реферат скачать
 

Теории зарождения жизни на Земле

Теории зарождения жизни на Земле

Вступление.

Каждый человек хоть раз задавался вопросом о происхождении жизни на

нашей планете. Вопрос чрезвычайно интересный и загадочный, существует

множество теории, каждая из которых имеет своих приверженцев и противников.

О периоде зарождения жизни мы практически ничего не можем сказать

наверняка, и хотя учёные приводят множество доказательств в подтверждение

правильности именно своего мнения, все эти теории возникли из простой

догадки, поэтому этих теорий так много, сколько людей столько и мнений.

Понятие «жизнь» очень трудно целиком и полностью определить, с какой

бы стороны мы ни пытались к нему подойти. Можно последовать

феноменологическому подходу и составить список свойств живого: живое

существо движется, ему присущи функции выделения, питания и метаболизма,

оно растет, воспроизводит себе подобных и так далее. Трудность, с которой

сталкиваются при использовании этого подхода, состоит в том, что из

подобного списка всегда найдутся исключения, ставящие под угрозу само

определение. Такое определение – в виде произвольного списка свойств – вряд

ли является фундаментальным. Например: в случае вируса, растущего

кристалла, бактериальной споры оно оказывается неудовлетворительным. Кроме

того научно доказано, что жизнь может существовать не только за счёт

соединений углерода. Так например, если бы на Земле углерод до зарождения

жизни был погребе под огромным слоем осадочных пород или бы отсутствовал

вообще, то жизни вполне могла бы зародиться на основе кремния. Она была бы

представлена скорее всего только растениями, в виде кристаллов и росла бы

чрезвычайно медленно, но это была бы жизнь.

Эта тема на мой взгляд должна заинтересовать любого человека. А

послушать мнения разных ученых и их теории будет интересно, я думаю, всем.

Поэтому я и выбрал эту тему для своего реферата, кто не знает своего

прошлого, тот не имеет будущего.

Теорий, как было сказано выше, существует великое множество, но можно

выделить несколько основных теорий, части которых берутся за основу

другими. Почти все теории сходятся во времени возникновения жизни, на

основе ископаемых доказательств, особняком стоит лишь божественная теория,

к ним относятся следующие теории: жизнь была занесена на нашу планету

случайным образом из космоса на метеоритах или частицах света, жизнь была

занесена на нашу планету разумными существами с иных планет в качестве

эксперимента, жизнь появилась путем усложнения органических веществ и

появление белков.

Божественная теория.

Введение.

Божественная теория является самой древней из всех существующих теорий

возникновения жизни на сегодняшний день. Человек будучи, по своей природе,

существом наделённым разумом должен был объяснить откуда берутся различные

явления. Наибольшее недоумения вызывали, разумеется, явления природы:

ветер, молния и др. - и не имея возможности объяснить их с научной стороны,

люди начали олицетворять эти явления природы с существами, наделёнными

огромными силами – богами.

С развитием человеческой культуры, развивалось и представление о

богах, человеку требовалось так же объяснить откуда происходит он,

остальные живые существа, вообще весь окружающий его мир и куда все уходят

после смерти. Так появлялись новые бога загробного мира, природы. На первых

этапах своего развития богов было множество и все они были равноправны.

Религия олицетворяла культуру того общества в котором она возникла и

существовала, она изменялась с изменением общества, показывала зависимость

человека от окружающей среды, взаимоотношения людей между собой. Так у

более диких племён и религия была более первобытной, земледельцы и

собиратели поклонялись богам природы и приносили жертву им в виде плодов

своего труда, у охотников было своё животное покровитель, которое

олицетворяло бога – защитника, другие животные были духами, и обряды

проводимые перед охотой ставили своей целью убить дух животного ещё до

начала охоты. Обряд выглядел примерно следующим образом: на стене пещеры

рисовалось изображение животного на которое племя собиралось охотиться,

потом производилось ритуальное убийство животного. После этого охотники

наносили на своё тело узор, который по их мнению должен был помочь им в

охоте. Подобные ритуалы можно ещё увидеть у племён Южной Америки и Африки.

Обряды войны были наверное одними из самых кровавых, в племенах зачастую не

было разницы в деление богов по их значимость или принадлежность к той или

иной сфере природы, смерти или жизни, но из-за различных названий и

небольших расхождениях в теории возникновения племени и окружающего мира,

войны носили отчасти религиозный характер. Непосредственно перед битвой

богу или богам войны приносились кровавые жертвы, зачастую человеческие,

считалось, что это умилостивит богов и принесёт победу. С пленными

выигравшее племя поступало чрезвычайно жестоко, для проигравших наилучшей

участью было бы умереть на поле боя, так как в противном случае половину из

пленных ждало пожизненное жестокое рабство у победителей, практически без

возможности бежать. Так как даже если бы они и бежали, то выжить во

враждебном окружающем мире в одиночку в то время было бы практически

невозможно. Вторую же половину ждало принесение в жертву богам. Так одними

из наиболее кровавых обрядов можно назвать человеческие жертвоприношения

различных племён Южной Америки, так в племени Майя, хотя это было уже

скорее цивилизация, пленных рано утром чередами вели по главной улицы

города, чтобы потом принести ровно в полдень в жертву богам. Человека клали

на каменный стол на верху пирамиды, привязывали за руки и за ноги, потом

жрец брал длинный изогнутый нож и одним умелым движение рассекал грудную

клетку жертвы, после чего отделял сердце и поднимал его высоко над собой,

как бы предлагая солнцу принять его в качестве платы за победу. Во время

рассвета этой цивилизации после большой победы по городам текли буквально

реки крови, в жертву приносилось до нескольких тысяч людей.

Древняя Греция.

С возникновением родового неравенства в обществе появлялось

неравенство среди богов. Выделялся главный бог – создатель со своей женой,

остальные были либо их детьми, либо братьями. Люди придумывали различные

легенды о богах, которые зачастую становились чрезвычайно красивыми

литературными произведениями, наиболее красивы, на мой взгляд, были мифы и

легенды древней Греции, которые можно читать как художественную литературу.

По этой религии всё происходило из вечного Хаоса. Сначала из Хаоса возникла

богиня Земля – Гея, которая дала в свою очередь жизнь растениям и животным.

Под Землёй находится Тартар, где нет жизни и там пропадает всё, что туда

попадает, даже боги. Из Хаоса так же возникла великая сила, всё оживляющая

Любовь – Эрос. Хаос породил так же вечный мрак – Эреб и тёмную ночь –

Нюкту. А от ночи и мрака произошёл вечный Свет – Эфир и радостный светлый

День – Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга день и

ночь.

Гея породила беспредельное голубое Небо – Уран, и небо раскинулось над

Землёй. Уран взял себе в жёны Гею. У них было шесть сыновей и шесть

дочерей – могучих и грозных титанов. Океан, обтекавший всю землю, и Фетида

породили все реки и морских богинь – океанид. Титаны Гиперион и Тейа дали

миру своих детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену, и Зарю – Эос (Аврора).

От Астрея и Эос произошли звёзды и ветры: бурный северный ветер Борей,

восточный Эвр, влажный южный Нот и ласковый западный ветер Зефир.

Так же Земля породила трёх одноглазых великанов – циклопов и трёх

громадных, как горы, пятидесяти головы великанов – сторуких

(гекатонхейров), названных так потому, что по сто рук было у каждого из

них. Не что не могло устоять против их огромной силы.

Уран возненавидел своих детей великанов и заключил их в недра Земли,

из-за чего она ужасно страдала. Она вызвала своих детей – титанов и стала

уговаривать их восстать против своего отца, но они побоялись поднять на

него руку. Только младший из них, коварный Крон (Первоначально был богом

земледелия и жатвы, потом трансформировался в повелителя времени),

хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Ночь родила в отместку Крону множество ужасных существ: Танату –

смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – сон с

мрачными тяжёлыми видениями, не знающими пощады Немесиду – отмщение за

преступление, и множество других.

Крон боялся, что против него восстанут его дети и проглатывал всех их,

рождённых от своей жены Реи. Уже пятерых проглотил он: Гестию, Деметру,

Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять шестого ребёнка и по совету

своих родителей, Урана и Геи. Ушла на остров Крит, где и родила сына Зевса.

Она спрятала Зевса в пещере, а Крону дала длинный камень, завёрнутый в

пелёнки. Нимфы Адрестея и Идея вскормили Зевса молоком божественной козы

Амалфеи, а пчёлы носили ему мёд с горы Дикты. Жрецы Реи и Зевса ударяли в

шиты, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услышал их Крон и не постигла

бы Зевса участь его братьев и сестёр.

Зевс вырос и начал борьбу против своего отца, он заставил Крона

вернуть проглоченных им детей, и они вместе с Зевсом начали борьбу против

своего отца за власть над миром.

Эта борьба была ужасна и упорна. Дети Крона утвердились на высоком

Олимпе, на их сторону встали и некоторые титаны. Циклопы выковали

специально для Зевса громы и молнии, которые и метал он в титанов. Борьба

длилась десять лет, но ни та, ни другая сторона не могли одержать верх. И

тогда Зевс освободил из недр Земли циклопов. Они вышли из недр Земли и

ринулись в бой, циклопы отрывали верхушки скал и метали их в титанов, Зевс

метал громы и молнии. От этой битвы кипели моря и горела земля. И дрогнули

титаны, их сила была сломлена. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный

Тартар, вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу

встали сторукие великаны, чтобы не вырвались от туда могучие титаны.

Но не кончалась этим борьба. Земля разозлилась на Зевса за то, что он

так сурово поступил с её детьми титанами. Она вступила в брак с мрачным

Тартаром и произвела на свет ужасное стоглавое чудовище Тифона. Он вырвался

из недр земли. Олимпийцы содрогнулись от ужаса, но Зевс смело ринулся на

нового врага, он снова метал громы и молнии и земля снова покрылась огнём,

как во время битвы с титанами. Зевс испепелил все сто голов Тифона и

низверг его в Тартар, породивший его, но Тифон всё ещё грозит богам,

вызывая бури и извержения вулканов.

Отсюда становится ясно видно, что боги олицетворялись с силами

природы, Землёй, сменой дня и ночи, жизнью и смертью. Впоследствии

древнегреческую религию копировали, как римляне, и брали за основу,

зачастую не как религию, а как культуру, так как эта религия объединял мир

богов и людей, боги общались с людьми, и им не были чужды людские чувства.

Древний Египет.

Египетская религия радикально отличается от греческой. Боги зачастую

были жестоки и поклонения им было скорее обязанностью людей перед ними, а

не высказыванием своего уважения богам, как это было в Греции. Вся религия,

а с ней и культура была направлена не на жизнь людей в «этом мире», а на

загробную. С этой целью воздвигались огромные сооружения, такие как

пирамиды – гигантские гробницы фараонов, украшенные изнутри картинами,

обставленные всевозможными предметами роскоши. Пирамида сооружалась на

протяжении всей жизни фараона, и каждый из них считал своим долгом создать

самую большую гробницу. Она становилась памятником ему в этом мире, и путём

в загробный.

Монотеизм.

На смену множеству богов с развитием общества пришла религия

монотеизма, то есть на смену множеству богов, олицетворяюших силы природы,

пришёл один бог, создатель всего.

На данный момент можно выделить три таких религии (не считая различных

течений):

1. Христианство

2. Ислам

3. Буддизм

Христианство и Ислам довольно сходны между собой по общему смыслу

теорий возникновения жизни. Всё сущее создал Бог – создатель. Больше

распространено в нашей стране христианство, поэтому смысл этого течения я

расскажу на примере именно его.

Христианство.

Некое всесильное существо создало мир и всё существующее в нём за семь

дней. Первоначально все существа, включая человека жили в прекрасном мире –

рае. Сначала был только один человек – Адам, но так как ему одному было

одиноко, то пока он спал Бог создал из его ребра женщину – Еву. Но они

вкусили запретный плод – знание, которое предложил им змей, и этим обрекли

себя на изгнание из рая и жизнь в жестоком мире. От Адама и Евы произошли и

все остальные люди. Но люди всё ещё могут попасть в рай, если будут

соблюдать заповеди – божественные правила праведной жизни. Таким образом

эта религия была очень жестокой нормой жизни. Это часто использовала для

обогащения церковь в средние века, принуждая людей платить за попадание в

рай. Сейчас тот же механизм обогащения используют некоторые религиозные

течения.

Божественна теория достаточно крепко закрепилась в умах людей, и, хотя

и, на мой взгляд ошибочна, скорей всего будет существовать пока существует

человечество. Так как надо объяснить необъяснимое, то есть то, что наука

пока объяснить не может.

Происхождение мира.

Прежде чем переходить к освещению научных теорий возникновения жизни,

я считаю необходимым предоставить одну, на мой взгляд наиболее вероятную,

теорию происхождения материи в космосе.

В момент зарождения мира, примерно 15-20 млрд. лет назад, в космосе

существовало два типа материи: вещество и антивещество, которые по своей

природе являются совершенно не совместимыми и при взаимодействии начинают

бурно друг с другом реагировать, уничтожая друг друга и выделяя огромное

количество энергии. Сразу же после своего появления эти две формы материи

начали взаимодействовать друг с другом. И в какой-то момент вещества

оказалось больше, и оно стало основой для всего обозримого нами мира. А

энергии, выделившейся в результате реакции хватило на зарождение химических

веществ, а из них космической пыли, а из неё в последствие галактик,

планетарных систем, планет и звезд.

Научные теории.

Введение.

В течение многих веков для большинства людей проблемы возникновения

живого вообще не существовало. Даже известные ученые допускали возможность

постоянного зарождения живых существ из неживого. Греческий философ

Аристотель, не сомневался в самозарождении лягушек, мышей, не говоря уже о

более мелких животных и растениях.

В (( веке голландский ученый Ян Баптист Ван-Гельмонт, известный своими

количественными исследованиями питания растений, был и автором рецепта

получения мышей из пшеницы и загрязненного потом белья. Английский философ

Френсис Бэкон, основоположник экспериментальной науки, выступил в своем

знаменитом труде «Новый органон» с резкой критикой Аристотеля и его

последователей за отвлеченный характер мышления. В то же самое время он

пишет о самозарождении мелких животных в гниющем субстрате.

Идея самопроизвольного зарождения живого из неживого не вызывала

возражений и у таких выдающихся мыслителей как В. Гарней, Р. Декарт, Г.

Галилей, Ж. Б. Ламарк, Г. Гегель.

Перелом в представлениях начался лишь во второй половине (((( века, когда

тосканский врач Франческа Реди в 1668 году доказал, что белые черви,

развивающиеся в гниющем мясе, представляют собой личинки мух. Однако

виталисты не сдавались, утверждая, что в опыте Реди не было доступа

кислорода, а следовательно не могла проникнуть и «жизненная сила». Через

сто лет в 1862 году французский ученый Луи Постер, принимая во внимание

утверждения виталистов, проделал эксперимент : он взял две колбы с S-

образными горлышками, в которых содержалась питательная среда, после

длительного кипячения, при котором погибали не только микроорганизмы, но их

споры. Колба с целым горлом долго оставалась стерильной, а в сосуде с

удаленным S-горлом быстро появились микроорганизмы, этот опыт показал, что

«живительная сила» не существует и утвердил положении, «все живое из

живого».

Сто лет спустя Лазаро Спалланцани и русский ученый Мартын Тереховский

нанесли первый удар по представлениям о самозарождении микроскопических

организмов.

Ученые, в какой-то мере, пытавшиеся ответить на вопрос о возникновении

жизни, разделились на два лагеря. Представители одного лагеря развивали

идею вечности жизни. Таким образом, проблема возникновения жизни на Земле

вообще снималась с повестки дня научного исследования. Представители

другого лагеря, основываясь на некоторых фактических экспериментальных

данных, пытались создать более или менее правдоподобные представления о

возникновении живого из неживого. Наибольшей популярностью пользовались

гипотезы Ф. Аллена, Г. Осборна, Э. Пфлюгера. Несмотря на несомненную

ценность этих гипотез, все они имели один весьма существенный недостаток –

возникновение живого из минеральных элементов трактовалось как внезапный

случайный процесс.

Наиболее вероятная теория.

На сегодня очевидно, что рождение Жизни могло произойти только в

жидкой воде. Однако ни один исследователь не обратился к этому

универсальному растворителю как к возможному, и, быть может, основному

участнику кодирования белков в ДНК, а тем более как к главному дирижеру

буквально всех процессов в нашем организме. Скорее всего, гипнотизирующая

простота химического состава воды не давала даже повода к такой мысли. Но,

исключив воду из рассмотрения возможных претендентов на матрицу синтеза

предбиологической органики, исследователи за сорок лет безуспешных поисков

были вынуждены обратиться к очень популярным ныне среди космобиохимиков

идеям внеземного происхождения жизни и направленной панспермии.

Однако при таком простом составе структура аномальной по всем

свойствам воды настолько сложна, что не поддается всем самым современным

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.