реферат скачать
 

Энергоресурсы морей и рек

Энергоресурсы морей и рек

Содержание.

Стр.

1. Введение ………………………………………………………..

2. Материалы ……………………………………………………..

1. Энергетика Украины………………………………………...

2. Приливы в море……………………………………………...

3. Тепловая энергия моря……………………………………..

4. Гидроэлектростанции (ГЭС)……………………………….

3. Список литературы …………………………………………...

Введение.

Электроэнергетика Украины - мощный, сложный и разветвленный

технологический комплекс, являющийся основой функционирования всего

общественного производства, обеспечения условий цивилизованной жизни

населения страны. Сохранить этот комплекс и создать условия для его

успешной работы в настоящем и в будущем - главная задача всех органов

государственного управления. К сожалению, с начала девяностых годов

сложнейший электроэнергетический комплекс страны постепенно теряет свой

потенциал, для восстановления которого потребуются десятилетия и

колоссальные финансовые ресурсы. Работе электроэнергетической отрасли в

условиях общего экономического кризиса присущи те же характерные черты, что

и работе других базовых отраслей промышленности. Это спад производства,

вымывание оборотных средств, катастрофически низкий уровень платежей за

потребленную энергию, отсутствие средств на модернизацию и реконструкцию

оборудования и выплату заработной платы. На сегодняшний день мы, к

сожалению, должны констатировать тот факт, что развитая на высочайшем

уровне отрасль, имеющая оборудование мирового уровня, огромные возможности

по экспорту электроэнергии, переживает один из самых тежелых периодов

своего развития.

Энергетика Украины.

Проблемы, копившиеся годами, сегодня сконцентрировались и предстали

во всем своем объеме и решать их необходимо очень быстро и эффективно.

Общая установленная мощность электростанций Минэнерго на начало 1999 г.

составляла 48,8 тыс. МВт, из них: ТЭС - 57,5 %, АЭС - 26,4 %, ГЭС- ГАЭС -

9,4 %, ТЭЦ - 6,7 %. В 1998 г. электростанциями Минэнерго выработано 167,7

млрд. кВт |ч. В структуре энергоносителей органическое топливо составляло

49,5 %, ядерное - 44,9 %, гидроресурсы - 5,6 %. В первом полугодии 1999 г.

на электростанциях Украины выработано 86,6 млрд.кВт |ч электроэнергии, из

них электростанциями Минэнерго почти 84 млрд. кВт |ч, в том числе на ТЭС

выработано 39,1 % электроэнергии, на АЭС - 46,7 %, на ГЭС - 11,2 %.

Производство электроэнергии снизилось по сравнению с первым полугодием 1998

г. на 1,54 млрд. кВт |ч, или на 1,8 %. Уменьшение производства

электроэнергии обусловлено снижением потребления в промышленности на 8,7 %,

в сельском хозяйстве на 11,8 %, в строительстве на 13,1 %. Коммунально-

бытовые и другие непромышленные потребители практически не уменьшили

потребление, а потребление населения даже несколько возросло. В прошедший

осенне-зимний период и в текущем году отрасль с большим напряжением и при

существенной помощи государства обеспечила энергоснабжение общественного

производства и бытовых нужд населения. Этого удалось достичь ценой больших

усилий, а зачастую ценой прямых потерь для отрасли. Как никогда глубоко

сработаны запасы органического топлива, а задолженность за него увеличилась

до 4,7 млрд.грн. Резко возросла дебиторская задолженность потребителей за

отпущенную энергию, состояние генерирующего оборудования и электрических

сетей из-за отсутствия денежных средств на проведение ремонтных работ

достигло критического уровня. Сегодня 95,2 % энергоблоков ТЭС выработали

расчетный ресурс (100 тыс.ч.). К 2005 г. количество оборудования со сроком

эксплуатации 30 и более лет будет составлять 80 %. КПД блоков 200 и 300 МВт

находится на уровне 20-30 % при расчетном 36 %. Экологические показатели по

выбросам превышают все нормы Украины, не говоря уж о требованиях со стороны

Европейского Сообщества. В связи с усложнением режима работы оборудования,

что проявилось в снижении нагрузок и увеличении количества остановов и

пусков энергоблоков, связанных с ухудшением качества топлива, старением

оборудования при дефиците средств для его реабилитации, продолжают

ухудшаться технико-экономические показатели. Удельный расход топлива на

отпущенную тепловыми электростанциями электроэнергию по итогам работы в

1998 г. составил 369,0 г/кВт |ч при норме 368,5 г/кВт |ч. За 6 месяцев 1999

г. удельный расход топлива составил 372,3 г/кВт |ч при норме 372,4 г/кВт

|ч. Расходы электроэнергии на собственные нужды на производство

электроэнергии на ТЭС генерирующих компаний составили в 1998 г. 8,8 %. За 6

месяцев 1999 г. они составили 9,03 %, что соответствует нормативной

величине. В Украине действуют 5 АЭС, которые несут главную базовую нагрузку

в энергосистеме. На этих атомных электростанциях в 1998 г. работало 14

энергоблоков с общей установленной мощностью 12,818 тыс.МВт. Срок

эксплуатации большинства блоков с реакторами ВВЭР-1000 на сегодня

составляет 15 лет (проектный срок - 30 лет), однако значительная часть

тепломеханического и электротехнического оборудования АЭС нуждается в

замене, необходимо проведение комплекса работ по повышению надежности и

безопасности АЭС. Работа АЭС полностью зависит от поставок тепловыделяющих

сборок из России, а в связи с окончанием срока их поставок на

компенсационной основе вопрос о надежности топливообеспечения АЭС

значительно обостряется. Сегодня объединенная энергосистема Украины не

имеет в необходимом количестве маневренных мощностей, что приводит к

нарушениям режимов ее работы, значительному колебанию частоты в течение

суток. Состояние дел усложняется и тем, что в структуре энергогенерирующих

мощностей значительную часть занимают АЭС, которые должны работать в

базовом режиме. Поэтому поддержка пиковых и полупиковых электрических

нагрузок вынужденно выполняется физически изношенными энергоблоками ТЭС,

что ухудшает не только экономичность, но и надежность электрообеспечения,

создает угрозу целостности ОЭС Украины. Одновременно ускоряется физический

износ оборудования ТЭС.

Главную роль в покрытии пиковой части графика электрической нагрузки

выполняют гидроэлектростанции. Установленная мощность гидроэлектростанций

Украины на конец 1998 г. составляла 4,7 млн. кВт. Оборудование станций и

сооружения гидроузлов из-за длительной эксплуатации имеют высокую степень

физического износа и нуждаются в реконструкции. Систематические режимы

работы ОЭС со значительными колебаниями частоты тока существенно

ограничивают возможности параллельной работы энергосистемы Украины с

энергосистемами России и стран Центральной Европы. Решение этой проблемы

позволит в перспективе увеличить экспорт электрической энергии -

перспективного источника весомых валютных поступлений. В первом полугодии

1999 г. экспорт электроэнергии составлял 1047 млн. кВт |ч, или всего 45 %

по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение экспорта

электроэнергии произошло в 1998 г. на фоне значительного расширения

экспортных возможностей энергосистем соседних стран. В то же время

экспортные возможности ОЭС Украины в последние годы не только не

расширялись, но, напротив, ухудшались вследствие физического старения

электрических станций и высоковольтных сетей, отсутствия топлива для

поддержания требуемой европейскими стандартами частоты тока в

энергосистеме. Упущено значительное время и сейчас даже сохранение

существующих объемов экспорта, не говоря о его наращивании, потребует

чрезвычайных усилий. Особую озабоченность вызывает состояние магистральных

электросетей, повреждение которых может привести не только к ограничению

электроснабжения в отдельных регионах, но и к нарушению целостности ОЭС

Украины. В основной электросети Украины, а это 130 подстанций 220-750 кВ и

линии электропередачи такого же напряжения общей длиной свыше 22 тыс. км,

почти 40 % оборудования отработало двойной срок эксплуатации и нуждается в

неотложной замене. Неудовлетворительно проводятся капитальные ремонты

магистральных электросетей. В 1998 г. НЭК "Укрэнерго" выполнила эти работы

всего лишь на 19 % от планового задания. А в первом полугодии 1999 г. - на

16 %. Тяжелое положение сложилось в Крымской, Донбасской, Южной и Северной

энергосистемах. Необходимо обратить самое серьезное внимание на этот

вопрос, т.к. от его решения во многом будет зависеть надежная работа ОЭС

Украины в осенне-зимний период. За последние годы ухудшилось техническое

состояние распределительных электрических сетей, особенно сельских

электросетей напряжением 0,4-10 кВ. Сегодня подлежат замене 10 % от общего

количества распределительных электрических сетей 0,4-150 кВ, а 24 %

полностью амортизировано. За отчетный период за счет всех источников

финансирования введено в эксплуатацию 2,162 тыс.км воздушных линий

электропередачи сельскохозяйственного назначения. Однако план капитального

строительства распределительных электрических сетей выполнен всего на 36 %.

Отремонтировано 94,2 тыс.км воздушных линий электропередачи и 38,8 тыс.

трансформаторных подстанций в распределительных электрических сетях 0,4-150

кВ, но этого недостаточно, учитывая реальное состояние оборудования.

Несмотря на принимаемые меры, энергоснабжающим компаниям не удалось на

протяжении 1998 г. снизить технологический расход электроэнергии на ее

транспорт по электрическим сетям. За прошлый год расход электроэнергии на

ее транспорт в целом по Минэнерго составил 30,1 млрд. кВт |ч или 18,7 % от

отпуска в электросеть для всех классов напряжения. Не улучшилось положение

и в первом полугодии 1999 г. По состоянию на 01.06.99 расходы составляют

21,46 %. Недопустимо высокий уровень расхода электроэнергии на ее транспорт

постоянно допускается в Закарпатьеоблэнерго - 48,95 %, Херсоноблэнерго -

45,3 %, Николаевоблэнерго - 38,44 %, Одессаоблэнерго - 40,36 %,

Волыньоблэнерго - 36,68 %, Винницаоблэнерго - 34,9 %, Крымэнерго - 32,07 %.

Эти показатели обусловлены, в первую очередь, неплатежами бытовых

потребителей, невыплатой компенсаций по субсидиям и льготам населению,

хищениями, несовершенством систем учета электроэнергии, ведь нормативные

расходы электроэнергии, связанные с технологическим процессом ее передачи,

в целом по министерству не превосходят заданных. Основными причинами

постоянного возрастания этой составляющей расхода электроэнергии являются

неудовлетворительная работа энергоснабжающих компаний по усовершенствованию

учета использованной бытовыми потребителями электроэнергии, низкий уровень

проводимых мероприятий по предупреждению безучетного потребления

электроэнергии. На устранение этих недостатков необходимо обратить самое

серьезное внимание руководителям всех энергоснабжающих компаний. Несмотря

на острый дефицит денежных средств, отсутствие бюджетных ассигнований, в

1998 г. по министерству освоено 1,085 млрд. грн. капитальных вложений при

плане 1,868 млрд. грн. В том числе в эксплуатацию введены основные фонды на

сумму 1,062 млрд.грн. Основные капитальные вложения, в соответствии с

Программой Кабинета Министров Украины, направлялись на строительство

генерирующих мощностей (энергоблок № 2 Хмельницкой АЭС, энергоблок № 4

Ривненской АЭС, Днестровская ГАЭС), строительство энергоблока № 9

Добротворской ТЭС, дальнейшее развитие электрических сетей, в первую

очередь линий электропередачи для выдачи мощности атомных электростанций, в

том числе ВЛ 750 кВ Южнодонбасская-Донбасская, которая поставлена под

рабочее напряжение в 1998 г. Необходимо отметить, что объем незавершенного

строительства в 1998 г. составил более 5 млрд.грн., что вызвано наличием

большого количества одновременно строящихся объектов, отсутствием

концентрации средств на строительство важнейших объектов. В условиях

дефицита средств такое положение недопустимо. В первом полугодии 1999 г.

освоение капитальных вложений не лучше чем в прошлом году. Освоено всего

322 млн.грн. из запланированных на полугодие 820 млн.грн., а ведь сделать

необходимо очень многое. В первую очередь - продолжить основные работы

прошлого года, необходимо наращивать золоотвалы на ТЭС Донбассэнерго,

необходима реконструкция и замена устаревшего оборудования на ряде тепловых

электростанций и многое другое. В определенной степени недостаточное

освоение капитальных вложений обусловлено проблемами, возникающими во

взаимоотношениях между энергопредприятиями и предприятиями строительно-

монтажного комплекса.

Создание потенциальными заказчиками собственных строительных подразделений,

широкое привлечение к работе на объектах энергетики сторонних, как правило,

малоквалифицированных организаций и мелких частных фирм, при наличии

мощных, специализированных строительных организаций, имеющих специально

обученный и опытный персонал, нанесло значительный урон строительно-

монтажному комплексу. А вместе с экономическими проблемами это привело к

постепенной деградации и значительному разрушению строительного

производства в отрасли. Трудности с финансированием строительства и оплатой

выполненных работ, стремление заказчика построить "много" без выделения

соответствующих средств, отсутствие каких-либо отраслевых нормативных

документов, регламентирующих взаимоотношения подрядчика с заказчиком и,

наконец, сложность в проведении товарообменных операций поставили

строительные подрядные организации в критическое положение, граничащее с

полной остановкой строительного производства. Финансирование

запланированных объемов строительства или не ведется, или ведется крайне

неудовлетворительно. Такое положение надо немедленно исправлять. Для

обеспечения финансирования строительства и реконструкции общеотраслевых

объектов энергетики необходимо уже сейчас в составе тарифа на

электроэнергию установить целевую надбавку на капитальное строительство.

Нашей большой ошибкой является то, что мы практически исключили из процесса

функционирования отрасли науку. Речь не идет о каких-то далеких от

практических задач теоретических изысканиях. Речь идет о том, что разрушена

существовавшая всегда инновационная модель функционирования отрасли. Научно-

исследовательские, проектные, конструкторско-технологические и наладочные

организации являлись неотъемлемой составляющей энергетического комплекса,

решавшей проблемы эффективного функционирования существующей системы

сегодня и на перспективу. Отсутствие сети этих организаций, способных на

высоком научно-техническом уровне решать поставленные задачи, неизбежно

ведет к потере ориентиров в стратегии развития отрасли и к снижению

технического уровня текущей эксплуатации и технического обслуживания

энергооборудования. Наиболее ускоренно процесс снижения роли науки в работе

отрасли протекал в течение последних трех лет. Безусловно, это является

результатом общих тенденций в государственном масштабе, однако у отрасли,

при единой точке зрения министерства и энергокомпаний на недопустимость

такого положения, должны быть свои возможности для исправления ситуации,

независимые ни от бюджета, ни от Государственного инновационного фонда.

Разве можно признать нормальным то, что в происходящих в течение многих лет

преобразованиях в структуре отрасли, в производственных отношениях, в

обновлении законодательного поля, в создании энергорынка, в формировании

тарифной политики да и в разработке стратегии и научно-технической политики

отрасли в целом, наука участия практически не принимает. Это привело к

тому, что на сегодня отсутствует основной стержень, вокруг которого должны

формироваться инвестиционная политика, внешнеэкономические связи отрасли в

целом и в каждой энергокомпании в отдельности. На сегодня накоплено очень

много свидетельств того, к каким негативным последствиям приводит политика,

основанная только на решении сиюминутных проблем. Мы все заняты очень

важными вопросами сбора средств, отключением неплательщиков, закупками

топлива, ликвидацией долгов по зарплате и это правильно. Однако только

работа на перспективу может избавить нас от всех этих проблем в будущем. И

должны быть люди, руководители и соответствующие подразделения на всех

уровнях управления, которые вместе с наукой должны квалифицированно решать

вопросы развития отрасли. На сегодня складывается впечатление, что этим

занимаются все, а на самом деле - никто. Следует отметить, что успешное

прохождение осенне-зимнего максимума 1998-1999 годов и работа в первом

полугодии 1999 г. были обеспечены исключительно за счет мобилизации

государственных топливных ресурсов, расчет за которые не произведен до

настоящего времени, по углю - на 538 млн.грн., газу - на 1 млрд.грн. А

сегодня положение с топливообеспечением значительно хуже, чем в прошлом

году. В период подготовки к осенне-зимнему максимуму происходит интенсивное

срабатывание запасов угля! Остатки его на 15.07.99 составляли менее 2

млн.тонн, а в этот период прошлого года они составляли почти 3,4 млн.тонн.

Поставка ядерного топлива на сегодня обеспечена в объеме 30 % от

необходимого для прохождения осенне-зимнего максимума. Большинство проблем

электроэнергетической отрасли связаны с недостаточным уровнем оплаты

потребленной электрической и тепловой энергии, в перую очередь банковскими

средствами. Особенно тяжелое положение с оплатой было в первые месяцы 1999

г. Платежная дисциплина потребителей в начале года резко ухудшилась и сборы

денежными средствами за отпущенную энергию упали в январе и феврале до 11-

12 % от стоимости потребленной энергии, что намного ниже минимальной

потребности отрасли для поддержания ее жизнедеятельности. Сложившаяся

ситуация потребовала принятия незамедлительных и действенных мер со стороны

правительства, поэтому в начале января 1999 г. экономическое положение в

энергетике по инициативе Кабинета Министров Украины было рассмотрено

Президентом Украины. По результатам рассмотрения было дано поручение "О

неотложных мерах по стабилизации финансово-экономического состояния

электроэнергетической отрасли".

По распоряжению Кабинета Министров Украины от 09.03.99 г. № 174-р была

создана правительственная комиссия по вопросам расчетов за потребленные

энергоносители. Выполняя поручение Президента, министерство подготовило и

Кабинет Министров Украины принял ряд постановлений по стабилизации

состояния в отрасли. Так, постановлением от 24 марта 1999 г. № 441 "О

неотложных мерах по стабилизации финансового состояния предприятий

электроэнергетической отрасли" были упорядочены расчеты за энергию, в том

числе и вексельное обращение, работа независимых поставщиков, а также

определен порядок поставок электроэнергии потребителям. Были созданы новые

механизмы расчетов, которые в условиях крайне низкого уровня поступления

денежных средств позволили минимизировать ущерб для отрасли от всех форм

бартеризации расчетов. Так, постановлениями Кабинета Министров Украины от

19 апреля № 621, 622, 623 и от 04.06.99 № 975 установлен порядок

взаиморасчетов предприятий топливно-энергетического комплекса на

безэмиссионной основе через банковские учреждения, а также регламентировано

ипользование векселей Госказначейства и местных администраций для расчетов

за энергию. Механизм таких расчетов предельно прозрачен, не допускает

вымывания оборотных средств из отрасли и в настоящее время он начал успешно

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.