реферат скачать
 

Стойкое развитие как современная экологическая парадигма. (реферат)

Стойкое развитие как современная экологическая парадигма. (реферат)

Содержание

1. Введение. 2

2. Основные понятия и определения стойкого развития. 2

3. Стойкое развитие как современная экологическая парадигм. 3

4. Становление концепции устойчивого развития. 3

5. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. 4

6. Хронология глобальных встреч и решений, формирующих и

развивающих экологическое мировоззрение и идеи устойчивого развития. 9

7. Заключение. 9

8. Список используемой литературы. 9

1. Введение.

Человечество переживает решающий момент своей истории. Мы сталкиваемся с

проблемой увековечения диспропорций как между странами, так и в рамках

отдельных стран, обостряющимися проблемами нищеты, голода, ухудшения

здоровья населения и неграмотности и с продолжающимся ухудшением состояния

экосистем, от которых зависит наше благосостояние. Однако комплексный

подход к проблемам окружающей среды и развития и уделение им большего

внимания будут способствовать удовлетворению основных потребностей,

повышению уровня жизни всего населения, способствовать более эффективной

охране и рациональному использованию экосистем и обеспечению более

безопасного и благополучного будущего. Ни одна страна не в состоянии

добиться этого в одиночку; однако мы можем достичь этого совместными

усилиями - на основе глобального партнерства в интересах обеспечения

устойчивого развития.

Это глобальное партнерство должно основываться на посылках, нашедших

отражение в резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 1989

года, принятой после того, как народы мира обратились с призывом созвать

конференцию Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

а также на признании необходимости сбалансированного и комплексного

подхода к вопросам окружающей среды и развития.

2. Основные понятия и определения стойкого развития.

Экология - наука об отношении живых организмов и их групп , между собой и

окружающей средой. Термин “экология” предложил известный немецкий

натуралист Е. Геккель 1866 году (logos)-наука , (греч. oikos)-дом .

В настоящее время государством и обществом уделяется огромное внимание

развитию экологии. Определение ,,єкологичный,, синонем слов “умный” ,

“правильный” , ”рациональный”.

На западе создан большой раздел современной экологии Environmental

Science. Этот раздел настоящий экологический успех , в него входят

миллионы людей.

Экология имеет широкопрофильную структуру , биологическую ,

инженерно-техническую , социально-экономическую.

Развитие экологии последними десятилетиями напрямую направленно на

становление её лидером настоящих наук. В научных работах учёных всех

давних цивилизаций встречаются интересные данные о животных , растениях и

климатических изменениях , про особенности известных им живых существ.

Экология давно развивалась, как часть биологи.

3. Стойкое развитие как современная экологическая парадигма.

За сотню лет экология три раза меняла парадигму.

На первом этапе (до 30-х годов ХХ в.в.) экология основалась на практике Ч.

Дарвина, О. Гумбольдта, К. Рулье, Е. Геккеля, И. Сент-Иллера и многих

других великих ученых.В то время наблюдения в области физики (температура,

свет), и химии (состав вода и т.д.)

Экологи тех времен были малозаметными представителями ,,чистой,, науки.

В первые до экологов обратились с вопросом о ,,сбережении природы,,

создать защищенные зоны и национальные парки для спасения растений и

животных, которым грозит вымирание. Благодаря журналистам и части

политиков были созданы не только заповедники, но даже вышли законы о

рыболовстве и охоте.

Второй этап был нетерпимым и использовал наблюдения больших групп

организмов (популяции и их совместимости) под углом анализа взаимодействий

существ разных видов.

Третий этап начался после Второй мировой войны, основным направлением

третьего этапа было высчитать ,,связь всего со всем,, Синэкология - наука

изучающая всю биосферу.

4. Становление концепции устойчивого развития.

Международная Комиссия по окружающей среде и развитию (WCED) определяет

“устойчивое развитие” как “ развитие, при котором проблемы сегодняшнего

дня решаются без ущерба “интересов будущих поколений”. Главная цель

“устойчивого развития” улучшение качества жизни людей без нарушения

устойчивости экосистем. “Устойчивая экономика” не разрушает основные

природные ресурсы , развивается путем приспособления к окружающей среде,

использует новейшие научные разработки и технические усовершенствования .

“Устойчивое сообщество” живет по девяти принципам:

Уважать и заботиться о всем сущем на Земле. Преимущества и затраты,

связанные с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды,

должны справедливо распределяться между различными обществами, среди

богатых и бедных, а также между нашим и будущим поколениями.

Повышать качество жизни человека. Экономический рост является важной

частью развития, но он не должен быть самоцелью и не может быть

бесконечным, хотя и направлен на продолжительную и здоровую жизнь,

образование, доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни,

политическую свободу, гарантированные права человека и защиту от насилия.

Сохранить жизнеспособность и разнообразие всего живого

на Земле. Сохранить жизнеобеспечивающие системы, т.е. процессы, которые

делают нашу планету пригодной для жизни. Они формируют климат, очищают

воздух и воду, регулируют круговорот воды и важнейших элементов, формируют

и восстанавливают почву, а также обеспечивают экосистемам способность к

само возобновлению.

Свести до минимума использование невозобновимых ресурсов. Истощение

невозобновимых природных ресурсов, таких как минералы, нефть, газ и уголь

должно быть сведено до минимума при помощи вторичного использования,

применение ресурсосберегающих технологий.

Необходимо развиваться в пределах потенциальной емкости экологических

систем Земли. Существуют пределы потенциальной емкости экосистем Земли,

эти пределы изменяются географически и зависят от многих причин. Политика,

направленная на гармонизацию численности населения и образа жизни с

возможностями природы, должна идти рука об руку с развитием

ресурсосберегающих технологий.

Изменить сознание человека и стереотипы его поведения.

Общество должно поддерживать и пропагандировать ценности, предложенные

новой этикой, и отвергать те, которые противоречат экологически разумному

образу жизни.

Поощрять социальную заинтересованность общества в сохранении среды его

обитания. Общество нуждается в эффективном контроле использования

природных ресурсов и справедливом их распределении, в праве участвовать в

принятии решений, в экологическом обучении. Необходимость наделения

местных органов власти полномочиями для выполнения ими обязательств по

охране окружающей среды. Национальная экономическая стратегия и политика

должны при этом поощрять действия общества, направленные на защиту

окружающей среды.

Выработать концепцию интегрирования процессов социально-экономического

развития и охраны окружающей среды. Должна быть выработана интегрированная

система слежения за экологической ситуацией, включая и механизм быстрого

оповещения об экологических проблемах. Экономическая политика должна быть

направлена на рациональное ведение хозяйства при помощи налогов, субсидий

и других стимуляторов.

Способствовать достижению единства действий на мировом уровне. Всемирные

природные ресурсы, особенно это относится к атмосфере, океанам и общим для

нескольких стран экосистемам, можно рационально использовать только на

основе современных решений. Основная задача состоит в укреплении

международного законодательства.

5. Рио-де-Жанейрская декларация 

по окружающей среде и развитию.

Утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию,

Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,

подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по

проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972

года и стремясь развить ее,

преследуя цель установления нового, справедливого глобального партнерства

путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми

секторами общества и людьми,

прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих

уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей

среды и развития,

признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,

провозглашает, что:

Принцип 1

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению

устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в

гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами

международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои

собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и

развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в

рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде

других государств или районов за пределами действия национальной

юрисдикции. 

Принцип 3

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое

удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях

развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна

составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться

в отрыве от него. 

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи

искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях

уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения

потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь

наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое

значение. Международные действия в области окружающей среды и развития

должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей

всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях

сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности

экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния

глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную

ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они

несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития

с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей

среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для

всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные

модели производства и потребления и поощрять соответствующую

демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по

наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития

благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими

знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи

технологий, включая новые и новаторские технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии

всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном

уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации,

касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении

государственных органов, включая информацию об опасных материалах и

деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия

решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие

населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается

эффективная возможность использовать судебные и административные

процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области

окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты

должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они

применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть

неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными

издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Принцип 12

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей

среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и

открытой международной экономической системы, которая привела бы к

экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в

области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не

должны представлять собой средства произвольной или неоправданной

дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует

избегать односторонних действий по решению экологических задач за

пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны

окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных

экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на

международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся

ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического

ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают

также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося

ответственности и компенсации за негативные последствия экологического

ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или

контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или

предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов

деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или

считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими

возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В

тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба,

отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины

для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению

ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации

экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во

внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе,

покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая

общественные интересы и не нарушая международную торговлю и

инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента

осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые

могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и

которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных

бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к

неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.

Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи

пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми,

предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о

деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные

последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе

и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании

окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо

для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в

целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь

устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны

играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении

окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства

должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру

и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого

развития.

Принцип 23

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях

угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс

устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное

право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных

конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его

дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. 

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и

надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных

Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в

выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем

развитии международного права в области устойчивого развития. 

6. Хронология глобальных встреч и решений, формирующих и развивающих

экологическое мировоззрение и идеи устойчивого развития.

1972 г.

Стокгольмская конференция по окружающей среде

1983 г.

Создание ООН Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (Брутланд)

1987 г.

Мировой отчет Брутландской комиссии "Наше общее будущее"

1989 г.

Решение ООН о подготовке международной конференции в Рио-де-Жанейро

1992 г.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UNCED, RIO-92)

1997 г.

Саммит RIO+5 - опыт и итоги действий по Глобальной Повестке-21

2000 г.

Всемирный Форум национальных структур по устойчивому развитию

(MILLENIUM-2000)

Решение ООН о начале подготовки к Саммиту-2002

2002 г.

Всемирный Саммит по устойчивому развитию

7. Заключение:

Выявить задекларированные Конфедерацией ООН ,,Природная среда и развитие,,

(Pio-92) принципы решения мировых экологических проблем в контексте

становления стойкого становления развития общества.

8. Список используемой литературы.

1. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам

окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание

Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

Источник: документ ООН  A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I), стр. 3-7.

2. Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО -

www.unesco.org/most

1


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.