реферат скачать
 

Бельгия

Комитета.

Королевский Институт международных отношений. Основан в 1947 году и

является госучреждением по изучению международных проблем. В 1955г. в

рамках Института был создан Межуниверситетский центр исследований

международного права, экономики и международной политики.

Одним из направлений деятельности Института является организация

конференций. Он предоставляет свою трибуну известным политическим деятелям.

В течение двух последних лет в Институте выступали ген-сек НАТО Х. Солана,

мининдел Словакии П. Хамзик, Председатель Сейма Литвы В. Ландсбергис,

мининдел Румынии А. Северин, мининдел Украины Г. Удовенко, бывший

Председатель КЕС Ж. Делор, мининдел Бельгии Э. Дерейке.

Об экологической ситуации. В ноябре 1998 г. был опубликован доклад

Организации экономического сотрудничества и развития, в котором обращается

внимание на необходимость принятия дополнительных и неотложных мер в

области защиты окружающей среды. Признавая, что бельгийцам немало удалось

сделать по нормализации ситуации с переработкой бытовых отходов (еще в 1974

году Бельгия стала одной из первых стран, принявших соответствующие законы

в этой области) и состояния воздушного пространства (главным источником его

загрязнения называется автомобильный транспорт, особенно дизельный, а также

чрезмерное использование аммониака в сельском хозяйстве), авторы доклада

наиболее угрожающей считают деградацию качества воды, почвы и лесов. По

этим параметрам Бельгия отнесена ими в разряд наименее благополучных стран

среди членов ОЭСР.

Согласно документу, лишь 28% водных ресурсов страны подвергается

необходимой очистке, что уже в скором времени может привести к

«катастрофическим последствиям» . Это касается как водоемов (особенно

загрязнены в зоне Брюсселя), так и подпочвенных вод в результате их

интенсивного выкачивания и большой концентрации в почве нитратов (Бельгия

является крупнейшим производителем пестицидов в зоне ОЭСР – 10 тыс. тонн

активных ингредиентов в год). Как неблагополучная оценивается и ситуация с

прибрежными водами Северного моря, хотя степень их загрязнения за последнее

десятилетие несколько снизилась. Из-за высокой плотности населения

повышается нагрузка на животный и растительный мир. Только 2,6% бельгийской

территории относятся к природоохраняемым зонам, в результате чего более 170

видов животных и растений находятся на грани исчезновения.

Основной причиной сложившейся экологической ситуации в стране авторы

доклада считают недостаточное финансирование мероприятий на цели борьбы с

загрязнением окружающей среды (из бюджетных средств выделяется лишь 1,1% от

ВВП). Вместе с тем в перечне рекомендаций бельгийским властям (документ

содержит 75 конкретных предложений) в качестве одной из первоочередных мер

указывается на необходимость повышения роли федеральных институтов власти в

стимулировании и координации экологической политики бельгийских регионов.

14. Изобразительное искусство.

Бельгию можно без преувеличения считать музеем под открытым небом.

Сохранившиеся в неприкосновенности исторические центры Антверпена и Гента,

замершие в средневековье Лувен, Мехелен и особенно Брюгге заставляют забыть

о современности и наслаждаться обаянием маленьких старинных городков.

Искусство любой страны особенно ярко предстает в ней самой, среди ее

природы и культуры. Искусство фламандских художников с максимальной

полнотой раскрывается на территории бывшей Фландрской области, в северной

части Бельгии.

Живопись XV века - золотого века нидерландского изобразительного

искусства - наиболее разнообразно представлена в музейных собраниях

Антверпена, Брюгге, Гента и Брюсселя. Таинственный и величавый Ян ван Эйк,

скорбный и торжественный Рогир ван дер Вейден, изысканный Ганс Мемлинг и

другие художники североевропейской школы определяют лицо бельгийских

музеев. Крупнейшими из них являются Королевский музей в Антверпене,

Королевский музей в Брюсселе, Музей изящных искусств и Музей Ганса Мемлинга

в Брюгге.

Для любителя живописи Антверпен прежде всего связан с именем великого

Петера Пауля Рубенса. Рубенс прожил в Антверпене большую часть жизни. Одна

из главных городских святынь Антверпена - домик Рубенса. Произведения

Рубенса можно увидеть в знаменитейшем антверпенском храме - Соборе

Богоматери (Onse Live Vraukerk) и во многих других церквах Антверпена, в

том числе в церкви св. Иакова, где похоронен художник.

Среди многочисленных музеев Антверпена наибольший интерес представляют

Королевский музей изящных искусств, Музей Майер ван ден Берг и музей

Плантена-Моретуса.

Музей Майер ван ден Берг

В старинном особняке в центре города, в пяти минутах ходьбы от Собора

Богоматери находится небольшой музей Майер ван ден Берг - один из самых

интересных и богатых музеев Антверпена. Основную часть экспозиции музея

составляют произведения прикладного искусства средневековья. Представлены

также скульптура и живопись фламандских мастеров XIII-XVIII в.

Секрет обаяния музея - в особой камерности, интимности экспозиции.

Интерьер стилизован под жилище состоятельного бюргера эпохи Возрождения.

Гуляя по комнатам, посетитель встречает шедевры фламандских мастеров

интерьера: гобелены и мебель, витражи и маленькие домашние алтари, образцы

знаменитых брабантских кружев и восхитительные деревянные раскрашенные

скульптуры. Гордость собрания - две картины великого фламандского художника

XVI в. Питера Брейгеля Старшего: «Безумная Грета» и «Нидерландские

пословицы».

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов. Выходными

считаются также 1 и 2 января, 1 мая, праздник Вознесения, 1 и 2 ноября, 25

и 26 декабря. Музей работает в понедельник после второго воскресенья

августа, а также в понедельники на второй день Пасхи и Пятидесятницы.

Стоимость билетов - 75 BEF. Для посетителей от 12 до 18 и старше 60 лет -

30 BEF, дети младше 12 лет - бесплатно.

Королевский музей изящных искусств

Крупнейшая картинная галерея города. Основу ее составляют картины,

принадлежавшие некогда гильдии св. Луки - ассоциации художников, основанной

в 1442 г. Гильдия распалась в 1773 г., после чего находившиеся в ее

владении картины Рубенса, Иорданса и других знаменитых голландских мастеров

XVI-XVII века перешли к музею. Часть коллекции была вывезена из Антверпена

во время французской оккупации 1794-96 г.г., но после падения Наполеона

вернулась в музей.

В 1841 году благодаря бесценному пожертвованию бывшего бургомистра

Флорента ван Эртборна коллекция музея пополнилась полотнами так называемых

«фламандских примитивистов» - представителей «золотого века» нидерландской

живописи ван Эйка, ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и работами других

старинных мастеров, в том числе гения Итальянского Возрождения Антонелло да

Мессина.

В музее представлены также бельгийские художники Нового времени, и

среди них знаменитый Рене Магритт.

В отличие от большинства картинных галерей, залы Королевского музея

различаются не номерами, а буквами. В зале Q расположены картины самых

почитаемых мастеров нидерландской живописи XV века. Там можно увидеть два

шедевра Яна ван Эйка и знаменитый триптих Рогира ван дер Вейдена «Семь

таинств». В соседнем зале посетитель восхитится творениями Ганса Мемлинга.

Еще один зал порадует прекрасной коллекцией картин знаменитого антверпенца

XVI в. Квентина Массейса (бельгийцы называют его Metsys), а поклонники

пышного XVII века, несомненно, проведут немало времени в залах Рубенса и

Ван Дейка.

Музей открыт с 10 до 17 часов. Выходной - понедельник, а также 1

января, 1мая, 25 декабря и праздник Вознесения. Стоимость билетов - 150

BEF. Для студентов и посетителей старше 60 лет - 120 BEF, моложе 18 лет -

бесплатно. По пятницам вход свободный.

Музей Гронинге

Официальное название этого музея - Городской музей изящных искусств.

Однако гораздо более популярно второе его имя - музей Гронинге, связанное

не только с проходящей рядом Гронинге страат - улице Гронинге, но и с

полями Гронинге в бельгийском местечке Кортрейк (Куртре), где 11 июля 1302

г. фламандское народное ополчение наголову разбило блестящую конницу

французского короля. Победа в этом сражении, получившем впоследствии

название "Битвы золотых шпор" (700 золотых шпор французских рыцарей были в

качестве трофеев вывешены в соборе Куртре), до сих пор - предмет

национальной гордости фламандцев.

Начиная с XVIII века, когда начала формироваться коллекция городского

музея, и по настоящее время хранители музея сознательно ограничивают себя

собиранием картин только тех художников, кто жил и работал в Брюгге.

Некогда крупнейший фламандский торговый город, резиденция двора Бургундских

герцогов, Брюгге может позволить себе такую роскошь: в XV веке именно там

оказался художественный центр нидерландской школы живописи, которую сейчас

на Западе называют "фламандскими примитивистами". Художники, принадлежащие

к ней, не так известны русским любителям живописи, как, например, мастера

итальянского Возрождения или французского классицизма, но по своему

мастерству и новаторству, строгой детализированности в сочетании с

одухотворенностью эта школа несравненна.

Первый и величайший ее представитель - Ян ван Эйк (легенда приписывает

ему изобретение масляных красок). В музее Гронинге две его картины: портрет

жены художника, Маргареты ван Эйк и прославленная "Мадонна каноника ван дер

Пале". Сам каноник, заказчик картины, по традиции изображен на картине в

почтенном обществе самой Богоматери, а также св. Домициана и св. Георгия.

Каждя деталь на этой картине - истинное чудо, будь то инкрустированный пол,

многоцветный бархатный ковер у ног Мадонны, кольчуга св. Георгия, где

передан не столько сам металл, сколько блики света на нем.

Еще один великий художник нидерландской школы XV века - Ганс Мемлинг. В

музее можно видеть лишь одно его произведение - алтарь святого Христофора.

Зато в нескольких десятках метров от музея Гронинге, в капелле бывшего

госпиталя св. Иоанна, ныне находится музей Мемлинга, где хранятся шесть его

произведений, созданных специально для госпиталя.

Среди мастеров "золотого века" нидерландской живописи, представленных в

музее Гронинге, следует также назвать Герарда Давида и Гуго ван дер Гуса.

Но большой ошибкой было бы увлечься громкими именами и пренебречь

анонимными художниками Брюгге XV века - настолько высоко в эту эпоху стоял

уровень нидерландской живописной школы.

15. Города.

Брюссель

Брюссель (фр. BruxeHes. флам. Brussel: 950 000 жит.) в течение

нескольких веков был столицей богатого и процветающего Брабанта, а после

основания бельгийского государства -крупнейшим центром и резиденцией

правительства Королевства Бельгии. На облик города, нашедший свое

воплощение в монументальных постройках, окружающих так называемый Дом

Короля, наложили свой отпечаток преуспевающие коммерсанты и ремесленники из

городских цехов и гильдий. В последней четверти XX в. город вновь охватил

новый строительный бум. НАТО и ЕЭС, обосновавшиеся в Брюсселе, возвели

вокруг города кольцо высотных зданий и превратили прежний купеческий

городок в административную столицу Европы. Чтобы получить хоть сколько-

нибудь полное впечатление о жизни этого города потребуется как минимум

уикэнд.

Гранд-Пляс (Grand-Place), по праву называемая одной из красивейших в

мире площадей, - величавое сердце старого города. Здесь еще в XIII в.

работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и

устраивались турниры, а также вершились суды. В 1568 г. знаменитый герцог

Альба приказал отрубить голову графам Эгмонту и Горну. После бомбардировки

и опустошительных разрушений, учиненных французами в 1695 г. при осаде

Брюсселя, здания цехов и гильдий вокруг этой обширной (110х70 м) площади

были восстановлены по продуманному плану и стали еще наряднее. Каждое из

них имеет неповторимый облик: причудливая резьба, бесчисленные колонки,

гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами.

Ратуша (Hotel de Ville/Stadthuis) с 96-метровой башней была построена

между 1401-1455 гг. по проекту Яна ван Рёйсбрука. Скульптуры на фасаде,

относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. А в

интерьерах хранится богатое собрание брюссельских и мехеленских шпалер.

Хлебные ряды (Halle du Pain) О, возведенные на месте бывшего цеха

пекарей, находятся на другой стороне площади. Своим французским названием -

Дом Короля (Maison du Roi) здание обязано воле Филиппа II, превратившего

его в резиденцию придворного суда. Перестроено в готическом стиле в 1515-

1525 гг. архитектором А.Келдермансом. Сегодня здесь расположен Исторический

музей с огромным собранием предметов искусства и костюмов для Маннекен Пис

(Мата-neken Pis, «Писающего мальчика», 1619, И.Дюкенуа). Принято, чтобы

главы иностранных делегаций и представители международных организаций

привозили милому проказнику национальный костюм своей страны или военную

форму. В самом деле, побывать в Брюсселе и не нанести визит писающему

малышу считается неприличным.

Эта не раз украденная и вновь восстановленная фигурка возникла в XVII

в. и, как считается, служит воплощением бунтарского духа брюссельских

бюргеров. В последние годы у малыша появилась сестричка, Яннекен Пис

(Janneken Pis), занятая тем же ритуалом на соседней Impasse de la Fidelite.

Биржа (Bourse/Bews). Брюссельская биржа в XIX в. стала настоящим

центром экономической жизни города. Храм денег, построенный в стиле

эклектики, украшенный колонным залом и массивным куполом, высеченными из

камня аллегорическими изображениями торговли, ремесел и мореплавания,

являет собой эффектный контрапункт барочной стилистике площади. Рядом с ней

высится церковь св. Николая (St-Nicolas/Sint-Niklaaskerk) — свидетельство

богатства и вкуса брюссельских купцов на рубеже XI-XII вв.

В квартале Святого островка за Рыночной площадью вас ждет масса

кулинарных изысканностей. Благодаря бесчисленным и, надо признать, отменным

ресторанам, сосредоточенным здесь, эта часть города получила прозвище

«Чрево Брюсселя». А в Галереях св. Юбера (Galeries St-Hubert/Sint-

Hubertusgallerijn), пассаж Сент-Юбер, длина 212 м, первой в Европе крытой

торговой улице, открытой в 1846 г., расположены элегантные магазины и кафе.

Верхний город, лежащий к западу от старого центра, выдержан в стиле

эпохи короля Леопольда II (1865-1909). Здесь доминируют классицизм и

историзм, два главных пристрастия коронованного строителя. На западном

склоне Верхнего города высится мощный фасад кафедрального собора,

перестроенный в стиле брабантской готики— собора св. Михаила (Cathedrals St-

Michel/Sint-Michieliskathedraal). Две 69-метровые башни собора остались

недостроенными. Интерьеры кафедрала и его центральный неф украшают фигуры

апостолов в натуральную величину, а также типично барочная кафедра (1669-

1702, Х.Ф.Вербрюген). В числе немногих сохранившихся окон (XVI в.),

пропускающих скудный свет в поперечный неф и на хоры, особенно впечатляют

витражи художника Барента ван Орлея.

Колонна Конгресса (Colonne du Соngres/Congreszuil) по проекту Ж.Пуларта

на площади Пляс-дю-Конгре увенчана статуей первого короля бельгийцев

Леопольда I, напоминает о принятии Конституции Бельгии 1830/31 гг.

Королевский дворец (Palais du Roi/ Koniklijk Paleis) высится в южной

части парка Брюсселя (Pare de Вгихelles), крупнейшего зеленого массива

города, где некогда герцоги брюссельские устраивали свои охоты. Резиденция

бельгийских королей значительно расширена в начале нашего века. Здесь

выставлены богатые коллекции стекла, фарфора и серебра. В центре

Королевской площади (Place Royal/ Коningsplein), спроектированной

французским архитектором Гюймаром в стиле классицизма, высится конная

статуя (1848, Э. Симонис) Готфрида Буйонского, предводителя Первого

крестового похода (1097). А напротив изящной королевской дворцовой церкви

св. Иакова Кауденберга (St-Jacques Coudenberg/Sint Jakob Koudenberg; 1776-

1787) находится вход в крупнейшее художественное собрание страны -

Музей изящных искусств (Musees des Beaux-Arts/Paleis voor Schoone

Kunsten). В обоих музейных зданиях хранятся произведения крупнейших

художников страны, начиная от вон дёр Вейдена и Рубенса до Брейгеля,

Маргитты и Энсоро, словом, собрания мирового ранга. Гора искусств/Монт де

Артс (Mont de Arts/Kunstberg). В число различных музеев обширного комплекса

входит и "Королевская библиотека Альберта I. В ней насчитывается свыше 1

млн. томов книг и хранится бесценное собрание рукописей Филиппа Доброго

Бургундского.

Из Верхнего города можно полюбоваться живописным видом старого

Брюсселя. Дворец юстиции (Palais de Justice/Justitiepaleis), который

брюссельцы запросто величают «мамонтом», — крупнейшее монументальное здание

XIX в. Дворец был возведен в 1866-1883 гг. по проекту архитектора Пуларта и

занимает площадь 26 000 м2. Отсюда можно спуститься вниз, к площади Петит

Саблон (Place de Petit Sablon/Kleine Zavel), где в оправе кованых чугунных

решеток раскинулся небольшой парк.

На равном расстоянии друг от друга на готических столбиках установлены

48 бронзовых статуй, изображающих ремесленников, таких, как кровельщики

кирпичных и соломенных крыш, токари-деревообделочники, золотых дел мастера

и удильщики трески. На противоположной стороне ул. Rue de la Regence

высится славящаяся своим собранием предметов старины церковь Богоматери

Саблона/Нотр-Дам-дю-Саблон (Notre-Dame-du-Sablon/Опге Lieve Vrouw op de

Zavel) ф, основана в 1304 г., фасад начала XVI в. в поздне-готическом

стиле. В ней, в одной из барочных капелл на хорах, погребены члены знатного

рода Тур-и-Тасси.

Если вы немного устали и не прочь подкрепиться, вас ждет площадь Гранд

Саблон (Place du Grand Sablon/ Grote Zavel) с ее бесчисленными кафе и

ресторанчиками. У витрин антикварных магазинов теснятся прохожие, а по

уикэндам здесь вовсю кипит огромный книжно-антикварный толкучий рынок.

Но Брюссель - это не только стерильный урбанизм и помпезный стиль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.