правого берега Шельды.

Стен (Steen). Старинный замок, стены которого заложены еще в IX в., -

самый колоритный памятник на набережной и одновременно древнейшие

сохранившиеся остатки поселения. Свой сегодняшний вид замок получил в

начале XVI в. Темные фрагменты древней кладки легко отличить от более

поздних построек из светлого песчаника. Сегодня в крепости расположен

Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum).

С расположенной поблизости обзорной площадки открывается живописный

вид на старый причал. В ясную погоду к северу отсюда вплоть до горизонта

тянутся бесчисленные краны современных портовых сооружений, а со стороны

города высится величественная башня кафедрального собора.

С широкого набережного бульвара переулок сворачивает на север и ведет к

позднеготическому зданию Дома мясников (Vieeshuis). Этот цеховой «клуб»

мясников был построен по проектам X. и Д. де Вагемакере, крупнейших

архитекторов XVI в. Попеременное использование красного кирпича и белого

песчаника должно было как бы показывать слои мяса и сала в тушах. На

верхнем этаже проводились заседания цеха, на нижнем бойко торговал магазин.

Сегодня в здании цеха размещается Музей археологии и прикладных искусств

(представлены археологические находки, фаянс, музыкальные инструменты).

Особенно интересны старинные деревянные стропила и обширный торговый зал.

Далее наш путь лежит через ул. Vieeshouwersstraat, на параллельную ей

ул. Doornikstraat. По пути нам встретится небольшой сквер. Хотя для

средневековых переулков и характерна страшная теснота, именно здесь, в

тихом центре, возник современный жилой квартал, новейшие здания которого

хорошо гармонируют с исторической застройкой города.

Церковь св. Павла/Синт-Паулускерк (St.-Pauluskerk). В конце ул. Hof-

straat расположена пл. Veermarkt, на восточном углу которой и находится

церковь св. Павла. Это позднеготическое здание ордена доминиканцев (XVI в.)

богато украшено бесчисленными скульптурами и картинами фламандских

мастеров, в т.ч. Рубенса, Йорданса и Ван Дейка. Особенно впечатляет главный

алтарь и уникальная резьба в исповедальне.

Дом пивоваров (Brouwershuis) Q. К этому историческому зданию XVI в.

ведет живописный участок набережной Шельды. Кроме зала заседаний, здесь

любопытны и водоподъемные насосы находившегося здесь прежде Водяного дома,

приводившиеся в действие лошадьми. Так как из гигиенических соображений для

производства пива не допускалось использование обычной воды, пивовары брали

воду отсюда.

Церковь св. Карла Борромеуса Синт-Каролус-Борромеускерк (St.-Carolus-

Borromeuskerk). Внимание гостей привлекает великолепно украшенный фасад

этой барочной церкви, освященной во имя итальянского архиепископа Карла

Борромеуса, причисленного к лику святых. Церковь св. Карла - один из

немногих барочных храмов Бельгии. В ее ясных формах сводов, поддерживаемых

дорическими и ионическими колоннами, четко видны элементы ренессанса.

Считается, что ее фасад создан по проекту Рубенса. В самом храме особый

интерес представляет крипта, ризница, а также капелла Рубенса.

Церковь св. Якоба/Синт-Якобскерк (St.-Jakobskerk). Строительство

позднеготической церкви св. Якоба началось в конце XV в., а завершилось

лишь более 200 лет спустя. После кафедрального собора, это — важнейший храм

города. Крестообразная в плане базилика с двумя рядами капелл, идущих по

обеим сторонам, и венцом хоров позволяет разместить в ней массу

произведений искусства, в том числе - надгробий именитых жителей города. В

одной из гробниц за барочным алтарем своей приходской церкви вкушает вечный

покой Питер Пауэл Рубенс (1577-1640).

Капеллу украшает холст «Богоматерь со святыми», одна из поздних работ

мастера. Остальные картины принадлежат кисти его ученика Якоба Йорданса.

Дом-музей Рубенса (Rubenshuis). В этом доме, построенном в 1611-1618

гг., знаменитейший живописец Антверпена прожил до своей кончины. Дом-дворец

в плане ориентирован на итальянские палаццо. Внутренний двор и сад-парк

изображены на многих полотнах мастера. Не уступает им и портик —

гармоничная оправа для многих холстов. Рядом с удобно спланированными

жилыми покоями расположены ателье и мастерская художника. Здесь можно

осмотреть работы его учеников, а также произведения других художников,

которые Рубенс приобретал во время своих странствии.

Сделав паузу в одном из уличных кафе на Keyserlei, можно заглянуть в

Музей алмазов, расположенный в бывшем Еврейском квартале. Здесь можно

увидеть огранщика алмазов за работой.

Музей Плантена и Моретуса (Plantin en Moretusmuseum). К этому музею мы

вернемся, пройдя по элегантной торговой ул. Meir и миновав пл. Schoen-

markt. Роскошь здания, особенно его интерьеров, просто поразительна. В 1576-

1580 гг. книгопечатник Кристоф Питер Пауэл Рубенс родился 28 июля 1577 г. в

Вестфалии (Германия), в городке Зиген, куда был вынужден бежать из

Антверпена его отец, ученый-правовед, спасаясь от преследований

Контрреформации. После смерти отца он в 1589 г. вернулся в родной город

своих родителей и получил здесь всестороннее образование, проникнутое духом

гуманизма, 23-летним юношей Рубенс едет в Италию и становится придворным

живописцем герцога Гонзага в Мантуе. Герцог давал юноше и дипломатические

поручения.

Вернувшись в 1608 г. в Антверпен и основав мастерскую, Рубенс начал

здесь свою блестящую карьеру. Из его мастерской вышло невероятное число

произведений, из которых сам маэстро создал не менее 600 работ. В его

мастерской, помимо учеников, работали Антонис Ван Дейк, Якоб Иордане и Ян

Брейгель, прозванный Брейгелем Бархатным. С непревзойденной легкостью

Рубенс разрабатывал почти все мыслимые сюжеты и жанры: пейзажи, портреты,

библейские, мифологические, исторические сцены. Свою универсальность он

приобрел в Италии, где помимо картин Тициана, Микеланджело и Леонардо да

Винчи, смог познакомиться с произведениями античного искусства. Знал он и

творчество своих нидерландских современников. Грандиозные исторические

полотна Рубенса исполнены солнечного колорита и бурного жизнелюбия.

Одновременно он создавал нежные интимные портреты-миниатюры своих

современниц.

Еще при жизни признанный гением, знаменитейший живописец, рядом с

роскошным дворцом часто изображавший сельскую хижину, Питер Пауэл Рубенс в

наши дни считается воплощением творческой мощи и щедрости барокко.

Плантен построил свою печатню — единственную, которой при Филиппе II

было дано право печатать богослужебные книги и молитвенники для испанского

королевства, а значит — и для доброй половины мира. При его зяте Моретусе и

их потомках печатня проработала вплоть до XIX в. В жилых комнатах и

мастерских висят портреты, написанные другом семейства — Рубенсом. Кроме

первозданной обстановки комнат, огромный интерес представляет хранящаяся

здесь одна из 13 Библий Гутенберга - «Библия Регия».

Пройдя мимо магазинчиков на ул. Hoogstroat, мы окажемся на пл. Ауде

Коорнмаркт (Oude Koommarkt). На углу этой площади виднеется небольшая

вывеска «Vlaaikens Gang», указатель прохода в пассаж задних дворов. Этот

бережно реставрированный лабиринт улочек и переходов дает яркое

представление о том, как тесно жили в средневековье. От выхода на ул. Pel-

grimstraat открывается живописный вид на башню собора.

Собор Богоматери/Онзе-ливе-Вра-уэкерк (Onze-Lieve-Vrouwekerk) с 123-

метровой башней - самый большой собор во имя Богоматери в Бельгии.

Строительство храма было начато по инициативе горожан в 1352 г. в

готическом стиле, а завершено только в 1616 г. Хоры окружают пять капелл.

Дома горожан тесно примыкают к фасаду собора. А в задних помещениях этих

домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых его стен. Собор

сильно пострадал во время пожаров 1434 и 1533 гг., в годы иконоборчества и

от обстрелов в годы Французской революции, и насущно необходима его

реставрация. Просторные интерьеры собора, имеющие сравнительно мало

украшений, впечатляют своими величавыми пропорциями и архитектурным

изяществом. К числу подлинных сокровищ относятся две знаменитые картины

Рубенса, написанные им в 1610-1614 гг. специально для собора Богоматери.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.