реферат скачать
 

Анализ экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья

сельскохозяйственными угодьями. Большая часть сельскохозяйственной

продукции производится крупными коллективными и государственными

предприятиями (колхозами и совхозами). Наряду с ними в Республике получают

развитие и фермерские хозяйства.

Природные условия Республики Беларусь позволяют успешно производить

такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина,

мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др.

Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности,

перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного

потенциала аграрного сектора.

Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В Национальной Академии

наук Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, научно-

исследовательских институтах успешно осуществляются прикладные и

фундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики

твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных

направлениях.

Важную роль для национальной экономики играет иностранный капитал.

Основой для его функционирования в Республике является Закон “Об

иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут

осуществляться в формах:

– долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с

белорусскими юридическими и физическими лицами;

– создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам;

– приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных

бумаг;

– приобретения прав пользования землёй, другими природными ресурсами,

а также иных имущественных прав;

– в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не

противоречащих законодательству, действующему на территории Республики

Беларусь.

Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием

предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом “Об

иностранных инвестициях”, Законом “Об инвестиционной деятельности в

Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных

обществах”. Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо

пройти государственную регистрацию в Министерстве внешних экономических

связей Республики Беларусь или ином государственном органе, обладающем

соответствующими полномочиями (например, банки регистрируются в

Национальном банке).

Привлекаемые в Республику зарубежные инвестиции (кредиты), как правило,

носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики,

модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских

товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвестиции в основной капитал

составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4 % по отношению к данному

периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такие отрасли,

как машиностроение, химическая и легкая промышленность, стройматериалы,

переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинской

техники, а также проекты, связанные с энергоснабжением, охраной окружающей

среды и конверсией оборонных предприятий.

С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о

содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В последнее время получила развитие новая форма привлечения иностранных

инвестиций ( свободные экономические зоны (СЭЗ). Их функционирование

связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической

деятельности. Для СЭЗ характерно наличие благоприятного инвестиционного

климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и

преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной

деятельности, существующим в Беларуси.

Основой создания и развития СЭЗ являются “Концепция организации

свободных (специальных) экономических зон на территории Республики

Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О свободных экономических

зонах на территории Республики Беларусь”.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли

и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим

субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в

любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере

предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуществляет

Министерство внешних экономических связей. Кроме того, при Администрации

Президента Республики Беларусь создается специальный комитет по контролю

над внешнеторговыми сделками.

Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь

со странами СНГ

После распада СССР быстро ухудшалось экономическое положение

большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие

разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых

отношений, механизма расчетов и ценообразования.

В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости

нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер,

которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство,

но уже на новой, рыночной основе. Результатом сало заключение в октябре

1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной

денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в

качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение восемь

государств.

14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участников СНГ

были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и

решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему

соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,

Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники

заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес

к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к

глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения

товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных

интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по

различным направлениям экономической политики, особенно проведению

экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в

сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о

создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для

присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой

и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было

совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных

систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и

рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной

системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в

направлении валютного союза.

1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание

платежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок

всех республиканских валют; многостороннего клиринга через

Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием

национальных валют; скоординированных механизмов взаимного

кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов;

конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим

расчетам.

2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его

оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты

республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных

их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был

обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых

валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.

3. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в

“валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских

валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной

конвертируемости этих валют.

4. После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобразовать

многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко

используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют

должен был играть роль общей валюты.

Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об

экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был

наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих

конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом

либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем,

чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами;

создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора

частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов

для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что

деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения

остались на бумаге.

Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный банковский

механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких

институтов, которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспечивали бы

сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях выравнивания уровней

экономического развития стран-членов.

В СНГ можно наблюдать картину своего рода развертывания в обратном

направлении истории валютной интеграции в Западной Европе: от механизма

“один банк — одна денежная единица” к более “свободной” системе

(частичного) объединения резервов пропорционально обязательствам

национальных центральных банков и “общей” денежной единицы, основанной на

фиксированном паритете и имеющей национальную деноминацию; затем к

управляемым — в рамках согласованного диапазона - колебаниям обменного

курса и скоординированной денежно-кредитной и финансовой политике, и,

наконец, к серии соглашений, напоминающих мировую финансовую систему в мире

в середине 70-х гг.

На деле, по мнению ряда специалистов, даже видимое выполнение

определенных валютных соглашений, подписанных в постсоветском рублевом

периоде, — это чистое совпадение: только те соглашения и только в той

степени выполнялись, в основном это касается введения плавающих обменных

курсов и создания более или менее развитых рынков иностранной валюты,

которые позволяют постсоветским странам (временно) поддерживать минимальную

степень внешней конкурентоспособности и не требует продвинутых форм

координации финансовой политики, в то время как ни одна по-настоящему

международная цель на уровне СНГ достигнута не была: с одной стороны,

поскольку постсоветские государства поняли, что больше никогда не будут

иметь возможности свободно и безответственно печатать деньги, и, с другой

стороны, в силу специфической природы переходной экономики. Последнее

основание тем весомее, что в нынешних условиях совместно плавающие валюты

(как бы ни было желательно совместное плавание) а priori не в состоянии

устранить структурные, институциональные и другие фундаментальные причины

нарушений в области финансов и снизить инфляцию до контролируемого уровня.

Обновленная идея создания международного валютно-финансового комитета СНГ,

довольно популярная в середине 1995 г., идет не настолько далеко, чтобы

сломать тенденцию мнимого развития международных финансовых институтов, не

связанных с международным экономическим и финансовым климатом в СНГ.

Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежья

стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является

необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-

расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд

их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности

формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во

внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валюты

безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в

обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений

(поливалютная зона с взаимо плавающими курсами национальных валют и

координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в

предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При

этом Институт исходит из высокой степени вероятности разных скоростей и

направленности реформных преобразований в государствах на территории

бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от

сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

Однако политическое оформление процессов государственного размежевания

заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что

Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования

единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных

расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как

защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ)

привело к реальному прекращению функционированию денежной системы,

основанной на бывшем советском рубле.

Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне

объединенные общим платежным средством - рублем - в начальном денежном

обороте (10-15% общего оборота), но различные в своей основе - в

безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать

Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление

к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью

государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и

Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении

участников иметь единую денежную систему с использованием российской

валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными

обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную

систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией

основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной

политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных

показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на

территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов

консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности

коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г.

Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных

отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики

государств-членов и котировки валют к рублю через кросс-курсы СКВ. К этой

зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

Механизм экономической интеграции, и в частности интеграции в

финансовой сфере, в Европейском Сообществе/Европейском Союзе всегда был

образцом для интеграции в других частях мира, включая постсоветское

экономическое пространство. Опыт интеграции в Западной Европе является

своеобразным примером для понимания проблем и нахождения путей для их

решения. Однако ни принципы и правила, ни понимание определенных стадий

процесса интеграции, развития институтов и разработки соглашений не

остаются неизменными, когда они переносятся на другие регионы, даже в

пределах Европы.

Недавняя история Европейского валютного союза дает практически урок для

СНГ. Из опыта наших соседей мы узнали, что валютная интеграция может

привести к сложным проблемам и как раз тогда, когда она приближается к

своей высшей стадии; что, будучи сам по себе логически последовательным,

принятый график может подвергнуться пересмотру и что может потребоваться

выполнение некоторых предварительных соглашений для того, чтобы дальнейшее

движение вперед стало возможным; и еще важнее то, что иногда лучше

следовать естественному ходу развития международной (региональной) валютной

системы, а не изобретать что-то лучшее. Как следует из настоящей работы,

коллективная валюта, какой бы убедительной она ни была в теории, не может

противостоять конкуренции с национальными валютами и превратиться в

настоящие деньги, если не реализованы механизмы, намеченные на третью

стадию Европейского валютного союза, хотя они и могут показаться

преждевременными. Переходные экономики должны быть особенно осторожными в

своих инициативах в области международных валютных отношений.

Особенность функционирования экономического союза в ближайшие годы

состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на

государственные структуры в сферах производства, обращения и управления

воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока

является господствующей во всех без исключения странах-участницах

подготовки Договора.

Большая часть внешнеторгового оборота (69,7 процента) приходится на

долю стран СНГ. Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с

которой в 1997 году составил около 9,3 миллиарда долларов (58,7 процента

общего товарооборота). В структуре экспорта в 1997 году на долю

транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды)

приходилось 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые

холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) —

13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5;

недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента

составляли минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 —

продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4

процента — химическая продукция. К концу 1997 года в Беларуси было

зарегистрировано 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами.

Объем производства продукции совместных предприятий составил 20 600

миллиардов белорусских рубелей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт —

320 миллионов долларов. В целях привлечения иностранного капитала в

экономику страны созданы специальные экономические зоны (СЭЗ) в Бресте и

Гродно; предполагается создание СЭЗ в Минске и Гомеле.

Рост экспорта в целом по республике за январь ( сентябрь 1998 г. по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,7% при задании 8-

9% (задание было установлено указом президента). При установленном задании

6-7% импорт увеличился на 5%. В страны дальнего зарубежья экспорт снизился

на 7,4% процента, а импорт из этой группы государств возрос на 13,1%.

Внешнеторговый оборот Республики Беларусь за январь-сентябрь 1998 года

сложился в размере $11,7 млрд и увеличился по сравнению с соответствующим

периодом прошлого года в фактических ценах в долларовом выражении на 3,5%.

Товарооборот со странами СНГ составил $8,1 млрд, или 69% общего

товарооборота республики, в том числе с Россией - $7 млрд, или 86,3%

товарооборота со странами СНГ и 59,5% общего товарооборота; со странами

дальнего зарубежья — $3,6 млрд, или 31% общего товарооборота. Приведенные

показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского

производства на внешние рынки, а также о зависимости работы отраслей

народного хозяйства от импортных энергоносителей, сырья и материалов.

Одним из основных направлений развития двусторонних отношений с

Российской Федерацией является сотрудничество с российскими регионами.

Товарооборот между странами за январь-сентябрь 1998 года составил $6 986,8

млн. (по сравнению с аналогичным периодом 1997 года увеличился на 6,9%).

Экспорт составил $3 513,9 млн. (возрос на 7,5%), импорт — $3 472,9 млн.

(увеличился на 6,4%). Внешнеторговое сальдо имело положительное значение в

размере $40,9 млн. В 2000 г. экспорт составил $3764,2 млн., т.е. примерно

половина всего экспорта (см. прил. 1.) и 88,52 % экспорта в страны СНГ (см.

прил. 2.), импорт — $5535,2 млн. (92,24 % по СНГ).

Основными покупателями белорусской продукции являются Москва и

Московская область (на их долю приходится более 40% экспорта в Российскую

Федерацию), Тюменская область, Республика Татарстан и Ингушская Республика,

г. Санкт-Петербург.

Импортируются российские товары в основном из Москвы и Московской

области, Тюменской, Ярославской, Свердловской областей, Санкт-Петербурга.

Второе место по объему внешней торговли с Республикой Беларусь из стран

СНГ занимает Украина. Однако ее доля значительно меньше: экспорт составил

12,57 %, импорт — 5,68 %.

Таким образом, основными внешнеэкономическими партнерами Республики

Беларусь остаются страны СНГ.

Попытки анализа эффективности экономического сотрудничества союзных

стран, а особенно Беларуси и России, весьма затрудняются в силу чрезмерной

политизации, если не сказать идиологизации данного вопроса.

Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы

относиться к центральной Европе. Но условное деление производится не

столько географически, сколько экономически, политически и социально.

Европа сегодня представляет собой многомерное пространство о высоко

индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического

кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, республика имеет

традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние

сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных

фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и

сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на

мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не

позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования

дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации

экономики республики.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия

международного экономического сотрудничества должна быть направлена на

привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов;

улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения

удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации

импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности

и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного

уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний

долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать

конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с

международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный

фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк

реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются основными

источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного

баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем

финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного

оборудования и технологий, консультативного содействия), развития

инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и

среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ особенно важно для республики, так как финансовые

ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и

создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая

МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании

Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации

налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно

повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и

курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе

Объединенного венского института, а также предоставляются

высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна

проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию.

Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной

определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации

экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что

страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего

долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке

направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в

экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно

принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на

преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты

предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует

ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний

уровень колеблется около 4,5 % годовых, что в 1,5-2 раза ниже уровня,

существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в

июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных

трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего

около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание

валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного

бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз

и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о

предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280

млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже

получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики

совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа,

предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам

факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической

программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим

линиям.

Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении

наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении

инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на

институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление

и развитие институтов управления экономикой в переходный период;

реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и

финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания,

медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении

проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора,

совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного

климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи

Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований

(реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий,

составляющих основу промышленного сектора республики), а также в

осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное

строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое

финансирование проектов под гарантии правительства (в частности,

модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития

международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-

Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также

оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных

инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными

финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются

катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей

республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень

осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех

пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат "зеленый свет", означающий, что

страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим

рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного

инвестора вполне приемлемый.

За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг)

Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн.,

импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым

кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4 %, а

импорт уменьшился на 13,5 %.

Германия является вторым после России торговым партнером Беларуси,

опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США (см. прил. 3.).

Расширяющиеся деловые связи Беларуси с фирмами Германии требуют знания

особенностей сотрудничества с предприятиями и некоторых особенностей

развития немецкого бизнеса.

Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем

импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее

место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и

электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком

спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция

маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса.

Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для

технических товаров еще и сервис и соответствие немецким техническим

стандартам. Новым на немецком рынке являются требования потребителей и

производителей экологически чистых продуктов, что может обеспечить хороший

рынок сбыта в Германии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого

уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-

технический потенциал.

Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из

узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на

современном этапе.

Уже сегодня нужно найти методы преодоления негативных тенденций,

препятствующих приливу иностранных инвестиций в нашу экономику, которые

являются более эффективными исходя из менталитета народа, экономических

условий, географического положения и правового пространства.

Развитие внешнеэкономических связей Беларуси необходимо тесно увязывать

с критериями роста экономики. Без решения данной задачи не могут быть

адекватно решены ни политические ни социально-экономические проблемы.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное

пособие. — М., 1998.

2. Беларусь и траны мира 2000/ Мин-во статистики и анализа РБ. — Мн.,

2000.

Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии 2000. —

Мн., 2000.

3. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год (предварительные

данные). — Мн., 2001.

4. Дайнеко А. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия.

— Мн., 1999.

5. Оперативная информация за апрель 2001 года. Основные социально-

экономические показатели Республики Беларусь за январь – апрель 2001

года. — http://www.president.gov.by/Minstat/ru/indicators/current.htm .

6. Проблемы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь: Тез.

докл. Междунр. конф., 28-29 марта 1996 г. — Мн., 1996.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.