реферат скачать
 

Правовой режим лесопользования

Правовой режим лесопользования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Понятие государственного регулирования эколого-правового режима

лесопользования и его особенности

V Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Лесной мониторинг

Планирование использования и охраны лесов

V Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их

рационального использования

Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Организация восстановления лесов и лесоразведение

V Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством,

охраной и защитой лесов

Право лесопользования и его виды

Ответственность за нарушение лесного

законодательства

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон.

Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из

окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки

погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные

пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в

текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за

возрастания нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения

экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если

человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его

гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения

неизбежна.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению

окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают

развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:

а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый

экологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своих

ведомственных интересов;

б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию,

вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи и

природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.

Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ,

то он относится к федеральной государственной собственности. Вопросы

владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном

ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думой

сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных

видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов

природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем

развитии.

Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации, субъектов

Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных

отношений.

После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые

акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с

ним федеральным законам.

По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено

больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты

лесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых при

взимании платежей за пользование лесным фондом и др.

Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную

функции.

В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, в

том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины

81,6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные

рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава

лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к

постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и

пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.

За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и

бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному

сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.

Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ,

выбрасываемых в атмосферу.

За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно

ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно

вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт

леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в

России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует

добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300

организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно

возрастает.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не

покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.

С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа

восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и

стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс

обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный

переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый

ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание

платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств

направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и

защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений

свидетельствует о необходимости централизованного государственного

управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и

ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и

местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы.

ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник

Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных.

Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в

предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют

решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в

установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых

условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие

вещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убивают

болезнетворных микробов.

Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные,

почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет

большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.

«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последний

важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас от

наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с

глобальным парниковым эффектом».

Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником

древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения

потребностей народного хозяйства и населения.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его

составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а

также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для

нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы,

каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям

земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом

(вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги

и другие)[2].

Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности

деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого

географического, климатического и иного значения, как леса, а именно:

защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая

растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные

насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также

каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях

поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы

деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На данную

растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным

фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на

соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.

Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может

расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в

другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение

территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для

иных государственных и общественных надобностей.

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности

и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они

произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями

и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой.

Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой

самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также

техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты

леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Понятие государственного регулирования эколого-правового режима

лесопользования и его особенности

Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования —

это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному

использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению

продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного

хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со

стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны

лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления функций,

вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно

подразделяется на общее и специальное. Государственное

регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты

лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти

субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными

органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-

правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного

хозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управления

лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные

парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти

органы обеспечивают реализацию государственной политики в области

использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной

лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с

утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и

пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее

субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также

компетенция органов местного самоуправления в этой сфере

Основными функциями регулирования эколого-правового режима

лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной

кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство,

организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль

за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов,

разрешение споров о лесопользовании

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства,

охраны и защиты, систематического контроля за количественными и

качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными

сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ,

органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций,

граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный

лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов

одновременно учитываются и земли лесного фонда

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению

государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования

земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный

лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и

иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные

государственного лесного кадастра используются при управлении и организации

ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении

платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной

деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение

количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за

изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти

сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями,

учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного

хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду

обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в

ведении которых находится лес

Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и

лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает

возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности

отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам,

позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее

заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в

том числе и за леса

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и

землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому

пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и

обязанности

Лесной мониторинг

В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собой

систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в

целях эффективного управления в области использования, воспроизводства,

охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций Структура,

содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается

совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и

государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.

Планирование использования и охраны лесов

Планирование использования лесов включает мероприятия в области

рационального использования лесов, восстановления, лесоразведения,

повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты

Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесного

хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого

лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по

лесовосстановлению.

Разработка и составление годовых и перспективных планов использования и

охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляется

федеральным органом управления лесным хозяйством.

Функция планирования осуществляется через программирование, разработку

совместно с субъектами РФ федеральных программ по рациональному

использованию лесного фонда России, повышению доходности, продуктивности,

экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению

воспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их

финансирования и организация выполнения; разработку основных направлений

государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и

защиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек, определение и

утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти

субъектов РФ и др.

Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их

рационального использования

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на

обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом,

эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой

научно-технической политики в лесном хозяйстве.

В лесоустройство входят следующие лесоустроительные действия: определение

и восстановление юридически установленных границ и внутрихозяйственная

организация территории лесного фонда, находящегося во владении лесхозов,

сельскохозяйственных организаций, военных лесхозов и военных лесничеств,

государственных природных заповедников, национальных парков, учебных

лесхозов государственных высших учебных заведений; выполнение топографо-

геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация

лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений с

произрастанием реликтов и особо защитных участков; выявление участков

лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок и

лесоразведению, мелиорации, а также охране и защите лесов и других

хозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения;

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка

предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в

другую, перевод непокрытых лесом земель в покрытые и нелесные — в лесные;

исчисление расчетных лесосек, рубок главного пользования, размеров рубок

промежуточного пользования; определение объемов мероприятий по

восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их

от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;

определение размеров побочных лесных пользовании и заготовки второстепенных

лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего

хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

лесобиологические и другие обследования и изыскания; государственный

контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.