реферат скачать
 

Анализ свободных экономических зон: оффшорные центры

Великобритании и в бывших её колониальных владениях.

Любопытный взгляд на становление и развитие института международного

налогового планирования.

На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к

тому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке

правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели

законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее

создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев

ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо

для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей

тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на

имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью.

Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев

действительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах,

принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и

компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для

так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски

законных путей снижения налогообложения.

В свое время лорд Клайд заметил, что “ни один человек не имеет ни

малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения

своих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше

из его карманов”. Точно так же современные директора сознают, что их

обязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законно

уменьшить налоговую ношу вверенной им компании.

Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал

началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы

принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых

мировому сообществу в мирное время.

Естественно, что наибольшую активность в этом проявили промышленные

суперкорпорации, освоившие небывалые доселе производственные мощности за 4

года войны. Эти же самые корпорации, сильно “наследившие” во время войны

неподотчетными финансовыми махинациями в области финансирования

разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать

как свои сегодняшние, так и прошлые доходы.

Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера,

(заводы Круппа, как наиболее яркий пример) также не исчезли, а, наоборот,

приумножались и были вынуждены, так или иначе, официализироваться.

С другой стороны, правительства даже тех стран, которые не понесли

больших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынуждены

по объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство,

возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно,

что такие промышленные гиганты, как British Steel, BASF, ITT и им подобные

не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда.

Тут-то и пришли в движение силы, которые в течении предыдущих десятилетий

вряд ли играли значительную роль в мировой экономике.

Ища выход из сложившейся ситуации - необходимостью обложить массы

населения разных стран ощутимым налогом, с одной стороны, и нежеланием

кормить эти же самые массы налогами со сверхприбылей банковских и

промышленных корпораций - лидеры международных промышленных гигантов,

крупнейших компаний и банков (а среди них были такие фигуры, как Морган,

Ротшильд, Рокфеллер) создали идею налоговых убежищ. Чтобы не привлекать

внимание к высокоразвитым экономическим странам, прежде всего обратили свой

взор на множество бывших Британских колоний, получивших самостоятельность,

но не имеющих никаких ресурсов - ни природных, ни интеллектуальных. Путем

негласных договоренностей законодательство этих стран было приведено к

максимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля, были

инвестированы немалые капиталы в средства телекоммуникаций и т.п. Таким

образом, крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможность

проведения финансовых операций без уплаты налогов. С другой стороны

создание беспошлинных и безналоговых зон активизировало приток иностранного

капитала, т.к. Подобные территории становились весьма привлекательны для

международных вкладчиков. В свое время британский Foreign Office специально

рекомендовал островам Тюркс и Кайкос превратиться в такого рода налоговый

рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый

экономический рост.

На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий

холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО.

Так как для создания военных баз требовались как раз территории Карибского

и Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраны

оффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количество

коммерчески значимой информации.

Использование иностранных компаний особенно актуально для

предпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая

степень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странах

экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью,

ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации

промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного

бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня

на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны–рецепиенты

иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих

займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-

получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можно лишь с

натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми

доступными средствами,– хотя нельзя не согласиться, что иностранные

компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более

благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с

национальными компаниями.¶

К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси,

Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и

территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали

интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть

всех оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось

единицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в создании

оффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всём

мире существовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно

неравномерно распределены по континентам и странам. В частности, в Южной

Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе—17, в Азии — 12, в

Океании — 7, в Северной Америке — 5, в Африке —4, в Австралии — 1 центр.

Около 70% всех оффшорных центров создано в развивающихся странах и

территориях, остальные — в промышленно развитых государствах.

За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях,

островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми

транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных

финансовых и торговых центров.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма

стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до

половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные

центры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-

финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынные

специального исследования, проведенного экспертами Международного валютного

фонда (МВФ).

В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика

зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах

(Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова,

Нидерландские Антильские, острова).

В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежные

банковские депозиты по своим размерам значительно превышают основные

макроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышают

обычные потребности банковского обслуживания национальной экономики.

Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центров

составили в 1975 г. 21,7% таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980

г. — 27.6, в 1985 г. — 28,1, в 1990 г. — 27,1, в 1995г. — 28,3%.

О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве

оффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в

начале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний,

на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., на

Багамах — 21 тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановых

островах — 18 тыс., на Кипре — 13 тыс.

По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного

бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим

классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на

прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до

5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной

валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения

властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в

иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на

Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии

ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между

российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать

оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные

потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании

оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут

быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или

иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США,

Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды,

Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в

дополнительной проработке.

Кипр

В настоящее время среди европейских государств оффшорные операции

наиболее динамично развиваются и вносят значительный вклад в развитие

национальной экономики на Кипре. Этот вид экономической деятельности возник

здесь после 1974г., когда стране угрожала экономическая разруха и для

выхода из кризиса киприоты стали искать возможности достижения

экономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешний

рынок.

В настоящее время доля оффшорного бизнеса в ВЦП страны составляет

примерно 5-6%. За короткое время Кипр приобрёл статус признанною центра

деловой активности в восточном Средиземноморье и вошёл в первую десятку

стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе.

Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являются

выгодное географическое положение Кипра, современная система связи,

отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала,

льготное налогообложение. Кроме того, один из главных стимулов —

незначительный налог на прибыль (4,25%). Никакими другими видами налогов

кипрские оффшорные компании не облагаются.

Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компаний

и прибыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключая

случаи, когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью.

Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегодно

регистрируется более тысячи оффшорных компаний, а всего в республике в

настоящее время действует около 13тыс. таких компаний. Общий доход от них,

поступивший в государственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн.

долл. Местные власти добиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли

активность; в случае, если аудиторская ревизия даёт отрицательный отчёт о

фирме как о бездействующей, ей грозит закрытие. Одновременно правительство

внимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм не

затрагивала интересы местного капитала.

Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее

их число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов,

инжиниринге и консалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте и

страховании.

В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихся

судоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в области

судоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии,

особенно для новых судов: правительство предлагает скидку при регистрации

судов возрастом до 10 лет. В 1996 г. под кипрским флагом плавало более 2

тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается. В настоящее время

Кипр занимает 7-е место в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегодная

прибыль от индустрии судоходства составляет около 50 млн. долл. Современные

морские порты в Лимасоле и Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5

тыс. судов с 25 морских линий, проходящих через Кипр.

Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская

система. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и

20 оффшорных банков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT.

В последние годы прибыль в банковском секторе увеличивалась ежегодно

примерно на 20%, что объясняется притоком капиталов извне, в том числе из

арабских государств Персидского залива.

Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего

и Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в

стабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению

в "ближневосточную банковскую Швейцарию". Общие активы кипрских банков

достигают примерно 10 млрд. долл.

По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число

оффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлению

деловой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшего

СССР. Так, в 1990 г. на острове было зарегистрировано всего 10 фирм из

республик

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА

Содружество Багамских островов (так официально называют Багамы) состоит

примерно из 700 островов и 2500 коралловых рифов и островков, разбросанных

в Атлантическом океане. Только около 25 островов архипелага населены, при

этом три четверти населения проживают на двух островах - Нью-Провиденс (где

расположена столица Багамских островов - Нассау) и Большая Багама

(Фрипорт).

Летопись Багамских островов ведется с 12 октября 1492 г. со дня высадки

Кристофора Колумба в Сан-Сальвадоре (Остров Ватлинг), занявшего его для

Испании. До 1973 г. Багамские острова были колонией Великобритании, но 10

июля 1973 г. окончилось трехсотлетие колониального правление, и Багамские

острова стали 33-им независимым членом Содружества. Чернокожий премьер-

министр Линден О.Кинглинг, возглавлявший кампанию за независимость, был

избран Законодательным собранием (Ассамблеей) при поддержке чернокожего

большинства, составляющего 85 % из 250 000 человек, проживающих на

Багамских островах. Члены Ассамблеи избираются по всеобщему избирательному

праву, и они назначают Премьер Министра.

Переход от колонии к независимой нации был мирным, и новое

правительство дало понять, что оно не намерено разрушать статус Багамских

островов как налоговой гавани с её хрупкими финансовыми инфраструктурами.

Сегодня Содружество Багамских островов представляет собой

конституционную монархию, и официальным главой государства является

Королева Великобритании Елизавета II. По конституции 1973 г. Британский

Монарх назначает Генерал-губернатора, который официально назначает

остальных из 17 членов Сената. На самом деле, чернокожее большинство,

управляющее Ассамблеей, сейчас руководит белокожим меньшинством в вопросах

политических дел Багамских островов.

В отношении политической стабильности следует расценить Багамские

острова как одну из наиболее стабильных налоговых гаваней в мире. Благодаря

прочным связям с Великобританией защита от иностранных агрессоров

практически гарантирована Британским Королевским Флотом. В качестве

отрицательной черты следует отметить проблему безработицы в рядах 20 000

чернокожих жителей. Вспышки гражданского недовольства происходили в других

налоговых гаванях. В 1973 г. на Бермудских островах чернокожие

революционеры организовали бунты и волнения, которые вылились в убийство

губернатора Сэра Ричарда Шарпса, его помощника и шефа полиции. Двое

чернокожих были осуждены за убийство и повешены, но это привело к

дальнейшим бунтам в декабре 1977 г., принесшим около 5 млн. убытков. Хотя

правительство Бермудских островов смешанное, именно белое меньшинство

(составляющее до 40 % населения) в действительности доминирует как

политически так и экономически).

Багамские острова - одна из наиболее процветающих стран Карибского

бассейна. Уровень инфляции и внешний долг очень низкие, правительственный

бюджет сбалансирован, и доход на душу населения - один из самых высоких в

регионе (9000 долларов США).

С точки зрения бизнесмена Багамские острова - это гавань с нулевыми

налогами. Здесь нет как прямого, так и косвенного налогообложения, нет ни

корпоративного, ни личного подоходного налога, нет налога на имущество,

дарение, наследование, продажу, прирост капитала и пр.

Современные багамцы наслаждаются большей свободой и демократией, чем

можно было найти в древних греческих и римских демократиях.

Нерезидентам для ведения бизнеса в валюте, отличной от багамского

доллара, необходимо разрешение Центрального Банка, но его легко получить в

Департаменте Валютного контроля.

Багамский закон о банковской секретности представляет точную копию

правил, регулирующий деятельность банковских и трастовых компаний

Каймановых островов, изданных в 1966 г. Когда правительству Каймановых

островов потребовался закон о банковской секретности для укрепления своего

статуса налоговой гавани, оно просто скопировало аналогичный закон

Багамских островов и приняло его как собственный.

На Багамских островах ведется самый интенсивный в мире безналоговый

бизнес. Здесь нет ни личного, ни корпоративного подоходного налога, ни

имущественного налога, ни налога на дарение, на исследование, на

предпринимателя, ни налога с оборота, ни пошлин на завещание. Эти

освобождения от налогов распространяются как на частных лиц, так и на

корпорации, товарищества, трастовые компании и т.д. (в том числе

нерезидентные багамские корпорации). Основным источником налога

правительства являются пошлины за регистрацию компании и таможенные

пошлины.

Так как багамская компания при определенных условиях предлагает

налоговые преимущества неофициальным владельцам, проживающим за пределами

Багамских островов, очень важно тщательно учитывать законы их собственной

страны до того, как предпринято какое-либо действие. Налоговые преимущества

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.