реферат скачать
 

Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

ПЛАН

Вступление 2

Программа экологического воспитания 4

Основы формирования экологической культуры 7

Многообразие экологического воспитания 14

Развития эстетического отношения к природе 18

Заключение 25

Литература 26

Вступление

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс

существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил

переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с

шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые

так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной

деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие

этого возникновения, появилась экологическая культура.

В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие

отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая

деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая

культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно

заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением

дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным

экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень

экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в

мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит

вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете,

или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую

дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения

человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.

Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме

экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и

путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим

воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение

предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной

среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных

требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую

убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны

окружающих.

«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции

экологического образования и воспитания подрастающего поколения,

утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за

№137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства

экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу

экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы

экологической политики в области экологического образования, выработанные

ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды

роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди

многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение

комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.

Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры,

развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного

образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,

умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития

экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна

экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип

непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития

человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед

воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как

непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника,

как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель

и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической

культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии,

если содержание учебных предметов способствует экологически целостных

ориентаций.

Основы формирования экологического воспитания в

общеобразовательных учреждениях.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный

словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к

природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко

приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с

этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода —

морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети

привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время

летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз

и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой

ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям,

ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец

голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом,

подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать

живое, причём довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение

ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все

с самого раннего возраста.

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным

воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание

должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать

нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное

воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и

самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в

процессе формировании личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он

выполняет в микросреде.

В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы

социального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и

способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности

предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип

гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип

социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве,

приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности,

должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом

случае он сможет реально оценивать последствия свой практической

деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического

образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается,

то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это

объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая

культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура»

это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за

принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами

экологической культуры личности должны стать: экологические знания,

экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви

к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по

основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий,

широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,

природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей,

внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский

В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

- знать организации, движения и общества, которые занимаются

природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный

союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис,

Каспий табигаты и другие;

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения,

и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим

мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-

следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические

последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной

деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным

и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и

параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот,

рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в

отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней

через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев,

возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится

сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что

включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные

проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира

природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с

миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической

культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную

оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к

миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым,

воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически

культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру

природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и

положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и

психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть

отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы

определяют направление и характер формирования экологического мышления и

поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания.

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как

их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности

обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически

целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании

целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет

образование. Особенностью экологического образования было то, что оно

появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин

Ц.А. отмечает, что « экологическое образование- это не часть образования, а

новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное

средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой

цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного

отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это

предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов

природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность

по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных

богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,

необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство

ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную

позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени

определяет три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью

целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место в системе экологического образования имеет начальная

школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного

отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные

экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты

«сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа,

ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были

прочувствованы, понятны.

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству,

восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная

педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы,

ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и

обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах,

поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта

подрастающему поколению.

1.4 Возможности народной педагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и

теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного,

традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте

этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и

эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности,

нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее

использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических

групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении

народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается

неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений

социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как

уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия

и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается

личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и

систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную

мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и

поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте,

традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и

воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на

экологически культурное формирование личности.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный

уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций,

облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в

поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих

воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его

определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика

есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов

– профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же

– для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не

ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у

народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не

обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.

Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим

находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том

числе – и родителям, как естественным воспитателям.

Многообразие экологического воспитания

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает

разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних

способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся

преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания,

когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным

пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях

спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в

процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования

отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,

познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,

туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей

среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с

окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.