реферат скачать
 

Эколого-правовой режим недропользования

Эколого-правовой режим недропользования

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:

1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,

2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране

окружающей среды,

3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),

4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995

г ) — Закон о недрах,

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;

6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,

7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;

9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,

10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,

11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;

12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.

Содержание:

Введение:

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

Основная Часть:

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых

V Планирование использования и охраны недр

V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных

ископаемых

V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и

охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

V Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Понятие права недропользования.

Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно

связанным с землей.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного

слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и

водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения

и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона

от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с

изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального

шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и

связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных

специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу

соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного

рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов

государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из

настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных

законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах

действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения

недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным

законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут

противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции

федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей

отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных

отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными

законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о

недрах.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в

целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и

содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и

распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-

продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной

форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр

составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные

блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее

континентального шельфа[2].

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в

пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих

территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про

граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и

рационального использования недр, по представлению федерального органа

управления государственным фондом недр и под контролем государственных

органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей

среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет

на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным

договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения

полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения

на основании совместных решений федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении

федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче

полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том

числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и

порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются

федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами

природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории;

запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены,

как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным

средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и

пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр

для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных

трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,

для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в

процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены

неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной

степени.

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной

поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с

возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей

природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и

находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а

также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже

открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми

месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все

остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и

необщераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,

кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),

галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для

фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой,

кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме

дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и

битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит,

габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные

ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой

режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на

месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного

значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными

классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального

сырья.

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые

и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы,

использование которых в настоящее время экономически целесообразно и

которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование

которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого

содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого

количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических

условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для

промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение

месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и

включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время

забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные

особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и

местного значения.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в

силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе

продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и

иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья,

использовать положения настоящего Указа.

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет

собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное,

эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими

объектами природы

Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,

которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и

внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями

(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование

пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных

органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений

недропользования входят

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

определение и реализация федеральной политики недропользования,

определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего

расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем

разработки и реализации федеральных программ,

установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации

запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за

счет государственных средств,

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,

определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных

ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков

недр федерального значения, регионального значения и местного значения,

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по

геологическому изучению недр,

распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за

исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,

определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за

пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам

полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование

участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на

условиях раздела продукции,

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами,

защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,

заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,

использованию и охране недр,

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным

использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения

Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается

на федеральный орган управления государственным фондом недр и его

территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая

может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений

недропользования субъектами РФ

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти

субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих

территориях в нее входит:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов

субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического

изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования

минерально-сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации,

распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов

соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах

полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или

опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и

проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для

строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих

территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального,

регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками

недр регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений

общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения,

а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и

интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками

недр регионального и местною значения,

заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами

хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и

местного значения;

определение условий и порядка пользования месторождениями полезных

ископаемых;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и

рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком,

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за

исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного

самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений

недропользования. Так, в их компетенцию входит:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-

экономических и экологических интересов населения территории при

предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на

разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также

на строительство подземных сооружении местного значения,

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных

участках в случае нарушения положений настоящего Закона,

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных

полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

введение ограничений на пользование участками недр на территориях

населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и

связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью

людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде

Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих

поколении народов Российской Федерации

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.