реферат скачать
 

Правовой режим охраны и использования лесов

Правовой режим охраны и использования лесов

ТЕМА: Правовой режим использования и охраны лесов.

Введение

1. Леса как объект использования и охраны;

2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида

лесопользования;

3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного

законодательства.

Заключение

Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания,

местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время

человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его

переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять насколько тесно мы

связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попростту

деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и

леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или

просто прикоснуться к живому стволу берёзы?

Лес во все времена являлся однм из самых лёгких, дешёвых объектов

использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено

2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому

со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении

убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результате

хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной

среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека

источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только

потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых

человеку для дальнейшей деятельности.”[1]

1. Леса как объект использования и охраны.

Но что означает “лес” с точки зрения права? Основы лесного

законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие

так: “Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой

растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей

природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в

своём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три

признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и

травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного

фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический -

оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

“Лес - это система экологических комплексов, выполняющая

многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие,

водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция,

продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и

т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения ,

восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”[2]

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая-

потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения

человеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая форма

взаимодействия. “Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей

природной среды с целью сохранения человека как биологического и

социального организма и его естественной среды обитания.”[3] Эта форма

получила название экологической формы.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения

людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в

том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и

использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и

т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной

среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права -

административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования

охраны природной среды).

Указом Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”,

осуществлено разграничение государственной собственности на природные

ресурсы, ”...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов

животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из

принципа их общегосударственного значения.”[4]

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью

охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. “Под

охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с

нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками

леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных

ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными

сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.

Защита леса -система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и

вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время

которого идёт работа не только по количественному, но и качественному

обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на

высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только

экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[5]

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от

использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в

основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

“Охрана леса по своей приорететности имеет следующую структуру: от

поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при

освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и

истощения.”[6]

2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида

лесопользования.

В основе системы экологического законодательства находятся три

основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных

депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской

Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 года,

Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом

РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая в

результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

Состоит система экологического законодательства из двух подсистем:

природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему

природоохранительного законодательства входит Закон РФ “Об охране

окружающей природной среды”, другие законодательные акты комплексного

правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства

входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного

законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и

использовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативные

акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют

отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации

в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства,

охраны и защиты лесов.

Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного

законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами

Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской

Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краёв,

областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах

их компетенции.

Основы лесного законодательства Российской Федерации действуют на

всей территории Российской Федерации, а законодательство республик в

составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных

округов, краёв, областей и решения органов местного самоуправления не

должны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации.

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли

образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а

так же не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и др.);

нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.).

Существует разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов

Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений.

Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений

подлежат:

1. Определение основных направлений государственной политики в области

лесного хозяйства;

1. разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской

Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей,

городов федерального значения лесного законодательства Российской

Федерации;

1. распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов

федерального значения лесным фондом Российской Федерации;

1. определение порядка организации и деятельности государственных органов

управления лесным хозяйством;

1. установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и

категориям защитности, а так же перевода их из одной группы лесов или

категории защитности в другую;

1. установление норм и правил пользования лесным фондом;

1. утверждение по согласованию с республиками в составе Российской

Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей,

городов федерального значения ежегодной нормы заготовки древесины

(расчётная лесосека);

1. установление системы платежей за пользование лесным фондом, а так же

образование и использование государственного внебюджетного фонда

воспроизводства, охраны и защиты лесов;

1. определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

1. утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса,

воспроизводства, охраны и защиты лесов;

1. организация и координация научно-исследовательских, проектно-

конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

1. разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов

федерального значения федеральных программ по рациональному использованию

лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите

лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация

их выполнения;

1. осуществление государственного контроля за состоянием, использованием,

воспроизводством. охраной и защитой лесов и установлении порядка его

проведения;

1. организация ведения государственного учёта лесного фонда,

государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;

1. осуществление международного сотрудничества по вопросам использования,

воспроизводства, охраны и защиты лесов;

1. установление государственной статистической отчётности в области ведения

лесного хозяйства;

1. определение вместе с республиками в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов

федерального значения объёмов заготовки и поставок древесины для

государственных нужд;

1. принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении,

прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при

нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в

иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

К компетенции районных (городских) администраций в сфере

регулирования лесных отношений относятся:

1. Учёт лесного фонда;

1. распределение утверждённого лимита лесосечного фонда по

лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов

управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок

древесины для государственных нужд;

1. организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите

их от вредителей и болезней;

1. осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны

окружающей природной среды контроля в сфере использования,

воспроизводства, охраны и защиты лесов;

1. принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении

участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие

владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается

определением условий, соответствующих установленным лесоводственным

требованиям;

1. организация и проведение с участием местных подразделений

государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации

лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

1. ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным

фондом в установленном порядке.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства,

охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется

Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,

органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов

федерального значения и специально уполномоченными государственными

органами управления лесным хозяйством.

В систему специально уполномоченных государственных органов

управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственный

орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные

ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной

области, автономных округах, краях, областях и городах федерального

значения, а так же местные подразделения - лесхозы, лесничества.

Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные,

опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятся

в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской

Федерации.

“Государственный орган управления лесным хозяйством Российской

Федерации и его подведомственные подразделения не могут осуществлять

заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести её

переработку.

Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством

Российской Федерации регламентируется положением, утверждаемым

Правительством Российской Федерации.”[7]

“Задачей государственного контроля за состоянием, использованием,

воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения

всеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом,

правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов,

правил государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил,

установленных лесным законодательством.”[8]

Государственный контроль за состоянием, использованием,

воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на государственные

органы управления в республиках в составе Российской Федерации, автономной

области, автономных округах, краях, областях и городах федерального

значения, государственные органы управления лесным хозяйством и

государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядок

осуществления государственного контроля за состоянием, использованием,

воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством

Российской Федерации.

“Современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной

политики принцип неистощительного использования лесов.”[9]

“Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны

осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде,

животному миру и здоровью человека.”[10]

Основы лесного законодательства РФ определяют задачи по

неистощительному использованию лесов. Ведение лесного хозяйства должно

обеспечивать:

1. сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-

гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в

интересах охраны здоровья человека;

1. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для

удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и

другой продукции;

1. воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение

их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

1. рациональное использование земель лесного фонда;

1. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой

технической политики, использования достижений науки, техники и

передового опыта;

1. сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и

природного наследия.

Обеспечение принципа неистощительного использования лесов зависит от

выполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов

расчётной лесосеки.

Все леса лесного фонда по категории защитности подразделяются на три

группы:

1. Леса, выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно-

гигиенические, оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий,

заповедного фонда. Допускаются только рубки для ухода за лесом, но

запрещается промышленная заготовка древесины.

1. Леса районов с высокой плотностью населения и ограниченными

эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными

лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах

расчётной лесосеки.

1. Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное

значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции

леса.

Согласно основам лесного законодательства Российской Федерации в

лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1. заготовка древесины

1. заготовка живицы

1. заготовка второстепенных лесных материалов

1. побочные лесные пользования

Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное

пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на

срок до 50 лет.

Лесопользователями в Российской Федерации могут быть юридические

лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.