реферат скачать
 

Общая биология

Общая биология

Введение.

Биология – наука о жизни. Это совокупность научных дисциплин,

изучающих живое. Таким образом, объектом исследования биологии

является жизнь во всех ее проявлениях. Что же такое жизнь? Полного

ответа на этот вопрос до сего времени нет. Из многочисленных

определений этого понятия приведем наиболее популярное. Жизнь – особая

форма существования и физико-химического состояния белковых тел,

характеризуемая зеркальной асимметрией аминокислот и сахаров, обменом

веществ, гомеостазом, раздражимостью, самовоспроизведением, системным

самоуправлением, приспособляемостью к среде, саморазвитием,

перемещением в пространстве, передачей информации, физической и

функциональной дискретностью отдельных особей или общественных

конгломератов, а также относительной самостоятельностью

надорганизменных систем, при общем физико-химическом единстве живого

вещества биосферы.

Система биологических дисциплин включает направление

исследований по систематическим объектам: микробиология, зоология,

ботаника, учение о человеке, и т. п. Наиболее широкие закономерности,

раскрывающие суть жизни, ее формы и закономерности развития

рассматривает общая биология. Эта область знаний традиционно включает

учение о возникновении жизни на Земле, учение о клетке, индивидуальном

развитии организмов, молекулярную биологию, дарвинизм ( эволюционное

учение ), генетику, экологию, учение о биосфере и учение о человеке.

Возникновение жизни на земле.

Проблема возникновения жизни на Земле была и остается главнейшей

проблемой наряду с космологией и познанием найти строение материи.

Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и

где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные

свидетельства полученные путем модельных экспериментов, и данные в

области палеонтологии, геологии, астрономии и т. п.

В научной биологии наиболее известны гипотезы возникновения

жизни на Земле является теория панспермии С. Аррениуса и теория

возникновения жизни на Земле как результат длительного эволюционного

развития материи предложенная А. И. Опариным.

Теория панспермии широкое распространение имела в конце 19

начала 20 века. Да и сейчас она имеет много сторонников.

Согласно этой теории живые существа были занесены на Землю из

космического пространства. Особенно широкое хождение имели

предположения заносе зародышей живых организмов на Землю с метеоритами

или космической пылью. До сего времени в метеоритах пытаются

обнаружить какие признаки живого. В 1962 году американские ученые, в

1982 году ученые России сообщили об обнаружении в метеоритах остатков

организмов. Но вскоре было показано что найденные структурные

образования фактически являются минеральными гранулами и лишь по виду

напоминают биологические структуры. В 1992 году появились работы

американских ученых, где они на основании исследования материала

подобранного в Антарктиде, описывают наличие в метеоритах остатков

живых существ напоминающих бактерии. Что ждет это открытие покажет

время. Но, интерес к теории панспермии не угас до сего времени.

Начало систематической разработки проблемы возникновения жизни

на Земле было положено в 20-х годах нашего века. В 1924 году вышла в

свет книга А. И. Опарина «Происхождение жизни» и в 1929 году статья Д.

Холдейна на это же тему. Но, как позже отмечал сам Холдейн, в его

статье вряд ли можно было найти что-либо новое, чего не было у

Опарина. Поэтому теория о происхождении жизни на Земле в результате

«биологического большого взрыва» смело можно назвать теорией Опарина,

а не теорией Опарина-Холдейна.

Согласно теории Опарина жизнь возникла на Земле. Этот процесс

складывался из следующих этапов: 1) Из неорганических веществ

образуются органические вещества; 2) происходит быстрая физико-

химическая перестройка первичных органических веществ. Зеркально

асимметричные органические предбиологические вещества в условиях

активной вулканической деятельности, высокой температуры, радиации,

усиленного ультрафиолетового излучения, грозовых размеров

быстро . При полимеризации левовращающих аминокислот образовались

первичные белки. Одновременно возникли азотистые основания –

нуклеотиды; 3) физико-химические процессы способствовали образованию

коацерватных капель ( коацерватов ) – структур типа геля; 4)

образованию полинуклеотидов – ДНК и РНК и включению их в коацерваты;

5) образование «пленки» которая отделила коацерваты от окружающей

среды, что привело к возникновению предбиологической системы, которая

являлась открытой системой. Имела способность к матричному синтезу

белка и разложению.

В последующие годы теория Опарина получила полное подтверждение.

Огромное достоинство теории состоит в том, что большая ее часть может

быть проверена или логически связана с поддающимися проверке

положениями.

Чрезвычайно важным шагом в процессе возникновения жизни был

переход неорганических соединений углерода в органические. Данные

астрономии показали, что и сейчас повсеместно происходит образование

органических веществ совершенно независимо от жизни. Отсюда был сделан

вывод, что такой синтез проходил на Земле при образовании земной коры.

Начало серии работ по синтезу было положено в 1953 году С. Миллером,

который синтезировал ряд аминокислот при пропускании электрического

разряда через смесь газов, предположительно составляющих первичную

атмосферу ( водород, пары воды, аммиак, метан ). Меняя отдельные

составляющие и факторы воздействия различные ученые получили глицин,

аскаргиновую кислоту и другие аминокислоты. В 1963 году моделируя

условия древней атмосферы ученые получили отдельные полипептиды с

молекулярным весом 3000-9000. За последние годы в институте биохимии

РАН и в МГУ детально изучен химический состав, физико-химические

свойства и механизм образования коацерватных капель. Было показано,

что одновременно с общим процессом эволюции предбиологических систем

проходило их превращение в более специализированные структуры.

И тут становится ясным, что естественный отбор должен привести в

дальнейшем к возникновению клетки – элементарной структурной и

функциональной единицы живого организма.

Основные признаки живого.

1. Способность к движению. Признаки наглядно появляющиеся у

животных, Многие из которых способны активно передвигаться. У

простейших органами передвижения являются жгутики, реснички и

пр. У более организованных животных появляются конечности.

Для растений также характерна способность к движению. У

одноклеточной водоросли хламидомонады есть жгутики.

Рассеивание спор, распространение семян, передвижение в

пространстве с помощью корневищ все это варианты движения.

2. Способность расти. Все живое способно увеличиваться в

размерах и массе за счет растяжения, деления клеток и т. д.

3. Питание, дыхание, выделение – процессы посредством которых

обеспечивается обмен веществ.

4. Раздражимость – способность реагировать и давать ответные

реакции на внешнее воздействие.

5. Размножение и связанное вместе с ним явление изменчивости и

наследственности – самый характерный признак живого. Любой

живой организм производит себе подобных. Потомки сохраняют

признаки родителей и приобретают признаки только им

характерные.

Совокупность перечисленных признаков несомненно характеризует

живое как систему образующую обменом веществ, раздражимостью и

способностью размножаться, Но следует помнить, что понятие

живого значительно сложнее ( см, введение ).

Уровни организации жизни.

Уровень организации – функциональное место биологической

структуры определенной степени сложности в общей «системе систем»

живого. Обычно выделяют молекулярный ( молекулярно-генетический),

клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический,

биосферный уровни организации.

Элементарной и функциональной единицей жизни является клетка.

Клетка обладает почти всеми основными признаками живого, В отличии от

так называемых неклеточных организмов ( напр. Вирусов), Которые

существуют на молекулярном уровне.

Организм это реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее

биосвойствами.

Вид это группа сходных по строению и происхождению особей.

Биоценоз это взаимосвязанная совокупность видов, населяющих

более или менее однородный участок суши или водоема.

Биосфера – это совокупность всех биоценозов Земли.

Методы изучения биологии.

Методы современной биологии определяется ее задачами. Одна из

основных задач биологии – познание окружающего нас мира живых существ.

Методы современной биологии направлены именно на изучение этой

проблемы.

Научное исследование обычно начинается с наблюдений. Этот метод

изучения биологических объектов использовался с момента начала

осмысленного существования человека. Этот метод позволяет создать

представление об изучаемом объекте, собрать материл для дальнейшей

работы.

Наблюдение было основным методом в описательный период развития

биологии. На основе наблюдений выдвигается гипотеза.

Следующие шаги в изучении биологических объектов связаны с

экспериментом.

Стало основой для перехода биологии от описательной науки к

экспериментальной. Эксперимент позволяет проверить результаты

наблюдений и получить данные, которые невозможно получить на первом

этапе исследования.

Настоящий научный эксперимент должен сопровождаться контрольным

экспериментом.

Эксперимент должен обязательно быть воспроизводимым. Это позволит

получить достоверные данные и обрабатывать данные с помощью ЭВМ.

В последние годы в биологии широко используется метод

моделирования. Создание математических моделей явлений и процессов

стало возможным с широким внедрением в биологические исследования ЭВМ.

В качестве примера можно привести алгоритм исследования видовой

принадлежности растения. На первом этапе исследователь изучает

признаки организма. Результаты наблюдения заносятся в специальный

журнал. На основе выявления всех доступных признаков выдвигается

гипотеза о принадлежности организма к определенному виду. Верность

гипотезы определяется экспериментом. Зная, что представители одного

вида свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, исследователь

выращивает организм из семян взятых у изучаемого индивидуума и

скрещивает выращенный организм с эталонным организмом, видовая

принадлежность которого устанавливается заранее. Если в результате

этого эксперимента получаются семена, из которых развивается

жизнеспособный организм, то гипотеза считается подтвержденной.

Многообразие органического мира.

Многообразие, а также разнообразие жизни на Земле изучает

систематика – важнейший раздел биологии.

Отражением разнообразия жизни на Земле являются системы

организмов. На Земле обитают представители трех групп организмов:

вирусы, прокариоты, эукариоты.

Вирусы – организмы, не имеющие клеточного строения. Прокариоты и

эукариоты – это организмы основной структурной единицей которых

является клетка. Клетки прокариот не имеют оформленного клеточного

ядра. У эукариот клетка имеет настоящее ядро, где ядерный материал

отделен от цитоплазмы двумембранной оболочкой.

К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли.

Бактерии это одноклеточные, в основной массе гетерозиготные организмы.

Сине-зеленые водоросли это одноклеточные, колониальные или

многоклеточные организмы со смешанным типом питания. В клетках сине-

зеленых есть хлорофил, обеспечивающий автотрофное питание, но сине-

зеленые могут поглощать готовые органические вещества из которых они

строят свои собственные высокомолекулярные вещества. В пределах

эукариот выделяется три царства: грибы, растения, животные. Грибы –

это гетеротрофные организмы тело которых представлено мецелием. Особую

группу грибов составляют лишайники, где симбионтами грибов являются

одноклеточные или сине-зеленые водоросли.

Растения – это первично автотрофные организмы.

Животные – это гетерозиготные эукариоты.

Живые организмы на Земле существуют в состоянии сообществ –

биоценозов.

Вирусы.

Само отношение вирусов к организмов является дискуссионным, т.

к. они не могут размножаться вне клетки и не имеют клеточного

строения. И все таки большинство биологов считают, что вирусы это

мельчайшие живые организмы.

Первооткрывателем вирусов считается русский ботаник Д. И.

Ивановский, но только с изобретением электронного микроскопа стало

возможным изучения строения этих загадочных структур. Вирусы устроены

очень просто. «Сердцевину» вируса составляет молекула ДНК или РНК, Эту

«сердцевину» окружает белковая оболочка. У некоторых вирусов

появляется липопротеиновая оболочка, которая возникает из

цитоплазматической мембраны клетки – хозяина.

Попадая внутрь клетки вирусы приобретают способность к

самовоспроизведению. При этом они «выключают» хозяйскую ДНК и

используя свою нуклеиновую кислоту, дают команду синтезировать новые

копии вируса. Вирусы могут «нападать» на клетки всех групп организмов

. Вирусы , которые «нападают» на бактерии получили особое наименование

– бактериофаги.

Значение вирусов в природе связано с их способностью вызывать

различные заболевания. Это и мозаика листьев, грипп, оспа, корь,

полиомиелит, свинка и «чума» двадцатого века – СПИД.

Способ передачи вирусов осуществляется капельножидким путем,

контактным путем, с помощью переносчиков ( блохи, крысы, мыши и т. д.

), через фекалии и пищу.

Синдром приобретенного иммунного дефицита ( СПИД ). Вирус СПИДа.

СПИД – инфекционное заболевание вызываемое РНК-содержащим

вирусом. Вирус СПИДа имеет палочковидную или овальную, или округлую

форму. В последнем случае диаметр его достигает 140 нм. Состоит вирус

из РНК, фермента-ревартазы, двух типов белков двух типов

гликопротеинов и липидов, образующих внешнюю мембрану. Фермент

катализирует в пораженной вирусом клетке реакцию синтеза нити ДНК по

матрице вирусной РНК. Вирус СПИДа имеет выраженный к Т-лимфоцитам.

Вирус неустойчив к окружающей среде, чувствителен к многим

антисептикам. Инфекционная активность вируса снижается в 1000 раз при

прогревании при температуре 56С в течении 30 мин.

Болезнь передается половым путем или через кровь. Заражение

СПИДом обычно приводит к летальному исходу!

Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории.

Клетка была открыта во второй половине 17 века. Особенно сильно

изучение клетки развернулось во второй половине 19 века в связи с

созданием клеточной теории. Клеточный уровень исследования сделался

ведущим принципом важнейших биологических дисциплин. В биологии

оформился новый раздел – цитология. Объектом изучения цитологии

являются клетки многоклеточных организмов, а также организмы, тело

которых представлено одной клеткой. Цитология изучает строение,

химический состав, пути их размножения, адаптивные свойства.

Теоретической базой цитологии является клеточная теория.

Клеточная теория была сформулирована в 1838 году Т. Шванном, хотя

первые два положения клеточной теории принадлежат М. Шлейдену, который

занимался изучением клеток растений. Т. Шванн – известный специалист

по строению клеток животных в 1838 году, опираясь на данные работ М.

Шлейдена и результаты своих собственных исследований, сделал следующие

выводы:

1. Клетка это наименьшая структурная единица живых организмов.

2. Клетки образуются в результате деятельности живых организмов.

3. Клетки животных и растений имеют больше сходств, чем различий.

4. Клетки многоклеточных организмов связаны между собой структурно и

функционально.

Дальнейшее изучение строения и жизнедеятельности позволило узнать о

ней много нового. Этому способствовало совершенство микроскопической

техники, методов исследования и приход в цитологию многих талантливых

исследователей. Было детально изучено строение ядра, проведен

цитологический анализ таких важнейших биологических процессов как

митоз, мейоз, оплодотворение. Стало известной микроструктура самой

клетки. Были открыты и описаны органоиды клетки. Программа

цитологических исследований 20 века поставила задачу выяснить и точнее

разграничить свойства клетки. Отсюда особое внимание стало уделяться

изучению химического состава клетки и механизма поглощения клеткой

веществ окружающей средой.

Все эти исследования позволили умножить и расширить положения

клеточной теории, основные постулаты которой в настоящее время

выглядят следующим образом:

Клетка – основная и структурная единица всех живых организмов

Клетки образуются только из клеток в результате деления.

Клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому

составу, основным физиологическим функциям.

Клетки многоклеточных организмов образуют единый функциональный

комплекс.

Клетки высших растений и животных образуют функционально связанные

группы – ткани; из тканей сформированы органы, которые составляют

организм.

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Прокариоты – древнейшие организмы образующие самостоятельное

царство. К прокариотам относятся бактерии, сине-зеленые «водоросли» и

ряд других мелких групп.

Клетки прокариот не обладают четко выраженным ядром. Генетический

аппарат представлен . состоит из кольцевидной ДНК. Отсутствуют в

клетке митохондрии и аппарат Гольджи.

Эукариоты – организмы имеющие настоящие ядро. К эукариолтам

относятся представители царства растений, царства животных, царства

грибов.

Клетки эукариот обычно более крупнее клеток прокариот, разделены на

отдельные структурные элементы. ДНК связанная с белком образует

хромосомы, которые располагаются в ядре, окруженном ядерной оболочкой

и заполненном кариоплазмой. Разделение эукариотических клеток на

структурные элементы осуществляется с помощью биологических мембран.

Клетки эукариот. Строение и функции.

К эукариотам относятся растения, животные, грибы.

Строение клеток растений и грибов подробно рассмотрено в разделе

ботаника «Пособия для поступающих в ВУЗы» Составленного М. А.

Галкиным.

В данном пособии мы укажем на отличительные особенности клетки

животных, опираясь на одно из положений клеточной теории. «Между

клетками растений и животных больше сходств, чем различий».

Клеточной стенки у клеток животных нет. Она представлена голым

протопластом. Пограничный слой клетки животных – гликокаликс это

верхний слой цитоплазматической мембраны «усиленный» молекулами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.