реферат скачать
 

Реферат: Экономический механизм природопользования.

Реферат: Экономический механизм природопользования.

Экономический механизм природопользования.

Существенным недостатком нашего природохранительного законодательства

долгие годы являлось отсутствие экономического механизма

регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и

природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство

по охране природы носило декларативный характер. Эколого-экономический

подход к охране окружающей среды, оформившийся за последние годы,

позволил начать формирование такого механизма, и первым офицальным

результатом было создание ( Временной типовой методики определения

экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и

оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству ( М.

Экономика, 1986) загрязнением окружающей среды, утверждение

“Временных методических рекомендаций по определению платежей за

загрязнение природной среды” (№ 02- 08187, 1986г).

В соответствии с “Временной типовой методикой “ экономическая оценка

ущерба, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в атмосферный

воздух (У) для отдельного источника определяется по формуле

У=g*s*f*M

где У - оценка ущерба, руб/год,

g - множитель, численно равный 2,4 руб/усл.т,

s - безразмерная величина, характеризующая степень опасности загрязнений для

разных видов пользователей. Она определяется по таблице и формуле “Временной

типовой методики” и колеблется от 10 до 0,06.

f - безразмерная величина, определяемая условиями поведения загрязнений в

атмосфере, определяемая по таблице и формулам “Методики”.

М - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл.т/год.

При определении фактического значения s в год учитывается величина

зоны активного загрязнения (SЗАЗ) Реферат: Экономический механизм природопользования.

и доля площади в этой зоне каждого пользователя(S). При определении М

- массы годового выброса , усл.т., перевод массы выброса каждого вида

загрязнения из тонн в условные тонны производится путем умножения массы

годового выброса каждого вида загрязнения (mi) на показатель

относительной агрессивности данного загрязнения (Аi), определяемый

при сравнении его с агрессивностью, опасностью окисиглерода - СО2 -

принимаемой за единицу, по формуле

Мi = mi * Ai

В результате, выброс 1 т окиси углерода дает 1 условную тонну загрязнения

атмосферного воздуха, а выброс 1 т сернистого ангиидрида равносилен

выбросу 22 усл. т загрязнения.

Этот принцип исчичсления агрессивности положен в основу определения

платежей за выбросы конкретных загрязнителей.

Аналогочно по “ Временной типовой методике” исчисляется размер ущерба

при загрязнении водоемов.

Дальнейшее развитие и оформление экономический механизм

природопользования получил в Постановлении Совета Министров СССР от 9

января 1991 г. № 13 “ Об утверждении на 1991г нормативов платы за

выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их

применения”, и закреплен в ныне действующем Постоновлении

Правительства Российской Федерации №632 от 28 января 1992 г.” Об

утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за

загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды

вредного воздействия,”

Основаниям принятия Постоновления Правительства явился принятый

Верховным Советом в декабре 1991 года Закон РСФСР “ Об охране

окружающей природной среды”. Экономический механизм природопользования

регулируется статьями 15, 17, 19, 20, 21, 24, и некоторых других Закона.

Кроме этих статей, поскольку коснулись Закона, особого внимания

заслуживают статьи 32, 33, 36.

Статья 15. Задачи экономического механизма охраны окружающей

природной среды

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет своими задачами

планирование и финансирование природоохранительных мероприятий,

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и

сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов,

установление нормативов платы и размеров платежей за использование

природных ресурсов, выбросы и сбросы, размещение отходов и др. виды

вредного воздействия,

представление предприятием, учреждением, организациям, а также

гражданам кредитных и иных льгот при внедрении ими

малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов

энергии т.п.,

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей

природной среды и здоровью человека.

Статья 17. Планирование, финансирование и материально-техническое

обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей

природной среды.

Планирование мерроприятий по охране окружающей природной среды и

природопользованию осуществляется в составе программ, пргнозов

социально-экономического развития на основе государственной эколгической

программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране

окружающей среды производится за счет

республиканского бюджета России, бюджетов республик, областей, краев и

местных советов,

средств предприятий и учреждений,

федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических

фондов,

фондов экологического страхования,

кредитов банков,

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан,

а также других источников.

Финансироваие экологических программ и мероприятий по охране

окружающей среды в бюджетах выделяется отдельной строкой и

обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Статья 18 Договор лицензия на комплексное природопользование.

Договор на комплексное природопользование заключается между

природопользователем и исполнительным органом власти на основе

заключения экологической экспертизы на предлагаемую хозяйственную или

иную деятельность лицензии ( разрешения) на комплексное

природопользование.

Лицензия ( разрешение) на комплексное природопользование выдается

природопользователю с указанием видов, обьемов и лимитов хозяйственной

деятельности по использованию природных ресурсов, экологических

требований и последствий несоблюдения этих требований.

Статья 19. Лимиты и приропользование.

Лимиты на природопользование являются системой экологических

ограничений по территориям и представляют собой установленные

предприятиям-природопользователям на определенный срок обьемов

предельного использования (изьятия) природных ресурсов, выбросов и

сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

Статья 20. Платность оспользования природных ресурсов.

Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за

загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы ( земля, недра, вода, лес и иная

растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы)

взимается

за право пользования в пределах установленных лимитов

за сверхлимитное и нерациональное использование

за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия

взимаютсмя за

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и др.виды

загрязнения в пределах установленных лимитов

то же за загрязнение сверх установленных лимитов.

Плата перечисляется в бесспорном порядке в соотношениях

90 процентов на спец.счета внебюджетных государственных экологических

фондов, 10 прцентов-в доход республиканского бюджета РФ, для

финансирования деятельности специальных органов государственного

управления в области охраны окружающей среды.

Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется

правительством РФ.

Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране

окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного

экологическим правонарушением.

Статья 21. Экологические фонды.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления

потерь, компенсации причиненного вреда и других задач создается

единая система внебюджетных государственных экологических фондов,

обьеденяющая федеральный экологический фонд( 10 процентов) поступлений.

республиканские, краевые и областные ( 30 процентов) и местные ( 60

процентов) фонды.

Статья 24. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Оно осуществляется путем

установления налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и

безотходных технологических производств, использовании вторичных

ресурсов и другой аналогичной деятельности,

освобождении от налогообложения экологических фондов, передачи части средств

экологических фондов для реализации мер по снижению выбросов и сбросов

загрязняющих веществ,

установления повышенных норм амортизации основных производительных

природоохранных фондов,

применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию,

введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также

продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий,

применение льготного кредитования организаций, эффективно осуществляющих

охрану окружающей природной среды.

Статья 32. Экологические требования к продукции.

В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и др.

продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную

среду устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда

окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Указанные требования и методы их обоснования утверждаются специально

уполномоченными органами, органами санитарно-эпидемического надзора.

При этом следует помнить, что “экологически грязная” продукция уже сегодня не

находит спроса на мировом рынке.

Статья 33 несколько выпадает из ряда статей, формулирующих и узаконивающих

суть экономического механизма, но в контексте всего курса не обратиться к ней

невозможно. В ней говорится, что при формировани территориально-

производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства,

строительнстве и реконструкции городов, других населенных пунктов

устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную

среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального

использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения

наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения

естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей

природной среде.

И, наконец, статья 36 Закона имеет особое значение во всем регулировании

природопользования - и экономическом, и внеэкономическом - провозглашает

обязательность государственноой экологической экспертизы.

На сегодня в Российской Федерации экономический механизм природопользования

работает в следующих направлениях:

1) действует утвержденный Постановлением Правительства № 632. Порядок

определения платы за загрязнение окружающей природной среды,

2) вводится плата за землю.

1. Постановлением № 632 Правительства предусматривается взимание платы за

следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных

источников,

сброс вредных вещечтв в поверхностные и подземные водные объекты, размещение

отходов,

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и

радиационные воздействия и т.п.).

Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды

вредного воздействия в пределах установленных лимтов (временно согласованных

нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингридиенту загрязняющего

вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их

для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым

нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические

особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов

платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов

определяется по базовым нормативам, причем платежи за предельно допустимые

выбросы, сбросы (ПДВ, ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции,

платежи за превышение и - за счет прибыли предприятия. При этом платежи за

сверхлимитное загрязнение исчисляются в пятикратном размере. Предельные

размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно

допустимых нормативов (лимитные и сверхлимитные) устанавливаются в процентах

от прибыли дифференцирванно по отраслям народного хозяйства.

Взимаемые средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке в

размере 90% во внебюджетные экологические фонды (местные, региональные,

федеральные) и 10% в доход республиканского бюджета.

Согласно закону РФ от 21.02.92г. средства экологических фондов должны

зачисляться на специальные счета банков и распределяться в следующем порядке:

60% на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского,

районного) значения;

30% на реализацию прироохранительных мероприятий республиканского,

краевого,областного значения;

10% федерального значения.

В ряде регионов (Самарской) решено оставлять до 75% начисленных платежей в

распоряжение природопользователей на финансирование природоохранных

мероприятий. Критерием для отнесения мероприятий к природоохранным следует

считать повышение экологичности выпускаемой продукции, сокращение объема

потребления природных ресурсов, включая атмосферный воздух, снижение массы и

уменьшение токсичности сбросов, размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

насчитывают 217 наиболее распространенных ингридиентов и составляют,

например, для некоторых веществ следующие величины:

Наименование загрязняющих вредных веществНорматив платы за выброс 1 т загрязненных вредных веществ (руб.)
в пределах допустимых нормативов (ПДВ)в пределах установленных лимитов (ВСВ)
Азота двуокись4152075
Сернистый ангидрид3301650
Золы углей8254125
Углерода окись525
Углеводороды (пары жидких топлив) по углероду1050
Бенз(а)пирен1650000082500000
Свинец и его соединения, кроме ТЭС (в пересчете на свинец)55000275000

Плата за выбросы от передвижных источников рассчитывается по

указанным нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива,

транспртного средства, пробега. В качестве основных нормиреумых

загрязняющих веществ принимается оксид углерода и азота, углеводороды,

сажа, соединения свинца, диоксид серы. Удельная плата для различных

видов топлива состовляет ( руб.т. или руб.тыс.куб.м.).

Бензин этилированный АИ 93 38,0

А 76, 72 25,0

Бензин неэтилированный АИ 93 10,0

А 76, 72 11,0

Дизельное топливо 21,0

Сжатый природный газ 9,0

Сжиженный газ 11.0

Масса каждого загрязняющего вещества в отработавших газах принимается

по данным НИАТ Минтранса России.

При отсутствии учета плата может также назначаться в зависимости от

типа источника, тыс.руб. в год. Например.

легковой автомобиль- 2, 7 тыс. руб.

грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС- 4 тыс.руб.

автомобиль работающий на газовом топливе - 1,4 тыс.руб.

грузовой автомобильи автобус с дизельным ДВС о 2,3 тыс.руб.

строительно-дорожные машины, с.хоз. техника - 0,5 тыс.руб.

пассажирский тепловоз- 16,2 тыс.руб.

грузовой тепловоз - 21,4 тыс.руб. и т.д.

Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих вредных веществ в

водные обьекты насчитывают 198 ингредиентов, некоторые из них приведены

ниже:

Наименование загрязняющих вредных веществНорматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ (руб)
в пределах допустимых нормативов сбросов (ПДС)в пределах установленных лимитов (ВСНС)
БПКплон7303630
Сульфат-аннон20100
Хлорид-аннон735
Натрий (Na)20100
Нефть и нефтепродукты44350221750
Фенолы, медь221750011087500
Анилин22175000110875000
Ртуть2217500001108750000

Нормативы платы за выбросы ( сбросы) с неустановленными ПДК

утверждены на уровне платы по наиболее опасным загрязняющим

веществам, за сброс по анализу, по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.