реферат скачать
 

Реферат: Наука БЖД

Реферат: Наука БЖД

Московский департамент образования.

Московский городской педагогический университет.

Реферат

на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».

Выполнен: студенткой очно-заочного отделения 5 курса 2 группы Ратниковой А. А.

Москва

2004

План работы.

Введение.............................3

1. Наука БЖД..........................4

2. Цель, задачи и практическое значение науки............6

Заключение............................8

Библиография...........................9

Введение.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой

обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать

благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его

самочувствие и работоспособность.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и

естественного происхождения и достижением комфортных условий

жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране

окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом

стали: воздействие на человека одинако­вых по физике опасных и вредных

факторов среды его обитания, об­щие закономерности реакций на них у человека

и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска

несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и

т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика,

социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности,

акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД

со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

1. Наука БЖД.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии

человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий

деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды

(производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных

факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных

условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей

работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья

людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом

изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в

системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной

опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного

взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в

чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,

способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты

деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к

длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е.

обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных

воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается

соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам,

технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной

техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических

процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля

режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека

в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного

происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений,

направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических

и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет

совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная

оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение

воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия

опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного

состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и

жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

- описание жизненного пространства;

- формирование требований безопасности к источникам

негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

- организацию мониторинга состояния среды обитания

и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

- разработку и использование средств биозащиты;

- реализацию мер по предотвращению и ликвидации

последствий ЧС;

- обучение населения основам БЖД, подготовку

специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые

реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это

защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение.

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека,

разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном

понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской

среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС

техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области

анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие

негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и

значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и

методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать

общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и

применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Библиография.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А.

Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.

2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное

пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.

3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия

«Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.