реферат скачать
 

Реферат: Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов

Звуки и их уровни громкости:

Источник:

Уровень в дБ:

Порог слышимости

0

Шёпот

15

Шелест листьев, негромкая музыка

30

Разговор

45

Пылесос

60

Радио средней громкости

75

(При длительном воздействии звука выше 75 дБ

возможно повреждения слуха)

Трактор

90

Бензопила, снегоход

100

Взлёт реактивного самолёта, эстрадный концерт

120

Выстрел с винтовки, сирена с 30 м

135

Болевой порог

140

Это может накапливаться! Если кто-то подвергается воздействию звука или шума с переменной громкостью, то надо измерять кумулятивный эффект (накапливание).Причём необходимо помнить,что Снижение слуха с возрастом происходит достаточно критично,особенно после 40 лет( Рис.1). Важно помнить, что повреждения слуха тоже носят кумулятивный характер: если часть слуха потеряна, его уже не вернешь. Слуховые аппараты, конечно, позволяют функционально помочь в повседневной жизни человека, но слух они не восстанавливают. Так же важно помнить, что ухо неодинаково чувствительно к разным частотам. Если вы когда-либо видели кривые равной громкости(приведённые на Рис.2), то знаете, что ухо более чувствительно к одним частотам и менее чувствительно к другим. Есть специальные коэффициенты поправок, называемые dBHL и учитывающие этот факт. Еще одна важная особенность человеческого слуха заключается в том, что каждое ухо слышит так называемые "критичные" частотные полосы. Таким образом, мозг отфильтровывает то, что слышит ухо. Эта способность не восстанавливается при помощи слухового аппарата. Многие люди, носящие слуховые аппараты, жалуются на то, что для того, чтобы что-то услышать, им необходимо сосредоточиться именно на этом источнике звука. Для звукорежиссера такое положение дел абсолютно неприемлемо, так как ему постоянно приходится иметь дело с множеством источников звука. Некоторые считают, что потеря слуха – явление временное. Это отчасти так. Когда ухо подвергается воздействию громких шумов, оно защищается, в результате чего человек временно перестает слышать слабые звуки. Это явление называется "временный сдвиг порога слышимости". После прекращения шумов ухо возвращается в нормальное состояние за 12 – 14 часов. Если слух не восстанавливается, мы говорим о "постоянном сдвиге порога слышимости". Другой формой постоянного повреждения слуха является тиннитус (звон в ушах). Сам по себе он неизлечим, однако в этом направлении достигнуты определенные успехи. Важно помнить, что тиннитус не связан напрямую с потерей слуха, его можно заполучить сохранив слух. Многие учёные вообще твердо убеждены, что шум является "загрязнителем рабочей среды" и наносит серьезный ущерб здоровью служащих, так как: - его воздействие приводит к повышению давления; - у 60% персонала происходят нарушения сна и изменения в характере далеко не в лучшую сторону; - 5% сотрудников становятся вспыльчивыми и раздражительными; - у 28% женщин нарушается менструальный цикл; - 40% людей теряют слух. Именно поэтому установлены ограничения и изданы нормативы, регламентирующие шумовое воздействие на людей. По информации Всемирной организации здравоохранения, человек не может отдыхать при шуме свыше 40 децибел. Для подростков предельно допустимая сила звука - 70 дБ, для взрослых - 90 дБ. Зоны свыше 85 дБ опасны, а в зонах с шумом, превышающим 135 дБ, запрещено даже кратковременное пребывание людей. Шум в 150 дБ не переносится человеком, а при 180 дБ уже наступает "усталость" металлов (!) и выбиваются заклепки. Теперь уже вряд ли кто-то назовет полезными звуки дискотеки: их сила порой достигает 105 - 110 дБ, что приравнивается к грохоту, производимому деревообрабатывающими станками. Кстати, врачи заметили, что даже поездки в метро не безопасны для нашего здоровья: звук тормозящего поезда иногда достигает 110 - 120 дБ и совсем чуть-чуть уступает реву реактивного двигателя, который равен 140 дБ. Профессиональная глухота чаще всего поражает людей "шумных" профессий: клепальщиков, молотобойцев, ткачей, артиллеристов, звукорежиссеров, музыкантов джазовых и симфонических оркестров. К группе риска относятся даже космонавты, поскольку круглосуточная работа приборов и вентиляторов создает на космических станциях шумовой фон 80 децибел. Шум, безусловно, способен на многое. В некоторых странах приняты законы, запрещающие жителям шуметь после определенного времени суток. В Германии всякий гражданин имеет право вызвать полицию, если соседи мешают ему спать. Существуют даже научно-популярные брошюры о том, что следует и что не следует считать шумом, а также что преследуется по закону. Однако еще никогда недовольство шумом не доходило до убийства. Но рано или поздно в этой жизни случается все: 16 июня 2001 года в бывшей столице Бразилии Рио-де-Жанейро пенсионер застрелил из охотничьего ружья 14-летнюю девочку и ранил ее подругу только за то, что дети шумели во время игры: Слабый шум "ведет" себя по-разному. Но это уже больше зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуального отношения. Вспомните: когда вы чем- нибудь заняты, то вряд ли замечаете и реагируете на шум, производимый собственной персоной. А вот посторонние, отвлекающие шумы могут раздражать до бешенства. Так что, если захотите узнать, какой у вас тип высшей нервной деятельности, проверьте себя слабым шумовым воздействием. При этом возьмите на заметку, что менее чувствительны к шуму люди сильные и уравновешенные. И уж если так вреден слышимый шум, то как же ведут себя его безголосые вездесущие "братья"? В начале недавно отшумевшего века американский физик Роберт Вуд выяснил, что инфразвук вызывает у людей болезненные реакции. Когда ученый включил в одном из лондонских театров инфразвуковую трубу, которая, по его замыслу, должна была создать в зале тревожное настроение, зрителей обуял самый настоящий ужас. В зале же творилось необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров: При частоте 5 Гц повреждается печень, 6 Гц - развивается морская болезнь, а также ощущение усталости, тоски. Инфразвук в 7 Гц может остановить сердце и разорвать кровеносные сосуды. Низкие частоты способны вызвать панику или приступ безумия. Советский психиатр М. Никитин в 1934 году наблюдал припадки у больных эпилепсией, слушающих игру на органе. Оказывается, органные трубы порождают и инфразвуки. Причем для звука, вызывающего незначительные изменения в настроении, большой интенсивности не надо. Исследователи, проводившие опыты по воздействию низкочастотных колебаний на человека, собирали большую аудиторию на лекцию, а затем, когда слушатели были особенно поглощены рассказом, излучали с помощью специального аппарата инфразвук. И люди уходили, не вынося его действия, хотя и не осознавали, почему они это делают. В природе такие колебания порождаются грозами и сильнейшими ветрами, солнечными вспышками и штормами; сопутствуют выстрелам, взрывам, обвалам, землетрясениям. Во время даже небольшого шторма мощность инфразвуков достигает десятков киловатт, и влияние их распространяется на сотни километров вокруг. Промышленные инфразвуки исходят от заводских вентиляторов, воздушных компрессоров, дизелей, всех медленно работающих машин. Никуда не деться и от такого привычного постоянного источника, как городской транспорт. Однако определенные низкочастотные звуки, действуя на слуховые анализаторы мозга, "убеждают" человека бросить курить, спокойно спать, соблюдать диету, быстро читать, усваивать иностранные языки, преодолевать стрессы и испытывать нежные чувства. В Японии, например, выпущены музыкальные магнитофонные кассеты с наложенным на пленку низкочастотным текстом, неуловимым для слуха человека, но воспринимаемым его сознанием. А в закрытых лабораториях тем временем (что уж скрывать?) полным ходом идут исследования по созданию инфразвукового оружия: Ультразвуки не менее: "молчаливы", но обнаруживают свое действие весьма ощутимыми проявлениями. Они оказывают сильное влияние на живые организмы: нити водорослей разрываются, клеточки животных лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1 - 2 минуты; температура тела испытуемых животных повышается - у мыши, например, до 45°С. Реферат: Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов Рис. 1 Потеря слуха с возрастом в зависимости от частот. Реферат: Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов Рис.2 Чувсвительность уха к различным частотам. Неслышимые ультразвуки, как и невидимые ультрафиолетовые лучи, нашли применение в медицине. Так, ученые заметили, что различные шумы вызывают резонанс в мышечных тканях, что приводит к непроизвольным сокращениям мышц без участия мозга. Мышцы сокращаются незначительно, но именно это вызывает потребность произвести более основательные движения. Таким образом, если необходимо побудить людей к каким-либо действиям, шумы и ударные инструменты могут оказать значительную помощь. Для преодоления тормозящих влияний парасимпатической и эндокринной систем используются звуки с частотой около 0,9 Гц. Это песни и музыкальные произведения, активизирующие функцию внешнего дыхания, вследствие чего развивается гипероксия мышечной ткани и повышается так называемый тонус: энергия выплескивается через край, а состояние сонливости и готовности к отдыху исчезает, сменяясь бодростью и жаждой активных действий. Однако не все шумы способны побуждать людей к активности. Точнее, различные группы мышц возбуждаются от различных видов шумов. Более того, шум должен быть прерывистым. Наиболее сильно способствуют активности мышц так называемые розовый (300 - 1200 Гц) и коричневый (25 - 300 Гц) шумы. Наименее результативным и одновременно наиболее распространенным является белый шум (от 1000 - 20 000 Гц), присутствующий в шорохе листьев, порывах ветра, шипеньи пара. Зрители на больших стадионах криками и разговорами генерируют розовый и коричневый шумы, что является одной из причин буйства толпы, происходящего во время футбольных матчей. Драки и погромы, сопровождающие большие спортивные соревнования, - следствие повышенной мышечной активности: ведь вялый, сонный и уставший человек не станет всего этого делать. Конечно, стимуляторами активности футбольных фанатов являются многочисленные факторы - звук лишь один из них, причем довольно значительный. Соответствующий шум может акцентировать кульминационный момент публичного выступления. Для этого после важной фразы, сказанной оратором, должен последовать достаточно громкий (или периодически возникающий и исчезающий) коричневый шум. Гул, являющийся фоном речи, активизирует людей, и оратору легче побудить их к каким-либо действиям. Этот прием используют во время своих предвыборных кампаний многие американские политики, выступающие под одобрительные крики, гул толпы и т. п. В свое время Роберт Кох предсказал: "Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой". Расправляться начали уже давно: еще за три тысячи лет до нашей эры шумеры приказывали оружейникам убирать свои мастерские из центра городов. Юлий Цезарь почти 2000 лет назад в Риме запретил езду ночью на грохочущих колесницах. Тогда же появился запрет на петушиное пение до наступления рассвета. А всего 400 лет назад королева Англии Елизавета III издала закон, который существует по сей день и запрещает мужьям бить своих жен после 10 часов вечера и до пяти утра: "чтобы их крики не беспокоили соседей". Современная наука накопила большой арсенал средств защиты от шума. Основными направлениями снижения акустического загрязнения окружающей среды являются: - уменьшение шума непосредственно в источнике; - снижение уровня шума на пути распространения от источника к объекту воздействия; - архитектурно-планировочные мероприятия; - организационные мероприятия; - индивидуальные средства защиты. В жилых помещениях уровень шума регулируется установкой окон с тройными стеклами, использованием шумозащитных строений в качестве акустических экранов, выносом шумных производств за городскую черту. Но вот что поразительно: самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (так же, как лучшим поглотителем света служит отверстие)! На сегодняшний день уже придумали и успешно пользуются индивидуальными средствами защиты от шума - антифонами, вкладышами, шлемами. Противошумные наушники должны применяться везде, где уровень шума превышает 90 дБ при продолжительности работы 8 часов. Чтобы не нанести вреда здоровью, необходимо соблюдать правило: начиная с 90 дБ, увеличение шума на каждые 3 дБ должно повлечь за собой сокращение рабочего времени в два раза. Например, при уровне шума 91 - 94 дБ продолжительность работы (без дополнительной защиты) может равняться 4 часам; от 94 до 97 дБ - 2 часам; а от 103 до 106 дБ - всего 15 минутам. Будем надеяться, что средства борьбы с шумами станут еще более эффективными, а Земля все же не превратится в планету Тишины и Безмолвия. Мирцание света . Фотосенситивная эпилепсия. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы. Ее иногда называют рефлекторной эпилепсией. Среди людей с эпилептическими приступами только у 2-5% отмечаются фотосенситивные приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Распространенность фотосенситивной эпилепсии зависит также от национальности и наследственной предрасположенности... Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией. Самое важное - это удаленность зрителя от экрана. Необходимо посадить человека так, чтобы часть экрана была загорожена ширмой. Усталость и алкоголь могут усиливать эффект света. Это написано в 1995 году - за два года до японского инцидента. Японцы были далеко не первыми, кто столкнулся с воздействием мерцания. ABCNews в середине 90-х годов опубликовала хронологию исследований воздействия мигающего света на человеческую психику. Несколько выписок, непосредственно относящихся к делу: 1959 г. Художник и поэт Брайн Гисин во время автобусной поездки через тенистую аллею начал галлюционировать, благодаря смене света и тени. Ему понравилось, и через год он построил "Машину сновидений": вращающийся с частотой 78 об/мин (художник видимо использовал в качестве мотора старый проигрыватель) бумажный полосатый цилиндр со стоваттной лампочкой внутри. С помощью этой машинки некоторым счастливцам удавалось достичь сдвига сознания. В начале 60-х появляется мода на пульсирующий свет в дискотеках. Как результат - первые жертвы эпилептических припадков на дискотеках. 1966 г. Премьера экспериментального фильма "Мерцание" (The Flicker ) на Нью-Йоркском фестивале. Создатель сразу предупредил эпилептиков, что им - нельзя. Фильм продолжался 30 минут. Некоторые галлюционировали. У остальных просто разболелась голова. 1991 г. Производители видеоигр признают, что повторяющиеся вспышки экрана могут вызывать эпилептические припадки. Фирма, создавшая злополучный "Покемон" - "Нинтендо" - начинает предупреждать потребителя о риске. На следующий год такие же предупреждения дает "Сега". Однако они относятся к тем, у кого предрасположенность к припадкам известна. "Новичков" выявить заранее невозможно. Апрель 93 г. - трое англичан становятся жертвами телерекламы. Ролик снимается с показа и из него изымается мигание. В сентябре 93 г. "Нинтендо" выигрывает процесс, начатый по иску мичиганской любительницы электронных игр. Суд признал, что Нинтендо никак не виновата в предрасположенности этой особы к припадкам, а их связь с играми неочевидна. Более того - на следующий год Нью-Йоркский педиатр публикует статью, в которой утверждается, что на самом деле игры вызывают благотворный эффект - выявляют эпилептиков в спокойной домашней обстановке. Нужно отметить, что припадки вызывает не только свет, но и звук. Не обязательно телевизионный. В Японии произошло следующее : Вечером 16 декабря по телевизору показали "Карманных Монстров", в которых был короткий пятисекундный эпизод с "мигающим" красно-голубым небом. 685 детишек и взрослых, смотревших мультик, забились в припадке, начались вызовы скорой помощи. 200 человек были гоcпитализированы. На следующий день об этом уже знала вся Япония. Виновника (красно-голубой эпизод) снова показали по телевизору ("видите, на что смотреть нельзя?"). Повторный сеанс вызвал новую волну припадков - еще несколько сот жалоб. Особенно жаловались мамы потерпевших. Возрастной диапазон жертв оказался на удивление широк - от 3-х до 58 лет. У некоторых детей в следствие припадка началось удушье. Газета Юмиури Шимбун сообщила данные министерства образования - симптомы различной степени тяжести обнаружились после передачи у 12950 детей. Каких-то супер-специальных эффектов аниматоры для достижения не применяли - причиной была цветная "мигалка". В японских домах, где комнаты малы, а телевизионные экраны велики, опасность припадка усиливается. Science Daily, сообщил, что "вина" красно-голубого мигания в "Покемоне" доказана....Быстрая смена света и темноты, или контрастные паттерны воздействуют на нейроны, заставляя их вырабатывать электрические импульсы с большей частотой, нежели это происходит обычно. У людей страдающих фотосенсетивной эпилепсией, "электрический шторм" может вызывать мышечные судорги и потерю сознания. Хотя фотосенсетивная эпилепсия - не новый феномен, случай в Японии беспрецедентен по масштабу поражения. Впервые одинаковый раздражитель вызвал столь многочисленную и одновременную реакцию. Исследования подтвердили, что цветное изображение оказывает гораздо большее отрицательное воздействие, чем черно-белое. Из четырех проверенных детей- эпилептиков только двое реагировали на частую смену света и тьмы, но все четверо - на смену контрастных цветов. Таким образом была выявлена новая под- категория этого нервного заболевания - хроматическая эпилепсия. Результат подтверждается прошлогодними сообщениями из Англии, где так же были случаи припадков, спровоцированных сменой контрастных цветов. Эффект 25 кадра. В 1957 году американский психолог, маркетолог и рекламный гений Джеймс Вайкери провел в кинотеатре Нью-Джерси серию убедительных экспериментов. На экран со второго проектора один раз в секунду выстреливались два типа картинок. На одной было написано: "Кока-кола", на второй - "Ешьте поп-корн". Зрители их не различали, поскольку время позиционирования составляло 1/300 долю секунды. Однако информация откладывалась в подсознании, и зрители, выйдя из зала, неосознанно выпивали колы на 17 процентов больше, чем обычно, и пожирали поп-корна больше на 50 процентов. Эта вставка и получила название 25-го кадра, на основании того, что в кинематографе в секунду проецируется 24 кадра. Сейчас, естественно, никакого второго проектора не требуется, все монтируется на магнитном носителе. Этот эксперимент наделал много шума. Рекламные фирмы начали внедрять данную технологию, вышибая из клиентов дополнительные баксы. Однако вскоре был принят закон, запрещающий такую манипуляцию подсознанием и кошельком покупателя, т.е. каждого американца. В нашем законе "О рекламе" также есть статья, которая гласит: "Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются". Существует и способ внедрения в подсознание речевой информации, которая как бы не улавливается слухом. Для этого модуляции голоса сжимаются до ультавысоких частот. Результаты также впечатляют: когда в японском супермаркете начали крутить кассету с "неслышимой" фразой "Не воруй!", число краж резко сократилось. Эти эффекты сейчас некоторые применяют на практике. Например, для изучения иностранного языка, когда человек слушает при помощи плейера веселенькую музычку. А визуальным образом кодируют алкоголиков. Человек говорит, что он хотел бы не пить, предположим, 5 лет. Его сажают в кресло, надевают на голову видео-шлем и 40 минут воздействуют на мозг двадцать пятыми кадрами, где заложена цифра 5 и всякие сопутствующие заветные слова. Необходимо отметить, что алкоголик кодируется добровольно. Однако при помощи телевидения, как сегодня выяснилось, можно кодировать людей, ничего об этом не подозревающих, каким угодно образом. Диапазон безразмерен: от "купи" до "возьми топор и убей ". И, что самое печальное, такое внедрение в наши головы никем не контролируется. Так что надеяться, похоже, не на кого. И на данный момент совершенно непонятно, что может находиться внутри бесчисленных клипов, авторских программ, рекламы. Чистые ли они, или же есть среди них троянские кони, набитые невесть чем? Кстати, не пытайтесь заниматься самостоятельным контролем телеизображения при помощи видаков. Отловить мизерные по времени вставки способны лишь профессиональные видеомагнитофоны. Впрочем, даже отсутствие 25-го кадра не гарантируют неприкосновенность человеческой психики на неосознанном уровне.Человеческий организм насыщен самыми разнообразными ритмами инфразвукового диапазона (например, пульс, альфа-, бета- и дельта-ритмы мозга). И воздействуя "грамотным" образом, можно добиться какого-либо резонанса. Ну а от резонанса, как известно, мосты обрушиваются, а о хлипком человеке и говорить не приходится. Литература 1. Преображенский Е.”Услышав голос не спеши в психушку” М.1998 г. 2. Демкин С.М. “Этот опасный и лучистый мир” М.1998 г. 3. Брегг У. ”Мир света. Мир звука” 1967 г. 4. Вартанян И.А.,Цирульников Е.М. ”Коснутся невидимого, услышать неслышимое” 1985 г. 5. Паулин З. “Чудеса звука” 1965г. 6. Суворов С.Г. “О чём говорит луч света” 1952г. 7. Фролов К.В., Гончаревич И.Д., Мехнов П.П. “Инфразвук, вибрации, человек” 1996г. 8. Андреева-Галанина Е.Ц. и др. “Вибрационная болезнь” Л.1961г. 9. Насонов Д.Н., Равдоник К.С. Реакция живого вещества на внешнее воздействие. – Физиологический журнал, 1947, т.33, № 5. 10. Равдоник К.С. К вопросу о прямом действии слышимых звуков на изолированные поперечно-полосатые мышцы. - ДАН СССР, 1949, т.46, №2. 11. Акустика: Справочник/ Под ред. М.А. Сапожкова,- М.: Радио и связь,1989. 12. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2000г., №2. 13. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2002г., №10. 14. Журнал “Биомедицинская радиоэлектроника”, 2002г., №12. 15. Журнал “Изобретатель и рационализатор” №11-12 1992г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.