реферат скачать
 

Реферат: Действие населения в чрезвычайных ситуациях

Реферат: Действие населения в чрезвычайных ситуациях

Введение

Обучение населения защите от воз­действия оружия массового пораже­ния и

других средств нападения про­тивника — одна из основных задач Гражданской

обороны России. Оно ор­ганизуется и проводится на основании указаний старших

начальников ГО и их штабов, а также указаний и реше­ний местных партийных и

советских органов по вопросам ГО.

Обучение по ГО является всеоб­щим для всех граждан России. Сегодняшние

события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не застрахован

от нападения. Поэтому вопрос ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

актуален и по сей день. Ответ­ственность за обучение руководящего состава ГО,

рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения, проживающего в

ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО объекта. Через штаб

ГО объекта он организует, обеспечивает и руко­водит проведением учебных

мероприя­тий, осуществляет постоянный конт­роль за своевременным и

качествен­ным проведением занятий и учений.

На объекте в соответствии с функ­циональными обязанностями по граж­данской

обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следую­щие категории

обучаемых: руководя­щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и

служащие; население, не занятое в сферах произ­водства и обслуживания,

проживаю­щее в ведомственном жилом секторе.

Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про­граммам.

1. Принципы, формы и методы обучения

Общими принципами при организа­ции и проведении обучения населения по ГО

являются: коммунистическая партийность и научность; обучение то­му, что

необходимо в условиях воен­ного времени; систематичность и

по­следовательность; сознательность и активность; наглядность и

доступ­ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм

и индивидуальный подход в обучении;

выработка морально-психологической стойкости.

Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и

методов обучения. Формы обу­чения выражают организационную сторону учебного

процесса. Они преду­сматривают состав и группировку обучаемых; структуру

занятия (уче­ния); место, время и продолжитель­ность его проведения; роль и

специфи­ку деятельности обучаемых и руково­дителя занятий.

Формы обучения: классные заня­тия, тренировки, тактико-специальные

учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения

гражданской обороны.

Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руково­дитель

занятия, опираясь на созна­тельность обучаемых, вооружает их знаниями, умением,

навыками и фор­мирует у них необходимые умствен­ные и физические качества для

выпол­нения задач ГО. Основной метод обу­чения — практические занятия. При

обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции, практиче­ские

занятия и групповые упражне­ния. Изучение программы завершает­ся участием

руководящего состава в комплексном учении по гражданской обороне, в ходе

которого совершенст­вуются знания и практические навыки по ведению ГО в

различных условиях обстановки, в управлении силами ГО и проведении СНАВР.

При подготовке формирований применяются: для командно-начальст­вующего

состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие в

штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —

практические за­нятия.

Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство­вания

навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и

химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,

выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия

массового пора­жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,

отработки норма­тивов по практическому обучению за­щите от оружия массового

поражения.

Планирование и учет. Планирова­ние подготовки руководящего состава,

формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля­ется на

основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний

министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и зада­чам на новый

учебный год, программ подготовки, выписок из планов комп­лектования курсов ГО и

учебных заведений повышения квалификации.

При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разра­батывать

следующие документы: при­каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по ГО

за минувший и за­дачам на новый учебный год; план основных мероприятий

подготовки ру­ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и обучения

населе­ния, не занятого в сферах производст­ва и обслуживания, проживающего в

ведомственном жилом секторе; распи­сание занятий с каждой учебной груп­пой;

перечень тем штабных трениро­вок и учений по ГО; план-заявку под­готовки

руководящего и командно-на­чальствующего состава на курсах ГО в новом учебном

году.

Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: гра­фик

использования учебно-материаль­ной базы объекта, месячный план ра­боты штаба

ГО объекта и другие до­кументы по произвольной форме. На основании приказа,

плана, программ, руководящих документов по ГО созда­ются учебные группы в

структурных подразделениях и составляется распи­сание занятий для каждой

учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и

команд­но-начальствующего состава составля­ет начальник штаба ГО объекта;

бойцов формирований — командиры фор­мирований; обучающихся остальных

категорий — руководители занятий.

Дни занятий определяются начальни­ком ГО объекта. В расписаниях заня­тий

необходимо отражать последова­тельность отработки тем учебных за­нятий,

предусмотренных программами обучения.

Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид­ном

месте, вблизи рабочих мест, что­бы каждый обучающийся мог его свое­временно

прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи­мых занятий

организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета

проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой

учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает

руководитель учебной группы.

2. Организация обучения на промышленном объекте

Подготовка руководящего состава.

Цель обучения — подготовка руково­дящего состава объекта к практичес­кому

выполнению своих функциональ­ных обязанностей по гражданской обороне, а также

постоянное совер­шенствование знаний и закрепление навыков в решении задач

гражданской обороны на объекте. От уровня теоре­тических знаний и

практических навы­ков руководящего состава зависит их умение управлять силами

и средства­ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.

Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на курсах

гражданской обороны, в ин­ститутах, на факультетах и кур­сах повышения

квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава

создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника

ГО объекта, работники штаба ГО, началь­ники служб ГО и главные специалис­ты,

начальники цехов и им равных структурных подразделений, команди­ры

формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры

формирований, входящие в состав этих подразделений, обучают­ся по программе

подготовки формиро­ваний). Состав учебной группы руко­водящего состава

определяет началь­ник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение

руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий

на учебно-ма­териальной базе своего объекта. Заня­тия с учебной группой

руководящего состава проводят: начальник граж­данской обороны объекта, его

замес­тители, начальник штаба ГО объекта, начальники служб, главные

специа­листы, а также работники вышестоя­щих штабов ГО, организаций и

учреж­дений.

В научно-исследовательских учреж­дениях, конструкторских бюро и учеб­ных

заведениях для проведения заня­тий по отдельным темам привлекаются научные

работники, специалисты на­родного хозяйства и преподаватель­ский состав.

Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным

действиям в очагах пораже­ния (зонах заражения), районах сти­хийных бедствий,

крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна­чением.

На командно-начальствующий со­став возлагается ответственность по поддержанию

на необходимом уровне готовности формирований к выполне­нию возложенных на

них задач в сложных условиях быстро меняющей­ся обстановки. Обучение личного

со­става формирований на объекте про­водится ежегодно и включает общую,

специальную подготовку и тактико-специальные учения.

Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под­готовки

рабочих и служащих и орга­низуется по цехам, производствам, от­делам,

бригадам и т. д.

Специальная подготовка и такти­ко-специальные учения проводятся в рабочее

время. При планировании обучения личного состава формирова­ний

предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предше­ствовали

занятиям с рядовым соста­вом по общим темам. Изучение тем общей и специальной

подготовки мо­жет осуществляться параллельно.

Для подготовки команд­но-начальствующего состава на объекте по общей тематике

специ­альной подготовки создаются учебные группы не более 30 человек из

коман­диров различных формирований. Спе­циальные темы изучаются в составе

групп, комплектуемых из одноименных формирований или по родственным

специальностям.

Занятия с командирами формиро­ваний проводят начальник штаба ГО, начальники

служб и главные специа­листы объекта.

Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем

темам) проводит­ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной базе

своего объ­екта с целью привития обучаемым практических навыков в выполнении

своих функциональных обязанностей— на тактическом фоне с использованием

средств имитации, создающих обста­новку, максимально приближенную к реальной.

Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На

тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить

полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами,

инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.

В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также

степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом

выставляется оценка.

Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемо­му

дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном

использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения и

других средств нападе­ния противника.

Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и

уверенных практических на­выков в использовании основных средств и способов

защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания

само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся

практически.

Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является

выполнение специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение и

сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам защиты

от воздействия оружия массового пора­жения.

Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по

защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют выработке

твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и коллективной

защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при проведении

спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в очагах

поражения и зонах заражения.

Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на прак­тические

занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение выполнять

нормативы дает возмож­ность установить единый подход в оп­ределении степени

готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия массового поражения и

других средств нападения противника.

Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим

подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в

которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в

формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков служб,

командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов, мастеров,

инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц, назначенных

приказом на­чальника ГО объекта.

Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем

объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские

работники.

Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся приказом

начальника ГО объекта.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслужива­ния.

Данная категория населения изучает способы защиты от оружия мас­тного поражения

и других средств нападения противника. Основное вни­мание при этом обращается

на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами

коллективной и индивидуальной защи­ты, оказывать помощь себе и пострадавшим,

защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения

противника, а также на знание правил поведения при стихий­ных бедствиях.

Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому

принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12 человек)

по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей учебных

групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по медицинским темам

проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших курсов медицинских

вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает памятку «Это должен

знать и уметь каждый».

Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут

начальники ГО объектов.

3. Учения по гражданской обороне

Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава,

формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На учениях

вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные действия

личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее

целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и

инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.

Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают

возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не занятое

в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения

противником оружия мас­сового поражения и других средств нападения,

воспитывать в людях высо­кие морально-политические и психоло­гические

качества.

В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на

объектах организуются и про­водятся:

— тактико-специальные учения гражданской обороны;

— командно-штабные учения граж­данской обороны;

— объектовые тренировки по гражданской обороне;

— комплексные учения граждан­ской обороны.

Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее

эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению стоящих

пе­ред ними задач.

На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-

на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации

по­следствий применения противником оружия массового поражения и других

средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по

защите населения и производ­ства.

Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-ма­териальную

базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети, защит­ные сооружения,

различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок

района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними

задачи в услови­ях конкретной тактической обстановки при тесном

взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).

Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся, как

правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в ходе

командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с формированием

общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО, начальник штаба

или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием служб—соответствующий

на­чальник службы, которому непосред­ственно подчинено формирование.

Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить

забла­говременно и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с

календар­ным планом.

На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения

учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников

руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения

(материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.),

инструкция по мерам безопасности на учении.

Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план

проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность

отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и

включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя

проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество

техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;

этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую

обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления,

обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового

поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.

Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте

постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале

необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить их

готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения вручает

тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время для

уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач

подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и

утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае

не­обходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки

ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, об­ращая особое

внимание на своевре­менную организацию спасательных работ в соответствии со

сложившейся обстановкой и на эффективное исполь­зование техники. Дальнейший

поря­док проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений

обучаемых им командиров и разрабо­танного плана учения. Руководитель учения

лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку,

предусматривая выход из строя людей и техники, из­менение радиационной,

химической, бактериологической (биологической) обстановки на объекте. В

соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров

принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным

задач и соответствующих действий последних. Рядовой состав формирований

выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей

специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага

поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение

ру­ководитель проводит разбор учения.

Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных

форм совместной подго­товки начальников штабов, начальни­ков служб ГО, другого

руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих

функци­ональных обязанностей. На нем отра­батываются все основные вопросы

организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработан­ных планов

ГО.

Основные цели командно-штабного учения: повышение теоретических зна­ний и

практических навыков руководя­щего и командно-начальствующего со­става в

выполнении мероприятий ГО объекта; отработка взаимодействия между службами,

формированиями и соседями; уточнение и отработка воп­росов управления ГО

объекта и все­стороннего обеспечения мероприятий; привитие обучаемым

необходимых практических навыков в организации и ведении ГО на объекте.

Командно-штабное учение проводит­ся на фоне конкретной тактической

обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой

предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед

ко­мандно-штабным учением рекоменду­ется проводить штабные тренировки.

Количество их и время проведения оп­ределяет начальник ГО объекта, исхо­дя из

целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего со­става и органов

управления. На уче­ние могут привлекаться разведыва­тельные формирования,

формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины (посты), а

на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и спаса­тельные.

Руководителем командно-штабного учения является начальник гражданской обороны

объекта.

Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объек­товые тренировки по

гражданской обо­роне—наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и

учебных заведений к действиям в условиях воз­можного применения противником

оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках

отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким рас­четом,

чтобы за 2—3-летний цикл от­работать весь комплекс мероприятий, предусмотренных

планом ГО объекта. Проверяется реальность этих меро­приятий.

К участию в объективной трениров­ке привлекаются: руководящий состав,

формирования, рабочие и служащие, студенты и учащиеся и население

ве­домственного жилого фонда и незаня­тое в производстве и сфере

обслужи­вания.

Главная задача 0'бъектовых трени­ровок—отработка основных, наиболее

Э1рфективных приемов и способов за­щиты людей от оружия массового по­ражения

и других средств нападения противника, а также мероприятий, по­вышающих

устойчивость работы объ­ектов в военное время.

Подготовка объектовой трениров­ки осуществляется лично начальником ГО объекта

с учетом характера произ­водственной деятельности объекта и организации

гражданской обороны. Для более организованной и целена­правленной подготовки

объектовой тренировки разрабатываются и изда­ются: приказ начальника

гражданской обороны объекта, который доводится до исполнителей не позднее чем

за полтора месяца до начала тренировки, план проведения тренировки (может

дополняться графиком), частные пла­ны помощников руководителя трени­ровки,

план политической работы.

Основной учебно-методический до­кумент — план проведения тренировки, который

состоит из текстуальной час­ти, где указывается тема, время про­ведения

объектовой тренировки, со­став участников, учебные цели и учеб­ные вопросы

для каждой категории обучаемых, место отработки практи­ческих мероприятий, их

материальное обеспечение и порядок организации и проведения имитации. План

прове­дения объектовой тренировки утвер­ждается руководителем тренировки и

доводится до исполнителей не менее чем за месяц до ее начала. Кроме плана

разрабатывается график, в ко­тором указывается состав привлекае­мых

участников, мероприятия и время отработки каждого из них.

График утверждается начальником ГО объекта народного хозяйства и до­водится

до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. На­чальники

основных производственных подразделений, помощники руководи­теля тренировки,

посредники разраба­тывают частные планы. Частные пла­ны утверждает

руководитель трени­ровки. План политической работы раз­рабатывается партийным

комитетом.

Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами

формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которо­го

уточнить порядок проведения тре­нировки. Объектовая тренировка про­водится на

территории объекта народ­ного хозяйства с максимальным ис­пользованием

материальной базы. Производственная деятельность объек­та не прекращается;

тренировка про­водится в удобное для объекта время, что позволяет сократить

до минимума потери рабочего времени. Формирова­ния привлекаются для

выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены планом.

В хо­де тренировок отрабатываются: орга­низация защиты рабочих и служащих при

внезапном нападении противника; практическое осуществление меропри­ятий,

проводимых при угрозе нападе­ния противника; мероприятия по лик­видации

последствий стихийных бедст­вий, крупных аварий и катастроф.

Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от содержания

плана ГО объекта. По ре­шению начальника ГО объекта отдель­ные наиболее

важные мероприятия могут отрабатываться в ходе всех тре­нировок, Оценка

качества проведен-ной объектовой тренировки осуществ­ляется в соответствии с

положением «Критериев оценки тренировок граж­данской обороны на объектах

народ­ного хозяйства».

По окончании тренировки началь­ник ГО объекта проводит разбор, в ко­тором

анализируются действия обуча­емых, указываются недостатки, опре­деляются пути

и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной

тренировки вносятся из­менения в план ГО объекта.

О результатах тренировки по ГО не позднее 10 суток со времени ее прове­дения

докладывается в штаб ГО райо­на (города) и в министерство (ведом­ство) по

подчиненности.

Комплексные учения гражданской обороны завершают установленный цикл

подготовки объ­екта по ГО, являются одной из важ­нейших форм подготовки объекта

в це­лом.

Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейст­вуют

одновременно в единой такти­ческой обстановке и решают весь ком­плекс задач,

предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-произ­водственной базе,

без остановки произ­водственной деятельности. На учении обычно проверяются:

реальность пла­на ГО объекта; степень готовности объ­екта к осуществлению

мероприятий ГО и проведению работ по ликвида­ции последствий применения

против­ником оружия массового поражения и других средств нападения, а также

по­следствий стихийных бедствий, круп­ных аварий и катастроф; устойчивость

работы объекта в военное время. Та­кое учение дает возможность отрабо­тать

весь комплекс мероприятий ГО с учетом производственной деятельности объекта в

военное время.

Руководителем учения, как прави­ло, является начальник ГО объекта, а

некоторых учений—старшие началь­ники. Это дает возможность улучшить методику

проведения учений, а также оценить состояние гражданской оборо­ны объекта. На

учение привлекается весь руководящий и командно-началь­ствующий состав,

формирования, ра­бочие и служащие, не входящие в фор­мирования. Формирования

привлека­ются к действиям на определенных этапах и выполняют свои

специфиче­ские задачи, а руководящий и команд­но-начальствующий состав

действует на учении от начала до конца.

На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, ха­рактерная

для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и

обоснованных реше­ний, умелых и решительных действий. В ходе учения

руководящий и команд­но-начальствующий состав обучается четкой организации в

управлении фор­мированиями в условиях сильных раз­рушений, радиоактивного,

химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых

пожаров, На учении необходимо решительно пресе­кать пассивность и

медлительность в действиях обучаемых, а также не до­пускать упрощений в

создаваемой об­становке.

Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении , как

правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соот­ветствии с

планом учения для выпол­нения определенных задач.

Основные должностные лица на комплексном учении. Для подготовки и

проведения комплексного учения назначаются: руководитель учения; за­местители и

помощники руководителя учения, посредники, а также штаб ру­ководства.

В тех случаях, когда руководите­лем учения является начальник ГО объекта,

функции штаба руководства выполняет штаб ГО объекта. Штаб руководства при

организации и прове­дении комплексного учения организует подготовку всех лиц,

привлекаемых на учение; проверяет их готовность, в том числе меры

безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методи­ческие документы;

подготавливает учебную и производственно-техническую базу.

Помимо этих, общих для всех руко­водящих лиц обязанностей, каждый выполняет

свои обязанности, связанные с его должностью на учении.

Подготовка учения. От уровня под­готовки комплексного учения во мно­гом

зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с уче­том плана ГО

объекта, его организа­ционно-штатной структуры, материально-производственной

базы, специфики производства, территориального размещения, состояния ГО и

других факторов.

Для подготовки учения разрабатывается календарный план. Руководи­телю учения

необходимо: определить тему учения, учебные цели, этапы и учебные вопросы,

уточнить количество командно-начальствующего состава, формирований,

рабочих, служащих и других категорий населения, привлека­емых на учение,

выработать основные положения плана учения, провести ре­когносцировку района

учения, опреде­лить порядок материально-техническо­го обеспечения.

Руководитель учения лично готовит своих заместителей, по­мощников,

посредников и штаб руководства. Он несет ответственность за организацию,

подготовку и проведение учения.

Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредствен­но на

объекте методом групповых уп­ражнений и решением летучек.

Для проведения учения на основа­нии указаний руководителя разраба­тываются:

— план проведения учения;

— организационные указания;

— частные планы заместителей и помощников руководителя учения;

— план политической работы;

— планы обеспечения учения (ма­териально-технического, связи, имита­ции,

комендантской службы и другие);

— инструкция по мерам безопасно­сти на учении.

План проведения учения — основ­ной документ. В нем определяются те­ма,

учебные цели, этапы учения, по­следовательность отработки учебных вопросов по

этапам, время проведения и Другие вопросы. План и организаци­онные указания

разрабатываются шта­бом руководства текстуально, с прило­жением карт, схем и

утверждаются ру­ководителем учения не позже чем за две недели до его начала.

Заместители и помощники руково­дителя разрабатывают текстуально или

графически частные планы, в кото­рых указывают учебные цели для

со­ответствующего формирования (кате­гории обучаемых), обстановку и

содер­жание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения.

Част­ные планы утверждаются руководите­лем учения.

План политической работы разра­батывается партийным комитетом объ­екта.

План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации

текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации,

сигналы управления, силы и средства, выделяемые для вы­полнения имитационных

работ, а так­же меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности. План

ими­тации утверждается руководителем учения.

Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать

с вручения распоряжения на­чальника ГО района начальнику ГО объекта о

приведении ГО в готов­ность.

Введение угрозы нападения против­ника дает возможность постепенно на­ращивать

обстановку и более деталь­но проверить реальность плана ГО объекта. В этом

случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане ГО на период угрозы

нападения противника и соответственно уточня­ются этапы учения, количество и

со­держание которых зависят от темы, учебных целей и масштабов учения, а

также отведенного на него времени.

На первом этапе — мероприятия ГО, выполняемые во время угрозы на­падения

противника: оповещение и сбор руководящего, командно-началь­ствующего состава и

формирований, развертывание пунктов управления, приведение и готовность

защитных со­оружении, выдача и подготовка средств индивидуальной защиты,

изготовление противопыльных тканевых масок и ватно-марлсвых повязок,

организация и повышение устойчивости работы объ­екта, а также другие

мероприятия, предусмотренные реальным планом ГО объекта.

На следующих этапах отрабатыва­ются мероприятия по рассредоточе­нию и

эвакуации и ведению спасатель­ных и неотложных аварийно-восстано­вительных

работ.

После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практиче­ские

действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения закан­чиваются.

Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирова­ний, о

дальнейших действиях осталь­ных участников учения, проверке на­личия техники,

приведении в порядок района учения, месте и времени прове­дения разбора.

После выполнения этих указаний и соответствующих докладов заместителей,

помощников и начальни­ка штаба руководства руководитель учения объявляет

отбой учения.

Разбор учения необходимо гото­вить тщательно и всесторонне.

Раз­бор—заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ дей­ствий

обучаемых, подводят итоги уче­ния и определяют, в какой степени до­стигнуты

поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с руково­дящим и

командно-начальствующим составом, а затем со всеми участника­ми. Руководитель

учения дает оценку действиям обучаемых и ставит задачи по устранению

выявленных недостат­ков.

После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные

разборы с отдельными кате­гориями обучаемых, а также со служ­бами и

формированиями.

О результатах проведенного ком­плексного учения представляется док­лада штаб

ГО района; на основании учения разрабатывается план практи­ческих мероприятий

по устранению выявленных недостатков на объекте. При необходимости вносятся

соответ­ствующие изменения в план ГО объ­екта.

Заключение

Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной и

бытовой техники.Человечество радуется достижениям науки и техники, однако не

надо забывать что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того от

того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого второго

телефон , люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это то

чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать

никогда. Ежедневно где- либо в мире идет перестрелка и гибнут люди, и когда-

нибудь это «где-то» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое

перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А

потому обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех

учебных заведениях.

Литература

1.Откуда исходит угроза миру.2-е изд. М.,1984

2. Методическое указание к практическим работам по курсу «Гражданская

оборона», под ред. Л.Г. Ширшева М.,1981

3. Гражданская оборона: Учебное пособие , Под. Ред. А.Т. Алтунина. М.1985

4. Защита от оружия массового поражения: Справочник , Под ред. В.В.Мясникова

М., 1984


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.